Идемъ и мы, да умремъ съ Нимъ. Слово св. Иннокенти

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

«Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын человеческий, яко же есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним»
(на вечере, стихира 1).


Когда Господь сказал ученикам Своим: Лазарь друг наш успе; тогда один из них воскликнул от лица всех: идем и мы, да умрем с ним! (Ин. 11:11,16). Теперь, братие, наступает время смерти не Лазаря, а Самого Господа нашего, Который говорит, что по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие (Мф. 26:2). Усомнится ли кто из нас сказать при сем: «идем и мы, да умрем с Ним?» Но, не сказать только должно сие, а исполнить на самом деле. С Лазарем можно было не умирать; с Господом и Спасителем нашим непременно должно умереть.

Слышите ли, как Он Сам призывает нас к сей высокой чести? Иже не приимет креста своего, — говорит Он всем, — и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). После сего отказаться от креста и смерти с Господом, значит отказаться от Самого Господа и своего спасения. Кто может решиться на сие? Итак, братие, приидите, приидите вси, не «да сшествуем» токмо грядущему на страдания Господу, к чему призывали мы вас вчера, но и «да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем».


«Но, где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» Везде, где мы с тобой, слушатель.


В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах. Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на Кресте? И теперь могут повторяться сии случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятого, и готова преследовать Крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать сих крестов; но когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся.

Посему каждый, в каком бы месте и звании ни был, должен всегда питать и укреплять в себе святую решимость, — стоять, в потребном случае, за имя Спасителя своего до крови; должен предварительно делать сие, дабы при нашествии опасности, устрашившись смерти, не постыдить своея веры и не заставить потом Спасителя своего постыдиться такового малодушия пред лицом Бога и Ангелов. И когда приличнее укреплять в себе сию святую решимость пребывать верным Спасителю своему до смерти, как не во дни Его собственных страданий и смерти, за нас подъятой.


Но это кресты для немногих: есть другие совершенно неизбежные для каждого, уклонение от коих всегда есть преступление: ибо распятие на них составляет сущность христианства. И во-первых, братие, весь мир внешний, в котором живем и движемся, так устроен, что в нем каждая вещь может соделаться для нас крестом. В мире, по замечанию великого крестоносца Павла, беды в реках... беды во градех, беды в пустыни, беды в мори (2 Кор. 11:26). Во-вторых, всякое общество человеческое, к коему мы, по необходимости, принадлежим как члены, таково, что в нем встречают каждого многие кресты; и здесь, по замечанию того же апостола, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык... беды во лжебратии (2 Кор. 11:26).

Наконец, самый многочастный состав униженного, превращённого грехом естества нашего, образует из себя для каждого ужасное многокрестие. Какой тяжкий, никогда неснимаемый для духа, крест есть уже бренная и греховная плоть наша! Самый внешний вид её явно показует сие: ибо стоит только простерть руки, чтобы увидеть в себе полный крест. Тем паче увидишь, когда прострешь их на постоянную молитву; тем паче увидишь, когда прострешь их на вспоможение ближним, на защищение невинности гонимой, на поражение порока сильного и торжествующего; тем паче увидишь, если сии руки, кои ты решился простерть на добро, любили и привыкли простираться на злое.

Павел уже был распят для мира, уже давно жил новой жизнью во Христе; и, однако же, до того чувствовал по временам тягость креста плоти, что вопиял: Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7:24).


Подлинно, некому избавить! Ибо самый дух, предназначенный к несению креста плоти, заключает в себе самом множество крестов. О, как он в настоящем греховном состоянии своем раздвоен, противоположен, самовраждебен, самомучителен! Совесть влечёт его на сторону долга и истины, а нечистые пожелания — на сторону лжи и преступления; вера устремляет взор его горе, а земная мудрость приковывает долу; любовь христианская располагает его быть всем вся, а самолюбие силится всё и всех подчинить себе: сколько принуждений! Сколько борьбы и томления!


И где конец всем сим крестам плоти и духа? В одном гробе, — если токмо и в нем «мертвенное греха и будет пожерто животом» благодати (2 Кор. 5:4). В противном случае, со многих крестов временных надобно будет перейти на крест вечный.


Итак, желающий быть распятым со Христом, не опасайся недостатка в крестах. Премудрость Божия знает, сколь необходимо ветхому человеку твоему быть распяту; и потому предварительно всё устроила для совершения над ним сей казни любви. Ты непрестанно от самой колыбели до гроба призываешься, ведёшься, влечёшься на крест, — всеми недостатками телесными и душевными, всеми горестями и лишениями, всеми искушениями и соблазнами: только не противоречь и не упорствуй — и ты будешь распят телом и духом, умом и волею, видимо и невидимо.


Желаешь знать, возлюбленный, в чем должно состоять самое распятие наше? — Чтобы уразуметь сие, представь, что ты в самом деле на кресте. — Что было бы тогда с тобой? — У тебя прекратилось бы свободное движение и в руках, и в ногах; весь мир потерял бы для тебя цену; все блага его соделались бы для тебя чуждыми, как бы несуществующими; у тебя осталось бы одно на уме и в сердце: как бы скорее разрешиться от земли и плоти и предать дух Богу.

Поставь же себя в такое состояние духа произвольно, силой веры и любви ко Христу: и ты будешь распят со Христом. У распятого со Христом нет движений, по своей воле, а всё — по воле Божией; его руки и ноги так же недвижимы на зло и неправду, как у распятого на кресте; мир с его благами и соблазнами для него непривлекателен; мысль об окончании земного странствия есть любимая его мысль; он уже вознесён в духе от земли на небо, и живот его сокровен в Боге. Будь таков и ты, — и будешь распят со Христом.


Но как можно держаться в сем крайне трудном для плоти положении духа? — А как, возлюбленный, держатся на кресте распятые? — Гвоздями. Пригвозди себя ко кресту самоотвержения, во-первых, страхом Божиим и мыслью о Боге. Страх Господень отреяет грехи (Сир. 1:21) и соблазны, делает человека неподвижным на зло и твёрдым в добре. Пригвозди себя ко кресту памятью о смерти. Кто имеет пред очами смерть свою, тот не прострёт рук к плоду запрещённому.

Пригвозди себя упованием благ вечных, кои обещаны всем сражающимся до крови. Если надежда тленного венца устремляет тысячи людей на явную смерть, то надежда ли венца небесного не произведёт сего? — Пригвозди себя, наконец, ко кресту любовью к своему Спасителю, на нем распятому. «Любы сия, по самому естеству своему, вся терпит, вся уповает и николиже отпадает» (1 Кор. 13:7). И сих четырёх гвоздей довольно к удержанию на кресте самоотвержения самой тяжёлой плоти.


«Но это состояние ужасное, мучительное! Ужели в нем сущность христианства?» В нем, возлюбленный, в сем состоянии, ужасном, мучительном для ветхого человека. Страшишься? Но разве сей ветхий человек наш, осуждённый на распятие, сам не ужасен, не мучителен? Разве не он изгнал нас из рая? Не он мучит нас всю жизнь? Не он положит всех нас во гроб и предаст тлению? По крайней мере, не дадим ему низвергнуть нас во ад; умертвим его силой креста прежде, нежели он отнимет у нас жизнь вечную.


И что пользы уклоняться от креста? Это надлежало бы сделать в Эдеме, до вкушения от плода запрещённого; а теперь это невозможно. Мы не можем сложить с себя ни креста плоти, ни креста духа; с ними приходим на свет сей, с ними и пойдём со света. От нашего произвола зависит только умереть на сем кресте для Бога миру, или Богу для мира; предать дух со Христом в вере и любви, или предать дух дьяволу в неверии и самолюбии. Посему, если неизбежны язвы, то лучше носить язвы Господа, нежели врага Его и нашего. Страдая с Господом, мы с Ним и прославимся; а страдая с миром и духом злобы, что получим, кроме вечного безславия и мучений?


Не забудем в ободрение наше и того, что Крест Христов ужасен токмо сопреди, а за ним рай, не на небе токмо, а и на земле. Обыкновенный крест отнимает всю жизнь у распятого; а Крест Христов, отъемля жизнь мирскую, греховную, даёт вместо неё новую, в Боге и Христе. Елико внешний... человек тлеет на сем кресте, — свидетельствует испытавший едва не все кресты в мире, — толико внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4:16).

«Елико избыточествуют скорби для распятого со Христом, — говорит он же, — толико избыточествуют и утешения Святаго Духа». В самом деле, может ли что-либо быть радостнее для человека, как восстать из гроба? Но то же совершается над тем, кто распинает себя со Христом миру и греху; за смертью плоти следует духовное воскресение, которое, по самому существу своему, есть состояние самое блаженное.


Итак, братие, отложив всякое недоумение и страх, пойдём за Господом нашим на крест самоотвержения. Зря веру и любовь нашу, Он, всемогущий и всеблагий, Сам поспешит укрепить колеблющиеся стопы наши в сем святом и необходимом подвиге. Аминь.


Слово св. Иннокентия Херсонского в Великий Вторник




Как постились наши предки... Разъяснение правил о Великом Посте



От правил Святых Отец, и о Предании Апостольских сице лепо есть поститися всякому православному християнину в Великий Пост:


В первую неделю, глаголемую Феодорову, поститися два дни, в понедельник, и во вторник, ни хлеба не ясти, ни воды пити, но на молитвы и на поклоны подвизатися. А в среду, по отпущении вечерни, в девятый час дни, ямы сухоядение, и сурово зелие, и пием укроп с медом, и паки поститися до пятка. В пяток же ясти хлеб и сурово зелие, и варение без посласти.

О слабом:


Аще кто слаб, или не может поститися двух дней, то во вторник ясти хлеб с водою, по захождению солнца. Тако же и в четверг. И тако проводит пост и до суботы.

О старом:


Аще кто престарел, и не может поститися, или от недуга изнемогл, или паки млад зело, и крепости к посту не имать, таковый в понедельник вечер по захожении солнца да яст хлеб и мало воды. Тако же и во вторник, и в среду, и в четверток, и в пяток.

О субботе:


В субботу, и в Неделю, ямы варение с маслом. И пием пития мало. А в прочая дни святаго Поста в понедельник, в среду, и в пяток не ясти варения, но токмо хлеб и сурово зелие, и ина подобная таковым от земнаго плода. А во вторник, и в четверток ясти варение.

Разъяснения православного Устава о трапезе:


Православный Устав не предполагает более двух трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т. е. около полудня, а вторая – после вечерни, т. е. вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени (15.00 по Москоквскому).


Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский или студийский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:


1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Типикон, лист 415, стр. 839)


2. В среду одна трапеза после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров («Ядим сухоядение: пием и сок с медом». Лист 423, стр.853).


3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития («В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка». Лист 423 об, стр. 854).


4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла («Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду». Лист 424 об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая («Но не творим сего ныне за честность дне». Там же).


В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (гл. 2), приводится первый чин (Палестинского монастыря св. Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т. е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т. е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин, Афонский, предполагает следующее:


1. Понедельник – полное воздержание от пищи.
2. Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре (ок. 340 г) хлеба, можно с солью, и воду («Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом». Лист 415, стр. 89).


В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см. выше)


В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.


В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины («Ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т. е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю (ок. 200 г)». Лист 425 об, стр. 858).


В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах:


Типикон (гл. 2) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т. е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).


Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).


В праздник обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.


В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.


В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.


В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином – «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же).


В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино («Труда ради бденного, хотящего быти». Стр. 88). Трапеза же полагается одна в 9-й час.


Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).


В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т. е. если есть возможность, по три онгии (т. е. по 100 г).


В праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно, сохраняется разрешение на вино и елей.


На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т. е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Гл. 49, стр. 902).


Здесь очевидно противоречие, т. к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т. е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (гл. 5). Попробуем разъяснить это противоречие.


С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.


В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св. Василия Великого, т. е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т. е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т. е. около 15.00-16.00 часов.


Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:


По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.


По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр. 912), т. е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т. е. по-видимому, он не положен.


По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.


В Великий Пяток предписывается полный пост, т. е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т. е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр. 920).


В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т. е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр. 929).


Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (гл. 2).



Другие статьи в литературном дневнике: