Рецензии на произведение «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование»

"Участник конкурса обязан прокомментировать выставленные оценки"
конечно, всё во власти ведущего,
но принимать голосование без комментариев - это против Ваших же правил.

Цветочница   25.03.2014 14:17   Заявить о нарушении
Голосование закончено это значит что голосовать уже нельзя, комментировать можно и после завершения голосования.
Но если автор не хочет комментировать, как я могу заставить?
После итогов будет Круглый стол там будут собраны все комментарии а так же отдельно будет короткий комментарий от специалиста в области хайку.

Сад Рёандзи Конкурсы   25.03.2014 16:01   Заявить о нарушении
Вы можете не принимать голосование без комментариев

Цветочница   25.03.2014 16:17   Заявить о нарушении
комментарии это учёба, значит не хочет учиться.
может быть в следующем конкурсе будет лучше, это пока пробный конкурс,
в дальнейшем будут учтены все ошибки и недочёты.

Сад Рёандзи Конкурсы   25.03.2014 17:30   Заявить о нарушении
Я прокомментировала голосование в замечаниях к рецензии, Сад Рёандзи. Считаю долг выполненным.

Елена Новак   26.03.2014 23:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

Для меня на первом плане всегда эмоции от прочитанного. Я никогда не переношу симпатии и антипатии к автору на его творчество. Сама нахожу удовольствие в написании и понимаю, что многие из вас тоже пережили свои образы и представили их для сопереживания другим в надежде, что от этого получит удовольствие читающий.
Поэтому я просто вам напишу, что испытываю при прочтении вашего творчества.
Перед вами читатель, который отправляется в удивительный мир открытых ваших душ…

1.Танюша! Очень задели! Этим живу!
8баллов
2. Людмила прекрасная тема прощения!
8 баллов
3. Олег с чистого листа…перевернул как всегда…
Отмытые ладони это тоже чистота помыслов…
Что прилепилось откинешь! С улыбкой!
8 баллов
4.Ксюша целый каскад философии…Это люблю…спасибо!
9баллов
5.Игорь ощутила холод и сталь…Вам удалось до меня донести
8 баллов
6.В Цветочнице живёт кокетка! Здорово!
7 баллов
7.это моя недотрожка…я её очень лю…и всех вас благодарю за прочте…
8.Санчо!Улетела при прочтении…Ты всегда нежностью переполнен и чувствами…Обнимаю и люблю! Очень трогательно и в моём стиле.
9 баллов
9.Жаркое солнышко творит чудеса! Совушка это нам подарила!
7баллов
10. Юля Вы прекрасно донесли очевидный вопрос и ответ-кто мы?где мы?а главное зачем?
8баллов
11.Люда сама немного рисую и это единение с кистью всегда люблю…я ощутила прикосновение и запах красок…Спасибо!
9 баллов
12.Вик! Есть грусти нотки…А главное есть смысловые паузы размышлизма…Очень вою!
9баллов
13.Елена! Вы солнечный человек! Открывайте ладони! Я насыплю Вам солнце!
8баллов
14. Я не люблю их чистить…Но у меня есть тот, кто это делает…А запах грибов люблю
8баллов
15.Стрекозное венозное…Летаю! Спасибо!
8баллов
16.У меня перед глазами мальчики в огне…Жень! Очень трепетное и недвусмыслие…Мне жарко и больно!
9баллов
17.Аннушки чуйств не занимать…Оголённый нерв с эстетикой подачи! Супер! Умняша! Моя ЛЮБИМА!
9баллов….и все 100
18.Алиска! Так трогательно их сбирать…Вы умница! Я даже их чую влажность на обрыве..
7баллов
19.Ольгуша! Но Вы в курсе, что не люблю переодеваний и живу в своей единственной роли…ширма-шарманка для меня перегиляди…Вы в своём ракурсе игрушек…имеете право! Образ избитый! Но Вы смогли придать шарм!
8баллов
20. Конопатым! Моя любовь и привет! Рыжею и ловлю солнце!
8баллов
21.Марина!Это каскад эмоций!!! Я уже пропла на Вашей стр.
8баллов
22.Ленусь! Остатки не сладки…ВСЁ только в начале пути!
8баллов
23.Люба!Это ласкательное и есть женское естество…
9баллов
24.Затёртая тема, но очень волнует…С нежностью!
8баллов
25. Таня! Всех просто ввела в мажор!
8баллов

Дуновение   24.03.2014 12:20     Заявить о нарушении
Что может быть избитей прогноза погоды?!!!
Но погода всё равно преподносит нам сюрпризы)))

Любимая Игрушка   24.03.2014 12:56   Заявить о нарушении
Ольга!Игрушка она и в Африке прогноза суть!С улыбкой!Вам!Вдохновения!

Дуновение   24.03.2014 13:41   Заявить о нарушении
Я очень спешила с голосованием. Поэтому сухо прокомментировала свою аргументацию. Сама только учусь и ещё осмысливаю хокку, поэтому опиралась на свои чувствования, никого не пытаясь обидеть, все разные и смеёмся и плачем порою по разным поводам. К тому же возникли разногласия - нужна ли в них политика, минорное звучание и другие были моменты, поэтому моя субъективная оценка - без обиды. С большим уважением отнеслась ко всем участникам, рада знакомству, спасибо организаторам. С любовью,

Людмила Филина   24.03.2014 16:34   Заявить о нарушении
Люда!Мы чувствуем и этим живём!Эмоциональный фон главная составляющая!Есть правила и мерки, но есть солнце и воздух...Есть желание просто дарить радость людям!Как у Саши - ОБНИМИ МЕНЯ!Столько нарушений...и кто их заметит когда человечность на взлёте и искренность!Всё относительно в мире поэзии...Спасибо всем!

Дуновение   24.03.2014 16:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!
Засчитано.

1) 8
2) 8
3) 8
4) 9
5) 8
6) 7
7) --
8) 9
9) 7
10) 8
11) 9
12) 9
13) 8
14) 8
15) 8
16) 9
17) 9
18) 7
19) 8
20) 8
21) 8
22) 8
23) 9
24) 8
25) 8

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 22:56   Заявить о нарушении
Приятно смотреть когда все участники проголосовали.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 22:56   Заявить о нарушении
Тёплое спасибо Дуновению за очаровательные комплименты от ласкового небушка.
С уважением и пожеланиями успехов

Любовь Рахматуллаева   24.03.2014 23:46   Заявить о нарушении
спасибо за тепло и душевность

Цветочница   25.03.2014 15:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

1.8
2.8
3.3
4.3
5.4
6.7
7.7
8.4
9.4
10.9
11.3
12.6
13.5
14.9
15.8
16.7
17.6
18.4
19.5
20.6
21.9
22.4
23.3
24.8
25.3

Елена Новак   24.03.2014 10:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
Засчитано.

1.8
2.8
3.3
4.3
5.4
6.7
7.7
8.4
9.4
10.9
11.3
12.6
13.5
14.9
15.8
16.7
17.6
18.4
19.5
20.6
21.9
22.4
23.3
24.8
25.3

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 22:44   Заявить о нарушении
Знаете, что я скажу вам Елена.
Оценка 9 в данном конкурсе - восхитительно, "высший пилотаж", ОБРАЗЕЦ!
Оценка 3 - никуда не годится, "ниже плинтуса".
Такие оценки может ставить только тот арбитр, который действительно "знает предмет",
и уж тем более ОБЯЗАН аргументировать, что кстати, обусловлено ПРАВИЛАМИ ГОЛОСОВАНИЯ.
Адекватный автор/арбитр, который не чувствует себя достаточно продвинутым
в той или иной области стихосложения, выставляет усреднённые оценки с минимальным
колебанием в ту или иную сторону в зависимости от "своего личного впечатления".

Гольгертс   25.03.2014 08:54   Заявить о нарушении
Знаете, Гольгертс, я могу и аргументировать почему поставила по 3 балла. Основные критерии оценки - соответствие идее японской поэзии? Незавершенность, пространство, движение? Отсутствие рифмы и создание образов?
Я не претендую на великого знатока японской поэзии. Но ставила оценки как велит мне сердце. Не раз и не два перечитав все произведения. И только потом выставив свое мнение, не более того.

Елена Новак   25.03.2014 15:18   Заявить о нарушении
Я могу изменить голосование в угоду вам, но ведь оно уже засчитано.

Елена Новак   25.03.2014 15:19   Заявить о нарушении
Я думаю, что оценка ТРИ означает (по мнению комментатора), что данное трёхстишие не хайку, 9 - это (по мнению комментатора) хайку.

Сад Рёандзи Конкурсы   25.03.2014 16:04   Заявить о нарушении
как раз комментариев здесь и нет

Цветочница   25.03.2014 22:27   Заявить о нарушении
Извините, Гольгертс. Я ошиблась в голосовании. Я вашему произведению ставила 5. только сейчас заметила...

Елена Новак   26.03.2014 22:43   Заявить о нарушении
1 - затронуло именно образностью. закаты разные бывают. оно именно многогранно тем, что каждый раз представляется иной закат - и иные вести.
2 - есть пространство и движение, статика-динамика.
3 - ощущение слезы-слезы-слезы. образ узок...
4 - в хайку никогда не используются слова с одной буквы, важен образ.
5 - хайку, чувствуется движение, но тревожность оставляет последняя фраза.
6 - хайку, тип образов распространен широко, сложно кратко высказаться на этот счет. интересная вариация.
7 - лаконично и солнечно.
8 - сложное для глубинного понимания. для меня.
9 - образ единый, в хайку чаще всего пара образов.
10 - интересная интерепретация.

Продолжение следует...
А еще хочу заметить, что вы все так накидываетесь на человека, осмелившегося высказать свое мнение, а? Заметила, что некоторые авторы решили не голосовать из-за вашей грызни...(( А ставить оценки в угоду - кривить душой. Да мне все равно что вы поставите теперь, я не претендую на знатока японской поэзии. Было приятно почитать ваши творения. Именно поэтому я участвовала в конкурсе. Главное не результат.

Елена Новак   26.03.2014 22:57   Заявить о нарушении
11 - маловато образов
12 - самый интересный на мой взгляд стих, такая мелочь подмечена автором.
14 - есть ощущение недосказанности, притягательное.
15 - проведена тонкая линия-грань между человеком и стрекозой, угадывается образ, намеками.
16 - гражданская лирика, не помню честно, в японской поэзии такое бывает?
17 - дождь в каждой букве, холодный и промозглый.
18 - прямолинейное очень.
19 - не поняла связи между ширмой и прогнозом погоды. мне эти образы незнакомы в едином контексте. задвинутая ширма от дождя?
20 - движение, пространство, незавершенность. то что и нужно.

Елена Новак   26.03.2014 23:12   Заявить о нарушении
Мои стихи не хайку. Я тихо оставлю вас в вашей обители, специалистов.

Елена Новак   26.03.2014 23:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

1) 7
2) 8
3) 4
4) 6
5) 9 ПЗС
6) 8
7) 4
8) 7
9) -
10) 5
11) 4
12) 8
13) 3
14) 6
15) 8
16) 7
17) 3
18) 7
19) 9
20) 3
21) 4
22) 3
23) 4
24) 6
25) 7
.
.
Всё-таки дотянула до цейтнота, так что комментарии и объяснительные попозже. Пешу...

Лейте Совушка   23.03.2014 23:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина!
Засчитано.

1) 7
2) 8
3) 4
4) 6
5) 9 ПЗС
6) 8
7) 4
8) 7
9) -
10) 5
11) 4
12) 8
13) 3
14) 6
15) 8
16) 7
17) 3
18) 7
19) 9
20) 3
21) 4
22) 3
23) 4
24) 6
25) 7

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 00:56   Заявить о нарушении
Ну, раз обещала... Начну, пожалуй.

Сначала общие замечания. Точнее - попытка разобраться в некоторых авторитетных мнениях.

Следует учитывать, что современные правила хайкусложения складывались под сильным влиянием Масаока Сики и его последователей. Это уже не традиционные хайку, это результат путешествия хайкай из Японии на Запад, точнее, на восток - в Америку - и обратно. Именно тогда и сложились нынешние жёсткие требования, например, ограничения на метафоричность, и пр. Потому-то мы и путаемся - правило вроде бы одно, а классики (Басё, Бусон...) демонстрируют другое, как бы "нарушая" этих правил. И их правила мы тоже пытаемся учитывать! "На двух лошадях?! Седалищ не хватит!" - язвительно замечает граф Калиостро (к/ф "Формула любви"). Но вот джигитовка в цирке наглядно демонстрирует, что можно - хотя и при определённых условиях... ограничениях... И как будто мало - мы добавляем ещё и свои правила. Третья лошадь? Русская запряжка - тройкой...

А вот это уже мнение Харуо Сиране ("За пределы "мгновения хайку"", http://haiku.ru/frog/sirane.htm - основная публикация, http://www.haikupedia.ru/сиране-за-пределы-мгновения-хайку - перепост в Хайкупедии):

«Добрая половина англоязычных хайку, в т.ч. и многие лучшие среди них, на самом деле гораздо ближе к другой традиционной японской форме - сэнрю. ... Согласно определению Американского общества хайку, собственно хайку "связывает природу с человеческим характером", тогда как сэнрю "преимущественно имеет дело с человеческим характером, часто в юмористическом аспекте". ... Слегка утрируя, можно сказать, что североамериканским авторам хайку предоставляется выбор: писать серьезные стихи о природе (определяемые как хайку) или иронические стихи о других предметах (определяемые как сэнрю). А как же серьезные тексты о городском окружении человека? Метро, городские дороги с транспортными потоками, огни кинотеатров, просторы супермаркетов - разве это не богатейший источник для современного хайку и разве это не часть природы в самом широком смысле слова?» И так далее, и в том же духе.

То есть, "на сегодняшний денёк" имеем ужесточение одних критериев, ослабление других - до размывания границ с другими жанрами, незаконченное формирование новых жанров и даже производных форм вроде танкеток... И в то же время - реставрационные тенденции. Нескучно!

Есть ещё и личные соображения по отдельным пунктам, но это уже - как дискуссионный материал - в Итогах.

Лейте Совушка   25.03.2014 23:44   Заявить о нарушении
1)
О невещественности. Базовое значение "вестей", конечно, нематериальное, - некая информация из удалённого источника, но в обиходе часто используется как эквивалент материальных носителей этой самой информации. И "извещения" - вполне реальный объект, а корень тот же с относительно близким значением. Действие, выраженное глаголом, стабильно и не меняет пространство хайку - и нечего придираться!
Очень выразительное хайку, но совершенно неконкретно. Такие слова может сказать любой, кто вдали Отечества (или просто родного дома, семьи и т.п.) прислушивается к тревожным вестям из такого родного далёка. Аисты, как выяснилось, дают привязку к другой стране... Но даже если бы и не так - всё равно, это скорей сэнрю. Хорошее, крепкое, но... Возможно, мог бы получиться неплохой хайбун.

2)
Прощённое воскресенье здесь "работает" как киго. Праздники, сакральное пространство - допустимые участники. Традиционных хайку, хотя и несколько на "дореформенный" манер. Вот с голубями смысл несколько хромает. Чистые (прощённые?) души - всего лишь одна из возможных ассоциаций. Для меня базовое христианское значение - святой дух,а также благовещенье. Последнее, собственно, и использовал Пикассо, сотворяя своего"голубя мира". Первые изображения этой птички на его рисунках - на руках молодой пары. Юность, мир и любовь. Кроме того, голуби под куполом храма скорее ассоциируются с запустением, но неосквернением святого места.

3)
Можно подискутировать, есть ли кирэдзи посредине первой строки. Хотя по обычной логике вроде должно быть. Что весьма нежелательно. В случае авторской оригинальности тоже не очень получается - именно из-за излишней оригинальности. Жидкая масса всё-таки больше ассоциируется не с истинными растворами, а с коллоидными. Кисель, клейстер... Некоторые менее аппетитные субстанции... Игра омонимами интересна и креативна, но коллоиды нейтрализуют этот положительный эффект.

4)
Кирэдзи посреди второй строки - нежелательный ход, тем более, что это второе, тогда как следует использовать только одно. Цельной картинки практически нет. Три. Многовато "пожарищных" ассоциаций - "дымка", "дотла", "догорает". В результате интуитивно видится скорее гарь, по которой бесполезно стучат скудные капли дождя.

5)
Великолепное "самурайское" хайку. Кажется, это уже "послереформенный" приём - использование одной строчки параллельно для двух других. Хотя обычно в такой роли выступает вторая строка. Кто-то утверждал, что облака только плывут. Не бегут, не клубятся, не тают, не стоят на месте - только плывут. Остальное вроде как неестественно... Позвольте оставить это утверждение без комментариев. Именно такое неторопливое движение и задаёт эмоциональный настрой хайку. Киго задётся косвенно - лазурь (т.е., насыщенный голубой, даже синий цвет), холодная, возможно со стальным отливом (ассоциативно задаётся сталью в третьей строке) - "Я помню небо в стальных переливах..." - зябкая ясная погода конца весны-начала лета. Теперь о облаках, плывущих по стали клинка. Полировка японских мечей - это практически отдельное утончённое искусство. Не являясь необходимым условием ухода за оружием, тем не менее оно было неотъёмлимой частью взаимоотношений человека и его меча. Личные ассоциации - рассказ Мори Огая "Старая чета" ("Дзиисан, баасан"), написанном по реальным событиям нач. XIXв. Самурай покупает по случаю великолепный старинный меч, часть денег занимает у сослуживца, с которым особо дружеских отношений не поддерживает. И отдаёт меч в полировку... Затем устраивает смотрины меча, на которые даже и не подумал пригласить кредитора - с которым, кстати, ещё не расплатился... Тот приходит сам... Ладно, это я отвлеклась. Кроме того, самурайский меч не обнажался просто так - чтобы полюбоваться отражением облаков на полировке. И опять же - облака указывают, что пространство хайку - не в помещении. Дальше, как говорится, возможны варианты.

Лейте Совушка   25.03.2014 23:45   Заявить о нарушении
6)
По мнение некоторых современных авторов - город такой же полноправный участник современной среды, как и "натуральная" природа в традиции. Экология техногенеза. Значит, метро можно рассматривать как аналог, допустим, лесной дороге. Но именно здесь метро не играет конкретной роли. Более того, описываемый сюжет не обязательно связывается с транспортом в час пик. Пережидание дождя под навесом, ожидание в парикмахерской, автомобильная пробка... Кроме того - сильный акцент на чувствах автора, ирония... Сэнрю, однозначно. Прекрасное, остроумное - но сэнрю! На соответствующем конкурсе было бы бесспорным лидером...

7)
Милая зарисовка с игрой словами. Помимо того, что сюрприз - действительно невещественное и нематериальное - а в чём сюрприз-то? А почему не цвета канарейки? Затевалась хорошая игра с "недотрогой", вот с ней и надо было "доигрывать в три хода"... Что касается однострочности, то я не была бы так категорична. Это уж как читатель прочтёт... По мере опыта и интуиции. Три. Высказывалось мнение о форме загадки. Загадка - это вроде бы уже дзаппай (есть такой необщепризнанный жанр).

8)
Любопытный трёхстрочник. С одной стороны - два кирэдзи, эпитет "восковые" к словам - однозначно метафора... Без фотографии: Личные ассоциации - "Жизель", т.е. получается хонкадори, с фотографией - что-то уже из японской мифологии. Невеста, одержимая духом умершей ревнивицы...Тоже типа хонкадори, что ли... Дзаппай? Но отлично сделано - независимо от жанра!

9)
Моё. Это отдельно запощу...

10)
Что-то такое на тему: "И чего девчонки так замуж торопятся?" Не успели на суженого погадать, как уже волосы пора прикрывать... Кстати, часть традиционного головного убора замужней женщины называлась венчиком. И украшение, и плат фиксировало.... Отсюда - венчание. Свадебный венец - это оттуда же. Можно было сотворить замечательную перекличку, а то "окольцована" - как-то немного... опосредованно, что ли...

уносит река
пёстрый девИчий венок
примеряю плат...

Лейте Совушка   25.03.2014 23:46   Заявить о нарушении
11)
Прекрасный стиш - короткий, выразительный, ёмкий... Но ни разу не хайку. Больше похоже на такую прозводную форму как танкетки.

12)
Всё-таки глагол "проштрафился" дважды - неоправданное и немотивированное прошедшее время и явный привкус авторской оценки. Обидно - такое красивое выразительное хайку. Веер смыслов и эмоций...

13)
Чересчур много личного - практически только оно одно и есть. Лирическая зарисовка. Авторский трёхстрочник и ничего больше.

14)
Своеобразно получилось - как раз подтекст удался больше, чем основной план.

мал да удал
да не тех напал -
изъяли шляпку!..

15)
"Шифоновое" немного утяжеляет первую стоку - больше из-за длины слов. Хотя и материал немного... Иначе не было бы этой занозинки из-за метафоры. Зато двойное прочтение - прелесть! Жаль, ПЗС можно только одно! (v_v)

длинноногая
в больших глазах отражается мир
ах, красавица!

Лейте Совушка   25.03.2014 23:47   Заявить о нарушении
16)
Интересный перевёртыш! Первый порыв - прочесть как политическую метафору. Как же - баррикады! беркут! И вроде бы отношение автское присутствует... А если помотреть буквально? Как природную зарисовку? ВОроны защищают свой гнездовой участок от хищника. И кто теперь злодей? правда, тепеь появляется сомнительная метафора про баррикады...

но пасарАн!
баррикадные бои
в вороньей роще...

17)
Действительно, "мгновения" - метафора, невещественное, к тому с привкусом авторской оценки. Но если бы эта строка была хотя бы точно и изящно оформлена!... Но ни если бы, ни хотя бы не случилось...

дождь по зонту
отстукивает мгновенья
блин - и здесь метроном!..

18)
В общем-то. получилась просто заисовка. Причём весьма озадачиввает третья строка - если речь идёт о цветочных венчиках. то почему единственное число? А если именно так и задумано, то возникает слишком много ассоциаций - "венчик кулинарный", "венчик как маленький венок (вспоминается "Жизель" с виллисами именно в в веночках - атрибут девушек, умерших невестами) и - а как же без этой странной концовки блоковских Двенадцати! - "В белом венчике из роз"... А ещё Татьяна Подборнова подсказала - действительно был такой... головной убор?.. в общем что-то такое, что за неимение более подходящего слова неофициально называли венчиком. Иногда его вязали из пушистой шерсти...

подснежники
пушистые венчики
на продажу

19)
Почти безупречно. И прогноз погоды - если не привязываться к современности термина - был во все времена, просто другими методами. Но "снова" - весьма сомнительно в данном контексте. А так - чудесное хайку!

хмурится небо
но беззаботно цветёт
сакура на старой ширме...

20)
Зарисовка. Что вижу - про то пою!

после уроков
стайкой бегут ребятишки
по первым лужам...

Лейте Совушка   26.03.2014 01:22   Заявить о нарушении
21)
Не хайку, конечно. Сэнрю, возможно... Или вот для хайбуна прекрасная заготовка... А длина ног - необязательно решающий параметр в пешехождении. Иногда даже мешает - утверждают, что люди с длинными конечностями легче их ломают. Особенно при гололёде. "Ноги, крылья... Главное - хвост!" Хотя по шпалам... Нет, тоже неудобно - семенить придётся.

размашистым шагом
иду и иду к горизонту
никак не дойду...

22)
Упоминание смерти напрямую - вообще недопустимо. Кроме того, жёлтый лист уже мёртв - иначе он не оторвался бы от ветки. Где-то у меня детская книжка лежит обо всём таком... Да, а что значит сочетание "жёлтый кленовый"? Привязка к определённой местности? БОльшая часть кленовых видов - краснеющая, в т.ч. и японские...

пёстрые листья
такие разные-разные!
кленовый дендрарий...

23)
Такая игра в слова больше подошла бы для дзаппай. Или фотоку - если есть подходящая фотография. Хотя лучше бы что-то одно - или чайная роза, или этот самый кремовый брюльянт. А ещё лучше попробовать сделать пятистрочник - кёку. "Небушко" - не назову нежелательной формой, но ей должно что-то отзываться в других строках. Но так и не поняла - а причём здесь день равноденствия? Он же весенний солнцеворот, он же новруз?
А облако, похоже, было краа-а-сивое!...

собираю букет
из облаков на закате
на солнечных стеблях...

24)
Конечно, третья строка выбивается и из классических, и из современных правил хайку... Но как сэнрю... Отлично!!!

что б я так жил!
завидует жук на горькушке
улитке на белом...

25)
Сильно получилось! Глубоко - далеко не все смогли заглянуть - бывает. Притча/афоризм/горький смех... Конечно - не хайку. Я бы определила как дзаппай, но кто твёрдо может определить, что есть дзаппай?...

Одно из перьев веера:

"Протянешь руку за хлебом -
А получаешь камень..." (из Лэнгстона Хьюза)

Лейте Совушка   26.03.2014 01:23   Заявить о нарушении
9)
Что касается моей "хайки". Конечно, слабая вещь. Написана как рецензия-ответ, посему подразумевает уже обозначенный объект - песчаный замок. В отдельной хайке следовало сделать коррекцию для уточнения. Тогда бы не возникала левая ассоциация со снежными стенами. Да, для тех, кто упорно возвращался к сюжету размывания волнами: Никогда не приходилось видеть, как такие песчаные крепости осыпаются по мере высыхания?
Кирэдзи не то, чтобы абсолютно отсутствует, но весьма слабозвучащее, да ещё в зависимости от прочтения. Попробовала поставить дефис после "стены" (осыпаются неприступные стены - под жарким солнцем), но понравилось ещё меньше - кирэ осталось сомнительным, к тому же появился привкус оценки (то ж под жарким солнцем-то!).
Картинка выбрана больше как подсказка для одного из возможных прочтений.

Лейте Совушка   26.03.2014 19:56   Заявить о нарушении
Только что прочёл Ваш комментарий, нет слов от удивления! Всё верно - и лазурь, и рассказ Мори Огай, и "меч не обнажался просто так". Рецензия читательницы откроет недосказанное мной.

Плывут облака
По холодной лазури,
Грозит харакири
Мне сталью клинка!
В предчувствии бури
Две мысли сверкнули:
Я - дочь самурая!
Не дрогнет рука!

Майя Воронова, 2010г.

Благодарю, Игорь

Игорь Сорока   28.03.2014 21:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

1) 5
2) 8
3) 3
4) 3
5) 3
6) 6
7) 4
8) 3
9) 4
10) 3
11) 3
12) 6
13) 3
14) 4
15) 8 пзс
16) --
17) 4
18) 4
19) 6
20) 4
21) 3
22) 3
23) 3
24) 3
25) 4

Курума Такуми

Сад Рёандзи   23.03.2014 23:53     Заявить о нарушении
До оценивания каждому стиху поставил – 6 (средний балл), потом или добавлял или отнимал баллы. Название стихов, картинки не оценивал, скопировал себе в Ворд только текст.

1
Вести из дома
в окне отражается
пламя заката

-0,5 «вести» невещественное
-0,5 «дом» (в значении места существования, где живут родные, семья, иногда и как Родина, но не в значении здание) – невещественное
-0,5 «в окне отражается» (немного плохо спрягаемый глагол) – когда в окне может отражатся закат? лкогда мы смотрим на окно снаружи, изнутри дома отражения мы не увидим, может быть только в окне дома напртив.
-0,5 «пламя заката» - метафора
+0,5 – две опоры
+0,5 – смысл «пламя» и «вести из дома» говорит, что дома происходит что-то плохое. может быть война?
2
прощеное воскресение
над куполом храма
стайка голубей

-0,5 – прощёное воскресние – православный праздник накануне Великого поста, не уверен, но всё-таки, моё мнение – это невещественное
-0,05 (не опечатка!) – орфографическая ошибка. «воскресенИе» (в значании воскресать) «воскресенЬе» - день недели (хотя назван от воскресения). православный праздник называется Прощёное воскресенье.
+0,5 – две опоры
+2,0 – голуби это души людей
В этот день все православные христиане просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

3
оттепель в руки
жидкая масса стекла
чистые слёзы

-0,5 – три опоры, предложения. можно читать по-разному первую и вторую строки, перенося «в руки» во вторую строку, но получается только… об этом далее
-0,5 – «оттепель в руки… стекла» – олицетворение
-0,5 – «в руки жидкая масса стекла» – то есть в руки жидка масса стекла (существительное) – это очень больно, (глагол) – это просто вода в руках, время ведь уже прошло
-0,5 – «в руки» – мне представляются руки отдельно от человека, человека не вижу, если это автор, то тогда присутствие автора.
-0,5 – «жидкая масса» – сравнение воды с жидкой массой
-0,5 – «чистые слёзы» – «чистые» уточнение. слёзы по определению чистые.
понимаю замысел – наступление весны, но воплощение неудачное
тут слишком твёрдое следование форме. Можно посоветовать оставить следование твёрдой форме в самый конец творческого процесса при написании хайку, получится –хорошо, нет – неважно, лишь бы было хайку.
К слову, Басё про ворона (оригинал)

Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure

5-9-5
а ведь есть и другой вариант, где вторая строка на один слог длиннее

4
дольняя дымка
дробью дождинки. дотла
день догорает

-0,5 – три опоры. и деление в середине второй строки
-0,5 – «дольняя дымка» – дымка в долине(?). туман? селение в долине и там что-то жгут и потому дымка?
-0,5 – «дробью дождинки» – метафора «дробью». дождинки должны быть крупные чтобы дробью, а дробью по чему?
-0,5 – несоответствие дымка и дождь
-0,5 – смешение времён «догорает» (процесс продолжается) «дотла» (процесс завершён)
-0,5 – метафора «день догорает»
не понял замысел автора, что нам хотел рассказать

5
плывут облака
по холодной лазури
по стали клинка

-0,5 – одно предложеине, одна опора
-0,5 – лишнее слово «плывут» облака, плывут это подразумевается
-0,5 – уточнение «по холодной лазури» то есть небу плывут облака
-0,5 – уточнение «холодная» лазурь
-0,5 – ещё одно уточнение «холодная» сталь
-0,5 – уточнение «сталь» клинка. клинки всегда из стали
(-0,5 – рифма облаКА-клинКА)
не понял замысел, облака плывут на небе и отражаются на клинке. клинок не в ножнах
Тут можно добавть, что отражение облаков плывёт не по стали, а по клинку. Излишнее следование форме (см. комментарий к №3)

6
час пик
в метро напротив
такая же шляпка

-0,5 – «час пик» – невещественное, устойчивое выражение
+0,5 – две опоры
-0,5 – прочтение «час пик в метро напротив» привело в недоумение.
Всё-таки прав А.Долин, когда говорит, что знаки препинаия нужны.
-0,5 – утверждение «такая же»
+0,5 – в час пик обратить внимание на таку же шляпку может только женщина, учитывая что город очень большой, если в нём есть метро
+0,5 – отражение в стекле собственной шляпке (удивление!)

7
весенний сюрприз
на ветке недотроги
цвета лимона

-0,5 – одна опора
-0,5 – «сюрприз» - невещественное
-0,5 – «весенний сюрприз на ветке недотроги» - сюрпризы разные бывают
-0,5 – «недотрога» - метафора
-0,5 – уточнение «цвета лимона»
описание цветка, нет композиции

8
белые цветы
восковые слова
обними меня…

-0,5 – слабая рифма словА-менЯ
-0,5 – три опоры
-0,5 – «слова» – невещественное
-0,5 – «восковые» слова – метафора
-0,5 – «обними меня…» – побуждение (для чего поставлено многоточие?)
-0,5 – «меня» – присутствие автора
непонятен замысел автора

9
осыпаются
неприступные стены
под жарким солнцем...

-0,5 – одна опора
-0,5 – «неприступные – автор убеждает читателя (а вдруг не такие неприступные?)
-0,5 – уточнение «жаркое» солнце
-0,5 – весь стих сообщение

10
Венок на воде
Беззаботная юность
Окольцована

-0,5 – три опоры
-0,5 – «юность» – невещественное
-0,5 – олицетворение юности – «беззаботная»
-0,5 – «окольцована» - прошедшее время
-0,5 – утверждение «окольцована»
-0,5 – олицетворение «окольцована»
венок на воде бывает, когда поминают погибших в кораблекрушениях, либо моряков, погибших во время морских сражений

11
ВИдение
Кисть в кисти
Художник

-0,5 – три опоры
-0,5 – видение – невещественное
-0,5 – указание как надо читать – вИдение
-0,5 – видЕние – так же невещественное
-0,5 – игра словами – омонимы – кисти
-0,5 – без первой стоки стих распадается и нет композиции
+0,5 – все существительные
-0,5 – сперплотность

12
Собачья миска.
Порцию дождя украсил
Лист смородины.

+0,5 – две опоры
-0,5 – глагод в прошедшем времени
-0,5 – олицетворение «листа смородины» - украсил
+0,5 – композиция – миска наполненная дождём и листом смородины наводит на размышления – то ли хозяева уехали, то ли уехали и забрали с собой собаку

13
Встречаю рассвет,
Навстречу весеннему солнцу
Раскрыв ладони души.

-0,5 – одна опора
-0,5 – встречаю – присутствие автора
-0,5 – повтор – встречаю навстречу
-0,5 – душа – невещественное
-0,5 – ладони души – метафора
-0,5 – синтаксическая ошибка и деепричастный оборот

14
маслёнок малый
один среди лисичек
лоснится шляпка

-0,5 – одна опора
-0,5 – малый – уточнение
-0,5 – один – повтор – маслёнок и так в единственном числе
-0,5 – досказанность – маслёнок и лоснится шляпка

15
шифоновое платье
мелькает над травой
стрекоза

+0,5 – две опоры
+0,5 – соотвествие (крыльев) стрекозы и шифонового платья. Шифон лёгкая, тонкая шелковистая хлопчатобумажная ткань, хороша для жаркого лета, потому –
+0,5 – шифон – стрекоза, стрекоза живёт летом
+0,5 – второй смысл – девочка бегает по лугу, платье которой похоже на крылья стрекозы

16
баррикады.
вороньё клюёт
перья беркута

моё – без комментариев

17
слёзы на щеках
мгновениями стучит
дождь по зонту

+0,5 – две опоры
-0,5 – утверждение – слёзы на щеках
-0,5 – невещественное – мгновения
-0,5 – олицетворение – дождь стучит
-0,5 – олицетворение дождь стучит мгновениями
-0,5 – повтор – слёзы - дождь

18
подснежники
в корзинах у цветочниц
пушистый венчик

-0,5 – одна опора, предложение
-0,5 – повтор – подснежник – пушистый венчик
+0,5 – нет глаголов
-0,5 – нет композиции
-0,5 – утверждение – пушистый
-0,5 – венчик цветка – это внутренняя часть лепестка
В продаже запрещены сорванные в лесу подснежники, нарушителям грозит штраф. Разрешена продажа подснежников, выращенных в теплицах (с сертификатом происхождения).
Подснежники из теплиц не интересны.
Кто-то говорит про отрицательный вектор? вот он скрытый отрицательный вектор

19
прогноз погоды
снова сакура цветёт
на старой ширме

+0,5 – две опоры
-0,5 – невещественное – прогноз погоды
-0,5 – утверждение – снова
-0,5 – уточнение – старая
+1,0 – второй смысл – неважно какая погода – на ширме всегда цветёт сакура

20
носы в веснушках
под солнышка лучами
детишек стайка

-0,5 – одна опора
-0,5 – повтор – веснушки и детишки
-0,5 – перебор с уменьшительно-ласкательными суффиксами – солнышко, детишки
-0,5 – повтор – солнышко и веснушки
нет композиции, твёрдое следование твёрдой форме

21
Путь не из легких.
Вот бы длинные ноги...
И я у цели.

-0,5 – три опоры
-0,5 – утверждение – «путь не из лёгких»
-0,5 – отрицание – «не»
-0,5 – рассуждение – «вот бы длинные ноги…»
-0,5 – присутствие автора – «я»
-0,5 – невещественное – «цель»

22
Жёлтый кленовый
Лист в последнем полёте…
Близок миг смерти

-0,5 – лишнее слово – либо жёлтый либо кленовый
-0,5 – лишнее слово – последний
-0,5 – утверждение – близок
-0,5 – невещественное – миг
-0,5 – невещественное – смерть
-0,5 - досказанность

23
В небушке весны
Облако крем-брюлеАнт
Чайная роза

-0,5 – уменьшительно-ласкательный суффикс – персонификация – небушко
-0,5 – метафора – облако крем-брюле
-0,5 – игра словами – неологизм – брюлеАнт
-0,5 – повтор – крм-брюле и чайная
-0,5 – скорее всего одна опора, не вижу второй опоры
-0,5 – объяснение

24
Сквозь толщу снега
К солнцу пробился росток,—
Мне бы так верить!

-0,5 – одна опора
-0,5 – пробился – прошедшее время
-0,5 – олицетворение – росток пробился
-0,5 – смешение времён – «пробился» и «мне бы так верить»
-0,5 – монолог – «мне бы так верить»
-0,5 – присутствие автора

25
хлеб
твёрдый ломоть гранита
фарс-мажор

-0,5 – три опоры
-0,5 – сравнение – ломоть гранита
-0,5 – повтор – твёрдый и гранит
-0,5 – невещественное – фарс-мажор
-0,5 – игра словами – фарс-мажор

Курума Такуми   23.03.2014 23:54   Заявить о нарушении
Спасибо.
Засчитано.

1) 5
2) 8
3) 3
4) 3
5) 3
6) 6
7) 4
8) 3
9) 4
10) 3
11) 3
12) 6
13) 3
14) 4
15) 8 пзс
16) --
17) 4
18) 4
19) 6
20) 4
21) 3
22) 3
23) 3
24) 3
25) 4

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 00:52   Заявить о нарушении
Я одно скажу, Курума.
Если "запрещать" сравнение и игру словами - это будет не хайку, а "сводка с полей"
Что тогда по вашему ваш "Беркут", как не сравнение?

Гольгертс   25.03.2014 09:11   Заявить о нарушении
Беркут это птица, но второй смысл это омон Украины. в даном случае сравнения нет.

Курума Такуми   25.03.2014 10:05   Заявить о нарушении
Олег, главное отличие хайку от традиционной европейской поэзии в том, что в хайку
чувства эмоции не показывают читателю, а вызывают чувства эмоции у читателя.

тут хайдзина можно сравнить со скульптором, который отсекая всё лишнее, как сказал один великий, создаёт произведение, которое приводит в восхищение зрителя, так и хайдзин должен отсекать все лишние слова, чтобы все чувства эмоции были у читателя, а не на бумаге.

Сад Рёандзи Конкурсы   25.03.2014 12:04   Заявить о нарушении
в номере 6 имеется в виду не отражение,
а другая, точно такая же шляпка.

Цветочница   25.03.2014 22:30   Заявить о нарушении
Я привёл два варианта какие увидел, почему не может быть отражения, в метро в в вагоне есть отражение в стекле.

Сад Рёандзи Конкурсы   25.03.2014 22:37   Заявить о нарушении
отражение настроения не портит
)

Цветочница   25.03.2014 22:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

В последние дни много говорят о "двойных стандартах". Нечто похожее наблюдается и на этом конкурсе.
И всё ничего, если бы не доходило до прямо противоположности. Это широкая тема для долгого разговора,
но я постараюсь кратко После первого знакомства с японской поэзией, мне подумалось, что это точно
"не моё", поскольку запрещены две основные вещи за которые я, собственно, поэзию и люблю - то,
что и отличает её от прозы, а именно: Рифма и Тропы (метафоры и прочее...)
Однако, подкупила обязательность сокрытия логических связей, то что свойственно суггестивной
и символической поэзии. Отдельный разговор о форме, по сути это разновидность комбинаторики,
поэзия ограничений, но те "вольности", которые здесь разрешены нивелируют, если не сказать
больше "профанируют" всю идею, особенно, в соревновательном процессе.
Ну, это как если бы - все пишут, например, палиндромы, но некоторым "более равным зверям"
разрешено менять или пропускать буквы, как если все играют одной рукой, а кому-то позволено двумя.
Но основной приоритет даже не в этом. Его уже озвучила Ольга (Любимая игрушка), причём устами самих японцев.
.

«Вопреки чрезвычайной лаконичности этой поэтической формы, трёхстишие хайку строится, как правило, на сопоставлении каких-либо двух явлений. Эти явления вступаю во взаимодействие, между ними возникает напряжение, которое придаёт стихотворению чрезвычайную динамичность. Именно эта биполярная структура, как мне кажется, и позволяет достигнуть максимального углубления и расширения смысла в пределах малой формы»
.
(Такахаси Дз. Горизонты японской поэзии//Странный ветер. Современная японская поэзия/Пер. с яп. – М., 2003. – с. XI-XXY)
.
Мы можем нарисовать вещественную картинку, даже соблюсти форму и все прочие "атрибуты" например, хайку.
Но без условия озвученного выше - всё насмарку. Нет, это может быть позитивно, радостно, приятно и так далее,
но это вкусовое предпочтение "за ясность и внятность" совсем "из другой оперы" нашего русского менталитета,
которую иные пытаются "протащить" в японскую поэзию. А здесь читателю нужно "работать" в стихе и одной
"весенней ласточкой в сенях" - не обойдёшься, а всё потому, что любой задаст вопрос: "Ну и что?" -
и отлеталась эта самая ласточка. Однако, кратко не получается. Перейдём, собственно, к оценкам,
тем более, что и у меня "свой стандарт", который я постарался обозначить выше.
1.
Вести из дома
в окне отражается
пламя заката (6)

Не знаю, наверное, есть такое понятие как "актуальное" хайку. В свете всех волнующих последних
событий на Украине, напряжение, как раз считывается. Многие сетуют на невещественное "вести",
что ж заменим на "письма" - по-моему смысл идентичен.

2.
прощеное воскресение
над куполом храма
стайка голубей (4)

Даже если не учитывать не соответствие формы и невещественность воскресения,
никакого сопоставления не наблюдается.

3 --------------------
4.
дольняя дымка
дробью дождинки. дотла
день догорает (5)

Тавтограмма в хайку - это комби в комби. Если воспринимать, как аллитерацию на "Д" -
недопустимый силлабо-тонический Троп. Существуют даже палиндромные хайку, но по форме,
а не по духу. Для этого есть специальные конкурсы.

5.
плывут облака
по холодной лазури
по стали клинка (4)

Даже если представить себе отражённые облака в зеркальной стали клинка, что по мнению
автора это может характеризовать, не говоря уже о том, с чем сопоставлено?

6.
час пик
в метро напротив
такая же шляпка (7)

"час пик" - малоинформативно. Но мысль прослеживается в качестве "женской ревности"
можно даже пошутить.

в метро напротив
такая же шляпка
теряю лицо

7.
весенний сюрприз
на ветке недотроги
цвета лимона (4)

Опять же "сюрприз и недотрога" не рисуемые образы. Сопоставления, как такого - нет.

8.
белые цветы
восковые слова
обними меня…(6)

Действительно, двустишие с невещественной второй строкой, записанное в форме хайку.
Эдакая "Уловка №22"
9.
осыпаются
неприступные стены
под жарким солнцем... (5)
Как в своё время пел "Крематорий" "Песочный замок, построенный мной - давным давно
смыт волной... " Здесь бы на "крушение надежд" как-нибудь намекнуть, да места не хватает.
10.
Венок на воде
Беззаботная юность
Окольцована (7)

А вот здесь сопоставления мало кто увидел. Венок - это тоже "кольцо"
Вот вам и "мост" из прошлого в будущее.
"Все венки, да поверх плывут, один лишь мой - потонул... "
Была и у меня такая песенка: "Она окольцована, втиснута в белое.
Руки холодные, руки несмелые" Ещё бы сделать символически-вещественной "юность",
ну не знаю может тем же "предметом одежды" каким-нибудь?
11.
ВИдение
Кисть в кисти
Художник (4)

Я, конечно, сам призвал читателя к "работе", но ведь не на 90%?
12.
Собачья миска.
Порцию дождя украсил
Лист смородины. (5)

Наверное, у каждого кустарника, растения есть множество символических значений.
Может быть у собак особые отношения со смородиной? С таким же успехом:

Кошачья миска
Порцию дождя украсил
Лис малиновый

13.
Встречаю рассвет,
Навстречу весеннему солнцу
Раскрыв ладони души. (4)

Ну здесь нарушено всё, что можно нарушить. И тавтология, и прямая метафора "ладони души",
и не соответствие формы.

14.
маслёнок малый
один среди лисичек
лоснится шляпка (6)

Вот призываю на помощь весь свой ассоциатив в интерпретации единственного здесь "манка"
в глаголе "лоснится" Выбор общепринятых синонимов здесь ограничен и сводится к блеску и свечению,
ну, с натяжкой к "важности". Тогда, отчего "малый?", да и вообще, в этом сопоставлении можно
"надумать" целый "гарем лисичек", правда среди них уместнее был бы мухомор или боровик.
Это я так "поработал", ничего?
15.
шифоновое платье
мелькает над травой
стрекоза (7)

Ну, можно, можно сопоставит "полы платья" с "крыльями стрекозы".
Конечно, глубокой мыслью не назовёшь, но хоть что-то.
Опять же автор упростил себе задачу вольным обращением с формой.
Напишите то же самое 5-7-5 и поставлю (9 ПЗС) не задумываясь!
16.
баррикады.
вороньё клюёт
перья беркута (7)

Автор отрицает "политизацию" этого хайку, но это всё равно, что указывать на белое - чёрное.
Только глухой на необитаемом острове не слышал в последние дни слов ( "баррикады и "Беркут" )
Но для меня суть не в этом. Нарушения формы и наличие эхо-рифм - это нарушения за которые и
снижена оценка. Зато сопоставлений и напряжения - хоть отбавляй.
17.
слёзы на щеках
мгновениями стучит
дождь по зонту (5)

Ну, попробуем и здесь "поработать". Опустим невещественные "мгновения" (пули у виска)
"дождь по зонту" - возможное чувство тревоги - сопоставим со слезами, но откуда это чувство
взялось, где к понятию такому этот мостик? Пожалуй, что и не было его.
18.
подснежники
в корзинах у цветочниц
пушистый венчик (4)
В последней строчке нет никакого зримого или скрытого (может только для меня?) сопоставления.
Ну было бы, например :"зелёные стебли" или что ещё. Не пестики и тычинки же считать?
Какое качество характерно для подснежников, что подобное, либо противоположное могло бы
находится в "корзинке у цветочниц?"
19

прогноз погоды
снова сакура цветёт
на старой ширме (7)

Подробно разбиралось мной на страничке автора. Кому любопытно - заходите по ссылке.

20.
носы в веснушках
под солнышка лучами
детишек стайка (4)

Как здесь некоторые оценивают - а мне "радостно" стало, значит хорошее стихотворение
А тут предлагают "напрягаться!" разгадывать что-то - ещё чего!
Единственный плюс - выдержана форма. Но так можно писать десятками в день.
21.
Путь не из легких.
Вот бы длинные ноги...
И я у цели. (6)

Вот замени "длинные" на "быстрые" - и стихотворение для меня пропадёт
А так из глубин памяти всплывает (неточно)

" Чтоб любить эти ноги
Нужен белый кадиллак.
Чтоб любить эти ноги
Нужен смокинг или фрак.

Чтоб любить эти ноги
Нужен банковский счет,
Чтоб любить эти ноги
Нужен точный расчет -
Трезвый, холодный расчет."
Любопытно, был ли такой подтекст у автора? Такая вариативность?
22.
Жёлтый кленовый
Лист в последнем полёте…
Близок миг смерти (6)

И всё-таки, пуст "избитое", но сопоставление осени с концом жизни, но есть.
Форма выдержана, правда "разгадывать" особо нечего.

23.
В небушке весны
Облако крем-брюлеАнт
Чайная роза (5)

Здесь двоякое впечатление. Вроде понятно стремление к составной омофонии, но
на фоне "небушка" - не комильфо. Да и почему, именно, "чайная" роза - не считывается.
24.
Сквозь толщу снега
К солнцу пробился росток,—
Мне бы так верить! (6)

И всё-таки два глагола - много. Создать действие без глагола - вот что важно суметь.

25.
хлеб
твёрдый ломоть гранита
фарс-мажор (5)

Всё то же, всё те же... Понятна попытка обыграть "форс-мажорные обстоятельства"
(военные действия), возможно, даже снос памятников. Вот только сопоставление
с хлебом, как-то мимо. Если только по "внешним признакам горбушки?"
Да и не до "фАрса" окружающим насколько мне известно.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

И в заключении. Подобная эклектика соревновательного значения не имеет,
когда у каждого своя "таблица умножения". Или играть в "строгача"
или в "трёхстишия с признаками хайку", чтобы не получалось как у Альтова:
Инспектор ГИБДД блондинке после получасовой беседы:
"Всё, можете ехать, сейчас направо, там правда знак, но вам туда МОЖНО!"
С уважением, Олег.

Гольгертс   25.03.2014 07:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!
Засчитано.

1) 6
2) 4
3) --
4) 5
5) 4
6) 7
7) 4
8) 6
9) 5
10) 7
11) 4
12) 5
13) 4
14) 6
15) 7
16) 7
17) 5
18) 4
19) 7
20) 4
21) 6
22) 6
23) 5
24) 6
25) 5

Что же сегодня мне всё время работу подкидывают? Уже четвёртый лонг переделываю. Просил ведь комментарии в замечании писать. :(

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 23:29   Заявить о нарушении
Извините, меня Садовник. Замечания нельзя редактировать... в случае чего.
В этом вся штука.

Гольгертс   23.03.2014 23:36   Заявить о нарушении
интересный обзор - спасибо

Цветочница   23.03.2014 23:39   Заявить о нарушении
эхо-рифма?
насколько я знаю слабая рифма недопустима
но не увидел ни одной эхо-рифмы
может быть звук "р" часто повторяется?
в хайку есть такой приём - доонъин - или звукоповтор ассонанс

послушайте:

Kokoro -koko -ni naki ka nakanu ka Hototogisu

Ихара Сайкаку
переводу такой стих практически не поддаётся.
только по смыслу

Задумался так?
Иль и не пела она?
Кукушка...
(пер. Симидзу)

теперь о форме
Басё не следовал форме ради формы
пример

Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure

5-9-5

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 23:43   Заявить о нарушении
Ваши эхо-рифмы:
.
вороньЁ / клюЁт (разнородная)
пЕРья / бЕРкута (разносложная)
.
Слабыми никак не назовёшь, из них даже можно составить вполне приличный
силлабо-тонический катрен. А по форме, я же говорю - все должны быть
в равных условиях, иначе, это выставка, а не конкурс.

Гольгертс   23.03.2014 23:54   Заявить о нарушении
рифмы внутри строки? :)
я думаю, на это не стоит обращать внимания, сейчас столько напридумывали разных названий рифм, это просто выпендрёж.
в хайку по рифмам учитываются окончания строк. иначе можно и по начальным рифмам (по первым слогам) столько рифм найти, зачем усложнять?

соблюдение формы 5-7-5 и не соблюдение формы 5-7-5 никого не ставит в разные условия. К форме 5-7-5 нужно стремиться, но нельзя это возводить в абсолют.
Даже Басё этому не следовал.
И ещё добавлю про ритм, за дактиль в хайку, я бы вообще снимал по одному баллу.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 00:40   Заявить о нарушении
Ага, вот она "разная таблица умножения". Значит, напевный "русский" дактиль - плохо!
Так что же вам "спотыкачный" рваный спондей подавай? Чтобы язык заплёлся?
Давайте, уж сразу иероглифами писать...

Гольгертс   24.03.2014 00:46   Заявить о нарушении
И потом, если определена такая форма, ведь не "с потолка" её взяли?
Значит существуют фонические закономерности, в том числе.
А что касается Басё, так например, мне он и вовсе нравится куда меньше Иссы,
так и что? Возможно в некоторых своих хайку он просто банально не справился с формой.
Эти экивоки в сторону классиков очень мне напоминают отсылки к "Нашему Всё",
а как же вот кто глаголы рифмовал, да ударения в угоду рифме менял.
"Что позволено Юпитеру..."

Гольгертс   24.03.2014 01:12   Заявить о нарушении
Не-не.
дактиль в хайку не применяют. дактиль используют только для японского сонета (иногда ямб, тогда указывают особо)
для не характерно использовать один ритм в стихе, лучше использовать несколько.
Зачем же спондей? лучше гендекасиллаб!
для хайку больше подходит ритм 1-5/1-5/1-5, но я бы не стал заморачиваться по этому поводу, и оценки за дактиль никому не снижал.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 01:15   Заявить о нарушении
в смысле, кто глаголы рифмовал?

Басё справился с формой. В этом случае важнее содержание чем форма. А если следовать исключительно форме, то появляются повторы, лишние слова и т.д. и т.п.

Всё-таки, до Масаока Сики были хокку, теперь это хайку. Со временем хайку изменилось, за 400 лет многое изменилось в хайку, появились определённые требования.
Не нужно писать иероглифами, вполне достаточно кириллицей. Но почему тогда Вы не используете знаки препинания? потому что японцы не использовали? но у них для этого есть специальные слова-частицы, кирэдзи.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 01:25   Заявить о нарушении
Да я всё понимаю, но жаждет "европейское ухо" благозвучия, может на ихнем
"птичьем языке" так оно и есть, но мы же по сути занимаемся адаптацией.
Так же как в переводе, например, английских песен - дословность скудна подчас.
А здесь возможно, мы не в состоянии выразить и доли объёма и глубины.

Гольгертс   24.03.2014 01:31   Заявить о нарушении
Да вы что? "Наше Всё" - Пушкин разумеется.
Но повторюсь, если появляются повторы и прочие нарушения - это и есть "не справился"
Определить тогда только непременную двухчастность и прочее...
Да мало ли там ограничений ещё.

Гольгертс   24.03.2014 01:34   Заявить о нарушении
А по поводу "многое изменилось" - мы в своей "родной" силлабо-тонике не можем
разобраться. Далеко не все признают реформу рифмы и прочее...
Что уж говорить о "чужом огороде?"

Гольгертс   24.03.2014 01:38   Заявить о нарушении
Во времена Пушкина были другие рифмы, всё-таки два с половиной столетия (с гаком) прошло. Почитайте Антиквара про историю рифмы.
Понимаете в чём дело.
Хочу написать к примеру английский сонет. Смотрю что этому должно соответствовать. Написал, НО! нет сонетного ключа, Всё, это не английский сонет, даже если соблюдена форма рифмовка и ритм. Так и в хайку есть определённые требования, среди которых - это относится только к хайку на русском языке - форма на последнем месте. К примеру в хайку на английском языке слогов меньше чем 5-7-5.

Сад Рёандзи Конкурсы   24.03.2014 02:14   Заявить о нарушении
Олег, я бы сказала, что у меня не сопоставление с хлебом, а определение хлебом. Думаю, что Вы можете помнить: Украина - это хлеб, "житница соетской страны".

Татьяна Бирченко   24.03.2014 10:49   Заявить о нарушении
В комментарии к № 12 - ЛИС малиновый - символично.
Отдельная благодарность за МОЖНО!

)))
С солнышком, бывшая блондинка

Любимая Игрушка   24.03.2014 12:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

Впервые в жизни попыталась написать хайку, соответственно, оценки мои будут дилетантские. С другой стороны, кто как ни дилетанты являются лакмусовой бумагой. Для себя я выбрала следующие критерии оценки:
1. Наличие смысловой двучастности, одна часть связана с природой
2. Отсутствие смысловой досказанности
3. Вариативность
4. Безличность
Кроме того, я учитывала и прочие "нельзя": метафоры, глаголы в прошедшем времени и т.д., но оставляю это без комментариев (их уже предостаточно).

1.(4)
2.(4)
3.(7)
4.(3)
5.(7)
6.(5)
7.(5)
8.(3)
9.(8)
10.-
11.(3)
12.(9)ПЗС
13.(3)
14.(4)
15.(4)
16.(5)
17.(5)
18.(3)
19.(6)
20.(4)
21.(7)
22.(3)
23.(3)
24.(4)
25.(3)

Юлия Зибор   23.03.2014 21:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия!
Засчитано.

1.(4)
2.(4)
3.(7)
4.(3)
5.(7)
6.(5)
7.(5)
8.(3)
9.(8)
10.-
11.(3)
12.(9)ПЗС
13.(3)
14.(4)
15.(4)
16.(5)
17.(5)
18.(3)
19.(6)
20.(4)
21.(7)
22.(3)
23.(3)
24.(4)
25.(3)

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 22:29   Заявить о нарушении
1. На мой взгляд здесь заложена личностная оценка через словосочетание "пламя заката", для меня здесь нет вариативности, вести из дома тревожные, нехорошие.
2. Вижу просто храм и голубей (они всегда присутствуют на территории церкви, наряду с попрошайками).
3. Здесь все гораздо интересней: возможно оттаяла чья-то душа, были обиды, ссоры. Потом раскаяние, примирение, со слезами уходит боль и приходит очищение.
4. Ничего не вижу
5. Нравится смысловая недосказанность. "По стали клинка": я представляю самолет высоко в небе, а может это шпиль Петропавловки или Адмиралтейства...
6. Нет связи с природой, и практически однозначный вывод напрашивается
7. Похоже на загадку с конкретным ответом, но очень красиво
8. Не могу соединить строки в картинку, все вместе вызывает необъяснимое чувство тревоги
9. Очень интересно, много вариантов развития событий. Сами стены могут осыпаться от времени, могут таять ледяные стены с приходом весны, ну и, конечно, какая женщина устоит перед жаркими поцелуями любящего мужчины...
11.Вижу только живописца с кистью
12.Мое любимое, множество вариаций: пес благополучно сидит в будке, пережидает дождь; все, включая пса, уехали в город и наслаждаются благами цивилизации; пес умер, а у хозяина не поднимается рука выбросить миску...
13. Совсем не вижу предметности
14. Кроме грибов ничего не увидела
15. Для меня здесь присутствует досказанность: девушка "стрекоза"
16. Ярко, но почему- то, напрашивается только картина последних событий
17. Возникают разные картинки: ожидание под дождем, встреча не состоялась, дождь мешается со слезами.
18. Вижу только то, что написано
19. Есть недосказанность и вариативность: может, независимо от "прогноза" для человека сакура цветет только на ширме, т.е. Его ничто не радует уже, но возможно, какие- то счастливые события в жизни внесут яркие краски...
20. Очень позитивно, мило, но без вариаций
21. Интересно, можно при желании пофантазировать
22. Печально, мысль движется по заданному пути
23. На мой взгляд, просто сравнение облака с чайной розой
24. Личное присутствие Автора, который уже дал свою оценку происходящему
25. Картинка не сложилась

Юлия Зибор   23.03.2014 23:20   Заявить о нарушении
номер 6 скорее не хайку, а сенрю

Цветочница   25.03.2014 22:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

1
Вести из дома
в окне отражается
пламя заката (4)

Вести из дома – не предметно.

2
прощеное воскресение
над куполом храма
стайка голубей (4)

прощенное воскресение – не предметно.

3
оттепель в руки
жидкая масса стекла
чистые слёзы (6)

Оттепель. Тают сосульки. Я подставляю ладони под капель. Слёзы. «Чистые» - лишнее. Это уже подразумевается. Будь это слёзы радости или горести. Интересный оборот – «жидкая масса стекла» (сущ.) стекла (гл)- читается как бы дважды. При таком прочтении всё встает на свои места,но "в руки" хочется перенести во вторую строку. Сравнения.
4
дольняя дымка
дробью дождинки. дотла
день догорает (4)

При прочтении хочется «дотла» перенести в третью строку.
дольная дымка
дробью дождинки.
дотла день догорает

Каждая строка сама по себе

5
плывут облака
по холодной лазури
по стали клинка (4)

Одночастность.

6
час пик
в метро напротив
такая же шляпка (8)

Понравилось. Сразу вырисовывается картина расстроенной женщины, обнаружившей, что не только у нее одной такая шляпка.

7
весенний сюрприз
на ветке недотроги
цвета лимона (5)

Весенний сюрприз – не предметно.

8
белые цветы
восковые слова
обними меня…(3)
Как нарисовать «восковые слова» и «обними меня»?
9
осыпаются
неприступные стены
под жарким солнцем... (4)

Один образ.

10
Венок на воде
Беззаботная юность
Окольцована (3)

«Юность» - не предметно. Прошедшее время.
11
ВИдение
Кисть в кисти
Художник (5)

Здесь, видимо, автор хотел сказать, что рука Художника в руке Бога. Но как нарисовать «ВИдение»?

12
Собачья миска.
Порцию дождя украсил
Лист смородины. (8)ПЗС

Очень понравилось, несмотря на глагол в прошедшем времени.
Как вариант

Собачья миска.
К порции дождя
Лист смородины.

13
Встречаю рассвет,
Навстречу весеннему солнцу
Раскрыв ладони души. (3)

Встречаю рассвет – это уже «навстречу».
«Раскрыв» - прошедшее время. «Ладони души»- ?
14
маслёнок малый
один среди лисичек
лоснится шляпка (8)

Замечательно. Картинка рисуется сразу.

15
Моё.

16
баррикады.
вороньё клюёт
перья беркута (7)

Жёстко. Эмоционально. Но картинки (обе) рисуются сразу.

17
слёзы на щеках
мгновениями стучит
дождь по зонту (5)

Мгновениями – не предметно.

18
подснежники
в корзинах у цветочниц
пушистый венчик (6)

Видится простая картинка – корзинка подснежников. И всё.
19
прогноз погоды
снова сакура цветёт
на старой ширме (7)ПЗС

Здесь возникает не одна картинка.
Это и образ очень старого человека, для которого весна – это лишь прогноз погоды по телевизору и цветущая сакура на ширме. Но, есть и второе прочтение, где присутствует самоирония ( «на старой ширме»), и тогда это произведение переходит в разряд сэнрю. Когда у немолодой женщины, прекрасное настроение и весенние ожидания, под стать прогнозу погоды.
20
носы в веснушках
под солнышка лучами
детишек стайка (5)

Одночастность.
21
Путь не из легких.
Вот бы длинные ноги...
И я у цели. (3)

Картинка не складывается.

22
Жёлтый кленовый
Лист в последнем полёте…
Близок миг смерти (3)

Слово «последнем» - лишнее, если жёлтый, то и так понятно, что последний. Третья строка не удачная.

23
В небушке весны
Облако крем-брюлеАнт
Чайная роза (3)
Сравнения.
24
Сквозь толщу снега
К солнцу пробился росток,—
Мне бы так верить! (4)

»Пробился» - прошедшее время. Третья строка – не удачная.

25
хлеб
твёрдый ломоть гранита
фарс-мажор (3)

Кроме чёрствого хлеба ничего не увидела.

Валентина Китаева   23.03.2014 11:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Валя!
Засчитано.

1) 4
2) 4
3) 6
4) 4
5) 4
6) 8
7) 5
8) 3
9) 4
10) 3
11) 5
12) 8 пзс
13) 3
14) 8
15) --
16) 7
17) 5
18) 6
19) 7 пзс
20) 5
21) 3
22) 3
23) 3
24) 4
25) 3
Уточни, какому конкурсному произведению ставить ПЗС, 12) или 19)? Должно быть только одно

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 15:22   Заявить о нарушении
Жаль, что нельзя обоим.
Тогда 12.

Валентина Китаева   23.03.2014 15:24   Заявить о нарушении
Хорошо.
12) пзс

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 17:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «5 Конкурс трёхстиший-хайку. Голосование» (Сад Рёандзи Конкурсы)

Поскольку на конкурсе появление моё спонтанно и зеленее не найдется никого, постольку и оценки, навряд ли окажутся "к столу" для процесса обучения хайку, и в основе их лежит слишком может субъективное мнение дилетанта, которое в свою очередь опирается на те чувства и образы, которые произведения вызвали.
1) 6.
2) 9.
3) 5.


Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 02:47     Заявить о нарушении
1)6.Повторюсь, что вести из дома, связанны с пламенным заревом могут ассоциироваться не только с Украиной, но и с любой другой страной, Миром, или одним, одиноким человеком на чужбине.
2)9. По христиански красиво, празднично. Голубь - символ мира. Прощение, которое происходит в этот день ещё одна ступенька к Богу, миру в Мире,
миру и любви в душЕ.
3)5.Оттепель скорее ассоциируется с чистой, талой и живой водой нежели со стеколом и слезой.

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 00:45   Заявить о нарушении
4)6 Дымка, дождь.
Сразу 3 времени года подразумевают.
Даже все, кроме зимы.
5)7 Понравилась лазурь и сталь клинка, особенно если зеркальная.
6)9 В метро ещё и не то можно увидеть
Много чего, шапки-ушанки, пальто,
Но Вы увидели лишь шляпку
Считайте, что Вам повезло.

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 01:00   Заявить о нарушении
7)7. Вот он где пушистый венчик затерялся, У вас на картинке лимоновой мимозы, а его ищут у подснежников.
С улыбкой.
8)6. На картинке невеста, значит Свадьба, любовь, но какая то еще и грусть, может окольцованная?
9) 9. Горька и предсказуема замка из песка судьба.
Если не дотянулась до него, облизывающаяся волна.
Так неприменно рассыпет солнышко и жара.

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 01:19   Заявить о нарушении
10)5. Если только брак не по любви.
11)7. Самое удачное это конечно кисть в кисти. Насчет Видения - взлохмаченные кудри художника, последний мазок,вот она и кисть в кисти, и любование с долькой критики во взгляде, своей картиной.
12)8. Пёс соседский горький плачет.
На пустынной осенней даче.
Хозяйка с хозяином про него забыли
Хорошо, хоть водички со смородиновым листом налили.

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 01:35   Заявить о нарушении
13. 8. Встреча рассвета, с раскрытыми ладонями, навстречу дню. Мечты, мечты.
14. 9. Шляпка масляная лоснится.
Лисички на неё смотрят и облизываются
(В рязанских лесах, грибы-то с глазами)
15. 9. Прелесть. Воспоминания детства и непременно босые ноги, бабочки, и песня про Пыха в огороде.

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 01:43   Заявить о нарушении
16. 5. Люблю цветы - незабудки,розы,
подснежники, просто белые цветы, мимозу,
Поэтому Ворон над Беркутом нависший,
Не вызвал у меня позитивных эмоций, хоть Вы и ведущий.
(С благодарностью за ответы на мои вопросы).
17. 5. Слёзы на щеках, текут ручьем,
Зонт в этом случае понадобиться
Однако мурвьихе с муравьем.
(С улыбкой)
18. 7. Комментаторы, рецензоры, конкурсанты,
Все ищут венчик от подснежников
В корзинке у цветочницы с Монмартра
А он пушистый к мимозе убег
Ну что тут непонятного, ейБог.
(И всё никак им невдомёк, что пушистая ШАПКА в корзине цветов)
С улыбкой.

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 02:12   Заявить о нарушении
19)9.
Когда свидание у моря,
А разговор все об одном
Всё о погоде, да погоде.
Не мешкая, не глядя на погоду,
Скорей домой, ведь знаешь ты дорогу.
Уж лучше с ширмой вечер скоротать
Чем с тем, кто не сужён тебе,
Всё о погоде, да погоде рассуждать.
(С улыбкой и благодарностью, что вытащили меня...)Здесь кажется оно к месту?

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 02:22   Заявить о нарушении
20)8. Понравилась детская беспечность принимать мир таким, какой он есть.
21)5. И почему я не Кинг-Конг.


Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 02:28   Заявить о нарушении
22) 3. Угнетает "последний полет" и "смерть". Хотя кленовый лист красиво, и насчет смерти - это тот ещё вопросик, тем более для листика.
23) не оцениваю, но чес.слов. буду стараться.
24) 9. ...И мне бы такую веру...
24) 4.ПЗС. Гранит, это скорее ближе к науке, а про хлебушек, хочется чего помягше. Так как тема хлеба несомненно серьезная и насущная, то, получайте ПЗС


Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 02:41   Заявить о нарушении
Закралась очепятка, в последнем комм-те не 24, конечно, а 25.

Любовь Рахматуллаева   23.03.2014 02:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь!
Засчитано.

1) 6
2) 9
3) 5
4) 6
5) 7
6) 9
7) 7
8) 6
9) 9
10) 5
11) 7
12) 8
13) 8
14) 9
15) 9
16) 5
17) 5
18) 7
19) 9
20) 8
21) 5
22) 3
23) --
24) 9
25) 4
Даааа, задали Вы мне работу.:)
Не имеет значения что я ведущий, Вы оцениваете стихи, а не людей.

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 15:11   Заявить о нарушении
поправка 25) 4 пзс

Сад Рёандзи Конкурсы   23.03.2014 15:12   Заявить о нарушении