Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)
В последние дни много говорят о "двойных стандартах". Нечто похожее наблюдается и на этом конкурсе. И всё ничего, если бы не доходило до прямо противоположности. Это широкая тема для долгого разговора, но я постараюсь кратко После первого знакомства с японской поэзией, мне подумалось, что это точно "не моё", поскольку запрещены две основные вещи за которые я, собственно, поэзию и люблю - то, что и отличает её от прозы, а именно: Рифма и Тропы (метафоры и прочее...) Однако, подкупила обязательность сокрытия логических связей, то что свойственно суггестивной и символической поэзии. Отдельный разговор о форме, по сути это разновидность комбинаторики, поэзия ограничений, но те "вольности", которые здесь разрешены нивелируют, если не сказать больше "профанируют" всю идею, особенно, в соревновательном процессе. Ну, это как если бы - все пишут, например, палиндромы, но некоторым "более равным зверям" разрешено менять или пропускать буквы, как если все играют одной рукой, а кому-то позволено двумя. Но основной приоритет даже не в этом. Его уже озвучила Ольга (Любимая игрушка), причём устами самих японцев. . «Вопреки чрезвычайной лаконичности этой поэтической формы, трёхстишие хайку строится, как правило, на сопоставлении каких-либо двух явлений. Эти явления вступаю во взаимодействие, между ними возникает напряжение, которое придаёт стихотворению чрезвычайную динамичность. Именно эта биполярная структура, как мне кажется, и позволяет достигнуть максимального углубления и расширения смысла в пределах малой формы» . (Такахаси Дз. Горизонты японской поэзии//Странный ветер. Современная японская поэзия/Пер. с яп. – М., 2003. – с. XI-XXY) . Мы можем нарисовать вещественную картинку, даже соблюсти форму и все прочие "атрибуты" например, хайку. Но без условия озвученного выше - всё насмарку. Нет, это может быть позитивно, радостно, приятно и так далее, но это вкусовое предпочтение "за ясность и внятность" совсем "из другой оперы" нашего русского менталитета, которую иные пытаются "протащить" в японскую поэзию. А здесь читателю нужно "работать" в стихе и одной "весенней ласточкой в сенях" - не обойдёшься, а всё потому, что любой задаст вопрос: "Ну и что?" - и отлеталась эта самая ласточка. Однако, кратко не получается. Перейдём, собственно, к оценкам, тем более, что и у меня "свой стандарт", который я постарался обозначить выше. 1. Вести из дома в окне отражается пламя заката (6) Не знаю, наверное, есть такое понятие как "актуальное" хайку. В свете всех волнующих последних событий на Украине, напряжение, как раз считывается. Многие сетуют на невещественное "вести", что ж заменим на "письма" - по-моему смысл идентичен. 2. прощеное воскресение над куполом храма стайка голубей (4) Даже если не учитывать не соответствие формы и невещественность воскресения, никакого сопоставления не наблюдается. 3 -------------------- 4. дольняя дымка дробью дождинки. дотла день догорает (5) Тавтограмма в хайку - это комби в комби. Если воспринимать, как аллитерацию на "Д" - недопустимый силлабо-тонический Троп. Существуют даже палиндромные хайку, но по форме, а не по духу. Для этого есть специальные конкурсы. 5. плывут облака по холодной лазури по стали клинка (4) Даже если представить себе отражённые облака в зеркальной стали клинка, что по мнению автора это может характеризовать, не говоря уже о том, с чем сопоставлено? 6. час пик в метро напротив такая же шляпка (7) "час пик" - малоинформативно. Но мысль прослеживается в качестве "женской ревности" можно даже пошутить. в метро напротив такая же шляпка теряю лицо 7. весенний сюрприз на ветке недотроги цвета лимона (4) Опять же "сюрприз и недотрога" не рисуемые образы. Сопоставления, как такого - нет. 8. белые цветы восковые слова обними меня…(6) Действительно, двустишие с невещественной второй строкой, записанное в форме хайку. Эдакая "Уловка №22" 9. осыпаются неприступные стены под жарким солнцем... (5) Как в своё время пел "Крематорий" "Песочный замок, построенный мной - давным давно смыт волной... " Здесь бы на "крушение надежд" как-нибудь намекнуть, да места не хватает. 10. Венок на воде Беззаботная юность Окольцована (7) А вот здесь сопоставления мало кто увидел. Венок - это тоже "кольцо" Вот вам и "мост" из прошлого в будущее. "Все венки, да поверх плывут, один лишь мой - потонул... " Была и у меня такая песенка: "Она окольцована, втиснута в белое. Руки холодные, руки несмелые" Ещё бы сделать символически-вещественной "юность", ну не знаю может тем же "предметом одежды" каким-нибудь? 11. ВИдение Кисть в кисти Художник (4) Я, конечно, сам призвал читателя к "работе", но ведь не на 90%? 12. Собачья миска. Порцию дождя украсил Лист смородины. (5) Наверное, у каждого кустарника, растения есть множество символических значений. Может быть у собак особые отношения со смородиной? С таким же успехом: Кошачья миска Порцию дождя украсил Лис малиновый 13. Встречаю рассвет, Навстречу весеннему солнцу Раскрыв ладони души. (4) Ну здесь нарушено всё, что можно нарушить. И тавтология, и прямая метафора "ладони души", и не соответствие формы. 14. маслёнок малый один среди лисичек лоснится шляпка (6) Вот призываю на помощь весь свой ассоциатив в интерпретации единственного здесь "манка" в глаголе "лоснится" Выбор общепринятых синонимов здесь ограничен и сводится к блеску и свечению, ну, с натяжкой к "важности". Тогда, отчего "малый?", да и вообще, в этом сопоставлении можно "надумать" целый "гарем лисичек", правда среди них уместнее был бы мухомор или боровик. Это я так "поработал", ничего? 15. шифоновое платье мелькает над травой стрекоза (7) Ну, можно, можно сопоставит "полы платья" с "крыльями стрекозы". Конечно, глубокой мыслью не назовёшь, но хоть что-то. Опять же автор упростил себе задачу вольным обращением с формой. Напишите то же самое 5-7-5 и поставлю (9 ПЗС) не задумываясь! 16. баррикады. вороньё клюёт перья беркута (7) Автор отрицает "политизацию" этого хайку, но это всё равно, что указывать на белое - чёрное. Только глухой на необитаемом острове не слышал в последние дни слов ( "баррикады и "Беркут" ) Но для меня суть не в этом. Нарушения формы и наличие эхо-рифм - это нарушения за которые и снижена оценка. Зато сопоставлений и напряжения - хоть отбавляй. 17. слёзы на щеках мгновениями стучит дождь по зонту (5) Ну, попробуем и здесь "поработать". Опустим невещественные "мгновения" (пули у виска) "дождь по зонту" - возможное чувство тревоги - сопоставим со слезами, но откуда это чувство взялось, где к понятию такому этот мостик? Пожалуй, что и не было его. 18. подснежники в корзинах у цветочниц пушистый венчик (4) В последней строчке нет никакого зримого или скрытого (может только для меня?) сопоставления. Ну было бы, например :"зелёные стебли" или что ещё. Не пестики и тычинки же считать? Какое качество характерно для подснежников, что подобное, либо противоположное могло бы находится в "корзинке у цветочниц?" 19 прогноз погоды снова сакура цветёт на старой ширме (7) Подробно разбиралось мной на страничке автора. Кому любопытно - заходите по ссылке. 20. носы в веснушках под солнышка лучами детишек стайка (4) Как здесь некоторые оценивают - а мне "радостно" стало, значит хорошее стихотворение А тут предлагают "напрягаться!" разгадывать что-то - ещё чего! Единственный плюс - выдержана форма. Но так можно писать десятками в день. 21. Путь не из легких. Вот бы длинные ноги... И я у цели. (6) Вот замени "длинные" на "быстрые" - и стихотворение для меня пропадёт А так из глубин памяти всплывает (неточно) " Чтоб любить эти ноги Нужен белый кадиллак. Чтоб любить эти ноги Нужен смокинг или фрак. Чтоб любить эти ноги Нужен банковский счет, Чтоб любить эти ноги Нужен точный расчет - Трезвый, холодный расчет." Любопытно, был ли такой подтекст у автора? Такая вариативность? 22. Жёлтый кленовый Лист в последнем полёте… Близок миг смерти (6) И всё-таки, пуст "избитое", но сопоставление осени с концом жизни, но есть. Форма выдержана, правда "разгадывать" особо нечего. 23. В небушке весны Облако крем-брюлеАнт Чайная роза (5) Здесь двоякое впечатление. Вроде понятно стремление к составной омофонии, но на фоне "небушка" - не комильфо. Да и почему, именно, "чайная" роза - не считывается. 24. Сквозь толщу снега К солнцу пробился росток,— Мне бы так верить! (6) И всё-таки два глагола - много. Создать действие без глагола - вот что важно суметь. 25. хлеб твёрдый ломоть гранита фарс-мажор (5) Всё то же, всё те же... Понятна попытка обыграть "форс-мажорные обстоятельства" (военные действия), возможно, даже снос памятников. Вот только сопоставление с хлебом, как-то мимо. Если только по "внешним признакам горбушки?" Да и не до "фАрса" окружающим насколько мне известно. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- И в заключении. Подобная эклектика соревновательного значения не имеет, когда у каждого своя "таблица умножения". Или играть в "строгача" или в "трёхстишия с признаками хайку", чтобы не получалось как у Альтова: Инспектор ГИБДД блондинке после получасовой беседы: "Всё, можете ехать, сейчас направо, там правда знак, но вам туда МОЖНО!" С уважением, Олег. Гольгертс 25.03.2014 07:53 Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!
Засчитано. 1) 6 2) 4 3) -- 4) 5 5) 4 6) 7 7) 4 8) 6 9) 5 10) 7 11) 4 12) 5 13) 4 14) 6 15) 7 16) 7 17) 5 18) 4 19) 7 20) 4 21) 6 22) 6 23) 5 24) 6 25) 5 Что же сегодня мне всё время работу подкидывают? Уже четвёртый лонг переделываю. Просил ведь комментарии в замечании писать. :( Сад Рёандзи Конкурсы 23.03.2014 23:29 Заявить о нарушении
Извините, меня Садовник. Замечания нельзя редактировать... в случае чего.
В этом вся штука. Гольгертс 23.03.2014 23:36 Заявить о нарушении
эхо-рифма?
насколько я знаю слабая рифма недопустима но не увидел ни одной эхо-рифмы может быть звук "р" часто повторяется? в хайку есть такой приём - доонъин - или звукоповтор ассонанс послушайте: Kokoro -koko -ni naki ka nakanu ka Hototogisu Ихара Сайкаку переводу такой стих практически не поддаётся. только по смыслу Задумался так? Иль и не пела она? Кукушка... (пер. Симидзу) теперь о форме Басё не следовал форме ради формы пример Kare-eda ni Karasu no tomari keri Aki no kure 5-9-5 Сад Рёандзи Конкурсы 23.03.2014 23:43 Заявить о нарушении
Ваши эхо-рифмы:
. вороньЁ / клюЁт (разнородная) пЕРья / бЕРкута (разносложная) . Слабыми никак не назовёшь, из них даже можно составить вполне приличный силлабо-тонический катрен. А по форме, я же говорю - все должны быть в равных условиях, иначе, это выставка, а не конкурс. Гольгертс 23.03.2014 23:54 Заявить о нарушении
рифмы внутри строки? :)
я думаю, на это не стоит обращать внимания, сейчас столько напридумывали разных названий рифм, это просто выпендрёж. в хайку по рифмам учитываются окончания строк. иначе можно и по начальным рифмам (по первым слогам) столько рифм найти, зачем усложнять? соблюдение формы 5-7-5 и не соблюдение формы 5-7-5 никого не ставит в разные условия. К форме 5-7-5 нужно стремиться, но нельзя это возводить в абсолют. Даже Басё этому не следовал. И ещё добавлю про ритм, за дактиль в хайку, я бы вообще снимал по одному баллу. Сад Рёандзи Конкурсы 24.03.2014 00:40 Заявить о нарушении
Ага, вот она "разная таблица умножения". Значит, напевный "русский" дактиль - плохо!
Так что же вам "спотыкачный" рваный спондей подавай? Чтобы язык заплёлся? Давайте, уж сразу иероглифами писать... Гольгертс 24.03.2014 00:46 Заявить о нарушении
И потом, если определена такая форма, ведь не "с потолка" её взяли?
Значит существуют фонические закономерности, в том числе. А что касается Басё, так например, мне он и вовсе нравится куда меньше Иссы, так и что? Возможно в некоторых своих хайку он просто банально не справился с формой. Эти экивоки в сторону классиков очень мне напоминают отсылки к "Нашему Всё", а как же вот кто глаголы рифмовал, да ударения в угоду рифме менял. "Что позволено Юпитеру..." Гольгертс 24.03.2014 01:12 Заявить о нарушении
Не-не.
дактиль в хайку не применяют. дактиль используют только для японского сонета (иногда ямб, тогда указывают особо) для не характерно использовать один ритм в стихе, лучше использовать несколько. Зачем же спондей? лучше гендекасиллаб! для хайку больше подходит ритм 1-5/1-5/1-5, но я бы не стал заморачиваться по этому поводу, и оценки за дактиль никому не снижал. Сад Рёандзи Конкурсы 24.03.2014 01:15 Заявить о нарушении
в смысле, кто глаголы рифмовал?
Басё справился с формой. В этом случае важнее содержание чем форма. А если следовать исключительно форме, то появляются повторы, лишние слова и т.д. и т.п. Всё-таки, до Масаока Сики были хокку, теперь это хайку. Со временем хайку изменилось, за 400 лет многое изменилось в хайку, появились определённые требования. Не нужно писать иероглифами, вполне достаточно кириллицей. Но почему тогда Вы не используете знаки препинания? потому что японцы не использовали? но у них для этого есть специальные слова-частицы, кирэдзи. Сад Рёандзи Конкурсы 24.03.2014 01:25 Заявить о нарушении
Да я всё понимаю, но жаждет "европейское ухо" благозвучия, может на ихнем
"птичьем языке" так оно и есть, но мы же по сути занимаемся адаптацией. Так же как в переводе, например, английских песен - дословность скудна подчас. А здесь возможно, мы не в состоянии выразить и доли объёма и глубины. Гольгертс 24.03.2014 01:31 Заявить о нарушении
Да вы что? "Наше Всё" - Пушкин разумеется.
Но повторюсь, если появляются повторы и прочие нарушения - это и есть "не справился" Определить тогда только непременную двухчастность и прочее... Да мало ли там ограничений ещё. Гольгертс 24.03.2014 01:34 Заявить о нарушении
А по поводу "многое изменилось" - мы в своей "родной" силлабо-тонике не можем
разобраться. Далеко не все признают реформу рифмы и прочее... Что уж говорить о "чужом огороде?" Гольгертс 24.03.2014 01:38 Заявить о нарушении
Во времена Пушкина были другие рифмы, всё-таки два с половиной столетия (с гаком) прошло. Почитайте Антиквара про историю рифмы.
Понимаете в чём дело. Хочу написать к примеру английский сонет. Смотрю что этому должно соответствовать. Написал, НО! нет сонетного ключа, Всё, это не английский сонет, даже если соблюдена форма рифмовка и ритм. Так и в хайку есть определённые требования, среди которых - это относится только к хайку на русском языке - форма на последнем месте. К примеру в хайку на английском языке слогов меньше чем 5-7-5. Сад Рёандзи Конкурсы 24.03.2014 02:14 Заявить о нарушении
Олег, я бы сказала, что у меня не сопоставление с хлебом, а определение хлебом. Думаю, что Вы можете помнить: Украина - это хлеб, "житница соетской страны".
Татьяна Бирченко 24.03.2014 10:49 Заявить о нарушении
В комментарии к № 12 - ЛИС малиновый - символично.
Отдельная благодарность за МОЖНО! ))) С солнышком, бывшая блондинка Любимая Игрушка 24.03.2014 12:52 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |