Любовь и Боль Чемпионата. С. Декабрёв

                «ЛЮБОВЬ И БОЛЬ» ЧЕМПИОНАТА.

Не знаю с чем это связано, но этот Чемпионат заметно отличается наличием теоретических споров. Тон явно задаёт арбитр Леонид Пивоваров, хотя и разговор Никанора Пузырькова о рифмах мне весьма понравился. Также один из участников, а именно Тимофей Бондаренко полноценно приложил руку к тому, чтобы наше соревнование не только выявляло сильнейших, но и имело какую-то учебную ценность. Тут сразу становится заметным то, что Тимофей находится явно не по ту сторону баррикад. В качестве арбитра он мог быть  полезней. В разговоре о чужих стихах он проявляет завидную скрупулёзность, даже малейшая неточность не ускользает мимо его внимания. Зато при оценке собственного творчества угол зрения и критерии несколько меняются, становятся более щадящими и размытыми. Что, в общем-то, естественно.

Не совсем понимаю реплик о том, что на этом Чемпионате участники настроены особенно недружелюбно, и зло реагируют на обзоры арбитров.
Что-то не припомню такой розовой страны, где участники понимали бы арбитров именно так, как и следует, без личных обид, без попыток втолковать «неразумным» оценщикам своё замечательное виденье представленного на конкурс произведения. Ведь даже, допустим, Весенний Кубок Стихиры, который только что закончился, отличался куда более жёстким накалом страстей.
У меня вообще складывается впечатление, что взаимные подковырки и ругань - это естественный способ общения на стихирских конкурсах. В нормальной жизни, когда хочется с чего-то начать разговор, то говорят о погоде, а на конкурсах соответственно заводят полемику  о плохих рифмах и т д. с одной стороны  и о плохом воображении и т д. – с другой.
 
Поскольку  теории стихосложения тут уже немало икалось,  то осмелюсь сделать и свой вклад. О форме говорили немало, скажу ещё о содержании.
Ортега-и-Гассет считал, что поэзия –« это любовь и боль в чистом воплощении». И думаю, что это верно, как и верны многие другие определения поэзии. И вот что получается.
Просматривая стихи участников, практически во всех из них я обнаружил и речь о любви, и боль высказанную. Но тронуло и запомнилось совсем немногое. Не буду пока грешить на своё каменное сердце (за меня это сделают другие), а скажу так: в том и суть, что поэзия – это не просто любовь и боль, а любовь и боль в чистом воплощении. Вот в этом чистом воплощении всё и дело.
Но вопрос техники опускаю, я ведь о содержании…
Особенности нашего времени таковы, что упрощение жизни и минимизация усилий на её усвоение стали первоочередными задачами и вытеснили всё, что требует непрестанных борений с самим собой. Относительно чувств, которыми человек фиксирует себя, в списках живущих, происходит такое: не хочет человек больше мучиться любовью, а тем паче испытывать боль. Оттого, возможно, читателей  у поэзии осталось мало.
Но зато как много стало самих писателей!
Казалось бы парадокс. Но причина его в том же: стихотворцы перестали испытывать любовь и боль такого накала, которым можно зарядить читателя.  Внешняя простота и безмучительность стихосложения, а также возможность двинуть  лишь одной левой ногой, чтобы опубликоваться -  плодит всё новых и новых авторов.
Сочинение стихов ныне осуществляется словно по завету Козьмы Пруткова: Я поэт, поэт даровитый. В этом я убедился, читая других. Если они поэты, то и я тоже!»

Однако сойду с трибуны. У нас есть стихи живых людей. И никто из них так просто не признается, что пишет стихи малой кровью. Да и я не хочу это утверждать. Но видимо существуют причины, мешающие авторам выложиться до конца.

Приведу пару примеров со стихами далеко не худшими на этом турнире.
Из стихов про любовь мне довольно характерным показалось произведение Марины Трухиной из третьего тура. Приведу его полностью:

Холодно... словно на пальцах кольца
из тонкого хрупкого льда.
Ты был настоящим, моим настоящим солнцем,
спасительным теплым колодцем,
в котором живая вода.

Но...  холодно... прозрачная корка
сковала поверхность воды.
Я повторяю, как заклинанье, скороговоркой
всего одно слово со вкусом прогорклым:
«не уходи, не уходи, не уходи»

Я повторяю, и – лбом об стену:
что-то одно да пробью.
Ты был /остаешься/ пожизненным пленом.
Можно ещё раз сказать? /встаю на колени
и тихо шепчу/ "люблю".


Налицо все атрибуты любовной лирики. Вроде бы хорошие образы, чувствуется страсть. И способность любви к самопожертвованию трогательно тут затронута.
Однако не задевает стихотворение, не заставляет сердце биться чаще и уж тем более не переворачивает ничего в сознании. В чём же дело?
Начинается всё замечательно:
«Холодно... словно на пальцах кольца
из тонкого хрупкого льда…»
Сразу быка за рога – через необычный образ хорошо передаётся настроение. Но дальше:
«Ты был настоящим, моим настоящим солнцем,
спасительным теплым колодцем…»
И как же это понимать? Во-первых, через перечисление рядом даются принципиально разные вещи. А во-вторых,  тёплый колодец – это нонсенс. Если колодец тёплый, то вода в нём соответственно грязная и протухшая.
 И приходится с грустью констатировать, что автор ради тривиальной рифмы, которая лежит на поверхности, пожертвовал смыслом. Конечно, подобрать интересную, а главное, нужную по смыслу рифму « к солнцу» очень сложно. Но занятие поэзией есть вообще занятие не из лёгких…
«…Но...  холодно... прозрачная корка
сковала поверхность воды…»

О поверхности, какой воды речь? Колодец-то тёплый…

«…Я повторяю, как заклинанье, скороговоркой
всего одно слово со вкусом прогорклым:
«не уходи, не уходи, не уходи…»
      
«не уходи» - это уже два слова.

Вот так и складывается впечатление, что читаешь нечто совсем не обязательное, написанное не словами, выстраданными и глубоко продуманными,  а первыми, что под руку в данный момент попались.
Естественно, что автор не согласится с таким утверждением. Но строки  его произведения говорят сами за себя.

Ощущение боли сквозит во многих стихах Чемпионата. Но и ощущение некоторой суррогатности от этой сквозящей боли тоже есть.
Любопытным и непростым примером на эту тему мне тут кажется стихотворение Евгения Петропавловского из  3 тура:


Минувшее кроется в будущем, словно война,
которая теплится в наших звериных зрачках.
Предметы давно потеряли свои имена -
и мы нарекли их другими... Но горечь и страх -
ожившие тени былого - они не уйдут:
они ещё слышат дыхание прошлых имён;
бесстрастный звучит камертон, призывая на суд;
и каждый ещё не рождённый уже осуждён
на эти - по вещему Фрейду - подспудные «я»,
на это скольжение знаков событий и мер
по предотвращению собственного бытия,
на это кружение, это смешение сфер
чужих интересов... И радостно бдит вороньё
совсем недалече, коль ты, безоружен и наг,
принёс в этот мир свою плоть; и вкушает её
меняющий лики досужий любой хронофаг...
И даже когда различишь в знаменателе ноль -
сумеешь понять ли придуманный дьявольский ход:
в итоге простого деления тёмная голь
имеет иллюзию вечности в слове «народ»...
Но тщетно бежать от тщеты: в лучшем случае ты,
сто раз возвратившись из битв - со щитом, невредим,-
в сто первый на нём возвратишься из сечи; щиты
куда долговечней твоей протоплазмы. Засим
и правда, которая дольше мгновения, - ложь,
набор аберраций, игра подсознания, навь.
Из этой овчинки доноса и то не сошьёшь,
чего не сказать о богатстве аллюзий. Представь:
на утлом судёнышке некие чудики (но
отважные хлопцы), покинув свои города,
поплыли в Колхиду искать золотое руно -
и дальше по тексту... Но с кем это было? Когда?
За тьмою редакторских правок уже не узнать:
герои давно потеряли свои имена -
и мы нарекли их другими. Лишь чёрная гладь
Эвксинского Понта безмолвно вздымает со дна
ожившие тени былого, щепу, черепки,
оружие, кости, обмылки старинных монет.
Рукой зачерпнёшь - и, как кровь, солона, из руки
струится великая тайна всего, чего нет...

Не каждый читатель долетит  хотя бы до середины этого длинного и сложного произведения. Но не о тех читателях речь.
Здесь много замечательных мыслей. Наверное, всякий мыслящий человек может надёргать отсюда для себя пару-другую афоризмов. Но, как известно, из одних афоризмов здание поэзии не построишь, тут ещё важны сюжет, композиция и конечно эмоциональная составляющая.
В связи с крайней раздёрганностью повествования, на этом стихотворении можно было бы поставить большой и жирный крест, если бы не оттенок нравственного звучания . Это боль. Какая боль…Наверное, боль за всю нашу цивилизацию. Утверждать точно не решаюсь по причине всё той же невнятной композиции, которую, правда, у нас принято рассматривать, как приём.
Но боль есть. Однозначно. Вот только не пронизывает эта боль, не жжёт, не колет, а лишь угадывается умом, как некое скрытое ( и слава Богу, что скрытое!) пожелание автора.
Что лично мне мешает «заболеть» вместе с автором…
Спотыкаюсь уже на второй строчке. «…в наших звериных зрачках…»
В «наших» - это в чьих именно? Ладно, если подразумевается лирический герой, допустим, со своей подругой. А говорить на всех людей так, наверное, не совсем этично. Но что именно тут подразумевается - контекст не даёт понять.
И уже результат: стихотворение только началось, а доверие к тому, что говорит дальше автор уже немножко потеряно. А говорятся дальше вещи очень непростые, и полное доверие  читателя крайне бы не помешало.
Дальше:
«…Предметы давно потеряли свои имена -
и мы нарекли их другими...»  - хорошо сказано! Вот вам уже и афоризм.
И тут же следом: «….. Но горечь и страх -
ожившие тени былого -….."  два матёрых штампа на маленькую жилплощадь. Да и не в штампах дело, а в том, что их наличие сразу вызывает подозрение, что автор поленился поискать более точные слова для своей мысли. Получилось, что вроде, как и сказал что-то автор, но вроде, как и не сказал ничего, а лишь заполнил пространство строки расхожей фразой.
Ну и следующая строка:
«…бесстрастный звучит камертон, призывая на суд…»
Окончательно подрывает доверие к автору и его стихотворению. Дело ли камертона призывать на суд? Да и опять: и «камертон» и «суд» в данном случае есть понятия, не подкреплённые текстом. Ведь очевидно, что их следует понимать не буквально, а как аллегорию. Но в какой стороне живёт эта аллегория?
В результате самой сильной, самой афористичной и самой самокритичной строкой в стихотворении мне показалось вот эта:
«Из этой овчинки доноса и то не сошьёшь…»
И те регалии, которые прилагаются внизу под текстом меня ничуть не убедили в обратном.
И есть ли тут боль? Только умом понимаю, что вроде есть.

Пожалуй, я слишком отвлёкся от роли комментатора, которому, видимо, положено освещать ход Чемпионата (поэт Х получил пас, вышел вперёд и…гол!!!). Поэтому попробую сделать это в другой раз. Ну а по данному обзору хотелось бы, что ещё добавить…
Те замечания, которые одни пишущие люди делают другим, вовсе не несут на себе буквальной информативности (кроме, конечно, тех случаев, когда указывают на совсем уж грубые ошибки). Они лишь означают, что критикующему,  данное произведение, или часть его, не показалось поэзией, не легло на душу и всё. Рифма, размер, неудачный синтаксис и т д. – это лишь попытка представить вещественные доказательства в той сфере, где на самом деле всё неуловимо и невещественно. У людей просто принято так: обвинение должно представить доказательства. И обе стороны должны бы это понимать. Одной (критикующей) не стоит упорствовать и дорожить своими доказательствами чужой неправоты, потому что они (доказательства) всего лишь формальность. Суть почти всегда остаётся за кадром. Это ощущение поэзии или не поэзии. Его не объяснишь словами.
И другой стороне (критикуемой) не стоит напрасно тратить силы на разубеждение обидчика и на клеймение его разными эпитетами. Ведь обидчик не прав может быть только в том, что представил не безупречные доказательства, которые всё равно не имеют никакой цены, ибо они всего лишь внешняя формальность.
Безумно самонадеянно, если не неумно, полагать, что отношения между читателем и поэтом разладились по вине лишь одной из сторон.
Бернард Шоу говорил: «Так поступают все поэты. Они разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Но так ужасно одиноко, когда ты не слышишь речи другого»…
А вот более жизнерадостная мысль: «Поэзия – памятник, в котором запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов».
 Это слова гениального поэта Шелли, который, не умея плавать, вышел в море на шхуне «Ариэль» и погиб.
Кому-то и над строкой подумать лень. А кому-то ради строки и жизнь подвергнуть испытанию не в тягость.
В общем-то, всё просто.
И не в рифмах, действительно, дело…


Рецензии
Я вообще не принимаю ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ мастерства и чувства.
Как и попытку свести "Поэзию" к чему-то одному.
В ней есть и чувственный компонент и эстетический и интеллектуальный.
И лично я могу заценить стих и за то и за другое и за третье.
И если просто читатель вправе упереться во что-то одно, то арбитр обязан иметь более широкий взгляд.
Мне неоднократно приходилось ставить высокие оценки стихам. которые лично мне никуда и никак и даже неприятны. Потому как понимал, что мои личные вкусы - это мои личные вкусы.
Как приходилось ставить низкие оценки тому, что вроде как "цепляло".
Зачем упираться во что-то одно. "Больше поэтов хороших и разных."
.
Научить "чувствовать" человека вряд ли возможно. По крайней мере на поэтической студии.
А вот научить владеть формой и уважительно относиться к вопросам формы - вполне можно.
Поэтому я не приемлю точки зрения, что вопросы формы и мастерства - это только фомусы.
Мне форма - далеко не безразлична.
Да и любому нормальному человеку.
.
Даже когда дело касается сугубо прозаических и утилитарных вещей - в реальной жизни давно никому не надо уже доказывать полезность и необходимость дизайна.
И только в сообществах типа стихиру цветут и пахнут теории о "неважности" формы.
Производители топоров думают о форме.
А производители стихов...
Люди искусства, блин...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   28.04.2011 11:25     Заявить о нарушении
Так или иначе, Тимофей, восприятие поэзии всё равно упирается в чувства.
Просто кто-то к своему сердцу идёт через алгебру и геометрию, а кто-то через физкультуру.
В деле стихосложения точные предметы обязательно надо проходить! Но пройдя - почему бы не плюнуть и забыть про них? Ведь поэт каждый раз пишет так, будто с чистого листа. Зациклившемуся на алгебре уже трудно оценить прелесть ботаники.
Другое дело, что в этом сложном занятии многие видят только игру мышц и ограничивают свою учёбу физкультурой.
Тут я полностью разделяю вашу боль и возмущение.
Да и в принципе писал о том же, только другими словами.

Сергей Декабрёв   28.04.2011 11:52   Заявить о нарушении
Еще не стадии предыдущих диспутов хотел не раз вставить пять копеек по поводу своего видения вопроса, почему одни стихи цепляют, а другие нет. Сейчас вижу, что тут я совсем не оригинален. Тоже вывел для себя формулу, что произведения искусства (в живописи, музыке, литературе) становятся таковыми только в том случае, когда автору удается зарядить их какой-то внутренней энергией. Если хотите, вдохнуть душу. Иногда количество этой энергии столь велико, что картина, музыка или стихотворении отдают её в окружающий мир веками, притягивая и завораживая всё новых и новых поклонников, хотя самого автора уже давно нет на свете. Наверное, именно в этих случаях мы говорим о шедеврах.

Но вот почему иногда получается сделать произведение живым, а иногда нет, великое таинство, к разгадке которого человек навряд ли когда-нибудь приблизится. И здесь я, пожалуй, соглашусь, что самой большой ошибкой будет стремление свести разгадку к чему-нибудь одному. Кто-то не может писать без вдохновения. А Рахманинов, кажется, говорил, что ему никогда не было ведомо, что это такое, и каждый его день просто наполнялся тяжелым трудом за роялем.

Но в любом случае в Поэзии (всё же здесь мы говорим о ней) должно присутствовать всё - и форма, и содержание, и душа. И конечно, уж если ты хочешь что-то сказать на её языке, над собой нужно работать. Но кропотливая повседневная работа совершенствует и оттачивает только то, что принято называть Талантом. А его нельзя походя найти, откопать или купить. С ним можно только родиться.

С уважением,

Вячеслав Игнатович   28.04.2011 13:49   Заявить о нарушении
"Но кропотливая повседневная работа совершенствует и оттачивает только то, что принято называть Талантом. А его нельзя походя найти, откопать или купить. С ним можно только родиться."(с)Вячеслав Игнатович
.
Так тем более, если верить в это - какой смысл рассуждать о "таланте", раз он либо есть либо нет. Значит - тем более, правильнее озабочиваться тем, что реально можно сделать.
И в учебных целях опираться на то,что можно изменить.
Даже если человек не может добавить "таланта", то научиться наиболее эффективно использовать то, что есть, он может.
.
Насчет "таланта" давно известны мнения самых разных людей - от ученых жо музыкантов - про 1% таланта и 99% труда.
,
И между прочим, то, что добывается многолетним кропотливым трудом - тоже нельзя заиметь походя, откопать или купить.
И даже родиться с этим нельзя.
:-)))
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   28.04.2011 14:37   Заявить о нарушении
Тимофей, соглашусь!
И благодаря данному Вашему замечанию подумал вот ещё про что.
Пожалуй, для автора очень важным является чувство поэзии, способность критически оценивать собственный творческий процесс. Это когда в массе проходящих через сознание строк и образов что-то тут же отбраковывается, что-то принимается, а что-то скрупулёзно шлифуется. Стихотворение может родиться легко и непринужденно, а может и в творческих муках. Но понимать слабые места автор должен бузупречно. Впрочем, возможно как раз в этом талант и заключается, ))))

Вячеслав Игнатович   28.04.2011 15:28   Заявить о нарушении
Но это опять же не отрицает главного.
Можно написать красиво, образно и безупречно. Так, что объективно придраться будет не к чему. Но когда не получится вдохнуть душу, считай, что потратил время впустую.

И никогда нельзя проблесками этой самой души оправдывать технические огрехи. Такой подход перечеркивает всё хорошее.Богатство русского языка всегда позволяет найти выход из самых тупиковых ситуаций.

И важное добавление. Данные ремарки ни в коем случае нельзя расценивать как собственную претензию на талант и безупречное умение работать над текстами, )))

Вячеслав Игнатович   28.04.2011 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.