Рецензия на «Любовь и Боль Чемпионата. С. Декабрёв» (Чемпионат Стихиры)

Я вообще не принимаю ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ мастерства и чувства.
Как и попытку свести "Поэзию" к чему-то одному.
В ней есть и чувственный компонент и эстетический и интеллектуальный.
И лично я могу заценить стих и за то и за другое и за третье.
И если просто читатель вправе упереться во что-то одно, то арбитр обязан иметь более широкий взгляд.
Мне неоднократно приходилось ставить высокие оценки стихам. которые лично мне никуда и никак и даже неприятны. Потому как понимал, что мои личные вкусы - это мои личные вкусы.
Как приходилось ставить низкие оценки тому, что вроде как "цепляло".
Зачем упираться во что-то одно. "Больше поэтов хороших и разных."
.
Научить "чувствовать" человека вряд ли возможно. По крайней мере на поэтической студии.
А вот научить владеть формой и уважительно относиться к вопросам формы - вполне можно.
Поэтому я не приемлю точки зрения, что вопросы формы и мастерства - это только фомусы.
Мне форма - далеко не безразлична.
Да и любому нормальному человеку.
.
Даже когда дело касается сугубо прозаических и утилитарных вещей - в реальной жизни давно никому не надо уже доказывать полезность и необходимость дизайна.
И только в сообществах типа стихиру цветут и пахнут теории о "неважности" формы.
Производители топоров думают о форме.
А производители стихов...
Люди искусства, блин...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   28.04.2011 11:25     Заявить о нарушении
Так или иначе, Тимофей, восприятие поэзии всё равно упирается в чувства.
Просто кто-то к своему сердцу идёт через алгебру и геометрию, а кто-то через физкультуру.
В деле стихосложения точные предметы обязательно надо проходить! Но пройдя - почему бы не плюнуть и забыть про них? Ведь поэт каждый раз пишет так, будто с чистого листа. Зациклившемуся на алгебре уже трудно оценить прелесть ботаники.
Другое дело, что в этом сложном занятии многие видят только игру мышц и ограничивают свою учёбу физкультурой.
Тут я полностью разделяю вашу боль и возмущение.
Да и в принципе писал о том же, только другими словами.

Сергей Декабрёв   28.04.2011 11:52   Заявить о нарушении
Еще не стадии предыдущих диспутов хотел не раз вставить пять копеек по поводу своего видения вопроса, почему одни стихи цепляют, а другие нет. Сейчас вижу, что тут я совсем не оригинален. Тоже вывел для себя формулу, что произведения искусства (в живописи, музыке, литературе) становятся таковыми только в том случае, когда автору удается зарядить их какой-то внутренней энергией. Если хотите, вдохнуть душу. Иногда количество этой энергии столь велико, что картина, музыка или стихотворении отдают её в окружающий мир веками, притягивая и завораживая всё новых и новых поклонников, хотя самого автора уже давно нет на свете. Наверное, именно в этих случаях мы говорим о шедеврах.

Но вот почему иногда получается сделать произведение живым, а иногда нет, великое таинство, к разгадке которого человек навряд ли когда-нибудь приблизится. И здесь я, пожалуй, соглашусь, что самой большой ошибкой будет стремление свести разгадку к чему-нибудь одному. Кто-то не может писать без вдохновения. А Рахманинов, кажется, говорил, что ему никогда не было ведомо, что это такое, и каждый его день просто наполнялся тяжелым трудом за роялем.

Но в любом случае в Поэзии (всё же здесь мы говорим о ней) должно присутствовать всё - и форма, и содержание, и душа. И конечно, уж если ты хочешь что-то сказать на её языке, над собой нужно работать. Но кропотливая повседневная работа совершенствует и оттачивает только то, что принято называть Талантом. А его нельзя походя найти, откопать или купить. С ним можно только родиться.

С уважением,

Вячеслав Игнатович   28.04.2011 13:49   Заявить о нарушении
"Но кропотливая повседневная работа совершенствует и оттачивает только то, что принято называть Талантом. А его нельзя походя найти, откопать или купить. С ним можно только родиться."(с)Вячеслав Игнатович
.
Так тем более, если верить в это - какой смысл рассуждать о "таланте", раз он либо есть либо нет. Значит - тем более, правильнее озабочиваться тем, что реально можно сделать.
И в учебных целях опираться на то,что можно изменить.
Даже если человек не может добавить "таланта", то научиться наиболее эффективно использовать то, что есть, он может.
.
Насчет "таланта" давно известны мнения самых разных людей - от ученых жо музыкантов - про 1% таланта и 99% труда.
,
И между прочим, то, что добывается многолетним кропотливым трудом - тоже нельзя заиметь походя, откопать или купить.
И даже родиться с этим нельзя.
:-)))
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   28.04.2011 14:37   Заявить о нарушении
Тимофей, соглашусь!
И благодаря данному Вашему замечанию подумал вот ещё про что.
Пожалуй, для автора очень важным является чувство поэзии, способность критически оценивать собственный творческий процесс. Это когда в массе проходящих через сознание строк и образов что-то тут же отбраковывается, что-то принимается, а что-то скрупулёзно шлифуется. Стихотворение может родиться легко и непринужденно, а может и в творческих муках. Но понимать слабые места автор должен бузупречно. Впрочем, возможно как раз в этом талант и заключается, ))))

Вячеслав Игнатович   28.04.2011 15:28   Заявить о нарушении
Но это опять же не отрицает главного.
Можно написать красиво, образно и безупречно. Так, что объективно придраться будет не к чему. Но когда не получится вдохнуть душу, считай, что потратил время впустую.

И никогда нельзя проблесками этой самой души оправдывать технические огрехи. Такой подход перечеркивает всё хорошее.Богатство русского языка всегда позволяет найти выход из самых тупиковых ситуаций.

И важное добавление. Данные ремарки ни в коем случае нельзя расценивать как собственную претензию на талант и безупречное умение работать над текстами, )))

Вячеслав Игнатович   28.04.2011 15:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Чемпионат Стихиры
Перейти к списку рецензий, написанных автором Тимофей Бондаренко
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.04.2011