Об иконном украшении Киево-Печерской Лавры23 марта (5.04. по н.ст.) - Память преп. Никона, игумена Печерскаго(†1088).
Слышавъ это, усумнился игуменъ и сказалъ иконописцамъ: «Каковы на видъ были уговаривавшіеся съ вами?» Иконописцы разсказали ему о ихъ вн;шности и лицахъ, и объ ихъ именахъ — одинъ Антоній, другой ;еодосій. И сказалъ имъ игуменъ: «О чада, невозможно вамъ ихъ показать, ибо бол;е десяти л;тъ отошли они къ Богу, и непрестанно молятся за насъ, храня эту церковь, соблюдая свой монастырь и заботясь о живущихъ въ немъ». Иконописцы ужаснулись этому отв;ту. Они привели многихъ купцовъ, пришедшихъ съ ними оттуда же, и сказали игумену: «Предъ ними сговаривались мы съ т;ми иноками и приняли золото изъ рукъ ихъ; а ты не хочешь намъ показать ихъ. Если же они преставились, покажи намъ образъ ихъ — чтобъ и купцы могли вид;ть, т; ли это были». Тогда игуменъ предъ вс;ми вынесъ икону преп. отцовъ нашихъ Антонія и ;еодосія Печерскихъ. Греки, видя образъ ихъ, поклонились со словами: «Это были воистину они, и мы в;руемъ, что они живы и по смерти, и могутъ помогать, заступать и спасать приб;гающихъ къ нимъ». И купцы дали мусію, привезенную ими на продажу и украшавшую впосл;дствіи святой алтарь. Иконописцы же стали каяться въ своемъ согр;шеніи и пов;дали сл;дующее. «Когда, — говорили они, — приплыли мы на ладь; въ Каневъ, мы увид;ли эту великую церковь на высот; и спросили бывшихъ тамъ людей, какая это церковь. Они отв;чали — Печерская, которой вы — украсители. Мы, недовольные т;мъ, что она такъ велика, хот;ли плыть назадъ, внизъ. И въ ту ночь была сильная буря на р;к;. Вставъ же поутру, мы очутились близъ Треполя. Ладья сама шла вверхъ, противъ воды, какъ будто какая-то сила влекла ее; съ трудомъ мы удержали ее и стояли весь день, размышляя, что это значитъ, что за одну ночь, не гребя, про;хали мы такой путь, который другіе съ трудомъ совершаютъ въ три дня. Въ сл;дующую ночь мы вид;ли въ вид;ніи эту церковь и въ ней нам;стную чудотворную икону Пресвятой Богородицы, говорящую намъ: «Люди, что вы мятетесь всуе, не покоряясь вол; Сына Моего и Моей. Если ослушаетесь Меня и задумаете плыть внизъ, — Я возьму вс;хъ васъ и поставлю у церкви Моей; и знайте, что вы не выйдете оттуда, но постригшись тамъ въ монастыр;, кончите свою жизнь, — и Я вамъ дамъ милость въ будущемъ в;к;, ради этихъ строителй Антонія и ;еодосія...» Вставъ поутру, мы опять хот;ли плыть внизъ, и много потрудились надъ веслами, но ладья шла вверхъ, наперекоръ намъ. Тогда, покорившись, предали мы себя вол; и сил; Божіей и скоро ладья пристала сама подъ монастыремъ». Когда они кончили разсказъ, тогда вс; вм;ст;, черноризцы и греческіе зодчіе и иконописцы, прославили великаго Бога и Пречистую Его Матерь, и чудотворную Ея икону, и преподобныхъ отцовъ Антонія и ;еодосія. Иконописцы принялись за д;ло украшенія святой церкви, а Господь помогалъ имъ прочими, посл;довавшими зат;мъ дивными знаменіями, какъ можно вид;ть изъ сл;дующаго. Когда эти мастера украшали мусіею алтарь Богомъ созданной этой церкви, тогда образъ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы самъ изобразился въ алтар;, въ то время, какъ вс; иконописцы находилисъ внутри алтаря (тогда имъ помогалъ, учась у нихъ, и преп. Алипій), и вс; вид;ли то дивное и страшное чудо. И, когда смотр;ли они на образъ, внезапно образъ просіялъ ярче солнца, такъ что не могли они вынести и въ ужас; пали ницъ. Поднявшись немного, они хот;ли вид;ть то чудо, и вотъ, изъ устъ того образа Пресвятой Богородицы вылет;лъ б;лый голубь, взлет;лъ высоко къ образу Спасителя и тамъ скрылся. Вс; находившіеся въ церкви смотр;ли, не изъ церкви ли онъ вылет;лъ, и, въ виду вс;хъ, голубь опять вылет;лъ изъ устъ Спасителя и леталъ по всей церкви, подлетая къ каждому образу святыхъ и садясь — одному на руку, другому же — на голову. Потомъ, слет;въ внизъ, онъ с;лъ за нам;стною чудотворною иконою Пресвятой Богородицы. Стоявшіе внизу хот;ли поймать голубя, и приставили л;стницу, но не нашли его ни за иконою, ни за зав;сою. Осмотр;въ всюду, они не отыскали, гд; скрылся голубь. И вс; стояли, взирая на икону, явившуюся въ алтар;, и снова предъ ними вылет;лъ голубь изъ устъ того образа Пресвятой Богородицы и полет;лъ вверхъ, къ образу Спасителя. Стоявшіе же внизу закричали къ расписывавшимъ верхъ храма: «Ловите его!» И т; вытянули руки, чтобъ поймать его, а голубь снова влет;лъ въ уста Спасителя. И вотъ, св;тъ ярче солнца осіялъ ихъ, и они, падши ницъ, поклонились Господу, что сподобились вид;ть д;йство Пресвятаго Духа, пребывающаго въ той святой церкви Печерской. Украшая, среди такихъ чудотвореній, святую небеси подобную церковь, мастера иконнаго писанія украшали и самихъ себя различными доброд;телями и, богоугодно поживъ въ иноческомъ образ;, окончили жизнь свою въ томъ же святомъ Печерскомъ монастыр;, какъ и мастера каменнозодчіе; и т; и другіе были положены въ своемъ притвор; въ пещер; преп. Антонія, гд; и донын; лежатъ нетл;нно. Итакъ, исполнилось предсказаніе, которое слышали т; блаженные иконописцы, когда они хот;ли идти въ Царьградъ, и имъ явилась святая Печерская церковь и ея Пречестная икона, и сказала: «Не уйдете оттуда, но, постригшись тамъ, окончите свою жизнь».
Были двое славныхъ мужей въ город; Кіев;, друзья между собою, Іоаннъ и Сергій. Придя въ Богомъ нареченную Печерскую церковь, они увид;ли св;тъ ярче солнца на чудотворной икон; Пресвятой Богородицы, и предъ нею заключили духовное братство. Чрезъ много л;тъ Іоаннъ забол;лъ къ смерти. Оставляя сына своего Захарію пятил;тнимъ, онъ призвалъ игумена Печерскаго, блаженнаго Никона, и, въ его присутствіи раздавъ им;ніе свое нищимъ, сыновнюю часть — тысячу гривенъ серебра и сто гривенъ золота — далъ Сергію, ему же поручилъ ростить юнаго сына своего Захарію, какъ другу своему и брату в;рному, запов;давъ ему, когда сынъ его выростетъ, тогда отдать ему серебро и золото. Распорядившись такъ, онъ вскор; умеръ. Когда Захаріи исполнилось 15 л;тъ, онъ захот;лъ взять у Сергія свое серебро и золото. Но Сергій, уязвленный дьяволомъ и разсчитывая пріобр;сти богатство, р;шилъ погубить и жизнь и душу свою. Онъ отв;чалъ юнош;: «Твой отецъ все им;ніе отдалъ Богу, у Него проси серебра и золота, Онъ долженъ теб;, если сжалится; я же неповиненъ ни твоему отцу, ни теб; ни въ одной златниц;. Это сд;лалъ отецъ твой своимъ безуміемъ, роздалъ все им;ніе свое на милостыню, тебя же оставилъ нищимъ и убогимъ». Слыша это, юноша началъ плакать о своей б;дности. Онъ послалъ къ Сергію и предложилъ: «дай мн; хоть половину насл;дія моего, а теб; да будетъ равная часть». Но Сергій жестокими словами укорялъ отца его и его самого. Захарія сталъ просить третью часть, даже десятую, и, увидавъ себя лишеннымъ всего, сказалъ Сергію: «Если ты ничего не принималъ — иди, клянись мн; въ церкви Печерской, предъ чудотворной иконою Пресвятой Богородицы, гд; заключилъ ты съ моимъ отцомъ союзъ братолюбія». Сергій, не отказываясь, пошелъ въ церковь и, ставъ предъ иконою Пресвятой Богородицы, сказалъ съ клятвою: «Не бралъ я тысячи гривенъ серебра, ни ста гривенъ золота». Онъ нам;ревался поц;ловать икону, но не могъ приблизиться къ ней. Выходя изъ дверей, онъ началъ вопить: «Преподобные отцы Антоній и ;еодосій, запретите этому немилостивому ангелу губить меня, молитесь Пресвятой Госпож; Богородиц;, чтобъ отогнала Она отъ меня многихъ б;совъ, которымъ я преданъ, — и пусть возьмутъ серебро и золото, скрытое въ кл;ти моей...» На вс;хъ напалъ страхъ. И съ т;хъ поръ не давали никому клясться предъ иконою Пресвятой Богородицы. Послали въ домъ Сергія и взяли запечатанный сосудъ, и нашли въ немъ дв; тысячи гривенъ серебра и дв;сти гривенъ золота. Такъ усугубилъ Богъ, воздаятель милостивымъ. Захарія же отдалъ все игумену — тогда былъ уже Іоаннъ, — чтобъ израсходовать ихъ, какъ хочетъ; а самъ постригся и кончилъ жизнь свою въ святомъ Печерскомъ монастыр;. На это серебро и золото была устроена церковь святаго Іоанна Предтечи — тамъ, гд; находится л;стница на хоры святой великой церкви Печерской, въ память боярина Іоанна и сына его Захаріи, которымъ принадлежало серебро и золото. Изложивъ все это о чудесахъ при иконномъ расписаніи, разскажемъ, какъ Вышній освятилъ селеніе Матери Своей.
Когда д;лали приготовленія къ чину освященія, — не было каменной доски для устроенія святаго престола; много хлопотали о томъ, чтобъ сд;лать каменную доску, но не нашлось тогда ни одного мастера, и потому сд;лали деревянную доску. Преосвященный же митрополитъ Іоаннъ не захот;лъ, чтобъ на святомъ престол; въ такой великой церкви была деревянная доска; и игуменъ съ братіею были въ сильной печали; прошло н;сколько дней, и освященія все не было. Въ тринадцатый день августа иноки вошли въ церковь п;ть по обычаю вечерню. И увид;ли они наложенную у алтарной перегородки каменную доску и столбы для устроенія святаго престола, и немедленно изв;стили о томъ митрополита. Онъ же похвалилъ Бога и приказалъ, чтобъ вечерня служилась, какъ предъ освященіемъ. Много искали повсюду, по вод; и по суш;, откуда и к;мъ могла быть привезена такая доска, и какъ внесена была въ запертую церковь, но не нашли никакого сл;да. Послали туда, гд; д;лались такіе предметы, три гривны серебра за труды тому мастеру, но, при повсем;стныхъ поискахъ, не оказалось на земл; челов;ка, сработавшаго эту вещь. Но Самъ небесный Д;латель и Промыслитель всего благого сд;лалъ ее и положилъ ее тамъ, гд; должны были предлагаться Его Пречистое Т;ло и честная Кровь, благоволя быть заколаемъ всякій день за весь міръ на той трапез;, которую Самъ даровалъ, — въ дом; Матери Своей. Но не конецъ еще чудесамъ. На сл;дующій по чудотворномъ обр;теніи той доски день преосвященный митрополитъ Іоаннъ былъ въ великой печали, что присп;ло время освященію церкви Печерской, и съ нимъ не было на освященіи ни одного епископа, потому что разстояніе между ними было далекое. И вотъ, внезапно силою Божіею предстали епископы Іоаннъ Черниговскій, Исаія Ростовскій, Антоній Юрьевскій, Лука Б;лгородскій, не званные ник;мъ изъ людей, — и были какъ разъ къ чину освященія. Преосвященный митрополитъ Іоаннъ сильно удивился тому, потому что не посылалъ никого за епископами, и спросилъ ихъ: «Отчего вы пришли, не будучи званы?» Они отв;чали: «Посланный отъ тебя, владыко, юноша пришелъ къ намъ и сказалъ: «Въ четырнадцатый день августа будетъ освящаться Печерская церковь. Будьте тогда готовы къ литургіи». Мы, услышавъ это приглашеніе, теперь пришли сюда. Антоній, епископъ Юрьевскій, отв;чалъ: «Я былъ боленъ. Въ эту ночь вошелъ ко мн; черноризецъ и сказалъ мн;: «3аутра будетъ освящаться Печерская церковь. Будь тамъ!» — и какъ только услыхалъ я это — сд;лался здоровъ, — и вотъ я зд;сь по повел;нію вашему». Митрополитъ хот;лъ найти людей, которые звали ихъ, и тогда внезапно раздался гласъ: «Д;лаютъ разсл;дованіе за разсл;дованіемъ» (Псал. 63, 7). Онъ поднялъ рука къ небу и сказалъ: «О, Пресвятая Госпожа Богородица! какъ къ Своему преставленію Ты собрала апостоловъ изъ концовъ вселенной, для честнаго погребенія Твоего, такъ и нын; для освященія церкви Своей собрала Ты ихъ нам;стниковъ и нашихъ сослужебниковъ. Благослови насъ на д;ло это и помоги намъ ради славы Сына Твоего и Твоей». Тогда вс; были въ ужас; отъ столь великихъ чудесъ, которыя т;мъ еще не кончаются. Трижды обошли церковь, и, придя къ дверямъ, начали п;ть: «Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь» (Псал. 23, 7), и некому было въ отв;тъ проп;ть въ церкви: «Кто сей Царь славы?» — потому что въ ней не оставили никого. И было общее молчаніе, вдругъ извнутри церкви послышался голосъ, какъ ангельскій, говорящій: «Кто есть сей Царь славы?» Стали искать этихъ п;вцовъ, откуда и какъ вошли они въ церковь; когда вс; двери были затворены; но никого въ церкви не нашлось. И поняли вс;, что все устраивается Божіимъ о той святой церкви Промысломъ, такъ что вс; говорили о ней съ апостоломъ: «О, бездна богатства и премудрости и в;д;нія Божія! Какъ непостижимы судьбы Его и неизсл;димы пути Его! Ибо кто позналъ умъ Господень или кто былъ Ему сов;тникомъ» (Рим. 11, 33-34). И такъ совершилось освященіе святой Печерской церкви въ годъ отъ созданія міра 6597, а отъ Рождества Христова 1089, въ 14 день августа, при благов;рномъ княз; кіевскомъ Всеволод; Ярославич;, при помощи во всемъ Господа Бога и чудесахъ Его, молитвами Пречистой Его Матери и преп. отецъ нашихъ Антонія и ;еодосія Печерскихъ. Чт; же, братіе, удивительн;е этого сказать? Прочтя книги Ветхаго и Новаго Зав;та, нигд; не найдешь такихъ чудесъ, бывшихъ надъ святыми церквами, какъ надъ этою. Еще прежде начала своего она была предзнаменована и въ земл; Варяжской Самимъ Господомъ, Который прислалъ ей в;нецъ и поясъ отъ честн;го Своего образа, и показалъ подобіе ея, и въ земл; Греческой Пресвятою Богородицею, Которая прислала ей икону Свою и мощи св. мучениковъ, и тоже показала подобіе ея. Въ начал; и во всемъ сооруженіи ея, которое состояло изъ трехъ частей — построенія, украшенія и освященія — всюду явилось д;йствіе Св. Троицы, и зд;сь ясно видна скинія, которую сооружалъ Господь, а не челов;къ. Такъ, въ начал; созданія этой церкви, Самъ Богъ Отецъ, Который называется Ветхій деньми, знаменовалъ м;сто сушью, потому что сухость сл;дъ ветхости или старости; Сынъ, Который сошелъ какъ роса на руно, низвелъ росу; Духъ Святый, Который сошелъ огненными языками, — ниспослалъ огонь съ неба. Также и во время украшенія — Отецъ, Который по образу Своему создалъ челов;ка, изобразилъ въ алтар; мусіею образъ Пресвятой Богородицы безъ руки иконописцевъ; Сынъ, Который есть Солнце Правды, наполнилъ тогда церковь сіяніемъ; Духъ Святый, Который явился во образ; голубя, показалъ вид;иіе голубя, вылет;вшаго изъ устъ образа. Наконецъ, во время освященія, Отецъ, Который н;когда наскрижаляхъ каменныхъ передалъ законъ, — даровалъ камень на Святой Престолъ; Сынъ, Который есть Архіерей превысшій небесъ — собралъ архіереевъ вышеестественнымъ образомъ; Духъ Святый, Который есть языкъ, изглаголавшій в;щаніе во всю землю, произнесъ отв;тъ изъ середины церкви, когда тамъ никого не было. Если же, среди столь великихъ знаменій Богъ, въ Троиц; покланяемый, возлюбилъ соорудить Себ; зд;сь пречестную церковь эту во имя любимой Имъ Царицы Небесной, ясно, что Богъ и пребываетъ въ ней съ любовью, а съ Нимъ и Царица, предстоящая одесную Его, заступница и приб;жище вс;хъ христіанъ, Пресвятая Богородица, какъ Сама Она об;щала то во Влахерн;, говоря мастерамъ: «Приду Сама вид;ть церковь, и хочу въ ней вселиться». А святые Божіи, честныя мощи которыхъ подъ вс;ми ст;нами лежатъ неподвижнымъ основаніемъ, пребываютъ тоже неотступно въ этой церкви. Чт; же скажемъ о ней? Поистин; дивная церковь эта свята, и не одол;ютъ Ея врата адовы, потому что во всемъ она подобна небесамъ... Посему должно намъ похвалять прежде отошедшихъ благов;рныхъ князей и христолюбивыхъ бояръ, честныхъ иноковъ и вс;хъ православныхъ, которые сподобились погребенія въ этой святой чудотворной церкви Печерской и вокругъ церкви. Блаженъ и преблаженъ всякій изъ нихъ, потому что сподобился онъ отъ Господа великой благодати и милости. Блаженъ и преблаженъ и тотъ, кто сподобился быть зд;сь вписанъ, чтобъ творилась о немъ молитва въ этой святой небесамъ подобной церкви, потому что получитъ онъ оставленіе гр;ховъ, не лишится небеснаго воздаянія, но услышитъ гласъ Господень къ Себ;: «Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесехъ». Слышать это и вс;мъ намъ, чадамъ всей православной церкви, за молитвы преподобныхъ и богоносныхъ отецъ нашихъ Антонія и ;еодосія Печерскихъ, да подастъ благодатію Своею Глава Церкви, Христосъ, Ему же подобаетъ честь и слава со безначальнымъ Его Отцомъ и съ Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нын; и присно и во в;ки в;ковъ. Аминь. Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лавр; подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, л;тописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ перевод; Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 163-172.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|