Рецензия на «Любовь и Боль Чемпионата. С. Декабрёв» (Чемпионат Стихиры)
Я вообще не принимаю ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ мастерства и чувства. Как и попытку свести "Поэзию" к чему-то одному. В ней есть и чувственный компонент и эстетический и интеллектуальный. И лично я могу заценить стих и за то и за другое и за третье. И если просто читатель вправе упереться во что-то одно, то арбитр обязан иметь более широкий взгляд. Мне неоднократно приходилось ставить высокие оценки стихам. которые лично мне никуда и никак и даже неприятны. Потому как понимал, что мои личные вкусы - это мои личные вкусы. Как приходилось ставить низкие оценки тому, что вроде как "цепляло". Зачем упираться во что-то одно. "Больше поэтов хороших и разных." . Научить "чувствовать" человека вряд ли возможно. По крайней мере на поэтической студии. А вот научить владеть формой и уважительно относиться к вопросам формы - вполне можно. Поэтому я не приемлю точки зрения, что вопросы формы и мастерства - это только фомусы. Мне форма - далеко не безразлична. Да и любому нормальному человеку. . Даже когда дело касается сугубо прозаических и утилитарных вещей - в реальной жизни давно никому не надо уже доказывать полезность и необходимость дизайна. И только в сообществах типа стихиру цветут и пахнут теории о "неважности" формы. Производители топоров думают о форме. А производители стихов... Люди искусства, блин... . С уважением Тимофей Бондаренко 28.04.2011 11:25 Заявить о нарушении
Так или иначе, Тимофей, восприятие поэзии всё равно упирается в чувства.
Просто кто-то к своему сердцу идёт через алгебру и геометрию, а кто-то через физкультуру. В деле стихосложения точные предметы обязательно надо проходить! Но пройдя - почему бы не плюнуть и забыть про них? Ведь поэт каждый раз пишет так, будто с чистого листа. Зациклившемуся на алгебре уже трудно оценить прелесть ботаники. Другое дело, что в этом сложном занятии многие видят только игру мышц и ограничивают свою учёбу физкультурой. Тут я полностью разделяю вашу боль и возмущение. Да и в принципе писал о том же, только другими словами. Сергей Декабрёв 28.04.2011 11:52 Заявить о нарушении
Еще не стадии предыдущих диспутов хотел не раз вставить пять копеек по поводу своего видения вопроса, почему одни стихи цепляют, а другие нет. Сейчас вижу, что тут я совсем не оригинален. Тоже вывел для себя формулу, что произведения искусства (в живописи, музыке, литературе) становятся таковыми только в том случае, когда автору удается зарядить их какой-то внутренней энергией. Если хотите, вдохнуть душу. Иногда количество этой энергии столь велико, что картина, музыка или стихотворении отдают её в окружающий мир веками, притягивая и завораживая всё новых и новых поклонников, хотя самого автора уже давно нет на свете. Наверное, именно в этих случаях мы говорим о шедеврах.
Но вот почему иногда получается сделать произведение живым, а иногда нет, великое таинство, к разгадке которого человек навряд ли когда-нибудь приблизится. И здесь я, пожалуй, соглашусь, что самой большой ошибкой будет стремление свести разгадку к чему-нибудь одному. Кто-то не может писать без вдохновения. А Рахманинов, кажется, говорил, что ему никогда не было ведомо, что это такое, и каждый его день просто наполнялся тяжелым трудом за роялем. Но в любом случае в Поэзии (всё же здесь мы говорим о ней) должно присутствовать всё - и форма, и содержание, и душа. И конечно, уж если ты хочешь что-то сказать на её языке, над собой нужно работать. Но кропотливая повседневная работа совершенствует и оттачивает только то, что принято называть Талантом. А его нельзя походя найти, откопать или купить. С ним можно только родиться. С уважением, Вячеслав Игнатович 28.04.2011 13:49 Заявить о нарушении
"Но кропотливая повседневная работа совершенствует и оттачивает только то, что принято называть Талантом. А его нельзя походя найти, откопать или купить. С ним можно только родиться."(с)Вячеслав Игнатович
. Так тем более, если верить в это - какой смысл рассуждать о "таланте", раз он либо есть либо нет. Значит - тем более, правильнее озабочиваться тем, что реально можно сделать. И в учебных целях опираться на то,что можно изменить. Даже если человек не может добавить "таланта", то научиться наиболее эффективно использовать то, что есть, он может. . Насчет "таланта" давно известны мнения самых разных людей - от ученых жо музыкантов - про 1% таланта и 99% труда. , И между прочим, то, что добывается многолетним кропотливым трудом - тоже нельзя заиметь походя, откопать или купить. И даже родиться с этим нельзя. :-))) . С уважением Тимофей Бондаренко 28.04.2011 14:37 Заявить о нарушении
Тимофей, соглашусь!
И благодаря данному Вашему замечанию подумал вот ещё про что. Пожалуй, для автора очень важным является чувство поэзии, способность критически оценивать собственный творческий процесс. Это когда в массе проходящих через сознание строк и образов что-то тут же отбраковывается, что-то принимается, а что-то скрупулёзно шлифуется. Стихотворение может родиться легко и непринужденно, а может и в творческих муках. Но понимать слабые места автор должен бузупречно. Впрочем, возможно как раз в этом талант и заключается, )))) Вячеслав Игнатович 28.04.2011 15:28 Заявить о нарушении
Но это опять же не отрицает главного.
Можно написать красиво, образно и безупречно. Так, что объективно придраться будет не к чему. Но когда не получится вдохнуть душу, считай, что потратил время впустую. И никогда нельзя проблесками этой самой души оправдывать технические огрехи. Такой подход перечеркивает всё хорошее.Богатство русского языка всегда позволяет найти выход из самых тупиковых ситуаций. И важное добавление. Данные ремарки ни в коем случае нельзя расценивать как собственную претензию на талант и безупречное умение работать над текстами, ))) Вячеслав Игнатович 28.04.2011 15:40 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |