к 175-летию со дня смерти Поэта

Должник 2: литературный дневник

Пушкин вошел в формулу русской души..
В тот день мороз был, а солнца не было…
...В Петербургском университете шла лекция по русской литературе,
профессор перечислял первые имена отечественной словесности -
Достоевский, Гоголь, Толстой, Чехов... Недоуменный вопрос из аудитории:
"А Пушкин?" Профессор ответил: "Пушкин - солнце", и всё стало ясно.


Впервые Пушкина назвал солнцем Владимир Одоевский, в своем извещении о
смерти поэта, опубликованном в приложении к газете "Русский инвалид"
(это была единственная публикация о гибели Пушкина): "Солнце нашей
поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине
своего великого поприща!.. Всякое русское сердце знает всю цену этой
невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано... "


Министр народного просвещения Уваров был взбешен: "Но что за выражения!
"Солнце поэзии!" Помилуйте, за что такая честь?.."


Но пушкинский гений "солнечной короной" объял и осветил русскую
культуру, и этого опровергнуть уже невозможно никогда, никакому уварову".


…День был январский, и бобровые воротники петербуржцев серебрились
морозной пылью. Был мороз, но солнца не было – мрачный полог затянул
балтийское небо. Пушкин был угрюм и спокоен, он в легких санях ехал к
Черной речке, где Вечность уже открыла для него дверь…


На пути поэт встретил экипаж жены, которая возвращалась с прогулки.
Наталья Николаевна не заметила мужа – медовые глаза "мадонны" были
близоруки. Ах, если бы не этот природный "дефект близорукости", глаз и...


Впрочем, мой белорусский друг журналист и поэт Юрий Сапожков написал
такие строки: "…Не обижайте вы жену поэта, он вас не может вызвать на
дуэль"… Не буду, не смею. В конце концов, жена Пушкина была обыкновенной
женщиной, только очень красивой. Это потом, получив мощный нервный удар,
она билась в судорожных конвульсиях (и не избавилась от припадков уже до
конца жизни). Черная речка, где пуля поставила точку всем мукам поэта,
душевно мучила ее до конца дней.


Наталья Николаевна прилежно выполняла долг "великой вдовы" (хотя уже и
носила фамилию Пушкина-Ланская), усердно хлопотала о достойном надгробии
для могилы, со всеми детьми приехала в Святые горы посмотреть на
памятник и помолиться.


Четыре года здесь стоял простой деревянный крест. Памятник создавали на
деньги, собранные по всей России. Эскиз сделал художник Александр
Пермагоров, талантливо. На гранитных плитах – белый мраморный обелиск со
сквозной нишей, в которой скрыта скорбная урна с наброшенным на нее
покрывалом, символизирующая раннюю смерть. Надо всем – венок из лилий,
символ гения.


Мне посчастливилось увидеть Михайловское, Пушкинские горы, поклониться
могиле нашего гения, посидеть рядом на скамейке. Памятник поражает
изысканной скромностью. Снизу, у подножия Святогорского холма,
увенчанного церковью, у заднего предела которой и похоронен Пушкин,
извивается дорога, и автомобили вынуждены снижать скорость, скрипеть
тормозами, шуршать шинами. Многие останавливаются на стоянке у
Анастасьевских ворот, поднимаются по лестнице к пушкинской могиле. Здесь
по ледяным ступеням михайловские и тригорские крепостные тащили гроб,
который потом с трудом втиснули в мерзлоту, накрыв снежным холмом.
Весной поэт был перезахоронен уже в склепе. Собственно, памятник
накрывает две теснящиеся одна к другой могилы – сына и матери, умершей
годом раньше. Здесь же, под плитами, покоятся дед и бабка поэта,
знаменитые Ганнибалы.


Надо отдать должное Наталье Николаевне - она позаботилась и о том, чтобы
"по свежим" следам была написана биография поэта, для чего передала
целый сундук пушкинских бумаг Павлу Анненкову, известному литературному
критику и мемуаристу. Он выполнил свою титаническую работу блестяще –
изучил, отобрал и хронологически выстроил весь драгоценный архив –
письма, черновики, наброски, а также собрал живые свидетельства
современников, знавших поэта. Среди них были его московский друг
Нащокин, лицейские товарищи Горчаков, Корф, Данзас, Пущин, (вернувшийся
из Сибири), а также Лев Сергеевич и Ольга Сергеевна Пушкины. Книга
"Материалы для биографии А.С.Пушкина", в которую вылился подвижнический
труд Павла Анненкова, стал главным источником, из которого и поныне
черпают факты для дальнейшего анализа и осмысления все пушкинисты России
и мира. Однако многие обстоятельства трагедии всё еще сокрыты или видны
неясно.


…Итак, на календаре был черный русский день - вечной памяти 27 января
1837 года (8 февраля н.с.). На недолгом земном пути, кроме прожитых 37
лет, 6 месяцев и 24 дней, поэту оставались крохи времени: секунда
выстрела и еще два дня страшных предсмертных мучений.


Вот печальный хронометр этого дня: Пушкин встал в 8 часов утра, в
течение часа занимался выписками из сочинений Голикова о Петре I. В
начале 10-го он получил записку от секунданта Дантеса виконта д'Аршиака
и ответил ему. Потом написал письмо детской писательнице Александре
Ишимовой с откликом на её книгу "История России в рассказах для детей".
В полдень приехал Данзас, секундант, лицейский товарищ, и они
отправились во французское посольство, где два секунданта выработали
условия дуэли. После этого – двухчасовая дорога на санях к месту поединка.


Пробило половину четвертого, когда на окраине Петербурга, близ
Комендантской дачи у Черной речки камер-юнкер Пушкин и поручик барон
Дантес встали на отмеренном секундантами рубеже. Барьер был по-русски
жестким, смертным, составлял всего 10 шагов. Оба противника – отличные
стрелки, в морозном воздухе висела трагедия. Бенкендорфу (а значит - и
царю) было известно о дуэли, и чтобы ей воспрепятствовать, шеф III
Отделения послал наряд жандармов. Только почему-то они были направлены
не к Черной речке, а по ложному следу...


Дуэльная пара пистолетов была прекрасной работой дрезденского оружейника
Карла Ульбриха. Гарнитур принадлежал барону де Баранту и был одолжен
виконту д’Аршиаку, секунданту Дантеса. Сейчас эта трагическая реликвия
хранится в мэрии города Амбуаз, и сколько русские ни просили продать
пистолеты, французы не соглашаются.


…Пушкин был хладнокровен и спокоен, Дантес нервничал и выстрелил первым,
пуля попала Пушкину в живот, выше бедра ("живот" у славян и есть
"жизнь"). Поэт упал, заливаясь кровью, боль мутила сознание, но он нашел
в себе силы попросить о замене пистолета, который забило снегом, и
сделал свой выстрел, легко ранив Дантеса в руку.


"Боже мой, Жорж ранен!", - забилась в истерике, услышав об исходе дуэли,
свояченица Екатерина Гончарова, невеста Дантеса и сестра Натальи
Николаевны. О смертельно раненном Пушкине, в доме которого была принята
и жила на полном обеспечении, она даже не спросила.


Может, об этом и не стоило говорить, но такой "житейский мусор" даёт
представление о той атмосфере, которая окружала поэта в родном доме.


В кармане дуэльного пушкинского сюртука нашли письмо, судьбу которого
пушкинисты разгадывают и поныне. Считается, что оно было адресовано
Бендендорфу, через которого Пушкин общался с царём. Но полной ясности
всё же нет - оригинал это или авторская копия, послал Пушкин письмо или
не решился.


"Граф! Считаю себя вправе и даже обязанным сообщить вашему сиятельству о
том, что недавно произошло в моем семействе. Утром 4 ноября я получил
три экземпляра анонимного письма, оскорбительного для моей чести и чести
моей жены…" И в конце: "Будучи единственным судьей и хранителем моей
чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни
мщения, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было
доказательства того, что утверждаю…"


Страшный, щемящий душу документ, апофеоз трагедии поэта. "Адские козни
окутали Пушкиных и остаются еще под мраком. Время, может быть, раскроет
их", - сказал вскоре после смерти поэта Вяземский.


...Дантес встретился с четой Пушкиных в начале 1835-го года, на
придворном балу в Аничковом дворце, и красота Наталии Николаевны
помутила рассудок французского сердцееда. Не соблюдая приличий, Дантес
преследовал мадам Пушкину, сопровождал ее на верховых прогулках, был
рядом в театральных ложах, на балах. Она краснела от его взглядов,
двусмысленных комплиментов и, конечно, не подозревала о последствиях
легкого флирта.


Возможно, во Франции считалось бы, что ничего особенного не происходит,
но принципы морали русского общества – совсем другое дело. Высший свет
смеялся над Пушкиным. Он, конечно, глубоко страдал, ловя на себе
унижающие взгляды. Между тем, честь была наиболее обостренным свойством
его натуры. Дело довершили грязные пасквили, стряпавшиеся во французском
посольстве.


После дуэли Дантес предстал перед военным судом, был разжалован в
солдаты и выслан из России. Это было не только наказанием, но и
спасением от мести поклонников Пушкина. По воспоминаниям современников,
карета, увозившая Дантесов, Жоржа и Екатерину, летела к европейской
границе с бешеной скоростью.


Пушкин подарил своему убийце, как сказали бы сегодня, бесценный пиар,
обессмертив ничтожного француза-авантюриста, приехавшего в Россию, по
определению Лермонтова, "по воле Рока… на ловлю счастья и чинов…".
Кстати напомнить, что Лермонтов не только написал "Смерть поэта", но и
пытался вызвать Дантеса на дуэль, отомстить за Пушкина, но француз
уклонился.


Этот бесчестный человек, убийца, которого в России не устают уничижать
вот уже 175 лет, прожил долгую жизнь - так и хочется сказать – за себя и
за Пушкина. Русские надеялись, что Дантеса хоть как-то мучила совесть,
что он сожалел об убийстве великого поэта. Но никакой грех не тяготил
душу этого господина. И вообще событию с Пушкиным Дантес придавал мало
значения, цинично говорил, что не считал нужным "сентиментальничать у
барьера". Что ж, он не знал русского, не читал пушкинских стихов.


Неприязнь к Дантесу в России передается из поколения в поколение, ее
питает всё нарастающая ценность сокровища, оставленного гением
национальной и мировой культуре. В русском поэтическом наследии
пушкинская нота – самая чистая и звонкая, она легко входит в душу на
протяжении всей нашей жизни. Лучше Апполона Григорьева не скажешь:
"Пушкин — наше всё. Пушкин представитель всего нашего душевного,
особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех
столкновений с чужими, с другими мирами". Знаменитая фраза проверена
временем – Пушкин органично вошел в формулу русской души.


Иван Розанов, русский философ, критик и публицист, заметил, что
"Пушкиным одним можно пропитаться всю жизнь". А вот мысль современного
литературоведа Владимира Бутромеева: "Пушкин творит из ничего, из хаоса,
повторяя тот физический эффект, когда волею творца из вакуума и
возникают элементарные частицы. Но природа первочастиц такова, что из
них создается всё. И поэтому что бы и о чём бы ни писал Пушкин, всегда
получается - о самом главном".


"Памятник нерукотворный", который воздвиг себе Пушкин, и прекрасен, и
неподсуден. Правда, некоторые пытались поливать пушкинское творчество
критическим ядом. Еще при жизни, в 1829-1830 годах, когда вышли поэма
"Полтава" и 7-я глава "Евгения Онегина", о Пушкине пытались говорить
неблагосклонно, намекая на то, что исписался, мол. Вот слова Белинского:
"Тридцатым годом кончился, или, лучше сказать внезапно оборвался период
пушкинский, т.к. кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние".
Еще дальше пошел Писарев, стремившийся доказать "бессодержательность" и
"несовременность" пушкинской поэзии.


Печально (и смешно!) признавать тот факт, но и в наше время кто-то
ставит под сомнение "современность" пушкинского наследия (мыслимо ли,
чтобы англичане рассуждали о "современности" Шекспира!?)


Известный исследователь "золотого века русской поэзии" Иван Розанов
писал: "Пушкинская душевная ясность перестала быть модной, русскую
поэзию захлестнули новые вкусы, которые определяли душевный надрыв,
раздвоенность, поиск новых форм". Как похожее все это на то, что мы
видим и сегодня! Душевная ясность, самообладание… Как не хватает этих
качеств современному обществу! И еще - настоящего патриотизма, любви к
России ("Одна любовь дает нам полное разумение", считал поэт). Напомню
также и то пушкинское, "крылатое": "...Я далеко не восторгаюсь всем, что
вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с
предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на
свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме
истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал..."


"…Онегина воздушная громада, как облако стояла надо мной", – написала
Анна Ахматова. Воздушная громада Пушкина обнимает Россию. И хранит ее,
как Покрова Богородицы…
http://inforos.ru/?module=news&action=view&id=28837
**
О ПУШКИНЕ


Казалось бы, что нового можно сказать о Пушкине? О нём написано огромное количество книг.
Впрочем, именно в таких случаях и становится актуальной поговорка: «Новое – это хорошо забытое старое».
О Пушкине хочется писать. О Пушкине нужно писать, потому что, как это ни парадоксально, сегодняшним читателям о нём известно очень мало.


Это не статья, а фрагментарные заметки о том, что так или иначе касается Пушкина и кажется мне интересным. Они будут пополняться.



«Не мысля гордый свет забавить...»


«Солнце нашей поэзии»


Мойка, 12


Осень


«Не мысля гордый свет забавить...»


Пушкина знают все. Его имя звучит везде. Улицы Пушкина, памятники Пушкину, библиотеки имени Пушкина и т.д. И произведения его вроде бы всем известны. Они любимы таким количеством людей, что уже наполовину ушли в фольклор.


Из-за этого Пушкин воспринимается не так, как другие классики. Он изначально кажется знакомым каждому до такой степени, что читатели приписывают ему собственные мысли и верят, что это Пушкин сказал.


Вот, например, вопрос, присланный Борису Гребенщикову на сайт aquarium.ru:


– Как вы думаете, прав ли был Пушкин, говоря об обратной пропорциональности любви к женщине и её любви к нам?


– «...тем легче нравимся мы ей». Пушкин всегда прав – но нужно внимательнее читать. Легче – не значит больше, так что обратной пропорциональности нет.


Да, и в самом деле:


Чем меньше женщину мы любим,


Тем легче нравимся мы ей.


Тем не менее, вариант с «больше» вместо «легче» очень популярен и то и дело цитируется под видом пушкинского.



А помните, как начинается роман «Евгений Онегин»? В народе ходит миф, будто бы он начинается со знаменитого: «Мой дядя самых честных правил…».


На самом деле так:


Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.



«Солнце нашей поэзии»


Общаясь с разными людьми и гуляя по Интернет-форумам, я не раз слышала: «Ну что это за фраза: "солнце русской поэзии"? А Лермонтов тогда кто? "Луна"?»


Да, эту метафору можно встретить, наверное, во всех учебниках литературы, её часто (и неточно) повторяют на уроках по Пушкину. Она давно воспринимается как штамп.


Хотя метафора блестящая. Это слова В.Одоевского из некролога Пушкина, из единственного сообщения о его смерти, появившегося в печати 30 января 1837 г.: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».


Именно из этой публикации Россия узнала о смерти Пушкина. Забудьте советскую интонацию учебников, забудьте всё, что слышали на эту тему. Просто представьте морозную зиму 1837 года, потрясение, которое вызвала смерть Пушкина, реакцию его друзей, его читателей – и эти слова, выразившие всеобщие чувства. Поразительно точная метафора! Именно «солнце», тут передано всё – и гениальность Пушкина, и значимость, и радостная лёгкость, сияние его стихов – и потрясение от его смерти…


Кстати, если хотите подробнее узнать об этом, посмотрите фильм «Последняя дорога» (Ленфильм, 1986). Он великолепно воссоздаёт атмосферу тогдашнего Петербурга. Показывает окружение Пушкина, его дом, обстоятельства, связанные с дуэлью, а главное, всю противоречивость отношения к Пушкину – от любви до ненависти и презрения. И то, какую бурю самых разных эмоций вызвал этот короткий некролог в газете и, в частности, формулировка «солнце нашей поэзии».
Никогда не забуду свой первый визит на Мойку, 12, в музей-квартиру Пушкина. Прозрачное июльское небо, ручных воробьёв во дворе (да, именно воробьёв, а не голубей) и необычное ощущение времени. В Петербурге время вообще идёт по особым законам, иногда меняется, иногда исчезает. В доме Пушкина я ощутила это отчётливо, как никогда.
Когда я вошла туда, возникло удивительно тёплое чувство, словно этот дом давным-давно мне знаком. Конечно, захотелось побродить здесь в одиночку, без экскурсии, вслушаться в атмосферу. Хотя с экскурсоводом нам повезло.
Я стояла у окна, слушая рассказ, и представляла себе, как выглядел этот дом тогда, в XIX веке. Шелест платьев, голоса, шаги, детская беготня... Представить всё это оказалось нетрудно, потому что из окна не было видно ничего, напоминающего о нашем времени. Ни одного автомобиля, пустая улица, река, стены домов.


Экскурсовод произнесла:


– К дому подъехал экипаж... – и тут в полной тишине раздался цокот лошадиных копыт. Под окнами проехала пролётка и остановилась около дома.


Все замерли. Было полное ощущение, что сейчас сюда войдёт кто-нибудь из друзей Пушкина и скажет, что желает его видеть.


– Это специально организовано? – спросил кто-то.


Экскурсовод развела руками.


– Нет...
Осень
Всем известно, что из времён года Пушкин больше всего любил осень. Любовался ей, много писал о ней, да и осенью ему писалось лучше. Но мне не раз приходилось видеть удивление по этому поводу. Большинству людей не нравится осень, и любовь поэта к этому времени года обычно объясняют странностью гения.


А некоторые полагают, что осенью поэту легче писать стихи, потому что осень грустная, и стихи тоже… но только не стихи Пушкина! Между прочим, в осенние дни, которые на многих наводят уныние, были написаны «Повести Белкина», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне» и многое другое, что никак не назовёшь тоскливым и печальным.


Словно отвечая на это удивление, Пушкин писал:


Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Но всё-таки причина любви к осени здесь не названа, а только обозначена метафорой. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной»… Но что?


Я очень люблю осень. У меня и осень как таковая, и осень пушкинских стихов всегда ассоциируется с другими его строками, из «Пира во время чумы» (кстати, тоже написанного осенью):


Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.


Посмотрите — они глубоко созвучны его стихам о поздней осени.


Умирание, угасание природы, приближение зимнего холода каждым человеком невольно воспринимается как метафора и собственной жизни, и вообще всего временного. Это напоминание о том, что всё рано или поздно заканчивается и уходит, каким бы тёплым и прекрасным оно ни было. Отсюда и традиционная осенняя грусть. Но Пушкину осень приносила радость, глубочайшую радость, которой он не находил в других временах года! Почему?


Потому что уйти, исчезнуть, прекратиться может только временное. И только когда уходит временное, когда исчезает всё лишнее, становится возможным высочайший взлёт духа. Именно в эту пору легче всего увидеть и воплотить то, что времени не подвластно. Если осенью смотреть только на угасающую природу, то не почувствуешь ничего, кроме тоски. А если увидеть за этим свет, который выше времени, то осень вызовет совсем другие чувства и прилив вдохновения. «Бессмертья, может быть, залог», напоминание о нашей истинной сущности, о предназначении, которое мы нередко забываем в потоке времени. Вот она, эта «мечта своенравная» — мечта о бессмертии. И твёрдая вера в бессмертие — ведь если бы этой веры не было, то осень нагоняла бы беспросветную тоску, как любая несбыточная надежда.


Поэтому стихи Пушкина об осени обладают таким удивительным магнетизмом. В них нет уныния, напротив, в них мерцает глубокая внутренняя радость.


Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
**
Солнце русской поэзии



Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» — приложении к газете «Русский инвалид». Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804—1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».


Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевский был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..» (Русская старина. 1880. № 7).


Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г. Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя... в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время».


Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга», в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля РусЫоя».
http://bibliotekar.ru/encSlov/17/147.htm
**
Обстоятельства, приведшие к гибели нашего великого национального поэта, по сей день остаются загадкой. Исследователи бьются над вопросом, была ли дуэль Пушкина с Дантесом следствием хорошо продуманного заговора против поэта, и не находят однозначного ответа.


Появляются всё новые версии, одна причудливее другой. А ведь не исключено, что истина лежит на поверхности, как похищенное письмо в одноимённом рассказе Эдгара По. Из юридической практики известно, что таинственные преступления легче всего раскрываются по горячим следам, а исторический опыт говорит, что для исследователя важнее те документы, которые максимально приближены по времени к изучаемому событию.


С этой точки зрения абсолютно непонятно, почему в качестве важнейших документов о гибели Пушкина не изучаются стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть Поэта» и его показания следственной комиссии. К «Смерти Поэта» принято относиться исключительно как к литературному документу, а между тем во второй, обличительной части этого стихотворения содержится совершенно ясное указание на тех, кому выгодна (основной вопрос римского уголовного права) была смерть Пушкина:


А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!


Я нарочно выделил жирным слово «рабскою», так как оно содержит в себе чёткую информацию о происхождении гипотетических заговорщиков. Это не потомки древних дворянских фамилий, это потомки тех, кто выдвинулся в петровскую эпоху и особенно после неё, когда в многочисленных дворцовых переворотах даже сержанты гвардии могли стать вершителями судеб государства. Далее Лермонтов уточняет степень близости подозреваемых к царю:


Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!


Круг сужается. Далеко не всякий «надменный потомок» мог быть допущен в толпу, «стоящую у трона». А чтобы мы не сомневались, что речь идёт о высших сановниках Российской империи, Лермонтов добавляет:
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!


Последнее утверждение Лермонтова подкреплено и юридическим документом: собственноручным показанием, которое он написал 24 февраля 1837 г. (все даты — по старому стилю) в гауптвахте Главного штаба. В нём, в частности, говорится: «…сановники государственные (курсив мой. — А.В.)… единственно по родственным связям или вследствие искательства принадлежавшие к высшему кругу и пользующиеся заслугами своих достойных родственников, не переставали омрачать память убитого и рассеивать разные невыгодные для него слухи». Это «не переставали» недвусмысленно свидетельствует, что речь идёт о клевете, рассеиваемой как до смерти Пушкина, так и после неё. Вот оно — первое прямое указание на существование заговора вельмож против поэта. Разве обыкновенный клеветник осмелится распускать «невыгодные слухи» после смерти своей жертвы? На это могут решиться только те, кто прямо или косвенно приложил руку к убийству.


Кто же они? Если верить Лермонтову — потомки «новой аристократии», выдвинувшейся в XVIII веке, фавориты государя, члены Комитета министров, или Государственного совета, или Правительствующего сената. Можно составить список недругов Пушкина соответствующего ранга и последовательно проверять их — на «рабское» происхождение, на близость к трону, на сановитость… Но исторические тайны — не кроссворд и не шарада, и здесь не всегда можно найти имя по заданным параметрам. Для того чтобы с полной уверенностью говорить о чьей-либо вине, нужны дополнительные документы, желательно с именами. Историк, прочитав эту фразу, усмехнётся: мы, мол, без работы бы остались, если бы всегда имелись «документы с именами»!


Но в данном случае такой документ имеется, и снова его обошли вниманием пушкинисты! Накануне нового кризиса в отношениях Пушкина с Дантесом (между первым вызовом и вторым) брат декабриста Н.И.Тургенева Александр Иванович Тургенев записывает в своём дневнике: «Вечер у Пушкиных до полуночи… О Михаиле Орлове, о Киселёве, Ермолове, и князе Меншикове. Знали и ожидали, «без нас не обойдутся» (15 декабря 1836 г.). «…Я зашёл к Пушкину… Заболтались до 4-х часов. Ермолов, Орлов, Киселёв всё знали и ожидали: без нас не обойдётся. Ермолов, желая спасти себя — спас Грибоедова, узнав, предварил его за два часа» (9 января 1837 г.). Понятно, что речь идёт о событии 11-летней давности — о восстании декабристов. Упомянутые М.Ф.Орлов, П.Д.Киселёв, А.П.Ермолов и А.С.Меншиков уже тогда были генералами, а генералам в перевороте отводилась особая роль. Декабристы Южного и Северного общества руководствовались единой тактикой, известной как «заговор генералов» или «пронунциаменто» (испанская революция 1820—1823 гг.). «За народ, но без народа», говорили декабристы, но что это конкретно означало? По теории «пронунциаменто», переворот совершается армией без участия гражданских лиц и непременно под командованием примкнувших к заговору генералов. Войска подчиняются им в силу военной субординации и личной преданности и не должны знать об истинных замыслах мятежников.


Например, офицеры-декабристы заставляли солдат кричать: «Да здравствует Конституция!», а когда те спрашивали, кто она такая, отвечали, что это супруга великого князя Константина, законного наследника покойного царя.


Но где же генералы среди взятых под стражу декабристов? Разве что упомянутый М.Орлов, да и того посадили под домашний арест до 14 декабря 1825 г. Однако если Пушкин говорил правду, а Тургенев правильно передал его слова, то в заговорщиках ходили ещё три генерала. А мог ли Пушкин знать такие тайны, если о них даже следствие не знало? Мог, он же был в ссылке на юге именно в зоне дислокации возглавляемой заговорщиками 2-й армии, где сошёлся весьма близко, по свидетельству декабриста И.И.Пущина, Ф.Ф.Вигеля и других, с генералами Орловым, Киселёвым, Чернышёвым. Более того, Пушкин был одним из немногих свидетелей причастности высокопоставленных лиц к заговору декабристов, живших в 1837 г. в обеих столицах.


М.Орлов так и не вернулся к военной службе, карьера А.Ермолова завершилась в 1827 г., а вот дела П.Киселёва, А.Меншикова и входившего некогда в их окружение А.Чернышёва именно к 1836 г. резко пошли в гору: Киселёв стал министром государственных имуществ (хотя после мятежа декабристов долго был под следствием), Чернышёв (возглавлявший это следствие) — военным министром, а Меншиков — управляющим морским министерством.


Но что с ними стало бы, если бы царь вдруг узнал об их участии или соучастии в заговоре 1825 г.? Их блестящей карьере, без сомнений, пришёл бы конец. Половина министров «силового блока», как сейчас говорят, слетела бы. И едва ли бы ими всё ограничилось. Например, у Михаила Орлова был брат — Алексей, но он в отличие от Михаила не только не попал в опалу, а в 1836 г. стал членом Государственного совета. Со временем он сменил Бенкендорфа на посту шефа жандармов и начальника III отделения, был даже председателем Комитета министров. Николай I благоволил к А.Орлову потому, что именно он привёл свой гвардейский полк усмирять бунт на Сенатской площади. Конечно, только благодаря заступничеству Алексея декабрист Михаил не был отправлен на каторгу. Он жил в ссылке в своём поместье, а вскоре вообще вернулся в Москву. Нетрудно догадаться, какими словами А.Орлов убеждал царя: дескать, Михаил был в близких отношениях с заговорщиками, но о существовании заговора не знал. И вдруг — «знал и ожидал»! Без него, видите ли, «не обойдётся»! Занимающийся на досуге алхимией опальный брат был так называемым «скелетом в шкафу» А.Орлова.


Добавлю, что все упомянутые вельможи, кроме родовитого Киселёва, соответствовали признакам, обозначенным Лермонтовым в «Смерти Поэта».


Есть очень веские основания предполагать, что А.И.Тургенев передал Киселёву, Меншикову, Орлову (к этому он был особенно вхож) и Чернышёву записанные им в дневник слова Пушкина. Во-первых, Тургенев был болтлив и в 1824 г. уже оказал «услугу» поэту: пересказывал всюду письмо Пушкина Вяземскому с игривой оценкой атеизма, из-за чего Пушкина и отправили в ссылку из Одессы в Михайловское.


Во-вторых, откровения Пушкина таили угрозу для самого А.Тургенева. Царь не знал всей правды о роли братьев Тургеневых, особенно Александра Ивановича, в заговоре декабристов. Александр Иванович был «выездной», выполнял за границей личные поручения Николая I, встречался в Лондоне с братом, на что, видимо, имел высочайшее разрешение. Если бы стало известно в ходе нового расследования, что именно братья Тургеневы осуществляли координацию между генералами-заговорщиками из 2-й армии и Северным обществом, то Александру Ивановичу пришлось бы отправиться в ссылку в отдалённое симбирское имение. Это — в лучшем случае.


Конечно, и А.Тургенев, и молодые царедворцы знали, что Пушкин не склонен болтать с первым встречным о заговорах и тайных обществах и вообще интриговать, но и знали и способность государя, если кто-то нашепчет ему о ком-то, выпытывать наедине нужные сведения под видом «дружеской откровенности». А всякие случайности? Обмолвился же Пушкин в письме Жуковскому в январе 1826 г. о своей связи с М.Орловым…


А.И.Тургенев был в весьма тёплых отношениях с Геккеренами. Судя по его дневнику, 27 ноября 1836 г. он слушал в театре «Жизнь за царя» в ложе старшего Геккерена — и это через три недели после первого вызова Пушкиным младшего Геккерена! Конечно, у т.н. «светских» людей свои правила, но к тому времени все порядочные люди уже определились, стоит ли поддерживать отношения с этой семейкой интриганов и гомосексуалистов. Тургенев встречался со старшим Геккереном и после дуэли, только-только отойдя от смертного одра Пушкина. Геккерен якобы расспрашивал его об умирающем с сильным участием, пересказывал выражения, которые употреблял в своём письме Пушкин. «Ужасно! Ужасно! — восклицал Тургенев. — Невыносимо: нечего было делать…» Вот тебе и «друг Пушкина»!


Ясно, что мысль использовать в интриге Дантеса могла прийти в голову человеку, хорошо знавшему «семейство» Геккеренов. Сейчас уже невозможно сказать, был Дантес активным или пассивным участником заговора, но очевидно, что анонимные пасквили были документами, способными не только вывести из равновесия Пушкина, но и раздразнить порочные аппетиты Дантеса. Ведь сохранившийся экземпляр «диплома» намекает, что жена изменяет Пушкину не с Дантесом, а с самим царём. Для развратников типа Дантеса это — «стимул». Ответные шаги Пушкина, полные ума и достоинства, действительно могли отразить козни врагов «на всех пунктах», как он писал, кроме одного: меткого выстрела Дантеса. Они дрались, и дрались насмерть. Для них уже не было примирения (Н.Языков). А потом: «…лицо прояснилось, и он сказал: "Кончена жизнь!"» Жизнь кончена, гроб, свечи, отпевание. «Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе / Руки свои опустив…»


Ничего не угрожало больше карьере Киселёва, Меншикова, Орлова, Чернышёва… Шеф жандармов Орлов навеки вошёл в историю тем, что чуть было не казнил Достоевского, военный министр Чернышёв привёл нашу армию к поражению в Крымской войне, министр государственных имуществ Киселёв оставил её без провианта и сапог, а морской министр и одновременно командующий войсками в Крыму Меншиков затопил на рейде Черноморский флот и отвёл армию от Севастополя…
Дорого заплатила Россия и русская литература за их карьеру…


Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ


Другие статьи в литературном дневнике: