В День воинской славы России. 780-летие Победы

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Ледовое побоище: Великая битва Руси против Запада
(К 780-летию победы русскихъ воиновъ князя Александра Невскаго надъ немецкими рыцарями на Чудскомъ озере (Ледовое побоище, 5 (18) Апреля по н.ст.1242 г.)).


Введение. У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед, в которые российские войска снискали почет, уважение и славу. Образы героев, как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству. Многие россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.


В истории нашей страны, как и в любой другой стране, есть такие памятные события, по которым человечество лучше понимает наше прошлое. К числу таких памятных событий Ледовое побоище, несомненно, относится, так как Александр Невский одержал в нём историческую победу.


Первая половина XIII века является одним из драматических периодов русской истории. В эти десятилетия Русь подверглась ударам сразу с трех сторон: монголо-татар, Литвы и католического Запада. Естественно вставал вопрос, как может выжить раздробленная на княжества и обессиленная междоусобицами русская земля, сражаясь с такими сильными противниками. Всю сложность и противоречивость обстановки сумел оценить молодой новгородский князь Александр Невский. Он первым понял, что смертельная угроза для еще не разоренных ордами Батыя русских земель надвигается именно с Запада, и что войска крестоносцев, во главе с Тевтонским орденом, несут Руси не меньшие разрушения, чем монголо-татары.


Актуальность работы определяется исторической значимостью Ледового побоища для дальнейшего развития и жизни русского государства, что не теряет своего значения до наших дней. 10 февраля 1995 г. Государственной думой был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России и 13 марта 1995 г. закон был подписан Президентом РФ.


Во вводной части Федерального закона читаем: «Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков».


Цель работы: исследовать историю и значение победы русских войск в Ледовом побоище под руководством князя Александра Невского


Поставленная цель определила следующие задачи:


1. Рассмотреть исторические условия борьбы Руси против внешней агрессии в XIII веке.


2. Описать ход битвы на Чудском озере.


3. Выявить значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского.


3. Осуществить поиск, отбор и анализ исторических источников и литературы по избранной теме


Объектом исследования является русская история XIII века – важный рубеж в национальной истории Руси.


Предметом исследования является сражение новгородских дружин с рыцарями Тевтонского ордена, более известное как Ледовое побоище.


Тeoрeтичecкoй ocнoвoй работы стали исследования Ангарского М., Бахтина А. П., Данилевского И. Н., Карпова А.Ю., Клепинина Н. А., Нестеренко А. Н., Разина Е. А., Щербакова А., Дзысь И. и др.


Теоретическая значимость работы определяется комплексным характером рассмотрения проблемы на основе анализа исторических, художественных, энциклопедических и научных источников.


Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов в военно-патриотической работе с личным составом.


В работе использовались следующие теоретические методы исследования: анализ и обобщение информации по рассматриваемой проблеме, представленной в исторических, художественных, энциклопедических и научных источниках, синтез, сравнение и систематизация.


Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке. В первой половине ХIII столетия на северо-западе Руси, ослабленной монголо-татарским нашествием, большую опасность представляла агрессия немецких рыцарей Ливонского ордена. Они заключили союз со шведскими и датскими рыцарями о совместном нападении на Русь. В Новгороде с 1236 года правил князь Александр Ярославич. В 1240 году, когда началась агрессия шведских феодалов против Новгорода, ему не было еще и 20 лет.


Он участвовал в походах своего отца, был хорошо начитан и имел представление о войне и военном искусстве. Но большого собственного опыта у него еще не было. Тем не менее 21 (15 июля) 1240 года силами своей небольшой дружины и ладожского ополчения он внезапной и стремительной атакой разбил шведское войско, высадившееся в устье реки Ижоры (при впадении ее в Неву). За победу в Невской битве, в которой молодой князь показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и геройство, он был прозван "Невским". Но вскоре из-за козней новгородской знати князь Александр покинул Новгород и ушел на княжение в Переяславль-Залесский.


Разгром шведов на Неве не устранил до конца нависшей над Русью опасности. Уже в начале осени 1240 года ливонские рыцари вторглись в пределы новгородских владений, заняли город Изборск. Вскоре его судьбу разделил и Псков. Той же осенью 1240 года ливонцы овладели южными подступами к Новгороду, вторглись в земли, прилегающие к Финскому заливу, и создали здесь крепость Копорье, где оставили свой гарнизон . Это был важный плацдарм, позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток. После этого ливонские агрессоры вторглись в самый центр новгородских владений, захватили новгородский пригород Тесово. В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров.


Сложная ситуация в это время складывалась и в самом Новгороде. Горожане зимой 1240/1241 годов выгнали из Новгорода князя Александра. Лишь когда неприятель подошел к городу очень близко, они послали в Переславль-Залесский гонцов – позвать Александра. В 1241 году князь выступил на Копорье, захватил его штурмом, перебив находившийся там рыцарский гарнизон. Затем, к марту 1242 года, Александр, дождавшись помощи войск князя Андрея из Владимира, выступил на Псков и вскоре взял город, вынудив рыцарей отступить в Дерптское епископство. Затем Александр вторгся в орденские земли, но когда передовые силы потерпели поражение от рыцарей, принял решение отступить назад и подготовиться в районе Чудского озера к основному сражению. Соотношение сил сторон, если верить источникам, составляло примерно 15-17 тысяч воинов со стороны Руси, и 10-12 тысяч ливонских и датских рыцарей, а также ополчение Дерптского епископства .


Пренебрегая былыми обидами по просьбе новгородцев Александр Невский в конце 1240 года вернулся в Новгород и продолжил борьбу с захватчиками. В следующем году он отбил у рыцарей Копорье и Псков, вернув новгородцам большую часть их западных владений. Но враг еще был силен, и решающее сражение было впереди. Весной 1242 года из Дерпта (Юрьев) была выслана разведка ливонского ордена с целью прощупать силу русских войск. Примерно в 18 километрах южнее Дерпта орденскому разведывательному отряду удалось разбить русский "разгон" под началом Домаша Твердиславича и Керебета. Это был разведотряд, двигавшийся впереди войска Александра Ярославича в направлении на Дерпт. Уцелевшая часть отряда вернулась к князю и донесла ему о происшедшем.


У него возникла склонность к недооценке русских сил, родилось убеждение в возможности их легкого разгрома. Ливонцы приняли решение дать русским сражение и для этого выступили из Дерпта на юг со своими основными силами, а также их союзниками во главе с самим магистром ордена.


В первой трети XIII века над Русью нависла грозная опасность с Запада, со стороны католических духовно-рыцарских орденов. После основания в устье Двины крепости Рига (1198) начались частые столкновения между немцами с одной стороны, псковичами и новгородцами — с другой . В этой битве можно выделить три ключевых причины, по которым Ливонский орден крестоносцев напали на Русь:


• Отсутствие сильной княжеской власти в Новгородском княжестве.


• Разобщенность русских земель.


• Ослабление Руси в результате татаро-монгольского нашествия.


Задачи, которые ставили перед собой крестоносцы:


• завоевание богатых русских земель Новгорода и Пскова;


• превращение русских в католиков;


• превращение русских людей в своих рабов.


Во второй половине XIII в. Русь переживала период феодальной раздробленности. Беспрерывные распри между князьями, их борьба с боярством, да и к тому же недавнее нашествие татаро-монголов – всё это сильно ослабляло Русь, это затрудняло борьбу против внешних врагов. А враги этим активно пользовались. Из-за постоянных междоусобиц большая угроза исходила от немецких рыцарей Ливонского ордена. Они заключили союз о совместном нападении на Русь с датскими и шведскими рыцарями. Следующий шаг, это создание крепости Копорье, где они поставили свой гарнизон. Эта крепость позволила им контролировать торговые пути по Неве. Также благодаря этому они смогли планировать дальнейшее продвижение товаров на Восток. Дальше ливонские рыцари вторглись в самый центр новгородских владений, захватили новгородский пригород Тесово. В своих набегах они практически вплотную подошли к самому Новгороду, до него оставалось около 30 км. По просьбе новгородцев Александр Невский возвращается в Новгород и начинает разворачивать военные действия по разгрому ливонских рыцарей. В следующем году Александру удалось отбить у врага крепость Копорье, Псков и вернул новгородцам большую часть западных владений .


Таким образом, ситуация на кануне войны становиться более или менее понятной. К сожалению, разгром шведов на Неве не смог предотвратить нашествия врага, набеги которых еще продолжались. А главная, решающая битва была еще только впереди. В 1237 году рыцари-монахи двух орденов. Тевтонского и Меченосцев, создали единый Ливонский орден и начали осуществлять широкую насильственную колонизацию и христианизацию прибалтийских племен. Русские помогали прибалтам-язычникам, которые были данниками Великого Новгорода и не желали принимать крещения от немцев-католиков. После ряда мелких стычек дело дошло до войны. Папа Григорий IX благословил в 1237 году немецких рыцарей на завоевание коренных русских земель. Летом 1240 года в Новгородскую землю вторглись немецкие крестоносцы, собранные из всех крепостей Ливонии. Войско захватчиков состояло из немцев, медвежан, юрьевцев и датских рыцарей из Ревеля. С ними был предатель — князь Ярослав Владимирович. Они появились под стенами Изборска и взяли город штурмом. На выручку землякам бросились псковичи, но их ополчение потерпело поражение. Одних убитых было свыше 800 человек, в том числе воевода Гаврила Гориславич. По следам беглецов немцы подошли к Пскову, перешли р. Великая, разбили свой стан под самыми стенами кремля, зажгли посад и стали уничтожать церкви и окрестные села. Целую неделю они держали кремль в осаде, готовясь к штурму. Но до этого дело не дошло: псковитянин Твердило Иванович сдал город. Рыцари взяли заложников и оставили в Пскове свой гарнизон. Аппетит немцев возрастал. Они уже говорили: "Укорим словенский язык себе", то есть подчиним себе русский народ. Зимой 1240—1241 года рыцари вновь явились непрошеными гостями в Новгородскую землю. На этот раз они захватили территорию племени водь, к востоку от р. Нарова, "повоеваша все и дань на них возложиша". Захватив "Водьскую пятину", рыцари овладели Тесовым (на р. Оредеж), и их разъезды появлялись в 35 км от Новгорода Клио.


Таким образом, в руках немцев оказалась обширная территория в районе Изборск — Псков — Сабель — Тесов — Копорье. Немцы уже заранее считали пограничные русские земли своим достоянием; папа "передал" побережье Невы и Карелию под юрисдикцию эзельскому епископу, который заключил с рыцарями договор: себе выговорил десятую часть всего, что дает земля, а все прочее — рыбные ловли, покосы, пашни — предоставил рыцарям. Тогда новгородцы вспомнили про князя Александра. Сам владыка новгородский поехал проситьвеликого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, чтобы тот отпустил сына, и Ярослав, сознавая всю опасность исходившей с Запада угрозы, согласился: дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси. Александр организовал войско из новгородцев, ладожан, карел и ижорцев. Прежде всего необходимо было решить вопрос о способе действий. В руках врага находились Псков и Копорье. Александр понимал, что одновременное выступление в двух направлениях распылит силы.


Поэтому, определив копорское направление как приоритетное, — враг подходил к Новгороду, — князь решил нанести первый удар на Копорье, а затем уже освободить от захватчиков Псков. В 1241 году войско под командованием Александра выступило в поход, достигло Копорья, овладело крепостью "и изверже град из основание, а самих немец изби, а иных с собою приводе в Новгород, а иных пожалова отпусти, бебо милостив паче меры, а вожан и чюдцев переветников (то есть изменников) извеша (повесил)". Водьская пятина была очищена от немцев. Правый фланг и тыл новгородского войска были теперь в безопасности.


В марте 1242 года новгородцы вновь выступили в поход и вскоре уже были под Псковом. Александр, считая, что для атаки сильной крепости у него сил недостаточно, ожидал своего брата Андрея Ярославича с суздальскими ("низовскими") дружинами, которые вскоре и подошли. Орден не успел прислать подкрепление своим рыцарям. Псков был окружен, и рыцарский гарнизон взят в плен. Орденских наместников Александр отправил в оковах в Новгород. В бою было убито 70 знатных орденских братьев и много рядовых рыцарей. После этого поражения Орден стал сосредоточивать свои силы в пределах Дерптского епископства, подготавливая наступление против русских. Орден собрал большую силу: здесь были почти все его рыцари с "мейстером" (магистром) во главе, "с всеми бискупы (епископами) своими, и с всем множеством языка их, и власти их, что ни есть на сей стране, и с помочью королевою", то есть здесь были немецкие рыцари, местное население и войско шведского короля. Александр решил перенести войну на территорию самого Ордена. "И поиде, — сообщает летописец, — на землю немецкую, хотя мстити кровь христианскую". Русская рать выступила на Изборск. Александр выслал вперед несколько разведывательных отрядов. Один из них, под командой брат посадника Домаша Твердиславича и Кербета (один из "низовских" воевод), натолкнулся на немецких рыцарей и чудь (эстов), был разбит и отступил; при этом Домаш погиб. Тем временем разведка выяснила, что противник послал на Изборск незначительные силы, а главные его силы двигаются к Чудскому озеру. Новгородское войско повернуло на озеро, "немцы же и чудь поидоша по них". Новгородцы постарались отразить обходный маневр немецких рыцарей. Выйдя на Чудское озеро, новгородское войско оказалось в центре возможных путей движения противника на Новгород .


Таким образом, борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке носила драматический характер, многочисленные угрозы ставили под удар независимость Руси, подвергали новгородские земли опасности стать территорией, подвластной немецким или шведским орденам.


Описание битвы на Чудском озере. В отечественных летописях (Новгородской, Псковской, Суздальской, Ростовской, Лаврентьевской и др.) и «Старшей ливонской рифмованной хронике» подробно описаны как события, предшествовавшие битве, так и сама битва. Указаны её ориентиры: «На Чудском озере, у урочища Узмень, у Вороньего камня».


Исследователи по сей день не могут точно установить место, где произошло Ледовое побоище. Новгородские источники, а также историк Николай Костомаров говорят, что сражение было возле Вороньего камня. Но сам камень так и не найден. По мнению одних, им был высокий песчаник, со временем смытый течением, другие утверждают что камень это и есть Вороний остров. Часть исследователей склоняется к мнению, что побоище вовсе не связано с озером, так как скопление большого количества тяжеловооруженных воинов и конницы сделало бы невозможным проведение битвы на тонком апрельском льду. В частности, эти выводы опираются на Ливонскую рифмованную хронику, в которой сообщается, что «с обеих сторон убитые падали на траву». Этот факт подкрепляется и современными исследованиями с помощью новейшего оборудования дна Чудского озера, в ходе которых не было найдено ни оружия, ни доспехов XIII столетия. Раскопки потерпели неудачу и на берегу. Однако это нетрудно объяснить: доспехи и оружие были очень ценной добычей, и даже поврежденные они могли быть быстро унесены. Впрочем, еще в советское время экспедиционная группа Института археологии Академии наук под руководством Георгия Караева установила предполагаемое место сражения. По мнению исследователей, это был участок Теплого озера, расположившийся в 400 метрах к западу от мыса Сиговец.


Местные предания уточняют, что ратники бились сразу за деревней Самолвой. На летописном рисунке-миниатюре изображено противостояние сторон перед сражением, а на заднем плане показаны оборонительные валы, каменные и другие строения. В древних хрониках отсутствуют какие-либо упоминания об острове Вороний (или ином острове) вблизи места битвы. В них говорится о сражении на земле, а о льде упоминается лишь в конечной части битвы.


5 апреля 1242 г. на уже подтаявшем льду Чудского озера, состоялась знаменитая битва, которая вошла в историю под названием Ледовое побоище. Русским войском командовал князь Александр Невский, а рыцарями – ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Андреас фон Фельфен. Уроженец австрийской Штирии, Андреас фон Фельфен до вступления в должность наместника ордена в Ливонии был комтуром (комендантом) Риги. О том, что это был за командир, свидетельствует тот факт, что он решил лично не участвовать в сражении на Чудском озере, а остался на безопасном расстоянии, передав командование более младшим орденским военачальникам. Датскими рыцарями командовали сыновья самого короля Вальдемара II.


Александр решил дать бой и остановился на Чудском озере севернее урочища Узмень, у острова Вороний Камень. "Воя великого князя Александра исполнишася духа ратна, бяхубо сердце их аки львом", они готовы были"положити главы своя". Силы новгородцев были немногим больше рыцарского войска. "По имеющимся различным данным летописи можно полагать, что войско немецких рыцарей составляло 10—12 тысяч, а новгородское войско — 15—17 тысяч человек". По мнению Л. Н. Гумилева, количество рыцарей было небольшим — всего несколько десятков; их поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями, и союзники Ордена — ливы . На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились "клином", или "свиньей". Клин состоял из закованных в броню всадников и нес задачу раздробить и прорвать центральную часть войск противника, а следовавшие за клином колонны должны были охватом разгромить фланги противника. Крестоносцы Тевтонского ордена обычно использовали в качестве боевого порядка так называемую «свинью» или «кабанью голову» - длинную колонну, во главе которой находился клин из рядов наиболее сильных и опытных рыцарей. За клином шли отряды оруженосцев, а в центре колонны – пехота из наемников – выходцев из балтийских племен. По бокам колонны следовала тяжеловооруженная рыцарская конница. Смысл такого построения заключался в том, что рыцари вклинивались в строй противника, раскалывая его на две части, затем разбивали на более мелкие части, а уже потом добивали при участии своей пехоты .


Князь Александр Невский предпринял очень интересный ход – он заранее разместил свои силы на флангах. Кроме того, в засаде разместились конные дружины Александра и Андрея Ярославичей. В центре встало новгородское ополчение, а впереди – цепь лучников. Сзади поставили скованные цепями обозы, которые должны были лишить рыцарей возможности маневрировать и уклоняться от ударов русского воинства. Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием "Ледовое побоище", началась утром 5 апреля 1242 года. На восходе солнца, заметив небольшой отряд русских стрелков, рыцарская "свинья" устремилась на него. Стрелки приняли на себя основной удар "железного полка" и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение. Все-таки рыцарям удалось прорвать оборонительные порядки русского "чела". Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. И в самый ее разгар, когда "свинья" полностью втянулась в бой, по сигналу Александра Невского по ее флангам во всю мощь ударили полки левой и правой руки. Первыми натиск рыцарей приняли лучники, а затем рыцари смогли прорвать русский строй с помощью своего знаменитого клина. Но не тут-то было – тяжеловооруженная рыцарская конница завязла у обоза и тут с флангов на нее двинулись полки правой и левой руки.


Затем в бой вошли княжеские дружины, которые и обратили рыцарей в бегство. Не ожидавшие появления такого подкрепления русских, рыцари пришли в замешательство и под их мощными ударами стали понемногу отступать. А вскоре это отступление приняло характер беспорядочного бегства. Тут внезапно из-за укрытия в бой кинулся конный засадный полк. Ливонские войска потерпели сокрушительное поражение. Русские гнали их по льду еще 7 верст до западного берега Чудского озера. Было уничтожено 400 рыцарей и взято в плен 50. Часть ливонцев потонула в озере. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Спастись удалось лишь тем, кто находился в хвосте "свиньи" и был на коне: магистру ордена, командорам и епископам.


Лед проломился, не выдержав тяжести рыцарей, и немцы начали тонуть. Воины Александра Невского преследовали рыцарей по льду Чудского озера семь верст. Тевтонский орден и Дания потерпели в битве на Чудском озере полное поражение. Согласно Симеоновской летописи, погибли 800 немцев и чуди «без числа», 50 рыцарей попали в плен. Потери войск Александра Невского неизвестны.


В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы. Александр выстроил новгородское войско, о боевом порядке которого нет данных. Можно полагать, что это был "полчный ряд" со сторожевым полком впереди .


Судя по летописным миниатюрам, боевой порядок был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина Александра укрылась в засаде за одним из флангов. Александр Невский противопоставил этой стереотипной тактике рыцарей, при помощи которой они одержали немало побед, новое построение русских войск, прямо противоположное традиционному русскому строю . Основные силы Александр сосредоточил не в центре, как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из легкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати. Выставив длинные копья, немцы атаковали центр ("чело") боевого порядка русских. "Вот знамена братьев проникли в ряды стрелков (сторожевого полка), было слышно, как звенят мечи, и было видно, как рубились шлемы, с обеих сторон падали мертвые". О прорыве врагом новгородских полков пишет русский летописец: "Немцы же и чюдь пробишася свиньею сквозе полкы". Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя. Фланги русского боевого порядка ("крылья") не позволили немцам развить успех операции. Немецкий "клин" оказался зажатым в клещи. В это время дружина Александра нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. "Войско братьев было окружено". Фланги русского боевого порядка не позволили немцам развить успех операции. Немецкий клин оказался зажатым в клещи. В это время дружина Александра нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Несколько шеренг рыцарей, прикрывавших клин с тыла, были смяты ударом русской тяжелой конницы.


Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней; воины, вооруженные ножами "засапожниками", выводили из строя лошадей, после чего рыцари становились легкой добычей. "И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди, и бетруск от копии ломлениа, и звук от мечна госечениа, якоже озеру померзшу двигнутись, и не бевидети леду, покрыбося кровию". Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них утонули. Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега, семь верст. Преследование остатков разбитого врага вне поля боя было новым явлением в развитии русского военного искусства. Новгородцы не праздновали победу "на костех", как было принято раньше. Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей и "бесчисленное множество" прочего войска, взято в плен 50 "нарочитых воевод", то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова. Летом 1242 года "орденские братья" прислали в Новгород послов с поклоном: "есмя зашли мечем Псков, Водь, Лугу, Латыголу, и мы ся того всего отступаем, а что есмя изоимали в полон людей ваших (пленных), а теми сярозменим, мы ваших пустим, а вы наших пустите, и псковски полон пустим". Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен. Чудь, составлявшая основную массу пехоты, увидев свое войско окруженным, побежала к родному берегу. Некоторым рыцарям вместе с магистром удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством. Русские преследовали побежавшего противника 7 верст, до противоположного берега Чудского озера. Уже у западного берега бегущие стали проваливаться под лед, так как у берегов лед всегда тоньше. Преследование остатков разбитого врага вне поля боя было новым явлением в развитии русского военного искусства


Итак, битва состоялась. Поймав в ловушку отряд Ордена, русские войска смогли не только отбить их атаку, но и обратить крестоносцев в бегство. Попытки исправить положение ливонскими военачальниками не принесли успеха. Из-за этого вся армия обратилась в бегство. Из этого следует, что Ледовое побоище завершилось гениальной победой наших войск!


До сих пор нет точных данных о потерях. В русских источниках говорится, что было 400 убитых, 50 взятых в плен. Ливонские же источники утверждают, что погибших было только 20, а в плен взяли только 6. В 1243 году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом и официально отказался от всех претензий на русские земли. Несмотря на это через десять лет тевтонцы попытались вновь захватить Псков. Войны с Новгородом продолжились .


Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского. Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями" было поистине историческим. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника - все это определило русское военное искусство как передовое в мире.


"Ледовое побоище" стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим в большей части из пехоты. Русский боевой порядок ("полчный ряд" при наличии резерва) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, боевой порядок которого представлял собой малоподвижную массу; пехота успешно взаимодействовала со своей конницей. Победа над войском немецких феодалов имела большое политическое и военно-стратегическое значение, отсрочив их наступление на Восток — DrangnachOsten, — которое было лейтмотивом немецкой политики с 1201 по 1241 год. Северо-западная граница Новгородской земли была надежно обеспечена как раз к тому времени, когда монголы возвращались из похода в Центральную Европу.


В дальнейшем же, когда Батый вернулся в Восточную Европу, Александр проявил необходимую гибкость и договорился с' ним об установлении мирных отношений, устранив всякий повод для новых вторжений.


Согласно традиционной в российской историографии точке зрения эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами и над литовцами, имела большое значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трёх серьёзных врагов с запада -- в то самое время, когда остальная Русь была сильно ослаблена монгольским нашествием. В Новгороде Ледовое побоище вместе с Невской победой над шведами ещё в XVI веке вспоминалось на ектениях по всем новгородским церквам .


Английский исследователь Дж. Феннел полагает, что значение Ледового побоища сильно преувеличено: «Александр делал только то, что многочисленные защитники Новгорода и Пскова делали до него и что многие делали после него, а именно устремлялись на защиту протяжённых и уязвимых границ от отрядов захватчиков». С этим мнением солидарен и российский профессор И.Н. Данилевский. Он отмечает, что битва уступала по своим масштабам сражениям при Сауле, в котором литовцами был убит магистр ордена и 48 рыцарей, и сражению под Раковором в 1268 году; современные событиям источники даже Невскую битву описывают более подробно и придают ей большее значение.


Однако даже в «Рифмованной хронике» Ледовое побоище однозначно описано как поражение немцев, в отличие от Раковора.Английский исследователь Дж. Фаннел полагает, что значение Ледового побоища (и Невской битвы) сильно преувеличено: «Александр делал только то, что многочисленные защитники Новгорода и Пскова делали до него и что многие делали после него, — а именно устремлялись на защиту протяжённых и уязвимых границ от отрядов захватчиков». С этим мнением солидарен и российский профессор И.Н. Данилевский. Он отмечает, в частности, что битва уступала по своим масштабам сражениям при Сауле (1236), в котором литовцами был убит магистр ордена и 48 рыцарей (на Чудском озере погибло 20 рыцарей), и сражению под Раковором в 1268 году; современные событиям источники даже Невскую битву описывают более подробно и придают ей большее значение.Однако даже в «Рифмованной хронике» Ледовое побоище однозначно описано как поражение немцев, в отличие от Раковора.


Поражение шведов не сильно поспособствовало отказу их союзников от своих агрессивных планов. Тевтонский орден и Дания собирались продолжить поход против Северо-Восточной Руси с целью насаждения католицизма. Уже в конце августа 1240 года в поход на Русь отправился епископ Герман Дерптский. Он собрал внушительное войско из рыцарей Тевтонского ордена, датских рыцарей из Ревельской крепости и ополчения Дерпта, и вторгся на территорию современной Псковской области.


Сопротивление псковичей не дало должного результата. Рыцари захватили Изборск, а затем осадили Псков. Хотя первая осада Пскова не принесла желаемого результата и рыцари отступили, вскоре они вернулись и смогли взять Псковскую крепость, воспользовавшись помощью бывшего псковского князя Ярослава Владимировича и предателей-бояр во главе с Твердило Иванковичем. Псков был взят, в нем разместился рыцарский гарнизон. Таким образом, Псковская земля стала плацдармом для действий немецких рыцарей против Великого Новгорода Наталья Мамченко.


Поражение Тевтонского ордена оказало на его руководство впечатляющее воздействие. Тевтонский орден отказался от всех территориальных претензий к Великому Новгороду и вернул все земли, захваченные не только на Руси, но и в Латгалии. Таким образом, эффект от поражения, нанесенного немецким рыцарям, был колоссальным, в первую очередь – в политическом отношении. Западу Ледовое побоище продемонстрировало, что на Руси прославленных крестоносцев ждет сильный противник, готовый сражаться на свои родные земли до последнего. Уже потом западные историки стремились всячески принизить значение битвы на Чудском озере – то утверждали, что в действительности там встретились гораздо меньшие по численности силы, то характеризовали сражение как отправную точку формирования «мифа об Александре Невском».


Победы Александра Невского над шведами и над тевтонскими и датскими рыцарями имели масштабное значение для дальнейшей русской истории. Кто знает, как сложилась бы история земли Русской, если бы воины Александра тогда не выиграли эти сражения. Ведь главной целью рыцарей было обращение русских земель в католичество и полное подчинение их владычеству ордена, а через него – и Рима. Для Руси, таким образом, битва имела определяющее значение и в плане сохранения национальной и культурной идентичности. Можно сказать, что Русский мир выковывался, в том числе, и в сражении на Чудском озере.


Александр Невский, победивший шведов и тевтонцев, навсегда вошел в русскую историю и как церковный святой, и как блестящий полководец и защитник земли Русской. Понятно, что не меньшим был вклад и бесчисленных ратников новгородских и княжеских дружинников. Их имена история не сохранила, но для нас, живущих спустя 776 лет, Александр Невский – это и есть, в том числе, те русские люди, которые сражались на Чудском озере. Он стал олицетворением русского воинского духа, мощи. Именно при нем Русь показала Западу, что не собирается ему подчиняться, что она – особая земля со своим укладом, со своим народом, с собственным культурным кодом. Потом русским воинам приходилось еще не раз «давать по зубам» Западу. Но отправной точкой были именно сражения, выигранные Александром Невским.


Последователи политического евразийства говорят о том, что Александр Невский предопределил евразийский выбор России. В его княжение у Руси складывались более мирные отношения с монголами, чем с немецкими рыцарями. По крайней мере, монголы не стремились уничтожить идентичность русского народа, навязав ему свои верования. В любом случае, политическая мудрость князя заключалась в том, что в сложные для русской земли времена он смог относительно обезопасить Новгородскую Русь на востоке, выиграв сражения на западе. В этом заключались его военный и дипломатический таланты .


Для православной церкви особенно важно было недопущение католического влияния на русских землях. Стоит вспомнить, что крестовый поход 1204 года завершился захватом крестоносцами Константинополя, столицы православной империи, считавшей себя Вторым Римом. Более полувека на византийской территории существовала Латинская империя. Греки-православные «жались» в Никеи, откуда пытались отвоевать у западных крестоносцев свои владении. Татары, напротив, являлись союзниками православных греков в их борьбе с исламским и турецком натиском на восточные византийские пределы. По сложившейся с Х века практике большинство высших иерархов русской церкви являлись по происхождению греками или южными славянами, приезжающими на Русь из Византии. Главу русской церкви - митрополита - назначал константинопольский патриарх. Естественно интересы вселенской православной церкви были для руководства русской церкви превыше всего. Католики казались куда более опасными, чем татары. Неслучайно до Сергия Радонежского (вторая половина XIV века) ни один видный церковный иерарх не благословлял на борьбу с татарами и не призывал к ней. Нашествие Батыя и татарские рати трактовались духовенством, как «бич Божий», наказание православных за их грехи.


Часть историков, включая С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, вовсе не считает ордынское иго «полезным для Руси союзом», но отмечает, что у Руси не было сил для борьбы. Сторонники продолжения борьбы с Ордой - Даниил Галицкий и князь Андрей Ярославич, несмотря на благородство их порыва, были обречены на поражение. Александр Невский, напротив, осознавал реалии и был вынужден, как политик, искать компромисс с Ордой во имя выживания русской земли .


Заключение. Победа русских войск под руководством князя Александра Невского над рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году имеет важное историческое значение. Было остановлено начатое крестоносцами продвижение на Восток, имевшее целью покорить и колонизировать русские земли. Эта победа укрепила моральный дух людей, живущих на Руси, вселила надежду в успех борьбы с чужеземными захватчиками.


Прошло более 700 лет, но сохраняется память о подвиге русских воинов в битве на Чудском озере. В 2000-е годы в России был открыт целый ряд памятников Александру Невскому – в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Петрозаводске, Курске, Волгограде, Александрове, Калининграде и многих других городах. Вечная память князю и всем русским воинам, отстоявшим свою землю в том сражении.


К основным итогам победы на Чудском озере относится:


1. Прекращение существования Ливонского ордена.


2. Ликвидация угрозы нападения рыцарей на русские земли.


3. Сражение показала храбрость и военное искусство русского войска.


4. Был заключен мир с крестоносцами на выгодных для России условиях.


Церковная традиция создала вокруг имени Александра Невского, причисленного после смерти к лику святых, ореол идеального князя, воина, «страдальца» (борца) за русскую землю. Таким он и вошел в народный менталитет. В данном случае князь Александр во многом «собрат» Ричарда Львиное Сердце. Легендарные «двойники» обоих монархов заслонили их реальные исторические образы. В обоих случаях «легенда» далеко оторвалась от изначального прототипа.


В серьезной науке, между тем, не утихают споры о роли Александра Невского в русской истории. Позиция Александра в отношении Золотой Орды, его участие в организации Неврюевой рати 1252 года и распространении ордынского ига на Новгород, жестокие даже для того времени расправы, свойственные Александру в борьбе со своими противниками, вызывают противоречивые суждения в отношении итогов деятельности этого безусловно яркого героя русской истории.


Для евразийцев и Л.Н. Гумилева Александр - дальновидный политик, правильно выбравший союз с Ордой, повернувшийся спиной к Западу.


Список использованных источников.


1. Ангарский М. К вопросу о поисках места Ледового побоища // Военно-исторический журнал. – 1960. – № 6. – С. 110-118.


2. Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «Свиньей», или «Острой колонной» // Слово.ру: Балтийский акцент, 2015.


3. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли». – М.-Л.: Наука, 1965. – 232 с.


4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1992. – С. 125.


5. Данилевский И.Н. Ледовое побоище – смена образа // Полит.ру. 15 апреля 2005.


6. Житие Александра Невского // Древнерусская литература. – М., 1999. – С. 140-158.


7. Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В.И. Охотниковой // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М.: Художественная литература, 1981.


8. Карпов А.Ю. Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 336, с. – (Жизнь замечательных людей).


9. Клепинин Н.А. Святой благоверный и великий князь Александр Невский. – СПб: Алетейя, 2004. – 288 с. – Серия «Славянская библиотека».


10. Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. – 216 с.


11. Ледовое побоище 1242 г.: Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового Побоища. – М.-Л., 1966. – 253 с. – С. 60-64.


12. Мифы о Ледовом побоище. ТАСС. Дата обращения: 6 марта 2021.


13. На берегу Чудского озера завершается монтаж монумента «Александр Невский с дружиной». Новости культуры на платформе «Смотрим» (7 сентября 2021). Дата обращения: 8 сентября 2021.


14. Нестеренко А.Н. Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище. – М.: Олма-Пресс, 2006. – 320 с.: ил. – Серия «Альтернатива. История, которую мы не знаем».


15. Новгородская первая летопись старшего извода.


16. Пашуто В.Т. Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, 1974. – 160 с. – Серия «Жизнь замечательных людей».


17. Повесть о житии Александра Невского // Воинские повести Древней Руси. – Л, 1985. – С. 128-135.


18. Разин Е.А. Военное искусство вооружённой организации Руси в XII–XIII вв. // История военного искусства VI–XVI вв. – СПб.: Полигон, 1999. – С. 159-162.


19. Симонов К.М. Ледовое побоище: Поэма // Симонов К.М. Стихотворения и поэмы. – Л., 1982. – С. 327-353.


20. Сказание о житии Александра Невского // Изборник: Повести Древней Руси. – М., 1986. – С. 174-182.


21. Старшая Ливонская рифмованная хроника // Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. – М.: Индрик, 2002.


22. Щербаков А., Дзысь И. Ледовое побоище. – М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. – 84 с.: ил. – (Военный музей).


23. Югов А.К. Ратоборцы: эпопея: в 2 кн. / Югов Алексей Кузьмич. – М.: Патриот, 1990. – 544 с.: ил. – (Библиотека «Отчизны верные сыны»).


АВТОРЫ
ФАЙЛЫ РАБОТЫ
СЕРТИФИКАТЫ
Лиджиев К.И. 1, Короткова С.Л. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF



«Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Господом Богом, иначе невозможно обьяснить, как оно до сих пор существует». Иоганн Буркхарт Христофор фон Миних. Надо заметить, что высказывание фельдмаршала Миниха относится к "бабьему веку" на Престоле, эпохе женского правления (не только в России, но и в Европе). "Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди". Схииеромонах Аристоклий, 6 августа 1918 года.




От развала к восстановлению Великой России. (Републикация)


Более 600 лет назад, накануне Куликовской битвы, преподобный Сергий Радонежский сказал великому князю Димитрию вещие слова: «Иди смело в бой на безбожников и победишь». Как в далекие времена татарского нашествия, сегодня Россия вновь порабощена. И по-человечески глядя, кажется, нет силы, способной ее поднять. Наоборот, все катится под гору: армия разоружена, промышленность еле дышит, нивы оскудели, зато индустрия разврата и спаивания народа работает на полную мощь...


Но и сегодня ВСЁ РЕШАЕТ ДУХ русских людей, их исконная святая вера. В тиши монастырей вновь творится неусыпная молитва за весь народ, за каждого из нас. Иноки вновь отмаливают Россию, врачуют души, открывают людям волю Божию о путях личного спасения и избавления Родины от бед.



Одним из таких молитвенников был иеросхимонах МОИСЕЙ Боголюбов (память 9 декабря 1992г.), насельник Троице-Сергиевой Лавры, в прошлом - доктор технических наук, преподаватель Московского электротехнического института. Он хорошо знал жизнь армии и с благословения старцев Лавры писал яркие патриотические статьи, предлагая свою программу для спасения народа через возрождение победного единства нашего воинства с православием.


«БЕЗ МОЛИТВЫ НИЧЕГО НЕ НАЧИНАЙ»



...Весь мир удивляется необычайной силе и стойкости русского воина. Сложилось присловье: где надо сделать невозможное, зовите русских! А непобедим наш солдат главным образом силою духовною. Конечно, храбрость есть и в других армиях, но великая особенность русского солдата, удивляющая иностранцев, в том, что он - незлобив, скромен, самоотвержен, по-христиански благодушен. Основа всех этих доблестей - надежда воина не на свои силы, а на помощь Божию.



История России изобилует примерами воинской доблести. Чего стоит одна только суворовская «Наука побеждать» (СПб., 1913, М., 1996). «Чудо-богатыри - покой, опора и слава Отечества, - учил генералиссимус своих солдат. - Молись Богу, от Него победа! Пресвятая Богородице, спаси нас! - Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству. Закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Искать славу - через истину и добродетель. Воздай честь Небу, потом - земле. Безверное войско учить - что железо перегорелое точить. Научись заранее прощать ошибки других и никогда не прощай себе своих. Победи себя - будешь непобедим!»



Багратиона и других офицеров Суворов обычно приветствовал словами: «Бог на помощь!». Ему отвечали: «Господи, помилуй!». В войсках он сделал обязательным восклицание святого пророка Исайи «С нами Бог!» и учредил передвижные храмы, чтобы каждый солдат перед битвой мог причаститься Святых Тайн. «Бог нас водит: Он нам - генерал!», - часто говорил полководец. Входя во дворец Императрицы Екатерины, Суворов делал вид, будто ее не видит, но подходил сначала к иконе, троекратно кланялся в землю, становясь на колени, а потом, круто повернувшись, подходил к Государыне и приветствовал ее одним земным поклоном. Она со смущением отвечала: «Что вы, Александр Васильевич!..» Так следует поступать и сегодня: сначала воздать честь святыне, а потом раскланиваться с людьми.



«НЕ НАМ, НЕ НАМ, НО ИМЕНИ ТВОЕМУ»



Небесным покровителем наземных войск всех видов издавна считается Георгий Победоносец. Отсюда и орден его имени - Георгиевский крест, которым награждали только за особо проявленную воинскую доблесть. Моряки всегда почитали своим защитником святителя Николая, оттого и Николо-Богоявленский собор в Петербурге в народе называли Николой Морским. В начале XX в. в русской армии появилась первая авиация, и покровителем военно-воздушных войск был избран святой Илия пророк.



После великих побед русские Цари, благодаря Бога за помощь, возводили прекрасные храмы и монастыри. Приведем только один пример. Нашествие французов в 1812г. закончилось к Рождеству Христову - 25 декабря по старому стилю. В ознаменование той победы в Москве был заложен Храм Христа Спасителя, а главный престол в нем освящен в честь Рождества Христова. На медалях, выпущенных в память о войне 1812г., Император Александр I Благословенный повелел выбить слова из 113-го псалма: «Не нам, не нам, но имени Твоему» (даждь славу). Так высок был накал веры и в русском народе, и в армии, и во власти...



АРМИЮ ДУХОВНО ВОЗРОДИТЬ


Сегодня наш духовно-нравственный запас сильно оскудел. Враг делает все возможное, чтобы растлить народ и развалить армию изнутри. Падшие духи ведут генеральное наступление на всех фронтах. Мы стали свидетелями невиданной духовной агрессии на Россию со стороны католических лжепроповедников, сатанистской джаз-рок-культуры, телегипноза, магии, астрологии, восточных вероучений и единоборств типа кун-фу, айкидо, у-шу, различных форм медитации и йоги, пропаганды так называемых аномальных явлений: НЛО, инопланетян, снежных людей, энергетических вампиров и прочей бесовщины. Наша армия не должна остаться духовно беззащитной перед мощной атакой демонизма.



Военная мощь, соединённая с высотой духовной, - сила необоримая, не подверженная никаким политическим шатаниям внутри страны и способная противостоять нападениям извне. Что нужно сделать для духовно-нравственного возрождения нашей армии?



1. Восстановить русскую военную присягу на верность Богу, Царю и Отечеству.


2. Восстановить институт священников армии и флота, при необходимости использовать передвижные церкви.


3. Упразднить советскую символику на территории воинских частей и возвратить традиционные военные символы. На флот, к счастью, уже вернулся Андреевский флаг. Теперь нужно заменить пятиконечную звезду (международный оккультный знак) на православный Крест - оружие мира, непобедимую победу.


4. Внести в казармы иконы, оборудовать молельные комнаты. Дать военнослужащим возможность регулярно исповедоваться и причащаться Святых Тайн.


5. Освятить все казармы, солдатские столовые, боевую технику, самолеты, корабли с тем, чтобы изгнать из них невидимые демонские силы.


6. Совершать молебны перед важными армейскими событиями, чтить главные церковные праздники: Пасху, Рождество Христово и др. Поминать на панихидах воинов, жизнь за Отечество положивших.


7. Приобщать воинов к духовному наследию. В воинских частях, на корабл*х иметь библиотечку духовной литературы, куда входит Евангелие, жития святых воинов, молитвослов и др.


8. Вернуть в армию и на флот старые русские военные песни, которые так много могут дать для подъема духа солдат.


9. Нравственной изменой Отечеству считать любые проявления богохульства, сектантства, дедовщины, пьянства, разврата, воровства. Победу над врагом начать с победы над собой: с Божией помощью отказаться от курения. Сквернословие в войсках считать грубым оскорблением Божией Матери, Родины-Матери, родной матери. Со всеми этими явлениями вести личную духовную борьбу, помня о том, что один человек всем показывает свой пример: и добрый, и дурной.


10. Считать недопустимой в армии всякую злобу военнослужащих друг к другу. Лишь христианское братолюбие и отеческое отношение командиров к бойцам могут вернуть в войска дух единства.



Не из газетных статей, а изнутри зная жизнь современной армии, мы убеждены, что выполнить эти труднейшие задачи можно только с помощью Божией, трудами военных священников и при полном их взаимодействии с командирами. Мы не можем смотреть, сложа руки, на развернутую против нас духовную войну. Это значит, сдавать позиции врагу без боя. Такого поражения еще не было в истории России, ибо наши благочестивые предки до смерти сражались за Веру, Царя и Отечество. И на первом месте, заметьте, стояла ВЕРА.



Современный военнослужащий знает сложнейшую боевую технику, физику, электронику, но имеет крайне скудные понятия о духовной жизни. И в этом он разительно отличается от неграмотного старого солдата. А без таких знаний он не может быть патриотом, ибо главное богатство России - святыня Православия. Однажды поняв это, молодой боец больше никогда не будет восхищаться заморскими автомобилями, фасонами одежды, но будет превыше всего ценить свои духовные сокровища, коих нет в других краях.



Воинам, идущим на службу
Некрещеным - принять Крещение. Исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Заказать в церкви молебен о здравии и спасении воина (указать имя).
Всегда иметь при себе нательный крест, 90-й псалом «Живый в помощи», маленький образок Спасителя, Казанской иконы Божией Матери, свт.Николая, вмч. Георгия-Победоносца.
курение,
Знать наизусть важнейшие молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры».
Крепко молиться Богу, особенно перед боем. Просить маму и родных неустанно молиться за воина (имя).


ПРОТИВ БЕЗБОЖИЯ ТЫСЯЧ ВСТАНЕТ ВЕРА ЕДИНИЦ


Что труднее всего в армейской службе? Дисциплина? Нет. Она только помогает нести службу. Труднее всего то, что выбивается из устава, - злоба и жестокость. А это явления сугубо духовные, коренящиеся в греховной природе человека, и никакими средствами, кроме духовных, их не одолеть. Нет никакого сомнения в том, что как только в войсках начнут совершаться все положенные церковные Таинства, сразу пойдут на убыль случаи неуставных отношений, убийств, самоубийств и др. чрезвычайные происшествия. Воинам легче будет переносить тяготы ратного труда. Постепенно начнет меняться моральный климат армейской жизни, а это будет оказывать благотворное влияние на жизнь гражданскую.



Конечно, в духовной, сокровенной жизни человека приказом ничего не добьешься. И нет смысла ставить задачу всех немедленно обратить в правую веру. Дело не в числе православных воинов. Пусть поначалу их будет немного, но ОНИ МОГУТ РЕШАТЬ ВСЁ. Точно так же, как Христос Спаситель сначала избрал Себе в ученики лишь нескольких простых рыбаков, но потом они стали СОЛЬЮ ЗЕМЛИ, просветив всю Вселенную светом христианской любви. Так и сегодня больше силы имеет не безбожие тысяч, а вера единиц.



Наша цель - чтобы прежде всего у нас самих была ясность в духовных вопросах. Если все наши командиры, а в основном это люди русские, крещеные, - будут осведомлены о сути Православия, то это прямо скажется на состоянии армии. Поднимется ее моральный дух. Воины почувствуют, что Россия - это не задворки мировой цивилизации, а Дом Пресвятой Богородицы, хранитель наивысшего сокровища в мире. И нам есть что защищать! Если мы сами укрепим свою веру, у нас появится уверенность в том, что мы продолжаем дело великих предков. И тогда даже иноверцы, глядя на нас, сразу почувствуют эту нашу внутреннюю правоту. Так мы не оттолкнем их от себя, но привлечем. Осознать это лично для себя - значит начать поворот от развала к восстановлению Великой России.



Как совершить крещение в случае смертной опасности



В армии бывает так, что на руках у бойца умирает некрещеный раненый друг. Душа отходит в мир иной, оставшись без веры, без покаяния. Горькая участь ждет ее в вечности. Если нет рядом священника, совершить крещение могут сослуживцы, лишь бы сами они были православными. Если нет при себе чистой воды, можно окропить крещаемого даже водой из озера. Особую значимость имеет точное произнесение формы крещения при троекратном погружении или обливании водой: «Крещается раб Божий (назвать православное имя: Сергий, Георгий, а не Сергей, Юрий) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Воду после крещения вылить в реку или в такое место, которое не попирается ногами. Если после этого раненый останется жив, то крещение должно быть дополнено священником.





Другие статьи в литературном дневнике: