Пророч. о крещении Св. Руси Первозванным АндреемМесяца Ноября въ 30 день. Источникъ: Пр;логъ . Москва: Печатный дворъ, 7149 (29.08.1641). л. 418 - 419.
Издавна этотъ островъ былъ гн;здомъ демоновъ; но присутствіе апостоловъ палило ихъ какъ бы огнемъ, и мучимые взывали: «ученики Назорянина пришли сюда и гонятъ насъ». Обитатели острова и окрестныхъ м;стъ, услышавъ о томъ, стекались къ апостоламъ и приводили къ нимъ больныхъ, одержимыхъ злыми духами и разнаго рода недугами. Пропов;дники же истины поучали народъ, просв;щали умы людей ученіемъ Божественнымъ, многихъ изъ іудеевъ и язычниковъ обратили въ христіанство, а б;сноватыхъ совершенно исц;лили возложеніемъ на нихъ рукъ. Одинъ изъ апостоловъ, Мат;ій, отплылъ въ городъ по н;которому д;лу. Тамъ нев;рующіе, съ н;которыми изъ іудеевъ, схватили его и заключили въ темницу, съ нам;реніемъ умертвить его на сл;дующій день. Въ ту же ночь изв;щенный свыше о томъ, блаженный Андрей посп;шилъ въ городъ, котораго врата и двери самой темницы отверзлись сами собою. Когда апостолъ вошелъ въ оную, внезапно упали ц;пи съ рукъ и ногъ не токмо Мат;ія, но и прочихъ узниковъ. Освобожденные узники ув;ровали въ Господа Іисуса. Апостолъ вел;лъ имъ семь дней скрываться въ н;которой пещер;, отстоящей отъ города на семь стадій, по близости коей расло множество смоковницъ, обремененныхъ плодами. Зд;сь апостолъ поучалъ ихъ, а на восьмой день, посл; принятія ими св. крещенія, отпустилъ ихъ, запов;давъ о сохраненіи во всей чистот; принятой ими в;ры. Однажды собрались вм;ст; пропов;дники истины, прив;тствовали другъ друга, и будучи соединены всегда в;рою и любовію, мыслію и чувствами, разошлись въ разныя стороны для пропов;ди. Блаженный Петръ, взявъ Гаія и н;которыхъ братій, отправился на западъ; блаженный же Андрей, съ Мат;іемъ и прочими учениками, направилъ стопы къ странамъ востока. Въ город; Мисоновъ, лежащемъ близъ береговъ Понта, онъ остановился въ дом; н;коего еврея, по имени Доментія. Апостолъ съ учениками вошелъ въ синагогу и, пропов;дуя слово истины, доказывалъ изъ Писанія, что Господь Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій. Въ синагог;, возстали противъ апостола н;которые изъ еретиковъ, называвшихся иродіанами, и утверждали, что Иродъ былъ Христосъ, который, низвергнувъ первосвященника Гиркана, самъ облекся въ санъ сей, и, будучи царемъ, одержалъ надъ врагами знаменитыя поб;ды. Апостолъ же заграждалъ уста противникамъ, говоря имъ, что Иродъ былъ иноплеменникъ, в;роломный убійца жены и д;тей, сосудъ беззаконія. Другіе доказывали, будто Іоаннъ былъ Христосъ, такъ какъ онъ происходилъ отъ кол;на Іудина и былъ сынъ священника. Апостолъ отв;чалъ имъ, что онъ самъ былъ ученикомъ Іоанна, когда сей пропов;дывалъ крещеніе покаянія. «Я слышалъ изъ устъ его свид;тельство о Іисус;: се Агнецъ Божій, вземляй гр;хи міра, — и я три года сл;довалъ за Господомъ, когда Онъ пропов;дывалъ о Царствіи Божіемъ, исц;ляя разнаго рода больныхъ и разслабленныхъ, докол;, по зависти первосвященниковъ, не былъ преданъ Пилату на смерть; Его распяли, погребли, но Онъ воскресъ въ третій день, вознесся на небо со славою, и паки пріидетъ судить живыхъ и мертвыхъ, и воздастъ каждому по д;ламъ». Поучая такимъ образомъ въ синагог;, св. апостолъ, по выход; изъ нея, встр;тилъ людей, которые привели множество больныхъ. Блаженный приказалъ имъ придти на другой день, а самъ возвратился въ домъ вм;ст; съ учениками, которыхъ имена суть сл;дующія: ;аддей, Мат;ій, Тихикъ, Евста;ій, Еводъ, Симеонъ, Агапитъ и Доментій. Вс; они питались хл;бомъ и водою разъ въ день, спали на голой земл;, и посл; кратковременнаго отдохновенія, возставали для славословія. На другой день собрались больные, и ос;ненные крестнымъ знаменіемъ блаженнаго Андрея совершенно исц;лились. Удивленные чудесами приносили пожертвованія, состоявшія изъ необходимыхъ вещей, но апостолъ раздавалъ ихъ неимущимъ. И ув;ровали многіе въ Господа Іисуса Христа и крестились во имя Святой Троицы. Блаженный апостолъ стоялъ непрестанно на возвышенномъ м;ст; въ виду вс;хъ, поучая людей, которыхъ число день ото дня бол;е и бол;е увеличивалось (св. Андрей былъ роста высокаго, видъ им;лъ величественный, глаза выразительные, брови, волосы и бороду весьма благол;пныя). Часто, окруженный б;сноватыми, онъ исц;лялъ ихъ однимъ словомъ, а больныхъ посредствомъ возложенія рукъ; разслабленныхъ приказывалъ окропить водою, которая испорченному т;лу мгновенно сообщала н;жность младенческаго т;ла; а сл;пые отъ одного прикосновенія пальцевъ святаго получали зр;ніе. Вс; удивлялись чудесамъ блаженнаго, но бол;е — кротости и смиренію его и словамъ Божественной мудрости. Число в;рующихъ увеличивалось, за что блаженный апостолъ каждый вечеръ, утро и полдень, или, лучше сказать, безпрестанно возсылалъ хвалу Богу. Въ это время св. Андрей устроилъ церковь, при помощи новозванныхъ в;рныхъ, соорудилъ алтарь и поставилъ священниковъ и діаконовъ. Крестились же не одни б;дные, но и богатые вельможи, отцы и матери, іудеи и язычники. Еще тогда обладатели царства Римскаго Тиверій кесарь, Гаій и Клавдій не препятствовали испов;данію имени Христова. Церковь, сооруженная во имя Пресвятыя Богородицы и досел; вс;мъ изв;стная, приводила многихъ въ восторгъ. Апостолъ поучалъ ихъ молитв; и славословію, посл;дованію св. литургіи; запов;далъ в;рнымъ, чтобы молящіеся становились лицемъ къ востоку, на кол;нахъ, п;ли псалмы, постились и бодрствовали, не читали языческой ми;ологіи, а занимались св. Писаніемъ, чтеніемъ Моисея и другихъ пророковъ, и соблюдали вс; апостольскія постановленія безъ всякихъ изм;неній, какъ установленія Божественныя. Такъ пропов;дывалъ блаженный Андрей и просв;щалъ жителей городовъ и селеній Понта и утверждалъ ихъ въ в;р; въ Господа Іисуса. Пропов;дь его грем;ла повсем;стно и, окрыленный силою Божественной благодати, онъ пос;щалъ города и села, поучая вс;хъ слову Божественному. Св. апостолъ пос;тилъ Трапезонтъ, городъ, лежащій въ земл; Мингрельцевъ, и посл; краткаго тамъ пребыванія, зам;тивъ грубое нев;жество жителей, отправился въ Карталинію. Тамъ, находясь долгое время въ городахъ ея: Ниглі;, Кларджет; и Артапанколос;, просв;тилъ многихъ св. крещеніемъ. Отсел; св. Андрей отправился въ землю Пар;янъ, или въ Сомхетію, и потомъ прибылъ въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи. Ежегодно дв;надцать апостоловъ собирались въ Іерусалимъ и, въ присутствіи Пресвятыя Богородицы, совершали Пасху. Посл; же праздника, Андрей, съ братомъ своимъ Петромъ и Іоанномъ Зеведеевымъ, съ Филиппомъ — однимъ изъ двунадесяти, Вар;оломеемъ и Филиппомъ изъ семи діаконовъ, пошли въ городъ Антіохію сирійскую, называемую городомъ Божіимъ. Тамъ остался Петръ. Другіе апостолы разошлись по разнымъ городамъ для распространенія пропов;ди. Филиппъ изъ дв;надцати съ Вар;оломеемъ отправился въ верхнюю Фригію, Ликаонію и Писидію. Филиппъ изъ седьми діаконовъ посл; крещенія, совершеннаго имъ надъ евнухомъ царицы Кандакіи, пос;тилъ Кесарію палестинскую. Андрей же и Іоаннъ прибыли въ городъ Еф;съ, и жителей онаго поучали слову жизни. Зд;сь явился блаженному Андрею Господь нашъ Іисусъ Христосъ и сказалъ ему: «Сп;ши немедленно въ Ви;инію, не бойся; — Я съ тобою, докол; шествуешь; еще же земля Гот;овъ ожидаетъ тебя». Сіе вид;ніе блаженный Андрей пересказалъ Іоанну Богослову и, простившись съ нимъ, пошелъ съ учениками своими въ Лаодикію, а оттол; въ мисійскій городъ Одисъ, гд; поставилъ епископомъ одного изъ учениковъ своихъ, по имени Аппіона. Отсел;, горами Олимпійскими, достигъ до обширнаго седа ви;инійскаго Никеи. (Въ это время Никея не была городомъ, но впосл;дствіи оградилъ и распространилъ ее царь Траянъ). Блаженный Андрей пос;тилъ Никею, пропов;дуя Христа и умоляя жившихъ тамъ іудеевъ и язычниковъ, чтобы приняли ученіе Христово; но они были горды, в;роломны и полны лжи, а потому и пропов;дь апостола сопровождали см;хомъ и поруганіями. Въ этомъ сел; евреи им;ли синагогу, а у язычниковъ стоялъ идолъ Аполлона губителя, который поражалъ людей злыми чарами, лишавшими ихъ дара слова и чувства слуха. Апостолъ говорилъ имъ, что если не примутъ в;ры Христовой, то они не освободятся отъ бол;зней и б;снованія; но они по прежнему оставались въ заблужденіи. Недалеко отъ села возвышается каменная гора, на которой скрывался огромный змій, пожиравшій путниковъ. Узнавъ о томъ, апостолъ въ сопровожденіи двухъ учениковъ своихъ, им;я въ рукахъ жел;зный жезлъ, съ изображеніемъ животворящаго Креста, пошелъ сокрушить змія и, съ свойственною ему неустрашимостію, жезломъ сокрушилъ главу змію. Многіе изъ слышавшихъ объ этомъ дивномъ д;л; ув;ровали въ Господа Іисуса. Когда апостолъ возвратился въ Никею, жители умоляли его, дабы избавилъ ихъ и отъ восьми страшныхъ разбойниковъ, которые скрывались въ недоступной пещер; и производили убійства; изъ нихъ двое были одержимы злыми духами. Св. Андрей внялъ мольб; народной. Б;сноватые встр;тили его громкими восклицаніями; но отъ заклинанія апостола б;жали злые демоны. Освобожденные съ благогов;ніемъ пали къ ногамъ его; прочіе же разбойники, видя столь необыкновенное чудо, бросили свои оружія и смиренно поклонились апостолу Христову. Тогда блаженный, голосомъ, исполненнымъ любви и кротости, сказалъ имъ: «О, люди! уб;гайте зла, и чего сами себ; не желаете, не д;лайте другимъ; уразум;йте, что есть Богъ на небесахъ, Создатель и Промыслитель, который видитъ все и каждому воздастъ по д;ламъ. За ч;мъ же убиваете людей, похищаете чужое имущество? Богъ одарилъ васъ здравіемъ и имуществомъ для того, чтобъ вы сами трудились, и не нуждались ни въ чемъ. Наипаче же сами подавайте нищимъ. Отнын; удаляйтесь отъ д;лъ злыхъ и нечистыхъ, и возвратитесь въ свои домы, дабы пріобр;сть Божію милость и благосклонность отъ царей и правителей». Окончивъ краткую р;чь свою, апостолъ научилъ ихъ слову жизни, и они пріяли отъ него святое крещеніе. Недалеко отъ Никеи было м;сто, которое служило жилищемъ духовъ нечистыхъ, постоянно искавшихъ жертвы; ибо зд;сь стоялъ идолъ Артемиды, и никто не могъ къ нему приблизиться; блаженный Андрей, вооруженный духовнымъ мужествомъ, вм;ст; съ учениками своими, пос;тилъ оное и тамъ переночевалъ. Нечистые духи не могли вынести присутствія апостола, превратились въ плотоядныхъ врановъ и улет;ли, восклицая плачевнымъ голосомъ: «О, Іисусъ Назарянинъ! велика язва сія насъ постигшая, ибо ученики твои гонятъ и пресл;дуютъ насъ». Блаженный Андрей сокрушилъ идола, и на томъ самомъ м;ст; водрузилъ животворящій Крестъ. На другомъ м;ст;, недалеко отъ селенія Давкома, лежавшаго на л;вой сторон; Никеи, находился змій, чреватый демонами и почитаемый за божество безумнымъ народомъ. Зд;сь же стоялъ скверный идолъ Афродиты, которому народъ приносилъ жертвы. Апостолъ Христовъ, силою своей молитвы, прогналъ змія и злыхъ духовъ, и, возвратившись въ Никею, поучалъ народь и изц;лялъ больныхъ. Въ ночное время восходилъ онъ на холмъ, называемый Клидосомъ, и, подобно Учителю своему, Который часто молился на гор;, всю ночь проводилъ въ молитв;, прося Бога о усп;хахъ пропов;ди. Господь же, творящій волю боящихся Его, благоволилъ обратить нев;рныхъ сл;дующимъ образомъ: У язычниковъ былъ праздникъ, по случаю котораго собирался весь народъ. Вс; приносили жертву идоламъ и потребляли ее сами. Во время жертвоприношенія, б;сы овлад;вали людьми съ такою силою, что одержимые ими пожирали другъ друга. Страждущіе сп;шили къ холму, обр;ли на немъ Блаженнаго и умоляли его избавить ихъ отъ жестокихъ мученій. Апостолъ Христовъ сталъ среди народа и немедленно укротилъ, посредствомъ крестнаго знаменія, т;хъ, которые сами себя терзали. Съ возвышеннаго м;ста поучалъ онъ народъ истинамъ Божественнаго разума укорялъ ихъ въ томъ, что досел;, по жестокосердію своему, не покорялись слову. Такимъ образомъ св. апостолъ обнаружилъ все ничтожество идоловъ и открылъ народу, что демоны, за привязанность къ нимъ, платятъ однимъ только зломъ. Тогда слушающіе уразум;ли силу пропов;ди. Апостолъ же на каждаго изъ нихъ возлагалъ руки и изц;лялъ отъ вс;хъ недуговъ, отпуская съ миромъ. На другой день было еще стеченіе народа; св. апостолъ сталъ на обычномъ своемъ м;ст;, прив;тствовалъ его словами: «Миръ вамъ…», вс; единогласно отв;тствовали: «и духу твоему». Онъ началъ говорить о томъ, какъ сотворилъ Богъ Адама, какъ первый челов;къ за непослушаніе былъ изгнанъ изъ рая; доказывалъ изъ писаній пророческихъ, что Іисусъ Христосъ, пришедшій на землю спасти міръ, есть Сынъ Божій. Дал;е говорилъ о крещеніи и, посредствомъ возложенія рукъ, изц;лялъ больныхъ, отпуская же ихъ, приказалъ собраться и на другой день. Когда они собрались, св. апостолъ, опершись на жел;зный жезлъ свой, началъ благов;ствовать о Святой Троиц;, о промысл; Божіемъ, воплощеніи Христовомъ, Его крестной смерти и воскресеніи; о вознесеніи и с;д;ніи одесную Отца, о славномъ второмъ пришествіи и воздаяніи каждому по д;ламъ его. По окончаніи бес;ды, народъ воскликнулъ: «истинно ты ученикъ и другъ благаго и милостиваго Бога; и Святый Духъ говоритъ твоими устами». Апостолъ пребылъ среди нихъ два года, отпадшихъ обращалъ, погибшихъ обр;талъ, больныхъ изц;лялъ, изгонялъ б;совъ, разрушалъ капища, созидалъ церкви, рукополагалъ священниковъ, обновлялъ вс;хъ св. крещеніемъ. Находившуюся тамъ синагогу еврейскую разрушилъ, и на ея м;ст; построилъ церковь во имя Пресвятыя Богородицы, а челов;ка н;коего доблестнаго и благочестиваго, по имени Драконтія, поставилъ епископомъ, который въ посл;дствіи удостоился и мученическаго в;нца, м;саца маія въ 12-й день. Первозванный апостолъ Христовъ изъ Никеи отправился въ городъ Никомидію, гд; встр;тили его в;рные, наученные имъ слову жизни, у которыхъ и остался н;сколько дней, утверждая ихъ въ в;р; ученіемъ и чудесами. Тамъ воскресилъ онъ н;коего Калліоста, умерщвленнаго яростію б;совскою. Оттол; отправился водою въ ви;инійскій городъ Халкидонъ и поставилъ тамъ епископомъ Тихика, одного изъ учениковъ своихъ. Потомъ пос;тилъ Ираклію и Амастриду, городъ обширный и великол;пный, въ которомъ оставался долгое время. Тамъ просв;тилъ онъ многихъ св;томъ Божественной мудрости, и поставилъ епископомъ Пальма, челов;ка знаменитаго словомъ и д;лами, о которомъ говорятъ жители сего города, что онъ написалъ много Божественныхъ поученій, но, въ посл;дствіи времени, пожаръ, истребившій городъ, истребилъ и домъ, въ которомъ хранились его писанія, и т;мъ лишились мы великой духовной пользы. Изъ Амастриды Мальвина апостолъ отправился р;кою, Пар;еніемъ называемою, въ городъ Хараконъ, который окруженъ двумя р;ками: съ южной стороны, такъ называемая, р;ка Ликъ, или Волкъ, по вредной быстрот; ея теченія, а съ с;верной р;ка Лусія. Об; сіи р;ки соединяются вм;ст; и образуютъ Пар;енъ, р;ку глубокую, широкую и удобную для судоходства. Зд;сь, въ особенности въ л;тнее время, бывало большое стеченіе народа. Св. пропов;дникъ Христова Евангелія началъ возв;щать слово истины, обращая многихъ. Для в;рныхъ онъ избралъ м;сто молитвы и воздвигъ знаменіе животворящаго Креста, а въ посл;дствіи жители соорудили церковь во имя апостола, съ изображеніемъ на ст;н; его образа, совершенно сходнаго съ подлинникомъ, при которомъ совершаются многія чудеса и до нын;. Въ посл;дствіи первая церковь разрушилась, но Боголюбивые жители воздвигли новую еще больше первой. По окрещеніи обитателей Харакона и утвержденіи ихъ въ в;р;, славный апостолъ отправился въ городъ Синопъ. Тамъ обр;лъ н;сколько учениковъ своихъ, прежде просв;щенныхъ, и остался у нихъ. Въ этомъ город; было множество іудеевъ, какъ мы сказали выше. Узнавъ о прибытіи Богоноснаго Андрея, который еще прежде отверзъ двери темницы и освободилъ изъ оной вс;хъ заключенныхъ, они собрались и съ гн;вомъ напали на святаго, нам;реваясь предать огню самый домъ, въ которомъ онъ жилъ; его влачили по улицамъ, жестоко били камнями и палками, терзали его т;ло. Одинъ изъ нихъ, челов;къ съ зв;рскимъ духомъ, укусилъ палецъ апостола и за это жители Синопа досел; называются персто;дами. Пораженный жестокими язвами, св. Андрей брошенъ былъ, какъ мертвый, вн; города. Въ наступившую ночь явился ему Господь Іисусъ Христосъ, и говорилъ: «Встань, избранный мой и первозванный ученикъ! Сп;ши въ городъ съ дерзновеніемъ безъ всякаго страха, Я съ тобою». Сказавъ сіе, Господь изц;лилъ уязвленный палецъ его и вознесся на небо. Съ разсв;томъ апостолъ снова явился къ жителямъ города, безъ страха поучалъ и пропов;дывалъ Христа. Они же, видя столь удивительное терп;ніе и кротость, съ какою умолялъ ихъ о принятіи слова, смягчились и со вниманіемъ стали слушать толкованія писаній о Іисус; Христ;, въ Котораго наконецъ и ув;ровали. Въ это «время, н;кто умерщвленъ былъ рукою убійцы и брошенъ въ яму. Жена убитаго горько плакала надъ трупомъ, а народъ искалъ убійцу, но не находилъ его. Апостолъ, сжалившись о несчастной, сотворилъ молитву и воскресилъ мертваго. Видя столь дивное чудо, многіе ув;ровали. Такъ возрастало число в;рныхъ. Апостолъ н;которыхъ изъ нихъ посвятилъ во священники и діаконы, научилъ ихъ совершенію литургіи и другимъ молитвамъ и, преподавъ благословеніе, отправился къ берегамъ Понта, пос;тилъ село, называемое Залихонъ. Жители Амасіи съ радостію встр;тили апостола и посл; прив;тствій ввели его въ городъ и водворили въ томъ же дом;, въ которомъ жилъ онъ прежд;; ибо сей городъ давно уже просв;щенъ былъ апостоломъ. Отсел; отправился въ мингрельскій городъ Трапезонтъ, гд;, какъ я сказалъ выше, обитали люди безразсудные, а потомъ пос;тилъ Неокесарію, жителямъ коей, по обыкновенію, пропов;дывалъ слово Божіе, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Оставивъ Неокесарію, апостолъ проходилъ многія м;ста, везд; разпространяя слово Божественнаго разума, и наконецъ достигъ до обширнаго города Самосата, лежащаго на границ; Пар;янъ или Арменіи, гд; обитало множество армянъ, грековъ, и идолопоклонниковъ. Жили зд;сь и философы, которыхъ мн;нія противор;чили пропов;ди апостольской. Но учитель Божественной мудрости сказалъ имъ сл;дующее: «Вы разсмотрите сами безпорядочную жизнь ложныхъ боговъ вашихъ, какъ они враждуютъ другъ противъ друга. Истинный Богъ одинъ. Онъ благъ и д;латель добра, и источникъ мира. Разсмотрите, кто творецъ четырехъ стихій и кто образовалъ изъ нихъ видимый міръ. Подумайте, кто распред;лилъ планеты и зв;зды, и далъ имъ правильное всегдашнее теченіе? Он; не двигаются сами по себ;, ибо бездушны, но волею Творца ихъ. Направьте стопы ваши на путь истинный, на путь искони избраннаго и пропов;даннаго пророками, Который напосл;докъ явился намъ, примирилъ землю съ небомъ и даруетъ милость испов;дающимъ Его. Познайте Владыку, благаго Бога истиннаго, Іисуса Христа, именемъ Котораго, какъ вы нын; видите, мертвые возстаютъ, б;сы б;гутъ, а бол;зни и страсти упраздняются». Сими и подобными наставленіями, долгое время апостолъ поучалъ ихъ; многіе ув;ровали и крестились во имя Святыя Троицы. Изъ Самосата апостолъ отправился въ Іерусалимъ, для празднованія Пасхи вм;ст; съ Пресвятою Богородицею. По совершеніи праздника, апостолъ вышелъ изъ Іерусалима, въ сопровожденіи Симона Кананита, Мат;ія, поставленнаго на м;сто Іуды Искаріотскаго, и ;аддея, въ городъ Едессъ. Тамъ остался ;аддей, у влад;теля Авгаря, которому посланъ былъ нерукотворенный образъ Господа нашего Іисуса Христа, чудод;йственною силою возвратившій царю здравіе т;лесное и душевное. Блаженный Андрей съ остальными спутниками пос;щалъ города и села. Они везд; поучали народъ и творили чудеса; наконецъ достигли до земли Карталинской, прошли часть земли Тіулетской до р;ки, называемой Чорохи, безпрестанно пропов;дуя Христа Спасителя. Апостолы пос;тили Сванетію, въ княженіе н;коей жены, которая приняла ихъ пропов;дь. Зд;сь остался Мат;ій съ прочими учениками, а великій Андрей съ Симономъ отправился въ землю Осетинцевъ и достигъ города, Фостофоромъ называемаго, гд; они посл; дивныхъ чудесъ обратили и просв;тили многихъ. Оставивъ Осетію, они пос;тили Абхазію и остановидись въ город; Севаст;, называемомъ нын; Сухумомъ, жители котораго приняли слово Божіе. Блаженный Андрей въ семъ город; оставилъ Симона Кананита съ прочими учениками, а самъ отправился въ землю Джигетовъ. Обитатели этой страны Джиги были жестоки сердцемъ, погружены въ д;лахъ нечестія, и по этому они не приняли пропов;ди апостола, а искали случая умертвить его; но благодать Божія сохранила его. Блаженный, видя ихъ грубость, жестокосердіе и непреклонность, удалился; посему Джигетцы до сего времени остаются въ нев;ріи. Отсел; отправился апостолъ Христовъ въ страну, называемую верхнимъ Суадагомъ Алиса, нын; необитаемую; жители ея съ радостію приняли пропов;дь апостола и ув;ровали въ Іисуса Христа. Спустя н;сколько времени, апостолъ пос;тилъ приморскій (Евксинскаго понта) городъ Босфоръ, лежащій близь земли Тавро-Гунновъ. Зд;сь указываютъ гробъ, съ надписью имени Симона Зилота; могила же Симона Кананита находится въ город; Никопол;, лежащемъ между Абхазіею и Джигетіею. Въ Босфор;, апостолъ своею пропов;дію многихъ обратилъ въ христіанство и утвердилъ въ в;р;. Изъ Босфора отправился въ ;еодосію, городъ обширный и многолюдный, управляемый въ то время правителемъ по имени Савроматомъ. Нын; онъ въ развалинахъ и безлюденъ. Малое число изъ жителей сего города ув;ровали въ Спасителя, посему апостолъ оставилъ его и удалился въ городъ Гот;овъ, Херсонесъ, гд; обитали люди грубые и нев;рные. Онъ пробылъ у нихъ долгое время, обращая ихъ къ в;р;. Оставивъ Херсонесъ, апостолъ въ другой разъ пос;тилъ Босфоръ, утверждая жителей въ в;р;; а отсюда Чернымъ моремъ отправился въ городъ Синопъ. Зд;сь прив;тствовалъ просв;щенныхъ в;рою, далъ имъ епископомъ одного изъ учениковъ своихъ по имени Филолога, пос;тилъ многіе приморскіе города и селенія, и основанныя имъ церкви, и достигъ Византіи. Въ знаменитомъ город; Хрисопол;, или Золотоград;, онъ поставилъ епископомъ Стахія, одного изъ семидесяти учениковъ, прошелъ Византію, а въ м;стечк; называемомъ Акрополисомъ построилъ церковь во имя Пресвятыя Богородицы, которая донын; находится вблизи вратъ городскихъ, называемыхъ Авгенопомъ, а самая церковь называется Армасономъ. Отсел; отправился въ ;ракійскій городъ Ираклію, и, оставаясь тамъ долгое время, пос;ялъ с;мя Божественнаго в;д;нія. Пос;щая города Македоніи, онъ пропов;дывалъ, поучалъ, ут;шалъ и изц;лялъ больныхъ, крестилъ и утверждалъ въ в;р; во Христа, созидалъ церкви, посвящалъ священниковъ и безпрестанно наставлялъ на путь истинной жизни. Въ ;ессалоникіи Апостолъ оставался долго, поучая народъ и утверждая в;рующихъ, наученныхъ св. апостоломъ Павломъ. Изъ ;ессалоникіи отправился въ Пелопонисъ, пос;тилъ ахайскій городъ Патры и остановился у н;коего Сосія. Онъ нашелъ его на смертномъ одр;, и изц;лилъ. Въ томъ же город; увид;лъ еще челов;ка, одержимаго жестокимъ недугомъ и лежавшаго на навозной куч;. Апостолъ сжалился надъ нимъ, подалъ ему руку, и именемъ Христовымъ воздвигъ его. В;сть о семъ славномъ чуд; распространилась по городу. Вс; говорили о пришельц;, который именемъ н;коего Іисуса изц;ляетъ больныхъ, воскрешаетъ мертвыхъ и изгоняетъ духовъ нечистыхъ. В;сть сія дошла и до Ан;ипата, именемъ Лезвіоса, челов;ка, одержимаго духомъ идолопоклонства. Лезвіосъ внушалъ народу, что пришелецъ тотъ волхвъ и льстецъ, и что непростительно в;рить словамъ его, и вознам;рился убить апостола. Но, когда размышлялъ о семъ, ночью явился ему ангелъ и грознымъ голосомъ сказалъ: «ты почто умышляешь злое на челов;ка, именуемаго Андреемъ, и хочешь умертвить его? Ты отвергаешь Іисуса Христа, Котораго онъ пропов;дуетъ. Но вотъ рука Господа, разгн;ваннаго на тебя. Ты будешь разслабленъ дотол;, пока научишься отъ него истин;». Посл; словъ ангельскихъ, Лезвіосъ пораженъ былъ невидимою язвою; онъ лишился дара слова и разудка. Но какъ скоро пришелъ въ себя, почувствовалъ совершенное разслабленіе. Тогда, призвалъ воиновъ своихъ и умолялъ немедленно отыскать и привести челов;ка-странника, для изц;ленія его отъ тяжкой бол;зни. Воины въ скорости нашли блаженнаго Андрея, и представили Ан;ипату, который умолялъ его горькими слезами, говоря: «О, челов;къ, пришлецъ и пропов;дникъ Бога инаго! помилуй меня заблужденнаго и чуждаго истины, простри руку помощи и изц;ли меня отъ язвы сей, и открой, мн; двери разум;нія». Ученикъ же благаго Владыки сжалился надъ нимъ, возложилъ руку на разслабленное т;ло его, возвелъ очи на небо, и произнесъ сл;дующую молитву: «Господи Іисусе Христе! Боже истинный, Сынъ Единородный безначальнаго Бога! Сый прежде в;къ, и на посл;докъ дней пришедшій на землю, для спасенія людей! Сотвори милость съ симъ рабомъ Твоимъ; изц;ли его отъ т;лесныхъ и душевныхъ недуговъ, и удостой его быть Твоимъ служителемъ; соедини его стаду Твоему, дабы и онъ пропов;дывалъ славу Твою». Сказавъ это, апостолъ взялъ за руку больнаго и, поднявъ его, изц;лилъ отъ недуга. Тогда Лезвіосъ испов;далъ Бога и сказалъ апостолу: Истиненъ Богъ, котораго ты пропов;дуешь. Отнын; я рабъ Его и твой ученикъ, со вс;мъ моимъ семействомъ, и в;рую въ Пославшаго тебя». Св. апостолъ отв;тствовалъ: «Ежели ты такъ пламенно в;руешь въ Господа нашего Іисуса Христа, то Онъ и дастъ теб; уразум;ть Себя». Такъ ув;ровалъ Ан;ипатъ, о изц;леніи котораго радовался весь народъ. Жители стекались со вс;хъ сторонъ, и были свид;телями чудесъ, совершаемыхъ апостоломъ. При вид; изц;ленія жестокихъ бол;зней посредствомъ молитвы, объятые чувствомъ удивленія вопіяли громогласно: «Великъ Богъ, Котораго пропов;дуетъ пришлецъ Андрей!» Потомъ устр;мились на идольскія капища, разрушая и сожигая ихъ, и вс; единодушно прославляли Бога. Ан;ипатъ Лезвіосъ душевно радовался и усердно вспомоществовалъ людямъ во вс;хъ ихъ добрыхъ начинаніяхъ. Слухъ о распространеніи пропов;ди апостольской достигъ до императора Нерона. По его повел;нію, см;ненъ былъ Лезвіосъ, и присланъ другой правитель. Обрадованный Лезвіосъ, съ радостію обратился къ блаженному Андрею, говоря: «Благой мой наставникъ! Отнын; я съ большею ревностію готовъ служить Господу; ибо я свободенъ отъ суетныхъ земныхъ занятій и славы: прими меня, апостолъ Христовъ!» Съ т;хъ поръ, оставивъ вс; д;ла мірскія, онъ повсюду сопровождалъ св. пропов;дника. Около сего времени, Андрей вид;лъ сл;дующее сновид;ніе: является ему Іисусъ Христосъ и говоритъ: «Андрей, избранный Мой! Возложи руки на Лезвіоса и сообщи ему благодать твою, а самъ возьми крестъ твой, и сп;ши въ Патры; — ибо скоро оставишь міръ сей, для полученія уготованнаго теб; в;нца». Проснувшись, апостолъ разсказалъ о вид;ніи ученикамъ своимъ, а самъ, по повел;нію Господа, отправился въ Патры. По отставленіи Лезвіоса отъ должности правителя, занялъ м;сто его н;кто Егеатъ — челов;къ, проникнутый духомъ идолослуженія. Жена его Максимилла, слыша о чудесахъ, совершаемыхъ апостоломъ Христовымъ, отправила къ нему в;рную рабыню свою, по имени Ифидамію, женщину разсудительную, чтобы бол;е удостов;риться въ истин; распространившагося ученія. Ифидамія пришла въ домъ Сосія, у котораго жилъ апостолъ. Зд;сь она услышала то высокое благов;стіе, которое такъ сладостно исходило изъ устъ его, и, возвратившись къ госпож; своей, разсказала ей обо всемъ, что вид;ла и слышала. Спустя н;сколько дней, жена Ан;ипата забол;ла смертною бол;знію и была оставлена вс;ми врачами. Въ минуту отчаянія, она вспомнила о Андре;, и призвала его. Апостолъ явился и нашелъ больную въ отчаяніи, а мужа ея въ совершенномъ ожесточеніи. Онъ держалъ въ рукахъ мечь, готовый умертвить себя, тотчасъ посл; смерти жены. Апостолъ сказалъ ему голосомъ, исполненнымъ кротости и любви: «Вложи мечь твой въ ножны, и призови Господа, Бога неба и земли; в;руй во имя Его, и ты спасешься съ женою твоею». Ан;ипатъ стоялъ какъ окамен;лый, ничего не отв;чая. Ревностный же ученикъ Врача душъ и т;лесъ возложилъ руку на главу страждущей жены, и жестокое воспаленіе вдругъ оставило ее. Она потребовала пищи, по принятіи коей, встала съ одра здравою, славя Бога. Многіе изъ вид;вшихъ столь дивное изц;леніе ув;ровали въ Господа. Н;которые умоляли его идти на пристань, гд; лежалъ прокаженный, челов;къ, н;когда знаменитый родомъ и богатствомъ. По причин; зловонія никто не приближался къ нему, а только издали бросали ему хл;бъ, какъ бы псу. Весь народъ принималъ участіе въ его страданіяхъ, но никакой врачь не могъ изц;лить его. Ученикъ милостиваго Владыки, услышавъ о томъ, посп;шилъ къ больному и, не страшась его зловонія, сказалъ: «я пришелъ изц;лить тебя благодатію Господа нашего». Посл; сихъ словъ, больной воспрянулъ, сбросивъ съ себя рубище, проникнутое смрадомъ и червями. Апостолъ повелъ его къ морю, и, сотворивъ молитву, погрузилъ въ воду. Страждущій вышелъ изъ ней совершенно здравымъ, безъ всякихъ признаковъ долгой бол;зни. Апостолъ обратился къ изумленнымъ жителямъ и приказалъ имъ снабдить несчастнаго од;яніемъ; но изц;ленный обнаженнымъ б;галъ по всему городу, дабы вс; вид;ли, отъ какой мучительной бол;зни онъ изц;лился, и восклицалъ: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой! Ты сотворилъ милость, и вс;ми оставленнаго ут;шилъ; Ты призрилъ меня, и обновилъ истл;вшаго. Слава Теб;, Владыко страшный!» Жители города Патры со вс;хъ сторонъ стекались и обращались къ апостолу. Онъ же поучалъ ихъ слову жизни и благодати, в;р; правой и запов;дямъ Божіимъ; а приходящихъ къ нему больныхъ, какими бы они ни были одержимы бол;знями, изц;лялъ посредствомъ возложенія рукъ. Жители, озаренные св;томъ истины, разрушали капища и сокрушали идоловъ, были ли они золотые, или серебряные, каменные или деревянные; книги языческой ми;ологіи сожигали, и большія пожертвованія полагали къ ногамъ блаженнаго апостола. Ученики его снабжали ими нуждающихся вдовъ и сиротъ, а н;которую часть употребляли на сооруженіе и украшеніе церквей, сами довольствуясь самою малою пищею. Апостолъ запов;далъ вс;мъ читать книги Ветхаго и Новаго Зав;та и почитать священниковъ и діаконовъ, которыхъ рукоположилъ. Онъ предложилъ в;рнымъ, построить большую церковь, что и было исполнено ими со всею ревностію и усердіемъ. По окончаніи строенія, апостолъ вел;лъ росписать ст;ны храма изображеніями, взятыми изъ пов;ствованій книгъ Ветхаго и Новаго Зав;та, какъ свид;тельствуютъ жители сего города. Ан;ипатъ Егеатъ, посл; дивнаго изц;ленія жены его, отправился въ Римъ повидаться съ императоромъ Нерономъ. Тамъ жилъ братъ Егеата, именемъ Стратоклисъ, который, испросивъ у императора позволеніе оставить званіе Философа, прибылъ въ Патры, въ сопровожденіи в;рнаго раба своего, по имени Алкмана. Въ Патрахъ рабъ сей впалъ въ бол;знь, будучи одержимъ злымъ демономъ. Стратоклисъ, видя его страждущимъ жестоко и въ б;шенств; терзающимъ собственное т;ло, сердечно о немъ сокрушался. Но когда узналъ хотъ жены брата своего Максимиллы, какъ она сама была избавлена отъ смерти блаженнымъ Андреемъ, Стратоклисъ умолялъ ее призвать къ себ; апостола Христова. Максимилла послала къ нему в;рную рабу свою Ифидамію. Блаженный Андрей явился въ преторію и объявивъ вс;мъ, что въ этомъ дом; обитаетъ нечистый духъ, прямо обратился къ страждущему юнош;, при которомъ находился и Стратоклись. Рабы Стратоклисовы, видя рубище Апостола, приняли его за челов;ка простаго, не стоющаго уваженія, и принуждали удалиться, но н;которые изъ гражданъ, которые знали его, заставляли ихъ молчать. Максимилла же, услышавъ о прибытіи апостола, съ посп;шностью вышла на встр;чу и поклонилась ему. Апостолъ, посл; обычнаго прив;тствія, сказалъ ей: «Вотъ сколько зд;сь волхвовъ и чарод;евъ собрано около юноши и не оказываютъ ему никакой помощи; почему же они не изгоняютъ злыхъ духовъ? Потому что они свойственники в друзья имъ; а я, именемъ Господа моего, изц;лю его». Сказавъ это, онъ началъ молиться: «Господи, Іисусе Христе, всегда пріемлющій моленія рабовъ Твоихъ! Прими нын; молитву мою, изгони б;са и изц;ли юношу, во славу святаго имени Твоего». Потомъ сказалъ злому духу: «Именемъ Господа моего Іисуса Христа повел;ваю теб;, духъ нечистый, оставить юношу и градъ сей, изб;гая и странъ, оглашенныхъ пропов;дію братьевъ моихъ, апостоловъ Господа Іисуса Христа». Вдругъ страшнымъ голосомъ воскликнулъ демонъ: «Челов;къ Божій! По приказанію твоему удаляюсь». Посл; сихъ словъ юноша палъ, какъ мертвый, апостолъ поднялъ и возвратилъ его господину. Свид;тели столь славнаго чуда — Стратоклисъ, Максимилла и Ифидамія, ув;ровали въ Господа; а изц;ленный Алкманъ и многіе другіе умоляли апостола удостоить ихъ св. крещенія. Блаженный совершилъ надъ ними св. таинство; они же постояно находились при апостол; и ученикахъ его, которые наставляли ихъ въ правилахъ в;ры и доброд;тели. Достохвальный апостолъ внушалъ имъ, чтобы они мало думали о тл;нной плоти, а бол;е постились бы, постоянно заботясь о сохраненіи т;ла въ чистот;; благод;тельствовали бы нищимъ; ненавид;ли корыстолюбіе, многоглаголаніе, ложь; и всегда благодарили Бога. Около сего времени прибылъ изъ Рима Ан;ипатъ Егеатъ. Жена его Максимилла отказалась разд;лять съ нимъ брачное ложе, извиняясь нездоровьемъ, но тайно исполняя запов;дь о чистот;. Такой поступокъ жены удивилъ Ан;ипата; но онъ не долго оставался въ недоум;ніи. Одинъ изъ рабовъ сказалъ ему, что братъ его, жена и многіе другіе ув;ровали въ Бога Андреева и приняли христіанство. В;сть сія исполнила гн;вомъ беззаконника. Онъ приказалъ заключить въ темницу Христова пропов;дника, какъ н;когда Иродъ Іоанна Крестителя, а жен; сказалъ: «оставь ученіе старца-пришельца и будь госпожею всего моего имущества; если же не хочешь, я велю распять пришельца и убить тебя». Максимилла, не обращая никакого вниманія на угрозы мужа, постоянно думала о ученіи апостола, которому, во время тайныхъ свиданій, сообщала о замыслахъ Егеата. Апостолъ же, укр;пляя ее въ в;р;, говорилъ: «храни всегда страхъ Божій и запов;ди Его, терпи все случившееся съ тобою, ради имени Христова, и ты получишь в;чную радость; а мое распинаніе на крест; есть величайшая для меня радость. Пострадать такъ, какъ пострадалъ Господь, и быть постоянно съ Нимъ, — это мое единственное желаніе». Подобныя слова бол;е одушевили и укр;пили Максимиллу, Она явно объявила мужу, что уже христіанка и потому бол;е не хочетъ осквернить себя нечистотою, и не боится временной смерти, какъ училъ ее апостолъ Христовъ. Слова жены привели въ ярость уже разгн;ваннаго мужа. Онъ устремился въ темницу, собственноручно заключилъ ея двери, приложивъ къ нимъ печать, и строго запретилъ стражамъ кого-либо туда пускать. Ночью Стратоклисъ, Максимилла и вся братія подошли къ темниц;. Апостолъ, узнавъ о пос;щеніи ихъ, ос;нилъ крестнымъ знаменіемъ двери, и он; отверзлись сами собою. Изумленнымъ и ужаснувшимся стражамъ онъ сказалъ, голосомъ сильнымъ, но кроткимъ: «не бойтесь! Ан;ипатъ не узнаетъ о семъ». Темница, освященная пос;тителями, бол;е походила на церковь. Апостолъ, посл; божественныхъ поученій, потребовалъ хл;ба и вина для литургіи, совершилъ таинство Евхаристіи и пріобщилъ вс;хъ пречистаго т;ла и крови Владычнихъ. Стратоклиса рукоположилъ во епископа, а другихъ во священники и діаконы и запов;далъ имъ совершать литургію со страхомъ и благогов;ніемъ. Онъ преподалъ имъ правила для чтенія псалмовъ и различныхъ молитвъ и, облобызавъ ихъ, отпустилъ съ миромъ. Двери же темницы, силою крестнаго знаменія, опять затворились. Злочестивый Егеатъ, раздраженный отказомъ жены своей, искалъ случая погубить ее; но, опасаясь мщенія родителей ея, излилъ весь ядъ злобы своей на Богоноснаго Андрея. Онъ предалъ его воинамъ, и, какъ н;когда Пилатъ — Іисуса Христа, осудилъ на распятіе. Блаженный апостолъ, еще издали увид;въ крестъ, воздвигнутый для него, радостно къ нему устремился, и, ставъ предъ нимъ на кол;на, произнесъ сію хвалебную п;снь: «Радуйся всечестный Крестъ! Съ веселіемъ предстою теб;. Радуйся животворящій Крестъ! Я знаю тебя — мою надежду, знаю чудеса твои, для которыхъ ты насажденъ на земл;, дабы возстановить падшихъ и укр;пить колеблющихся. Радуйся Крестъ честный, глава котораго касается небесъ, прообразуя т;мъ Главу вс;хъ Бога-Слова! Средина твоя, на подобіе рукъ, распростерта, чтобы сокрушить силу вражію и разс;янныхъ совокупить во едино; а подножіе твое утверждено во глубин; земли, дабы с;дящихъ въ преисподней возвести на небо. Радуйся всечестный Крестъ, сокрушитель силы демонской! Радуйся древо жизни, насажденное на земл;, плоды котораго суть сокровище неба! Радуйся преславный Крестъ, сладчайшій именемъ и д;лами! Радуйся Крестъ достопоклоняемый, принявшій на себя моего Владыку, подобно виноградной лоз;, гроздіемъ отягченный. Радуйся Крестъ благословенный, спасшій разбойника, и даровавшій ему плоды испов;данія! Радуйся всехвальный Крестъ, — ты, который приводишь къ Богу вс;хъ достойныхъ ув;ровать въ Него». «Пріидите, свид;тели моей радости; исполнители воли Егеата, исполните волю обоихъ. Распните агнца, принесите въ жертву Творцу сотвореннаго Имъ, а духъ мой Давшему его мн;». По окончаніи сего п;сноп;нія, распинатели приступили къ апостолу, чтобы простерть его на крест;. Руки и ноги, по приказанію Егеата, не были пригвождены, а только привязаны вервіями, съ тою ц;лію, какъ думалъ нечестивый правитель, чтобы продолжительностію мученій одол;ть твердость апостола. Народъ съ благогов;ніемъ взиралъ на мученика, который, раскрывъ уста, такъ поучалъ его: «Неприлично страшиться смерти т;мъ, которые подвизаются въ этомъ мір;. Они достигаютъ в;чнаго успокоенія. Рабы гр;ха сп;шатъ на казнь. Братья! возлюбите искренно в;ру во Отца, Сына и Святаго Духа, храните запов;ди Господа Іисуса Христа, и т;мъ явите себя достойными в;чнаго блаженства». Прошелъ день, прошла ночь, а изъ устъ апостола непрерывно истекали слова любви и ут;шеніи. Достойный Стратоклисъ приходилъ къ апостолу, съ желаніемъ снять его со креста; но онъ отказалъ ему, и, оставаясь на крест; четверо сутокъ, постоянно поучалъ народъ сильнымъ словомъ. Лице его не изм;нялось, голосъ не ослаб;валъ, вздохи не вылетали изъ его сердца, глаза не увлажались слезами; но ликъ его, полный благодати божественной, озаренъ былъ небеснымъ св;томъ, Народъ ублажалъ его, славя Бога, прославившаго раба Своего, и милующаго вс;хъ, уповающихъ на Него. Жители окружили судилище, на которомъ сид;лъ Егеатъ, и громогласно проклинали его; ибо онъ столь невиннаго и доброд;тельнаго челов;ка осудилъ на жесточайшую смерть. Нечестивый правитель, видя, что ожесточенный народъ готовъ покуситься на жизнь его, ужаснулся, и произнесъ слова, исполненныя лести: «я погр;шилъ и раскаиваюсь; иду самъ снять его со креста». И, д;йствительно, пошелъ къ мученику; но блаженный апостолъ, видя его, громко къ нему воззвалъ: «О, Егеатъ! Зач;мъ ты пришелъ ко мн;? Я далекъ отъ тебя. Для чего лицем;ришь, будто нам;ренъ снять меня со креста, и принести раскаяніе? Я далекъ отъ тебя; ибо сердце твое объято лукавствомъ, а не раскаяніемъ. Ты напрасно ищешь случая освободить меня: я давно свободенъ. Меня любитъ и милуетъ Избавитель мой. Къ Нему сп;шу, — иду къ Тому, Кто открылъ мн; д;ла твои, и сказалъ: не принимай приношенія отъ Егеата, и не страшись его гн;ва». Сказавъ это, апостолъ возвелъ очи къ небу, хваля Бога. Въ посл;дній разъ со креста благословилъ онъ братьевъ своихъ, и скончался съ миромъ, предавъ духъ свой Господу, ноября 30 дня. Кончина славнаго апостола оплакиваема была вс;ми. Достойный епископъ Стратоклисъ и раба Господня Максимилла сняли святое т;ло со креста и, помазавъ ароматами, погребли его съ великою честію. Нечестивый Егеатъ, мучимый сов;стію за неправедную казнь апостола Христова, и сн;даемый скорбію о потер; жены своей Максимиллы, впалъ въ мрачное уныніе и въ припадк; сумасшествія бросился въ пропасть. Стратоклисъ, братъ его, не захот;лъ насл;довать его имуществу, говоря: «Егеатъ! все твое да изчезнетъ вм;ст; съ тобою, а насл;діемъ моимъ да будетъ единый Господь, Которому я предалъ себя». Максимилла также не коснулась богатства мужа своего, а съ в;рною рабынею своею Ифидаміею, во все продолженіе жизни своей, находилась при гроб; св. апостола Андрея. Стратоклисъ и Максимилла часть изъ собственнаго им;нія раздали нищимъ, а другую опред;лили для сооруженія церквей. Долговременна была благочестивая жизнь ихъ, и кончина тихая, блаженная. Со дня преставленія Первозванаго апостола Христова, безпрестанно совершались великія чудеса. Вс; страждущіе, съ в;рою приб;гавшіе къ святому гробу его, исц;лялись во славу Бога и въ честь Его апостола. Теперь разскажу о перенесеніи св. т;ла апостольскаго въ городъ Константинополь, чтобы вс; в;дали, какъ это совершилось, и гд; оно погребено. По прекращеніи гоненія противъ христіанъ, бывшаго въ царствованіе Діоклитіана и Максимиліана, Максимина и Максентія, истребленныхъ небеснымъ гн;вомъ, св;тъ мира излился на церковь Христову. Благодатію Святаго Духа является благочестивый, равноапостольный царь, Константинъ великій. По его повел;нію, вс; в;рные испов;дники Христа получаютъ свободу и возвращаются изъ заточенія; явнымъ д;лается испов;даніе имени Іисуса Христа и распространяется христіанство по всей имперіи; воздвигаются церкви, умножаются архіереи, и благими д;лами исполняется весь міръ. Наконецъ мать царя, благочестивая Елена, обр;таетъ честный и животворящій Крестъ Господень. По смерти Константина Великаго, воцарился сынъ его Константій. Онъ построилъ великол;пную церковь во имя св. апостолъ, въ новомъ Рим; — Константинопол;, съ тою ц;лію, чтобы положить въ нее св. останки мужей апостольскихъ, которыхъ благодать охраняла бы городъ. Онъ призвалъ Артемія, челов;ка славнаго между вс;ми правителями, который въ посл;дствіи, при отступник; Іуліан;, удостоился св;тлаго мученическаго в;нца за испов;даніе имени Христова. Артемій былъ сынъ знаменитаго вельможи, исполненъ разума и доброд;тели и почтенъ любовію царя Константина и сына его: «Сп;ши, — сказалъ ему Константій, — въ ахайскій городъ Патры, и съ честію перенеси сюда останки всехвальнаго апостола Андрея, да почіютъ въ воздвигнутой мною церкви». Доблестный Артемій немедленно отправился въ Патры. Тамъ, у гроба апостола, проведя всю ночь въ бд;ніи и п;сноп;ніяхъ, онъ наконецъ открылъ раку и вынулъ изъ нея св. мощи. Пришествіе блаженнаго Артемія въ Патры почтено было самимъ апостоломъ; ибо онъ не препятствовалъ ему перенести земные останки свои въ Константинополь. Артемій, по т;мъ мученическимъ подвигамъ, которые долженъ былъ совершить въ посл;дствіи, достоинъ былъ такой чести. Когда вынулъ онъ сокровище мощей изъ гроба съ подобающею честію, жители окрестныхъ городовъ со св;чами и кадильницами выходили на встр;чу святыни и провожали ее съ п;ніемъ. За вратами царственнаго города, благочестивый царь съ архіереями и синклитомъ, им;я въ рукахъ зажженыя св;чи и кадильницы, встр;тили апостола Христова. Духовные и міряне, юноши и д;вы, старцы и д;ти, вс; единогласно восп;вали и лобызали раку страдальца. Столбъ истины, твердыня в;ры и в;рныхъ, сокровище вождел;нное, честн;йшій паче всякаго камени честна, злата и жемчуга, храмъ Бога живаго, т;ло св. апостола положено было въ алтар; между двумя гробницами — евантелиста Луки и Тимо;ея, пропов;дника истины, которыхъ останки перенесены были т;мъ же Артеміемъ, еще при жизни царя Константина, первый съ м;ста его кончины, а Тимо;ей изъ Ефеса, гд; онъ былъ рукоположенъ во епископа. За перенесеніе св. мощей и усердную службу, Артемій почтенъ былъ царемъ Константіемъ высокою славою, облеченъ властію правителя города Александріи и всего Египта. А отъ в;чнаго и безсмертнаго Владыки ему дана свыше честь в;чная и непреходящая, онъ удостоенъ славы невечерней, царства безконечнаго и лицезр;нія Христа Спасителя, Которому слава, честь и поклоненіе, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, всегда и нын;, и во в;ки в;ковъ. Аминь. Святый апостолъ Христовъ, Андрей Первозванный! Ты, который сказалъ первоверховному брату твоему Петру: мы обр;ли Мессію, предсказаннаго пророками, Христа Назорянина, Спасителя міра, — и немедленно посл;довалъ за Нимъ, — ты будь защитникомъ и покровителемъ списателя сей книги, недостойнаго іеромонаха Романа, и сохрани его отъ всякаго смертнаго гр;ха. Аминь. Прим;чанія: Печатается по изданiю: Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго (Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря). // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1869 г. – Часть II. – СПб: Печатано въ типографіи Департамента Уд;ловъ. – с. 151-180.
Муч. ;еофила. Свят. Фрументія, архіеп. Абисинскаго (†ок.380) (житіе).
1400. Почилъ 5-л;тній Кн. Юрій Васильевичъ, сынъ Вел. Кн. Василія I, внукъ св. благ. Вел. Кн. Димитрія Донского. 1610. Патріархъ Гермогенъ призвалъ народъ встать на защиту Русской земли и Правосл. в;ры отъ иноземцевъ. 1683. Въ с. Преображенскомъ Петръ I началъ формировать «пот;шныя» войска. Начало гвардейскихъ полковъ Россійской Имперіи. 1698. Царь Петръ I учредилъ высшую награду Россійской Имперіи — орденъ Св. Апостола Андрея Первозваннаго. 1699. Имп. Петръ I учредилъ Андреевскій флагъ въ качеств; оффиц. флага Россійскаго военнаго флота. 1729. Сост. обрученіе Имп. Петра II съ кн. Екатериной Алекс;евной Долгорукой. 1917. Продолжилъ работу Пом;стный Соборъ Всероссійской Правосл. Церкви 1917-1918 г.г.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|