Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

В последние дни много говорят о "двойных стандартах". Нечто похожее наблюдается и на этом конкурсе.
И всё ничего, если бы не доходило до прямо противоположности. Это широкая тема для долгого разговора,
но я постараюсь кратко После первого знакомства с японской поэзией, мне подумалось, что это точно
"не моё", поскольку запрещены две основные вещи за которые я, собственно, поэзию и люблю - то,
что и отличает её от прозы, а именно: Рифма и Тропы (метафоры и прочее...)
Однако, подкупила обязательность сокрытия логических связей, то что свойственно суггестивной
и символической поэзии. Отдельный разговор о форме, по сути это разновидность комбинаторики,
поэзия ограничений, но те "вольности", которые здесь разрешены нивелируют, если не сказать
больше "профанируют" всю идею, особенно, в соревновательном процессе.
Ну, это как если бы - все пишут, например, палиндромы, но некоторым "более равным зверям"
разрешено менять или пропускать буквы, как если все играют одной рукой, а кому-то позволено двумя.
Но основной приоритет даже не в этом. Его уже озвучила Ольга (Любимая игрушка), причём устами самих японцев.
.

«Вопреки чрезвычайной лаконичности этой поэтической формы, трёхстишие хайку строится, как правило, на сопоставлении каких-либо двух явлений. Эти явления вступаю во взаимодействие, между ними возникает напряжение, которое придаёт стихотворению чрезвычайную динамичность. Именно эта биполярная структура, как мне кажется, и позволяет достигнуть максимального углубления и расширения смысла в пределах малой формы»
.
(Такахаси Дз. Горизонты японской поэзии//Странный ветер. Современная японская поэзия/Пер. с яп. – М., 2003. – с. XI-XXY)
.
Мы можем нарисовать вещественную картинку, даже соблюсти форму и все прочие "атрибуты" например, хайку.
Но без условия озвученного выше - всё насмарку. Нет, это может быть позитивно, радостно, приятно и так далее,
но это вкусовое предпочтение "за ясность и внятность" совсем "из другой оперы" нашего русского менталитета,
которую иные пытаются "протащить" в японскую поэзию. А здесь читателю нужно "работать" в стихе и одной
"весенней ласточкой в сенях" - не обойдёшься, а всё потому, что любой задаст вопрос: "Ну и что?" -
и отлеталась эта самая ласточка. Однако, кратко не получается. Перейдём, собственно, к оценкам,
тем более, что и у меня "свой стандарт", который я постарался обозначить выше.
1.
Вести из дома
в окне отражается
пламя заката (6)

Не знаю, наверное, есть такое понятие как "актуальное" хайку. В свете всех волнующих последних
событий на Украине, напряжение, как раз считывается. Многие сетуют на невещественное "вести",
что ж заменим на "письма" - по-моему смысл идентичен.

2.
прощеное воскресение
над куполом храма
стайка голубей (4)

Даже если не учитывать не соответствие формы и невещественность воскресения,
никакого сопоставления не наблюдается.

3 --------------------
4.
дольняя дымка
дробью дождинки. дотла
день догорает (5)

Тавтограмма в хайку - это комби в комби. Если воспринимать, как аллитерацию на "Д" -
недопустимый силлабо-тонический Троп. Существуют даже палиндромные хайку, но по форме,
а не по духу. Для этого есть специальные конкурсы.

5.
плывут облака
по холодной лазури
по стали клинка (4)

Даже если представить себе отражённые облака в зеркальной стали клинка, что по мнению
автора это может характеризовать, не говоря уже о том, с чем сопоставлено?

6.
час пик
в метро напротив
такая же шляпка (7)

"час пик" - малоинформативно. Но мысль прослеживается в качестве "женской ревности"
можно даже пошутить.

в метро напротив
такая же шляпка
теряю лицо

7.
весенний сюрприз
на ветке недотроги
цвета лимона (4)

Опять же "сюрприз и недотрога" не рисуемые образы. Сопоставления, как такого - нет.

8.
белые цветы
восковые слова
обними меня…(6)

Действительно, двустишие с невещественной второй строкой, записанное в форме хайку.
Эдакая "Уловка №22"
9.
осыпаются
неприступные стены
под жарким солнцем... (5)
Как в своё время пел "Крематорий" "Песочный замок, построенный мной - давным давно
смыт волной... " Здесь бы на "крушение надежд" как-нибудь намекнуть, да места не хватает.
10.
Венок на воде
Беззаботная юность
Окольцована (7)

А вот здесь сопоставления мало кто увидел. Венок - это тоже "кольцо"
Вот вам и "мост" из прошлого в будущее.
"Все венки, да поверх плывут, один лишь мой - потонул... "
Была и у меня такая песенка: "Она окольцована, втиснута в белое.
Руки холодные, руки несмелые" Ещё бы сделать символически-вещественной "юность",
ну не знаю может тем же "предметом одежды" каким-нибудь?
11.
ВИдение
Кисть в кисти
Художник (4)

Я, конечно, сам призвал читателя к "работе", но ведь не на 90%?
12.
Собачья миска.
Порцию дождя украсил
Лист смородины. (5)

Наверное, у каждого кустарника, растения есть множество символических значений.
Может быть у собак особые отношения со смородиной? С таким же успехом:

Кошачья миска
Порцию дождя украсил
Лис малиновый

13.
Встречаю рассвет,
Навстречу весеннему солнцу
Раскрыв ладони души. (4)

Ну здесь нарушено всё, что можно нарушить. И тавтология, и прямая метафора "ладони души",
и не соответствие формы.

14.
маслёнок малый
один среди лисичек
лоснится шляпка (6)

Вот призываю на помощь весь свой ассоциатив в интерпретации единственного здесь "манка"
в глаголе "лоснится" Выбор общепринятых синонимов здесь ограничен и сводится к блеску и свечению,
ну, с натяжкой к "важности". Тогда, отчего "малый?", да и вообще, в этом сопоставлении можно
"надумать" целый "гарем лисичек", правда среди них уместнее был бы мухомор или боровик.
Это я так "поработал", ничего?
15.
шифоновое платье
мелькает над травой
стрекоза (7)

Ну, можно, можно сопоставит "полы платья" с "крыльями стрекозы".
Конечно, глубокой мыслью не назовёшь, но хоть что-то.
Опять же автор упростил себе задачу вольным обращением с формой.
Напишите то же самое 5-7-5 и поставлю (9 ПЗС) не задумываясь!
16.
баррикады.
вороньё клюёт
перья беркута (7)

Автор отрицает "политизацию" этого хайку, но это всё равно, что указывать на белое - чёрное.
Только глухой на необитаемом острове не слышал в последние дни слов ( "баррикады и "Беркут" )
Но для меня суть не в этом. Нарушения формы и наличие эхо-рифм - это нарушения за которые и
снижена оценка. Зато сопоставлений и напряжения - хоть отбавляй.
17.
слёзы на щеках
мгновениями стучит
дождь по зонту (5)

Ну, попробуем и здесь "поработать". Опустим невещественные "мгновения" (пули у виска)
"дождь по зонту" - возможное чувство тревоги - сопоставим со слезами, но откуда это чувство
взялось, где к понятию такому этот мостик? Пожалуй, что и не было его.
18.
подснежники
в корзинах у цветочниц
пушистый венчик (4)
В последней строчке нет никакого зримого или скрытого (может только для меня?) сопоставления.
Ну было бы, например :"зелёные стебли" или что ещё. Не пестики и тычинки же считать?
Какое качество характерно для подснежников, что подобное, либо противоположное могло бы
находится в "корзинке у цветочниц?"
19

прогноз погоды
снова сакура цветёт
на старой ширме (7)

Подробно разбиралось мной на страничке автора. Кому любопытно - заходите по ссылке.

20.
носы в веснушках
под солнышка лучами
детишек стайка (4)

Как здесь некоторые оценивают - а мне "радостно" стало, значит хорошее стихотворение
А тут предлагают "напрягаться!" разгадывать что-то - ещё чего!
Единственный плюс - выдержана форма. Но так можно писать десятками в день.
21.
Путь не из легких.
Вот бы длинные ноги...
И я у цели. (6)

Вот замени "длинные" на "быстрые" - и стихотворение для меня пропадёт
А так из глубин памяти всплывает (неточно)

" Чтоб любить эти ноги
Нужен белый кадиллак.
Чтоб любить эти ноги
Нужен смокинг или фрак.

Чтоб любить эти ноги
Нужен банковский счет,
Чтоб любить эти ноги
Нужен точный расчет -
Трезвый, холодный расчет."
Любопытно, был ли такой подтекст у автора? Такая вариативность?
22.
Жёлтый кленовый
Лист в последнем полёте…
Близок миг смерти (6)

И всё-таки, пуст "избитое", но сопоставление осени с концом жизни, но есть.
Форма выдержана, правда "разгадывать" особо нечего.

23.
В небушке весны
Облако крем-брюлеАнт
Чайная роза (5)

Здесь двоякое впечатление. Вроде понятно стремление к составной омофонии, но
на фоне "небушка" - не комильфо. Да и почему, именно, "чайная" роза - не считывается.
24.
Сквозь толщу снега
К солнцу пробился росток,—
Мне бы так верить! (6)

И всё-таки два глагола - много. Создать действие без глагола - вот что важно суметь.

25.
хлеб
твёрдый ломоть гранита
фарс-мажор (5)

Всё то же, всё те же... Понятна попытка обыграть "форс-мажорные обстоятельства"
(военные действия), возможно, даже снос памятников. Вот только сопоставление
с хлебом, как-то мимо. Если только по "внешним признакам горбушки?"
Да и не до "фАрса" окружающим насколько мне известно.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

И в заключении. Подобная эклектика соревновательного значения не имеет,
когда у каждого своя "таблица умножения". Или играть в "строгача"
или в "трёхстишия с признаками хайку", чтобы не получалось как у Альтова:
Инспектор ГИБДД блондинке после получасовой беседы:
"Всё, можете ехать, сейчас направо, там правда знак, но вам туда МОЖНО!"
С уважением, Олег.

Гольгертс   25.03.2014 07:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!
Засчитано.

1) 6
2) 4
3) --
4) 5
5) 4
6) 7
7) 4
8) 6
9) 5
10) 7
11) 4
12) 5
13) 4
14) 6
15) 7
16) 7
17) 5
18) 4
19) 7
20) 4
21) 6
22) 6
23) 5
24) 6
25) 5

Что же сегодня мне всё время работу подкидывают? Уже четвёртый лонг переделываю. Просил ведь комментарии в замечании писать. :(

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 23:29   Заявить о нарушении
Извините, меня Садовник. Замечания нельзя редактировать... в случае чего.
В этом вся штука.

Гольгертс   23.03.2014 23:36   Заявить о нарушении
интересный обзор - спасибо

Цветочница   23.03.2014 23:39   Заявить о нарушении
эхо-рифма?
насколько я знаю слабая рифма недопустима
но не увидел ни одной эхо-рифмы
может быть звук "р" часто повторяется?
в хайку есть такой приём - доонъин - или звукоповтор ассонанс

послушайте:

Kokoro -koko -ni naki ka nakanu ka Hototogisu

Ихара Сайкаку
переводу такой стих практически не поддаётся.
только по смыслу

Задумался так?
Иль и не пела она?
Кукушка...
(пер. Симидзу)

теперь о форме
Басё не следовал форме ради формы
пример

Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure

5-9-5

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 23:43   Заявить о нарушении
Ваши эхо-рифмы:
.
вороньЁ / клюЁт (разнородная)
пЕРья / бЕРкута (разносложная)
.
Слабыми никак не назовёшь, из них даже можно составить вполне приличный
силлабо-тонический катрен. А по форме, я же говорю - все должны быть
в равных условиях, иначе, это выставка, а не конкурс.

Гольгертс   23.03.2014 23:54   Заявить о нарушении
рифмы внутри строки? :)
я думаю, на это не стоит обращать внимания, сейчас столько напридумывали разных названий рифм, это просто выпендрёж.
в хайку по рифмам учитываются окончания строк. иначе можно и по начальным рифмам (по первым слогам) столько рифм найти, зачем усложнять?

соблюдение формы 5-7-5 и не соблюдение формы 5-7-5 никого не ставит в разные условия. К форме 5-7-5 нужно стремиться, но нельзя это возводить в абсолют.
Даже Басё этому не следовал.
И ещё добавлю про ритм, за дактиль в хайку, я бы вообще снимал по одному баллу.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 00:40   Заявить о нарушении
Ага, вот она "разная таблица умножения". Значит, напевный "русский" дактиль - плохо!
Так что же вам "спотыкачный" рваный спондей подавай? Чтобы язык заплёлся?
Давайте, уж сразу иероглифами писать...

Гольгертс   24.03.2014 00:46   Заявить о нарушении
И потом, если определена такая форма, ведь не "с потолка" её взяли?
Значит существуют фонические закономерности, в том числе.
А что касается Басё, так например, мне он и вовсе нравится куда меньше Иссы,
так и что? Возможно в некоторых своих хайку он просто банально не справился с формой.
Эти экивоки в сторону классиков очень мне напоминают отсылки к "Нашему Всё",
а как же вот кто глаголы рифмовал, да ударения в угоду рифме менял.
"Что позволено Юпитеру..."

Гольгертс   24.03.2014 01:12   Заявить о нарушении
Не-не.
дактиль в хайку не применяют. дактиль используют только для японского сонета (иногда ямб, тогда указывают особо)
для не характерно использовать один ритм в стихе, лучше использовать несколько.
Зачем же спондей? лучше гендекасиллаб!
для хайку больше подходит ритм 1-5/1-5/1-5, но я бы не стал заморачиваться по этому поводу, и оценки за дактиль никому не снижал.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 01:15   Заявить о нарушении
в смысле, кто глаголы рифмовал?

Басё справился с формой. В этом случае важнее содержание чем форма. А если следовать исключительно форме, то появляются повторы, лишние слова и т.д. и т.п.

Всё-таки, до Масаока Сики были хокку, теперь это хайку. Со временем хайку изменилось, за 400 лет многое изменилось в хайку, появились определённые требования.
Не нужно писать иероглифами, вполне достаточно кириллицей. Но почему тогда Вы не используете знаки препинания? потому что японцы не использовали? но у них для этого есть специальные слова-частицы, кирэдзи.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 01:25   Заявить о нарушении
Да я всё понимаю, но жаждет "европейское ухо" благозвучия, может на ихнем
"птичьем языке" так оно и есть, но мы же по сути занимаемся адаптацией.
Так же как в переводе, например, английских песен - дословность скудна подчас.
А здесь возможно, мы не в состоянии выразить и доли объёма и глубины.

Гольгертс   24.03.2014 01:31   Заявить о нарушении
Да вы что? "Наше Всё" - Пушкин разумеется.
Но повторюсь, если появляются повторы и прочие нарушения - это и есть "не справился"
Определить тогда только непременную двухчастность и прочее...
Да мало ли там ограничений ещё.

Гольгертс   24.03.2014 01:34   Заявить о нарушении
А по поводу "многое изменилось" - мы в своей "родной" силлабо-тонике не можем
разобраться. Далеко не все признают реформу рифмы и прочее...
Что уж говорить о "чужом огороде?"

Гольгертс   24.03.2014 01:38   Заявить о нарушении
Во времена Пушкина были другие рифмы, всё-таки два с половиной столетия (с гаком) прошло. Почитайте Антиквара про историю рифмы.
Понимаете в чём дело.
Хочу написать к примеру английский сонет. Смотрю что этому должно соответствовать. Написал, НО! нет сонетного ключа, Всё, это не английский сонет, даже если соблюдена форма рифмовка и ритм. Так и в хайку есть определённые требования, среди которых - это относится только к хайку на русском языке - форма на последнем месте. К примеру в хайку на английском языке слогов меньше чем 5-7-5.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 02:14   Заявить о нарушении
Олег, я бы сказала, что у меня не сопоставление с хлебом, а определение хлебом. Думаю, что Вы можете помнить: Украина - это хлеб, "житница соетской страны".

Татьяна Бирченко   24.03.2014 10:49   Заявить о нарушении
В комментарии к № 12 - ЛИС малиновый - символично.
Отдельная благодарность за МОЖНО!

)))
С солнышком, бывшая блондинка

Любимая Игрушка   24.03.2014 12:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сад Рёандзи Конкурсы
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гольгертс
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.03.2014