зеркала и звездыЧеловек на Земле распят холодом космоса и солнцем земли. Так же он располовинен и нравственностью, которая для космоса банальная энергетика схемы электрической цепи, а для земли — болотная вязь межличностных отношений, построенная на условных принципах вечных ценностей. Земля и космос трагически не совпадают, и что для земли ненависть, в космосе — страх. Но человек не знает об этом, и часто воюет с силами, превосходящими его в тысячи раз, делая его фрактальной вероятностью черной дыры, глотающей свет звезд и зачищающей горизонты событий. Бродский человек с даром слова и требованием этому дару придать достойный резонанс. Его речь на суде, где он провозгласил себя поэтом в стране маргиналов, характеризует не судей...Совковых мышей опускающих на землю ретивых поэтов. Он характеризует самого Бродского. Требующего к себе отношения на уровне "поэт и остальные". Такое недоумение я впервые испытала, когда сняла очки 37 любовниц автора "эксеги монументум" и перечла этот пассаж с точки зрения обычного серого непритязательного человека. "К нему не зарастет народная тропа..." такая самооценка хорошо характеризует и автора, и то, какое место он себе протаранил в вечности. Итак фраза...Вчерашняя, я ее услышала из репортажа, где проводилась премия и награждение деятелей культуры в память о погибшей Анне Политковской. Мемориальные штуки не хуже религий и времени в Винде "склеивают" человеческие массивы на уровне сопереживания, вырывая с костями и мясом чувством сострадания память о человеке у родных и близких...Ну кто она для меня. Чужой человек. Чего я буду лить слезы о незнакомом, пусть и хорошем, зачем отсасывать чужое горе, ставя клеймо моего мирка на чьих-то страданиях. Вмерла...Ну и все мы туда уйдем. Но в традиции соборной коллективной памяти, так не принято... Так вот, во фразе "Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии"...произнесенной Спиваковым после минорного фрагмента на церемонии вручения премий, мне послышалось несколько фреймов. Человек, болеющей властью над людьми, как правило приходит к тирании. Человек, заточенный на обладание философским камнем стихий, это уже уровень параноидальной самоуверенности, на которой можно создавать и свою реальность. Это желание "повелевать" хорошо вписывается в скрытые паттерны читателей, которые совпадают по волне поэзии с поэтом. В русском языке, сколько ни искала не нашла антонима к слову властолюбец...Такой же вариант был со словом, когда разочаровываешься наоборот. По языковым законам это свидетельствует только о том, что система в таких понятиях не заинтересовано, а значит и даже ярлык для него не создан. Единственное, что остается, кланяться в ноги штампу штампов частице "не" и говорить "не властолюбец", смиренность здесь не подходит. И в таком виде "не властолюбец" звучит так же неприятно, как металл по стеклу. Значит в лузу желания обладать властью над стихией Бродский попал. Дальше он моделирует ситуацию, при которой в ментальном пространстве, его желание обладать властью над временем, будет реализовано...И он находит такую штуку, которая есть у каждого, это — коллекция жизни в ретроспективном варианте, отражение прошлого в эмоциональной, устной, письменной, мыслительной, культурной, бытовой и много еще каких способах форме. Воспоминания, как неплохо сказал еще один мастер слова, "это пот души". Тоже достаточно амбициозный автор — Павич. Итак, по мнению Бродского, память, в данном случае идет речь не о вкусе вчерашнего супа, а о некоторых событиях, имеющих глубокое влияние и резонанс в жизни человека, способна искривить время, как оно прогибает пространство на Земле. Что такое память...это ритуальное воспроизведение произошедшего, когда-то отраженного в реальной системе координат, но ставшего слепком, способным из любого момента стрелы времени вырвать минуту/другую из настоящего в прошлое. Но обычные люди, они просто вспоминают, радуются или плачут, а продавцы своей памяти, за премии или деньги, они вспоминают чтобы останавливать время на своих страницах, в своих выступлениях, образах, они продают свои воспоминания за чье-то будущее время, прочтения их стихов, погружения в их волну. И это тоже та часть власти над временем, о которой говорилось в начале... Поскольку на премии, где прозвучала эта цитата, все так или иначе вращалось на имени убиенной Анны Политковской, на нем, этом вечере, в расход пошла именно эта тема, тема сострадания убитому журналисту. Примыкание туда Бродского, на время произнесения его слов, на глубину очарования красивой фразой и сделало ему от этого Времени подарок в несколько минут его поклонников. Но не все так безобидно...Есть разница в уровне посягательств. Когда человек посягает на то, что ему принадлежит — свою жизнь, свой дом, свои деньги, он находится в пределах своей реальности...Когда поэт посягает на время, он эту реальность из других центробежно притягивает к себе. И это не читатель обогащается миром поэта, это поэт прирастает вниманием читателя. Вчера я неслучайно попросила подумать о том, какой смысл вложен в слово "бесправие". По Бродскому, с его харизмой, на мой взгляд, это было "опускание" времени с подтекстом, о том, что память делает время слабым и бессильным... Уровень зеркал в человеке и бывшего света звездного неба, катастрофически смещается в сторону амальгамы. И об этом трагичнее коронавируса уже никто не расскажет. Смерть приходит, когда соотношение звезд и зеркал в сторону первых внутри нас уже катастрофическое. И помогают в этом такие вечера памяти, чувство сострадания чужому горю, эмпатия, не подкрепленная делами...А власть с кайфом смотрит, как мочат друг друга поэты, позволяя черпать из их ристалищ энергии для уличных фонарей... Чтобы такие вбросы эмпатий и сочувствий не проходили, были придуманы и Беслан, и 911, и спектакль на Дубровке, и Каширское шоссе...и многое другое...Но иногда это имеет вид красивый и почти торжественный...как 9 мая..вот где моря разливанные гордости за чье-то прошлое, которое уже давно проедено молью, как старое покрывало в шкафу...У каждой трагедии есть предел эмоциональной наполненности и затяжное наигранное возвращение к прошлому ворует время у потомков...Хотя, оно, конечно, сочувствовать легче, чем просто работать...
© Copyright: Кшесинская Деметра, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|