Рецензия на «Стихи и песни попытка размышления на тему» (Тимофей Бондаренко)

Давно уже видел эту Вашу статью, но все никак не успевал вдумчиво прочитать.
Вы все правильно пишете. Об отношении музыкантов и поэтов.
И правы в том, что в поп музыке задают тон любители.
Кстати не вижу ничего удивительного в том, что при всей ее примитивности (а она очень примитивна) эта музыка пользуется куда большим успехом. Нужно просто помнить, что она пишется в первую очередь для отдыха. Для того, чтоб создать приятный шумовой фон и не отвлекать лишнего внимания. Потому и запросы такие. Ну кто сидя за рулем автомобиля будет вникать во все проведения, противосложения, ответы и стретты баховской фуги?
Да и человек далекий от музыки (а таких большинство) и не обязан знать, что такое пропоста, рипоста, обращение или ракоход. Оно ему не надо. А значит и вводить навороты в попсу неуместно. И, кстати, примитивный еще не значит плохой. Даже в попсе можно найти вполне себе симпатичные мелодии.
Кстати действительно любопытно, что великие почти не отметились в песенной области. Попытался сейчас вспомнить известные песни созданные гениями инструментала, но кроме «Песни о встречном» и «Родина слышит» Шостаковича ничего на ум так и не пришло.
Нда. Из 42 томов сочинений, среди которых есть и песни – всего два шлягера. А речь о величайшем мастере ХХ века!

Больше всего меня заинтересовали Ваши рассуждения о песенных и непесенных поэтах. И о том, что композиторы-академисты предпочитают как раз вторых.
Мне это кажется закономерным.
Насколько я понимаю, когда человек создает песню – ему необходима предельная обобщенность, законченность музыкального образа. Он, если так можно выразиться, должен быть предметным. Готовым. Потому и стихи тоже должны быть более-менее однородными. Резкие образные контрасты могут привести к противоречию с музыкой.

Инструментальная же музыка более процессуальна. Там музыкальная мысль всегда создается с неким запасом, неким предвидением дальнейшего развития. Изменения. Вплоть до коренного образного перерождения. Хрестоматийные примеры таких тем-оборотней – «Болеро» Равеля, тема нашествия из «Ленинградской симфонии» Шостаковича, темы главных партий из его же Пятой и Восьмой симфоний, тема вступления к Пятой симфонии Чайковского… Да много их!
А вот если такому композитору дать песенный стих – это невольно его свяжет. Будет мешать развернуть тему, ввести какие-то новые и разнообразные выразительные средства. Вот и выбирают они «непесенных» поэтов.

Вообще же в песне музыка все же важнее. Вы сами говорили, что есть немало популярных песен написанных на посредственные стихи. Но нет ни одной такой песни, пусть даже с суперстихами, но положенными на невзрачную музыку. Вроде достаточно красноречивый факт.

С уважением,
Длмнск

П.С. Пару недель назад застал по ТВ творческий концерт Давида Тухманова. Он там спел свою песню на слова «Алины» (вроде так этот стих называется) Пушкина. При чем стилистически и интонационно все было в рамках поп музыки. На мой взгляд звучало пародийно.

Александр Далманский   20.08.2010 00:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
.
Пожалуй соглашусь, что музыка важнее слов в том смысле, что неудачные стихи меньше искорежат песню, чем неудачная мелодика.
Но общеизвестен тот факт, что немалое число людей слушает отечественную попсу только потому, что слова на иностранном языке им непонятны.
Как и определенное число любителей шансона ссылаются на то - что там все в порядке с содержанием.
Про бардовскую песню и говорить нечего.
.
А вообще - повторюсь, дело не в "суперскости" стихов самих по себе, а в их резонансе с музыкой.
Музыка может помочь раскрыть содержание стихов.
Но возможно и обратное - стихи могут помочь раскрыть содержание музыки.
.
Любопытное произошло с той песней из JCS о которой я писал в статье: нашлись люди, никак не воспринимавшие ее в оригинале, которые изменили свое мнение о ней, прослушав мое неумелое исполнение с русским текстом.
Стихи наполняют музыку конкретикой.
И если они в тему и в чувство, то могут серьезно изменить восприятие.
Особенно у тех, кто музыку саму по себе - содержательно не очень воспринимает.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   20.08.2010 22:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тимофей Бондаренко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Далманский
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.08.2010