С праздником Боголюбской иконы Божией Матери!1 июля - день основания Свято-Боголюбского монастыря и написания Боголюбивой иконы Божией Матери. Эта икона – особая святыня Владимиро-Суздальской земли и одна из немногих древних русских икон, сохранившихся в подлиннике, не погибших во времена богоборчества и не вывезенных заграницу. Как известно, она была написана по повелению святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского после ночного видения ему Богоматери на том самом месте, где позднее князем был основан Боголюбский монастырь и выстроен город Боголюбов. Вот как это произошло. В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше (икона Божией Матери, написанной еще самим евангелистом Лукой, трижды сходила со своего места в храме, благословляя князя на отъезд), выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города на крутом берегу реки Клязьмы лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела Свою чудотворную икону поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской, которая находилась в главном храме монастыря. Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери чудесно сохранился в огне невредимым. Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Икона изображает Богоматерь, стоящую во весь рост, с воздетыми к небу руками, в одной из них Она держит свиток с молитвой ко Господу о благословении места сего и земли Русской. Господь изображен в правом верхнем углу, а сверху иконы нарисованы клейма пяти икон, которые сопровождали князя Андрея в пути: Спасителя, Божией Матери, св. Архангелов Михаила и Гавриила, св. Иоанна Предтечи. Первое время обе иконы – и Владимирская, и Боголюбская стояли в Боголюбовском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1164 году Владимирскую икону перенесли во Владимирский Успенский собор. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая (древнее название Боголюбской иконы) икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы, Божия Матерь явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали. Москва и вся земля Русская были спасены – враг отступил. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбивую, по настоянию владимирских жителей, вернули во Владимир во утешение верующих и поставили вновь в Боголюбской обители, но прежде сделали с нее точный список, который и оставили в кремлевском соборе. От копии также происходили чудеса, и эта икона считалась охранной иконой русских царевичей. Сохранилось свидетельство, что в 1432 году великий князь Московский Василий II Темный поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца. А благочестивый царь Федор Алексеевич Романов часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!» Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Высочайшее разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция. Крестный ход совершался следующим образом. Накануне 20 мая ст.ст. (2 июня н.ст.) в Боголюбском монастыре совершал всенощное богослужение викарный архиерей, наутро он же служил там литургию и молебен и около четырех часов дня Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили в село Доброе, расположенное на пути ко Владимиру в Константино-Еленинский храм. Там также совершалось всенощное бдение, служилась ранняя литургия, и после молебна крестный ход продолжал торжественное шествие во Владимир. К двум иконам Божией Матери присоединялась еще храмовая икона святых Константина и Елены. Тем временем из Успенского собора выходил другой крестный ход, шедший навстречу первому. Сретение (встреча) происходила возле Сергиевской церкви, там совершался молебен с акафистом, и шествие направлялось в Успенский собор. На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров крестный ход встречал епархиальный архиерей. После совершения краткой литии и окропления молящихся святой водой икону вносили в собор, где и совершалась поздняя литургия. Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними шли священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее безчисленной толпой следовал простой народ. В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель. Кроме того, в XVIII и XIX вв. было сделано несколько списков с Боголюбской иконы, и с ними совершались крестные ходы по всей Владимирской губернии. Один из списков стоял в Боголюбском соборе во время отсутствия древней иконы (стоит и сейчас). 1 июля по древней традиции на крестный ход, совершаемый ежегодно в настоящее время с одной из копий Боголюбской иконы, собираются тысячи паломников со всей России. Главный соборный храм Боголюбской обители, выстроенный в честь этой иконы в 1866 году на средства московских купцов Алексеевых, вмещает в себя 5 тысяч человек. Он был заложен в 1855 году, во время торжеств, посвященных 700-летию со дня явления Пресвятой Богородицы святому князю Андрею. Проект собора был составлен на основе архитектурных разработок К.А. Тона, а освящал храм святитель Феофан Затворник, будучи тогда еще Владимирским архиереем. В настоящее время и храм, и монастырь практически полностью возрождены из руин, реставрация росписи соборного храма подходит к концу – все это сделано за последние 10 лет благодаря неустанным трудам настоятеля монастырских храмов и духовника обители архимандрита Петра (Кучера). Свято-Боголюбский женский монастырь является одним из духовных центров Русской земли и одной из жемчужин «Золотого кольца» России. Насельники обители всегда рады богомольцам, приезжающим на поклонение древним святыням. Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша. Молитва О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Избранныя житія святыхъ. Какъ мудръ былъ ты въ юности твоей и, подобно р;к;, полонъ разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнилъ ее загадочными притчами; имя твое пронеслось до отдаленныхъ острововъ, и ты былъ любимъ за миръ твой; за п;сни и изр;ченія, за притчи и изъясненія теб; удивлялись страны! Такъ превозноситъ Соломона мудрый Іисусъ сынъ Сираха (Сир. 47, 16-19). Избранная отрасль святаго царя Давида, Соломонъ еще въ отроческихъ л;тахъ былъ помазанъ на царство и провозглашенъ царемъ еще при жизни отца своего. По утвержденіи своемъ на престол; Израильскомъ Соломонъ прежде всего, въ исполненіе зав;щанія отца своего, обезопасилъ себя на престол; со стороны враговъ своихъ и предпринялъ построеніе храма Богу истинному. Народъ еще приносилъ жертвы на высотахъ, ибо не былъ построенъ домъ имени Господа до того времени (3 Цар. 3, 2). И Соломонъ пошелъ въ Гаваонъ, гд; находился главный жертвенникъ, чтобы принести тамъ жертву Богу. Зд;сь явился ему Господь въ ночномъ сновид;ніи и сказалъ возлюбившему Его и ходящему по уставу Давида, отца своего, Соломону: Проси, что дать теб; (3 Цар. 3, 5). И сказалъ Соломонъ: Нын;, Господи Боже мой! Ты поставилъ раба Твоего царемъ вм;сто Давида, отца моего; но я — отрокъ малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И рабъ Твой — среди народа Твоего, который избралъ Ты, народа столь многочисленнаго, что по множеству его нельзя ни исчислить, ни обозр;ть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народъ Твой и различать, что — добро и что — зло; ибо кто можетъ управлять этимъ многочисленнымъ народомъ Твоимъ? И благоугодно было Господу, что Соломонъ просилъ этого. И сказалъ ему Богъ: за то, что ты просилъ этого, не просилъ себ; долгой жизни, не просилъ себ; богатства, не просилъ себ; душъ враговъ твоихъ, но просилъ себ; разума, чтобы ум;ть судить, вотъ, Я сд;лаю по слову твоему. Вотъ, Я даю теб; сердце мудрое и разумное, такъ что подобнаго теб; не было прежде тебя, и посл; тебя не возстанетъ подобный теб;. И то, чего ты не просилъ, Я даю теб; и богатство, и славу, такъ что не будетъ подобнаго теб; между царями во вс; дни твои. И если будешь ходить путемъ Моимъ, сохраняя уставы Мои и запов;ди Мои, какъ ходилъ отецъ твой Давидъ, Я продолжу дни твои (3 Цар. 3, 7-14). И пробудился Соломонъ отъ сновид;нія своего, и сбылось оно въ точности. И не замедлилъ проявиться даръ разума — въ суд; его надъ двумя женщинами, обезсмертившій славу его вов;ки: когда явились къ нему дв; женщины, родившія одновременно младенцевъ, изъ которыхъ одинъ умеръ ночью, когда он; спали въ одной комнат;, и вотъ, он; спорили, кому изъ нихъ принадлежитъ оставшійся въ живыхъ младенецъ, — то сказалъ царь: подайте мн; мечъ. И принесли мечъ къ царю. И сказалъ царь: разс;ките живое дитя на-двое и отдайте половину одной и половину другой. И отв;чала та женщина, которой сынъ былъ живой Лейт, царю, ибо взволновалась вся внутренность ея отъ жалости къ сыну своему: о, господинъ мой! отдайте ей этого ребенка живаго и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будетъ ни мн;, ни теб;, рубите. И отв;чалъ царь и сказалъ: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. И услышалъ весь Израиль о суд;, какъ разсудилъ царь. И стали бояться царя, ибо увид;ли, что мудрость Божія въ немъ, чтобы производить судъ. И былъ Соломонъ царемъ надъ вс;мъ Израилемъ (3 Цар. 3, 24-28; 4, 1). Онъ влад;лъ вс;ми царствами отъ р;ки Евфрата до земли Филистимской и до пред;ловъ Египта. Они приносили дары и служили Соломону во вс; дни жизни его (3 Цар. 4, 21). И жили Іуда и Израиль спокойно, каждый подъ виноградникомъ своимъ и подъ смоковницею своею, отъ Дана до Вирсавіи, во вс; дни Соломона (3 Цар. 4, 25). И далъ Богъ Соломону мудрость и весьма великій разумъ и обширный умъ, какъ песокъ на берегу моря (3 Цар. 4, 29). Онъ былъ мудр;е вс;хъ людей... имя его было въ слав; у вс;хъ окрестныхъ народовъ. И изрекъ онъ три тысячи притчей, и п;сней его была тысяча и пять; и говорилъ онъ о деревахъ, отъ кедра, что въ Ливан;, до иссопа, вырастающаго изъ ст;ны; говорилъ и о животныхъ, и о птицахъ, и о пресмыкающихся, и о рыбахъ. И приходили отъ вс;хъ народовъ послушать мудрости Соломона, отъ вс;хъ царей земныхъ, которые слышали о мудрости его (3 Цар. 4, 31-34). Построеніе храма, предпринятое Соломономъ, продолжалось 7 л;тъ; при этомъ было 70.000 челов;къ носящихъ матеріалы, 80.000 каменос;чцевъ, 30.000 рубящихъ кедровый л;съ въ Тир;, приставниковъ, смотр;вшихъ за работами — 3.600 челов;къ. Когда совершена была вся работа для храма Господня, Соломонъ принесъ посвященное Давидомъ, отцомъ его, серебро и золото, и вещи отдалъ въ сокровищницы храма Господня и созвалъ стар;йшинъ Израилевыхъ и вс;хъ начальниковъ кол;нъ, главъ покол;ній сыновъ Израилевыхъ, ...чтобы перенести ковчегъ зав;та Господня изъ города Давидова (3 Цар. 7, 51; 8, 1). И, обратясь къ народу и благословивъ собравшихся израильтянъ, Соломонъ сказалъ: благословенъ Господь Богъ Израилевъ, Который сказалъ Своими устами Давиду, отцу моему, и нын; исполнилъ рукою Своею! Онъ говорилъ: съ того дня, какъ Я вывелъ народъ Мой, Израиля, изъ Египта, Я не избралъ г;рода ни въ одномъ изъ кол;нъ Израилевыхъ, чтобы построенъ былъ домъ, въ которомъ пребывало бы имя Мое; но избралъ Іерусалимъ для пребыванія въ немъ имени Моего, и избралъ Давида, чтобы быть ему надъ народомъ Моимъ, Израилемъ. У Давида, отца моего, было на сердц; построить храмъ имени Господа Бога Израилева. Но Господь сказалъ Давиду, отцу моему: хорошо, что у тебя лежитъ на сердц; построить храмъ имени Моему; однако не ты построишь храмъ, а сынъ твой, исшедшій изъ чреслъ твоихъ, онъ построитъ храмъ имени Моему. И исполнилъ Господь слово Свое, которое изрекъ. Я вступилъ на м;сто отца моего Давида... и построилъ храмъ имени Господа Бога Израилева (3 Цар. 8, 15-20). И сталъ Соломонъ передъ жертвенникомъ Господнимъ, впереди всего собранія Израильтянъ, и воздвигъ руки свои къ небу и сказалъ: Господи Боже Израилевъ! н;тъ подобнаго Теб; Бога на небесахъ вверху и на земл; внизу! (3 Цар. 8, 22-23) Поистин; Богу ли жить на земл;? Небо и небо небесъ не вм;щаетъ Тебя, т;мъ мен;е сей храмъ, который я построилъ имени Твоему... Но призри на молитву раба Твоего и на прошеніе его! услышь воззваніе и молитву, которою рабъ Твой умоляетъ Тебя нын;! Да будутъ очи Твои отверсты на храмъ сей день и ночь, на сіе м;сто, о которомъ Ты сказалъ: Мое имя будетъ тамъ; услышь молитву, которою будетъ молиться рабъ Твой на м;ст; семъ! (3 Цар. 8, 27-29). При всякой молитв; при всякомъ прошеніи, какое будетъ отъ какого-либо челов;ка во всемъ народ; Твоемъ, когда они почувствуютъ б;дствіе въ сердц; своемъ и прострутъ руки свои къ храму сему, Ты услышь съ неба, съ м;ста обитанія Твоего, и помилуй; сд;лай и воздай каждому по путямъ его, какъ Ты усмотришь сердце его, ибо Ты одинъ знаешь сердце вс;хъ сыновъ челов;ческихъ! (3 Цар. 8, 38-39). Когда Соломонъ произнесъ моленіе и прошеніе къ Господу, тогда всталъ съ кол;нъ отъ жертвенника Господня, руки же его были распростерты къ небу и, стоя, онъ благословилъ все собраніе Израильтянъ (3 Цар. 8, 54-55). И царь и вс; Израильтяне съ нимъ принесли жертву Господу (3 Цар. 8, 62). И явился Соломону Господь во второй разъ, какъ явился ему въ Гаваон;, и сказалъ ему: Я услышалъ молитву твою и прошеніе твое... Я освятилъ этотъ храмъ, который ты построилъ, чтобы пребывать имени Моему тамъ вов;къ, и будутъ очи Мои и сердце Мое тамъ во вс; дни (3 Цар. 9, 2-3). По окончаніи храма Соломонъ воздвигъ ст;ну вокругъ Іерусалима и дворецъ для жены своей, дочери царя Египетскаго, а потомъ приказалъ устроить н;сколько кр;постей. Богатство Соломона было такъ велико, что серебро во дни его не вм;нялось ни во что. И сд;лалъ царь золото и серебро въ Іерусалим; равноц;ннымъ простому камню, а кедры, по множеству ихъ, сд;лалъ равноц;нными сикоморамъ, которые на низкихъ м;стахъ (2 Пар. 9, 20. 27). И вс; цари земли искали вид;ть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую Богъ вложилъ въ сердце его. И каждый изъ нихъ подносилъ отъ себя въ даръ сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, оружіе и благовонія, коней и лошаковъ изъ года въ годъ (3 Цар. 10, 24-25). Вс; цари были данниками Соломона, и даже царица Савская, услышавъ о слав; его во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она въ Іерусалимъ съ весьма большимъ богатствомъ: верблюды навьючены были благовоніями и великимъ множествомъ золота, и драгоц;нными камнями, и пришла къ Соломону и бес;довала обо всемъ, чт; было у нея на сердц;. И объяснилъ ей Соломонъ вс; слова ея (3 Цар. 10, 1-3)... И нашла въ Соломон; царица мудрости и богатства еще бол;е, ч;мъ слышала о томъ, и благословила Господа, поставившаго Соломона царемъ творить судъ и правду... Такъ благословилъ Богъ Соломона въ то время, когда онъ былъ непороченъ передъ Нимъ, но когда Соломонъ, въ угожденіе инымъ женамъ своимъ, построилъ капища для идоловъ, почитаемыхъ ими, то навлекъ на себя гн;въ Божій; Богъ предалъ его вражд; противниковъ — Адера идумеянина и Разона, бывшаго рабомъ царя Сувскаго, который, уб;жавъ отъ своего господина, собралъ шайку мятежниковъ и укр;пился въ Дамаск;. Оба они постоянно тревожили іудеевъ своими наб;гами. Особенно безпокоило Соломона то, что пророкъ Ахія предсказалъ подданному его — Іеровоаму (Ефремлянину изъ Цареды), что онъ исторгнетъ царство изъ руки Соломоновой и что дастся ему власть надъ 10-ю кол;нами израильскими... Соломонъ искалъ тогда умертвить Іеровоама, но Іеровоамъ спасся б;гствомъ въ Египетъ, гд; и жилъ до смерти Соломона. Впрочемъ, не пребылъ безъ раскаянія, и не затмилась истина въ душ; Соломона. О сокрушеніи духа его и о сознаніи правды и единаго на потребу свид;тельствуютъ слова его въ «Экклезіаст;»: Суета суетъ — все суета! (Еккл. 1, 2). Вид;лъ я вс; д;ла, какія д;лаются подъ солнцемъ, и вотъ, все — суета и томленіе духа! (Еккл. 1, 14). Но ты бойся Бога (Еккл. 5, 6). Благо будетъ боящимся Бога, которые благогов;ютъ передъ лицомъ Его (Еккл. 8, 12). Много такихъ вещей, которыя умножаютъ суету: что же для челов;ка лучше? (Еккл. 6, 11). Доброе имя лучше дорогой масти и день смерти — дня рожденія (Еккл. 7, 1). С;тованіе лучше см;ха, потому что при печали лица сердце д;лается лучше (Еккл. 7, 3). Соблюдающій запов;дь не испытаетъ никакого зла (Еккл. 8, 5). Нечестивому же не будетъ добра, и, подобно т;ни, недолго продержится тотъ, кто не благогов;етъ передъ Богомъ (Еккл. 8, 13). Выслушаемъ сущность всего: бойся Бога и запов;ди Его соблюдай, потому что въ этомъ все для челов;ка (Еккл. 12, 13)... Вс;хъ книгъ Соломонъ написалъ четыре: Притчи, Премудрость, Экклезіастъ и П;снь п;сней. Времени царствованія Соломона въ Іерусалим; надъ вс;мъ Израилемъ было сорокъ л;тъ. И почилъ Соломонъ съ отцами своими, и погребенъ былъ въ город; Давида, отца своего, и воцарился вм;сто него сынъ его Ровоамъ (3 Цар. 11, 42-43) (отъ котораго — во исполненіе пророчества Ахіи — при самомъ восшествіи его на престолъ отложились 10 кол;нъ Израилевыхъ). Прим;чаніе: Источникъ: Избранныя житія святыхъ на русскомъ язык;, изложенныя по руководству Четьихъ-Миней архіепископа Филарета Черниговскаго. Январь-Іюнь. — М.: Сибирская благозвонница, 2011. — С. 864-869. © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|