Рецензия на «И смерть поправшая душа...» (Людмила Антипова)

Dixilit!
Стихотворение заряжено энергией - волей к жизни, верой.
Тяготеет к классической образности речи, к пушкинской строке.
В самом начале призыв:

"Не пропустите этот миг
Начала музыки весенней,"

Я бы поставил восклик: Не пропустите этот миг! потом - дано пояснение, что это за миг? - миг "Начала музыки весенней"

Звучит призывом, выйти из жизненной рутины, почувствовать зарождение нового, весеннего теплого, уловить:
« Замри мгновенье ты прекрасно» – сродни Геттевскому Фаусту.
- это лучшее, что дарит жизнь, что проскальзывает мимо нас, в суете, быта и будней.
Звучит, как призыв - проснись! - не пропусти, улови миг - начало весны! - строчки уводят к блоковскому настроению:

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Но Блок не призывает, а констатирует – в этом есть определенная корректность, он дает туже эмоцию, веры, надежды, но не через подтекст воспитательных акцентов,
В которых гнездиться некий упрек: ( не пропусти, лопух! )
а через собственное восприятие:

«Узнаю тебя жизнь,
Принимаю и приветствую….»

Блок занят весной, своим погружением в нее, он пробуждает своим отношением, а не прямым призывом!
Это более деликатно ( с моей точке зрения)

«Принимаю тебя неудача!
И удача тебе мой привет!»

– Его чувства заряжают - хочется принимать и удачу и неудачу.
А стоит сказать:

«Принимайте все неудачи! И удачи - Вам привет» – всё - убита поэза! возникает протест!

«Что ты тут раскомандовался?!»

Пастернак, нередко использовал, эту коробящую назидательность:

«Не надо заводить архивов, над рукописями трястись, но надо жить – так и этак»

«Из белой паузы зимы,
Возникший в страстном нетерпенье,»

- пауза зимы звучит музыкальной паузой, подготавливая к возникновению голубой, колокольной ноты.

"И загудит в заветный срок
Царь-колокол на Беловодье,
И разнесёт московский смог
По голубой и долгой ноте."

Красивый звуковой образ:

«разнесёт московский смог
По голубой и долгой ноте.»

Но напрашивается, «если звучит, то «на ноте», а если разнесет, то « по нотам».

«В исходе сил, зелёным "фа",
Забыв про раны и потери,»

Чувствую резонанс - такое разговорное звучание: «забыв в исходе сил про раны»
не гармонично в этом классическом произведении.
Тут более уместно: - «На исходе сил… Забыв о ранах и потерях,»

Что такое «зеленым фа» – не догнал – сама ассоциация понятна и дополнена твоей компьютерной акварелью, где голубые и зеленые пятна превалируют.
Но если фа – нота, то она женского рода - должно быть - зеленой «фа»
В этом смысли, в идею "с зелёным фа" - не въехал.

«Взойдёт победная листва,
Как дух берёзовой свирели,»

- "Дух березовой свирели" – сильные строч.
( можно сказать: взошла трава, но сказать - листва взошла – звучит коряво. Листва распускается но не всходит)
и дух скорее возноситься, чем всходит.
– Сравнение чудесно, но точности – не хватает, надо оттачивать.

«И, этой музыкой дыша,
Земля откроет небу двери,
И смерть, поправшая душа,
Ликует, и поёт, и верит!»

- Вот он - тот пушкинский рефрен, о котором я говорил вначале:

"И смерть, поправшая душа,
Ликует, и поёт, и верит!"

«И торжество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»

Твое стихотворение заключает в себе поэтичный, жизнеутверждающий взлет чувств.
Но "тема весны" - непросто воспета, она избита до полусмерти!
Невероятно сложно сохранить самобытность собственной речи в потоке бесконечных весенних излияний. Уже дано и Есенин:

«весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»

И ласточка Фета, "с веною в сени к нам летит»

И всякие капели и свирели уже насвиристели донемогу!

Люблю Габриэлу Мистраль, ее весну в цветенье лимона и фуксий, она у нее - Донья Весна, приведу целиком:

Как белое чудо --
донья Весна.
В цветенье лимона
одета она.

А вместо сандалий -
широкие листья,
и алые фуксии
вместо монистов.

Навстречу к ней выйдем
по дымчатой прели -
к безумной от солнца,
к безумной от трелей.

Дохнет -- и цветенье
все выше и шире:
смеется над всеми
печалями в мире.

Не верит, что в мире есть
зло и рутина.
И как ей понять их
в цветенье жасмина?

И как ей понять их,
когда без заботы
искрятся на солнце,
звенят водометы?

На землю больную,
на щели без дерна
кладет она роды,
кладет она зерна.

Потом кружевами,
зеленой резьбою
печальные камни
надгробий покроет...

О, сделай, Весна,
чтоб и мы без усилий
летели по жизни
и розы дарили.

То розы восторга,
прощенья, любви,
самоотреченья --
как розы твои.

Но в твоем стихотворении, есть музыкальность. Я бы развил этот эстетико-жест в танец нестандартных «па» - только так можно углубить тему, внести в нее свою лепту!
Думаю, эта нота-цвета, краска-звука!
Каждая нота, как чакра соответствует своему цвету – вот не банальный ход в весенней теме!
И ты, конечно, его знаешь, потому что у тебя звучит "зелёная фа" – неспроста, а по замыслу.
А на Марсе, например, – красное «до» потому что Марс - Красная Планета.
Оранжевый, с оттенком пурпура, соответствует ноте «ре».
Европейцы считают цветом Солнца оранжевый, а восточные культуры соотносят цвет Солнца с голубым, для меня это цвет земли:

«Спит земля в сеянье голубом!
Что же мне так грустно и так больно…» - Люблю это Лермонтовское…

Желтый, связан с «ми» - управляет Меркурий - эллинские боги разъезжали по небесам на огненных колесницах и связывали планеты с "красками".
Зеленый, соответствует «фа» - я понял, что ты хотела сказать: это цвет роста, влияет на рост растений - той самой листвы, видимо, рифма тебя навела:
фа- листва:)
( но не уверен, что еще кто-нибудь понял эту мысль, она у тебя получилась слишком закодирована) - зеленый цвет связан с Сатурном.
Голубой с нотой Соль - управляет Юпитер.
Индиго - это Ля в музыке – управляет Венера, она благоприятствует
человеку, создает лучший тип характера и я рассчитал, чтобы моя дочь родилась под Венерой - это случилось, именно в 6 :15, когда выходит Венера.
Думаю, так совпало, потому что моя жена настроилась на звуки неба.
Всю ее беременность мы читали о звездах, влияниях планет, типах характеров… просто на кухне, например, она заваривала чай, а я читал вслух, или делал, что-нить нужное, а она читала и мы обсуждали, что, на что влияет и как проявляется.
Такая привычка, пока что-то готовится читать вслух, до сих пор осталась.
Мы гуляли ночами, рассматривали небо иногда с высоких крыш, у меня был полевой бинокль, таскал его с собой вместе с писальной банкой, соком и цветами.
Сервис-банка, ибн культурно присесть в городе-герое Москве нунегде, а " на третьем симестре - давление на пузырь - впечатление велико, а результат - две капли" - ребеночку зачем в аммиаках плавать?
Фиолетовый, связан с нотой Си - управляется Луной.
Кто имеет высокий уровень вибраций, Луна, и фиолетовый цвет, усиливают спиритуальность.
Сленговое – «мне все фиолетово» - космических понятий не содержит.
Кажется с первого взгляда, что все это далеко от весны.
Но это не так, я прочел в твоих стихах весеннюю цвето-музыку в зеленом звучании «фа»! - значит, ты думала об этом.
….ни у кого, ничего подобного, не встречал в сказках о весне…
:))

Сан-Торас   23.04.2014 06:54     Заявить о нарушении
ДИКСИЛИТ

Санто, твой замысел Диксилита, похоже, обрастает дышашей плотью!
На костяк разбора короткого стиха ты щедро нанизал гроздья дорогих и близких мне аллюзий, литературных и иных, например, соответствие цвета, звука,точек сознания и сил. Сейчас это уже проникло в умы, стало вроде общего места, так что для понимания смысла стиха моего препятствий нет.
Но ты напомнил мне связь зелёной ноты с Сатурном, тут я ахнула - приоткрылся люк выхода в простор космоса, а я туда и нос не совала, когда эти стихи написались-то...
Одно четверостишие я изменила, уж не помню, почему - то ли так мне захотелось при издании книги, то кто-то убедил, что вряд ли...

"Как после слёз - глубокий вздох!
Всеисцеляюще свободен,
Всплывёт небесный потолок
На голубой и долгой ноте." А ещё были у меня в варианте "Победно листьями взлетят берёз мелованные перья"; как давно это было, Санто!

Да, про знак восклик - был он у меня, но "Не пропустите этот миг!
Начала музыки весенней" - не то, смещение чуть истерическое - миг начала - это точнее.
И точнее, по-моему, зелёным "фа", иррационально безродным и неукротимым(мужской род!), чем зелёной фа - ну, по грамматике правильней, а сила-то пропадает. такое у меня ощущение.
А "забыть про" - безогляднее, решительнее, чем "забыть о", хотя стилистически на одном уровне, без снижения.
Знаешь, я в стихах склонна к сжатости и точности; меня критики упрекали за мужскую густоту письма, мол, подразбавить надо, мало воздуху, пояснений и объяснений(воды, читай),но...Вот сейчас бы могла накачать и воздуху, и водички подлить, а не во что - просто так, от скуки, не пишу, может и зря. Вот и накрывает энтропия с головой.

А знаешь, что меня привело в восторг щенячий в твоём послании - рассказ-воспоминанье :

"Индиго - это Ля в музыке – управляет Венера, она благоприятствует
человеку, создает лучший тип характера и я рассчитал, чтобы моя дочь родилась под Венерой - это случилось, именно в 6 :15, когда выходит Венера.
Думаю, так совпало, потому что моя жена настроилась на звуки неба..." И далее по тексту! Просто отдельный прелестный рассказ в твоём духе - от звёзд до сервис-банки, или наоборот!

А еще твой подарок - стихи Мистраль, а еще - совпадение вкусов наших(Блок, Лермонтов...),я и так это предчувствовала, но как радостно подтверждение!


Людмила Антипова   23.04.2014 11:09   Заявить о нарушении
ДИКСИЛИТ

http://www.stihi.ru/2011/07/23/5579

Спохватилась я, - соблюдая ПРАВИЛА.

Людмила Антипова   23.04.2014 11:31   Заявить о нарушении
Лючия, милая ты тяготеешь в своих текстах и размышлениях к вечности, от тебя
бытом не пахнет.
Хотя, стихи в фартуке тож воспринимаю - главное природа самобытности, дар в человеке! - могу любить и розу, и ромашку:))
Но более склонен к редким сортам, чем к полевым дичкам.
А сервис-банка – ты бы ухохоталась, я ведь и в метро брал с собой, там же не выйдешь за пять минут, а потом куда?
И почему я должен доставлять дискомфорт моим обожаемым девочкам?
Жена моя, канеша ни за что не соглашалась в метро! Но не мог же позволить ей страдать!
Пошил специальный плащ, как парашют.
Как-то едем в метро – началось это - оёёёёйй!
Я достал свой сервис и уверял, что вода дырочку найдет!
Но она нет! Стеснялась:
- тут, же люди, они смотрят!
Ах, так?! - я отошел, метров на 10 и запел во все горло – граждане, естественно
уставились исключительно на это йоперное исполнение.
Ария продолжалась пока моя жена не приспособила сервис-банку под плащ-парашют!
Почему я должен жить в навязанных условностях, которые не рассчитаны на человеческие потребности?!
А Диксилит зависит от всех участников, посмотрим)

Сан-Торас   23.04.2014 11:48   Заявить о нарушении
Вот куда делся мой текст,а? (Риторицкий вопрос)
Я предлагала написать тебе отд. рассказ или в дневник поместить - от звёзд до сервис-банки с твоим отвлекающим вокалом в метро. Ржунимагу,но понимаю, принимаю и одобряю таку пощёчину общ. вкусу!
Картина маслом: "парашют" на заднем плане, а на авансцене, заслоняя героиню распахнутыми полами модного плаща, стоит в третьей позиции трезвый с виду брюнет и, перекрывая грохот подземки, страстно выводит:
Ночной зефир струит эфир. Шумит, бежит Гвадалквивир, струит, бежит Гвадалквивир, струит, струит Гва-адалквиви-и-рр..

Людмила Антипова   23.04.2014 15:20   Заявить о нарушении
Какой текст Лючия?
Ты мне говори если что, ведь неумышленно могу пропустить, рецы рулонами и все разные теряется связь, что куда.

Сан-Торас   23.04.2014 20:04   Заявить о нарушении
ДА МОЙ. САНТО, НА ТУ ЖЕ ТЕМУ, В "ЗАМЕЧАНИЯХ". м.Б. САМА ЗАБЫЛА "ОПУБЛИКОВАТЬ".
вСЁ ТВОЁ КО МНЕ ПРОЧЛА. СПАСИБО

Людмила Антипова   24.04.2014 01:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Людмила Антипова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сан-Торас
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.04.2014