Рецензия на «Что делать с душой» (Сергей Стариков)
Сергей! Что за безобразие творится с метром (ритмом). Читать невозможно. Я даже не хочу подвергать детальному разбору это стихо. Пусть будет самоподготовка. В такой ритмической каше невозможно оценить ни красоты образов, ни самого замысла. С уважением, Ю.П. Юрий Лысенко-Раин 28.04.2008 Заявить о нарушении
Я смотрю Вы, душа моя, у Юрия Петровича не прочли самых главных для Вас эссе 3 - о ритме, 4 - очёрных дырах и 5 - о жизни в чёрных дырах. Но, между нами заглянули ли ВЫ хоть раз в справочник Стихирный где основные 5 метров разобраны: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хотя тут всё во внутреннем чувстве ритма. Если с ним плохо - учебники не помогут. Готов к развёрнутой дискуссии на данную тему. Ю.П. Юрий Лысенко-Раин 28.04.2008 11:11 Заявить о нарушении
Милейший Юрий Петрович!Да я и сам интуитивно ощущал,что-то с ним не так-строки нек-рые "провисают",выпадают из размера,но:что выросло,то выросло...Вы абсолютно правы-если нет внутр. "слуха"-то никакие учебники не помогут...Я ОБЯЗАТЕЛЬНО внимательным самым образом ознакомлюсь с рекомендованными эссе,а в стихирный учебник раз как-то заглянул,мне стало плохо :-)) от обилия "учёных" слов и нет уверенности что удастся детально проработать текст,а не пробежать его диагональю...
Анапесты,ямбы,хореи мы ещё в школе проходили (была очень хорошая учит-ца литературы),что-то она в наши головы вложила,но спустя годы и годы,лишь здесь, на Стихире вновь пришлось с терминологией литературоведческой столкнуться... Окуджава:"Каждый пишет,как он слышит..." Неужели Пушкин,садясь за стол,прикидывал:"А что,брат Пушкин,давай-ка мы с тобой прелестную вещицу наваяем,да не чем-нибудь,а пятистопным амфибрахием,ямбы с хореями поднадоели изрядно!":-)) Наверняка нет-ПОЭТУ ОТКРЫВАЛСЯ канал прямой связи с Богом,может с ангелами,и дело гения было лишь не исказить,грамотно записать привнесённое свыше... Может и некорректны мои привлечения классиков,я никоим образом не сравниваю себя с ними... И заключение хотелось бы привести Вам пример современного,почитаемого нами классика-В.С. Высоцкого. Ведь и у него много вещей,где строчки выбиваются из ритма,"скачут","пляшут",но гениальным авторским исполнением все эти погрешности,шероховатости нивелируются,сглаживаются,песня входит в душу зрителя,слушателя и остаётся там навсегда... Резюме:элементарные основы стихосложения знать надо,ведь тот же Александр Сергеевич изучал стихосложение в лицее,но если нет искры Божьей,никакие техники не помогут... С УВАЖЕНИЕМ. Сергей Сергей Стариков 28.04.2008 14:40 Заявить о нарушении
Иными словами, Сергей, Вы готовы воспринять мой разбор полётов на примере этого стиха. На своём примере и Ямбы и Хореи яснее станут.
На самом деле всё проще и, кажется придётся Юрию Петровичу по простецки изложить что такое ямб и хорей и пр. Ямб и хорей - двухсложные размеры, т.е каждый второй слог ударный. При этом в хорее 1-й, 3-й, 5-й и т.д., а в ямбе 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т.д. Дактиль, амфибрахий, апнапест - посложнее - трёхсложные размеры с ударением на 1-й, 2-й, 3-й слог соответственно. Отвлёкся. Сходил определить какой в стихе метр. Замешкался. Не смог. Вот объяснил простые вещи и прошу лично попробовать примерить на свой стих эти метры. Я ещё много прпочитал. Везде беда с этим метром-ритмом. Кстати. Всё-таки рекомендую прпочесть третье эссе. Будете приятно удивлены. Я там тоже пишу, что истинный поэхт никогда не задумывается чем будет писать, причём практически теми же словами сказано. Но вся разница в том, что если Вы погуляете по мей страничке, то вряд-ли найдёте нелады с метром-ритмом, а буде такое случится я буду только благодарен. С уважением, Ю.П. Юрий Лысенко-Раин 28.04.2008 16:45 Заявить о нарушении
Не стал я обращаться к себе,любимому,т.к.откровенно слабые стихи с техническ.точки зрения,обратился к классике,и откровенно классифицировать так и не смог,что это за размер-Бог весть,но явно не ямб с хореем...
"я пОмню чУдное мгновЕнье, передо мнОй явИлась тЫ, как мимолЁтное видЕнье, как гЕний чИстой красотЫ" соответственно: 2,4,8-ой -ударные слоги 4,6,8 4,8 2,4,8 Хотя ,наверно,всё же это какой-то не канонический хорей,т.к.ударные чётные слоги идут непоследовательно-есть пропущенные слоги:4,8,а не4,6,8... Хотя очевидно,надо хотя бы попытаться вникнуть в технику,уж не такая всё это "китайская грамота"... С ТЕПЛОМ И УВАЖЕНИЕМ. Сергей. Сергей Стариков 29.04.2008 02:57 Заявить о нарушении
Прошу прощенья,конечно не хорей,а ямб не канонический-так следует читать
Сергей Стариков 29.04.2008 03:00 Заявить о нарушении
Браво, Сергей!
Наконец-то передо мной нормальный ученик. Задающий правильные вопросы. Но боюсь Вы невнимательно прочли мои эссе или я не проакцентировал на этом внимание. Зато в дискуссиях с Галиной Ржеской мы только об этом и говорим. Эти пропущенные ударные слоги называются "пиррихии". Они пропускаются в случае многосложного слова (более 2-х слогов) как в слове чудное, ведь по правилам надо было бы прочесть "чУдноЕ", но 2-ое ударение лишние и вот мы его пропускаем. Это неизбежный пиррихий. Однако количество стоп в строках соблюдено правильно. И вот дальше "ПерЕдо мнОй". Что же это ВЫ не ударяете слово "передо". Потому что "передо мной" - устойчивое словосочетание из 4-х слогов? Ради бога. Ну так вот Вам ещё один пиррихий. И всё в порядке. Давайте теперь с этой точки зрения перечтём ещё раз мои 3,4,5 е эссе подряд. Возможно ещё появятся вопросы. Ваш Ю.П. Юрий Лысенко-Раин 30.04.2008 10:56 Заявить о нарушении
Да! А уж "мимолётное", так это же сложно составное слово. Из двух слов состоит. "Мимо" и "лётное". Аж 5 слогов. Но посмотрим что будет если фонетически ударить все слоги - "мИмолЁтноЕ" 1-е и 3-е ударения - пиррихии - мы их пропустим. Но если, не дай Бог, и ударим, то в слове "мИмо" оно всё равно окажется на месте. Кстати - есть понятие "ПЕОН" - четырёхсложный размер. В русской силлабо-тонической стистеме это как раз частный случай ямба и хорея с пропущенными ударными слогами - пиррихиями.
Вот строчка "Как мимолЁтное видЕнье" это классический 4-й пеон (пеон с ударением на четвёртом слоге. Ну как анапест (трёхсложник с ударением на 3-ем слоге. Вот на какие размышления Вы меня, а может я Вас, навели. А у меня разве про это не написано в 3,4,5-ом эссе? Ваш Ю.П. Юрий Лысенко-Раин 30.04.2008 11:06 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |