Рецензия на «То, что должен» (Петрович-На-Ангаре)

Удивительно, как это в советское время не сделали из Иуды этакого славного парня, симпатичного бунтаря-революционера в противовес никчемному слюнтяю Христу.
Никто не решился - тема слишком скользка, да и предательство все-таки.
Вы подкузьмились на "должен": как будто без Иуды и спасение мира не свершится: супер-пупер необходимый винтик в механизме. Это, слава Богу, неправда: самое ужасное (оно же самое потрясающее), что никакой реальной необходимости ни в Иуде, ни в его предательстве не было.
Конечно, стражники в ночном саду - красивая, драматичная картина, но они могли спокойно подождать до утра и взять Иисуса в городе - он же не прятался. Бунта в народе его арест вызвать не мог - как видно из дальнейших событий, народ уже намного более интересовался Вараввой.
Меня в Иуде поражает его незначительность, обыденность.
Думаю, что он и плохим человеком-то не был: именно обычным человеком. "Любой убивает единственного", как сказала Цветаева о дуэли Пушкина и Дантеса. В том-то и дело, что Иуда - любой, или, если хотите, каждый. У меня впечатление, что он предает под горячую руку - люди тогда были поимпульсивней, чем теперь. Чем-то его Иисус разочаровал: то ли Иуда бунта хотел, то ли царства - вспыхнул, вскочил, побежал, предал. Да такое с Петром могло случиться - слава Богу, не случилось. А потом Иуда остыл и раскаялся. Да дела не поправить. Памятник человеческой глупости. Бессмысленности зла.
А переработки классических сюжетов - тема благодатная, одна дама тут Ною недавно рога наставила, да еще трусом обозвала. Нехило.

Мария Москалева   30.04.2008     Заявить о нарушении
Понимаете, Мария, я вовсе не претендую на окончательное решение иудиного вопроса. Вовсе нет. Но то, что для кого-то Священное писание, для меня - литературный источник. И, как к любому источнику, я к нему подхожу критично. Автор может быть пристрастен, автор может быть "не в теме", автор может быть глуп и т. д. В евангелиях изложена одна точка зрения. Ну и что? Мы знаем, что существуют и другие мнения. Какая-то часть истины там безусловно есть. Точно так же, как есть она и в "Малой земле", и в "Поднятой целине", и в "Слове о полку Игореве".
Моя задача была - оттолкнувшись от канонического текста, используя изложенные там ФАКТЫ, выстроить НЕПРОТИВОРЕЧИВУЮ версию события, не предполагая априори, что Иуда - мерзавец. Вот и все. Игра ума, так сказать.
Дело в том, что история писаная - зачастую (как бы не чаще всего) история заказная. Оценка событий происходит всегда постфактум, и далеко не всегда - беспристрастно.
А оценки эмоциональные, основанные на отношении к описанной евангелистами личности, меня в данном случае не интересовали.
С уважением -
Олег

Петрович-На-Ангаре   02.05.2008 08:19   Заявить о нарушении
Ой, а какой Иуда в Jesus Christ'е! Революционно-чернокожий. Но всех переплюнул Челентано, у которого он - дама (Giuda = Judy). "Сегодня в шесть часов вечера будешь со мною в раю". Но Челентано-то отмазался тем, что изображал ВТОРОЕ пришествие. А первое - о, у Борхеса Иуда - тайный спаситель мира. Вот не знаю, кто у Сарамаго.
Интересно, какого Иуды еще не было? Ммм... Иуда как тень Христа, поцелуй как антикрещение - только воссоединившись со своим черным вариантом, Христос становится грешным и может умереть. Отдает Урсулой Ле Гуин, но прокатило бы на ура. Но в такой версии Иуда все-таки мерзавец - а я, повторяю, не считаю его таковым. Ну, тогда любовная драма: Христос идет умирать, т.к. Магдалина изменяет ему с Иудой! (Версия для продвинутых: Иуда предает Христа, т.к. тот изменяет ему с Магдалиной). А что, с любителей реалистических истолкований заказных писаний и сие станется.

Мария Москалева   03.05.2008 12:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Петрович-На-Ангаре
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мария Москалева
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.04.2008