Видеста очи моиСказаніе о Ср;теніи Господнемъ. М;сяцъ Февраль. День второй. /Житія святыхъ, на русскомъ язык;
Не повредилъ д;вства Матери Своея и Солнце Правды — Христосъ. И дверь естественнаго рожденія, чистотою запечатл;нную и д;вствомъ охраняемую, не осквернилъ обычными для женщинъ кровотеченіями, но, пройдя сверхъестественно, еще бол;е усугубилъ ея чистоту, освятивъ ее своимъ происхожденіемъ, и просв;тивъ Божественнымъ св;томъ благодати. Совершенно не нужно было никакого очищенія для Родившей безъ истл;нія Бога-Слова. Но дабы не нарушить законъ, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вм;ст; съ симъ исполненная смиренія, Она не гордилась Своею нетл;нною чистотою, но пришла, какъ-бы нечистая, встать вм;ст; съ нечистыми женами предъ дверьми храма Господня, — и требовать очищенія, не гнушаясь нечистыми и гр;шными. Принесла и жертву, но не какъ богатые, приносившіе непорочнаго однол;тняго агнца, а какъ б;дные, приносившіе двухъ горлицъ, или двухъ птенцовъ голубиныхъ, во всемъ проявляя смиреніе и любовь къ нищет;, и изб;гая гордыни богатыхъ. Ибо изъ золота, принесеннаго волхвами (Мат;. 2, 11), Она взяла немного, и то раздала нищимъ и убогимъ, удержавъ для Себя только самое необходимое на дорогу въ Египетъ. Купивъ упомянутыхъ двухъ птицъ, Она принесла ихъ, по закону, для жертвы, а вм;ст; съ ними принесла и Своего первороднаго Младенца. Вознесоста, — говоритъ Евангелистъ Лука, — (родители младенца Іисуса) во Іерусалимъ, поставити Его предъ Господемъ (Лук. 2, 22); т. е. возвратить Божіе Богу, ибо въ закон; Господнемъ написано, что всякъ младенецъ мужескаго пола, разверзающій ложесна, долженъ быть посвященъ Господу (Исх. 13, 2). Держа на рукахъ Своихъ Новорожденнаго, Святая Д;ва Марія преклонила кол;на предъ Господомъ и съ глубокимъ благогов;ніемъ, какъ драгоц;нный даръ, возносила и предавала Младенца Богу, говоря: — «Се, Сынъ Твой, Прев;чный Отче, Котораго Ты послалъ воплотиться отъ меня для спасенія рода челов;ческагоі Ты Его родилъ прежде в;ковъ безъ Матери, а я по Твоему благоволенію, по исполненіи л;тъ, родила Его безъ мужа; вотъ плодъ чрева моего перворожденный, Духомъ Святымъ во мн; зачатый, и неизреченно, какъ Ты Одинъ в;даешь, отъ меня происшедшій: Онъ первенецъ мой, ран;е же всего Твой, Теб; соприсносущный и собезначальный, первенецъ Теб; Одному подобающій, ибо Онъ есть отъ Тебя сошедшій, не отступивъ отъ Твоего Божества. Пріими Первенца, съ Которымъ Ты в;ки сотворилъ (Евр. 1, 2), и съ Которымъ вм;ст; св;ту возсіять повел;лъ: пріими воплотившееся отъ меня Твое Слово, Которымъ Ты утвердилъ небо, основалъ землю, собралъ въ соединеніе воды: пріими отъ меня Твоего Сына, Котораго приношу Теб; на сіе великое, да о Немъ и о Мн; устроишь такъ, какъ Теб; угодно, и да искупишь родъ челов;ческій Его плотію и кровію, принятою отъ Меня». Произнеся сіи слова, Она отдала Свое драгоц;нное Чадо въ руки архіерею, какъ нам;стнику Божію, какъ-бы отдавая Его Самому Богу. Посл; сего Она выкупила Его, какъ требовалъ законъ, установленною ц;ною, — пятью священными сиклями, число которыхъ какъ-бы предзнаменовало пять священныхъ язвъ на т;л; Христа, принятыхъ Имъ на крест;, которыми весь міръ былъ искупленъ отъ клятвы законной и отъ работы вражіей Алиса. Въ то самое время, когда Матерь Божія принесла младенца Іисуса для исполненія надъ Нимъ, предписаннаго закономъ, обычая, въ храмъ пришелъ, руководимый Духомъ Святымъ, старецъ Симеонъ, челов;къ праведный и благочестивый, ожидавшій ут;хи Израилевой, им;вшей наступить съ пришествіемъ Мессіи. Онъ зналъ, что ожидаемый Мессія уже приближается, ибо скипетръ перешелъ отъ Іуды къ Ироду, и исполнялось пророчество праотца патріарха Іакова, предрекшаго, что не оскуд;етъ князь отъ Іуды, пока не пріидетъ ожиданіе народовъ, Христосъ Господь (Быт. 49, 10). Точно также окончились и Даніиловы седмины числомъ семьдесятъ, посл; чего, по пророчеству, должно быть пришествіе Мессіи (см. Дан. гл. 9). Вм;ст; съ т;мъ и самому святому Симеону Духомъ Святымъ было об;щано не вид;ть смерти, прежде ч;мъ онъ не увидитъ Христа Господня (Лук. 2, 26). Симеонъ, посмотр;въ на Пречистую Д;ву и на Младенца, бывшаго на Ея рукахъ, увид;лъ благодать Божію, окружающую Матерь съ Младенцемъ, и, ув;давъ отъ Святаго Духа, что Сей есть ожидаемый Мессія, посп;шно подошелъ и, принявъ Его съ неизреченною радостію и благогов;йнымъ страхомъ, воздавалъ Богу великое благодареніе. Онъ, уб;ленный с;динами, какъ лебедь передъ своею кончиною, восп;лъ пророческую п;снь: — «Нын; отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ». — «Не им;лъ я, — какъ бы такъ говорилъ онъ, — мира въ мысляхъ своихъ, вс; дни ожидая Тебя, и вс; дни пребывалъ въ печали, пока Ты пріидешь: нын; же, увид;въ Тебя, я получилъ миръ, и, освободившись отъ печали, отхожу отсюда съ радостною в;стію къ моимъ отцамъ: возв;щу о Твоемъ пришествіи въ міръ праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаіи и прочимъ святымъ отцамъ и пророкамъ, неизреченную радость принесу я имъ, пребывающимъ досел; въ печали; къ нимъ и отпусти меня, дабы, оставивъ печаль, они возвеселились о Теб; — Избавител; своемъ. Отпусти меня раба Твоего, посл; многол;тнихъ трудовъ, успокоиться на лон; Авраамовомъ: очи мои уже вид;ли Спасеніе Твое, уготованное для вс;хъ людей, очи мои вид;ли Св;тъ, уготованный для разс;янія тьмы, для просв;щенія народовъ, для откровенія имъ нев;домыхъ Божественныхъ Таинъ, — Св;тъ, возсіявшій для прославленія людей Твоихъ Израиля, Который Ты об;щалъ чрезъ пророка Исаію, сказавъ: дахъ въ Сіон; спасеніе Израилю въ прославленіе (Ис. 46, 13). Іосифъ и Пречистая Д;ва, слыша все сказанное Симеономъ о Младенц;, удивлялись; притомъ они вид;ли, что Симеонъ говоритъ къ младенцу, не какъ къ младенцу, но какъ къ «Ветхому денми» и молясь обращается къ Нему не какъ къ челов;ку, а какъ къ Богу, им;ющему власть жизни и смерти и могущему тотчасъ отпустить старца къ иной жизни, или удержать въ настоящей. Симеонъ обратился съ благословеніемъ и къ нимъ, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую въ міръ Бога и челов;ка, и ублажая мнимаго отца святаго Іосифа, сподобившагося быть служителемъ такому таинству. Потомъ, обратившись къ Маріи, Матери Его, а не къ Іосифу — ибо онъ прозр;валъ въ Ней очами своими безмужную Матерь, — Симеонъ произнесъ: — «Сей послужитъ на паденіе и возстаніе многимъ во Израил;: на паденіе т;мъ, которые не пожелаютъ в;ровать словамъ Его, на возстаніе же т;мъ, которые съ любовію примутъ святую пропов;дь Его, — на паденіе книжникамъ и фарисеямъ, осл;пленнымъ злобою, на возстаніе простымъ рыбарямъ и людямъ немудрымъ. Онъ изберетъ не мудрыхъ, мудрыхъ же в;ка сего посрамитъ, — на паденіе ветхозав;тнаго іудейскаго соборища, и на возстаніе благодатной Церкви Божіей. Сей послужитъ знаменемъ для пререканій Нэт, ибо великій раздоръ произойдетъ въ людяхъ изъ-за Него: одни назовутъ Его благимъ, другіе же скажутъ, что онъ обманываетъ людей; и положатъ Его, — по слову пророка Іереміи, — яко знаменіе на стр;ляніе (Плач. 3, 12), пов;сивъ на крестномъ древ;, уязвивъ какъ стр;лами, гвоздями и копьемъ. Въ то время, безмужная Матерь, — продолжалъ старецъ, — душу Твою пройдетъ оружіе печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденнымъ ко кресту Сына Своего, когда Ты съ великою болью въ сердц; и рыданіями будешь провожать изъ міра сего Того, Кого въ міръ Ты родила безъ бол;зни». Зд;сь же въ храм; была и Анна-пророчица, дочь Фануилова, изъ кол;на Ассирова. Она была вдова, уже сильно состар;вшаяся, — ей было восемьдесятъ четыре года; — она семь л;тъ только прожила со своимъ мужемъ и, овдов;въ, проводила Богоугодную жизнь, не отходя отъ храма, но въ пост; и молитв; служа Богу день и ночь. Придя въ тотъ часъ въ храмъ, Анна много пророчествовала о принесенномъ въ храмъ Господень Младенц;, ко вс;мъ ожидавшимъ избавленія въ Іерусалим; Станислав Козлов. Слыша и видя все сіе, книжники и фарисеи распалялись въ сердцахъ своихъ, и негодовали на Симеона и Анну за ихъ свид;тельства объ Отрок;. Они не умолчали, но обо всемъ случившемся и сказанномъ въ храм; изв;стили Ирода царя Лиса. Тотчасъ онъ послалъ воиновъ съ приказаніемъ отыскать Божественнаго младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повел;нію, данному Іосифу во сн;, Онъ обр;тался въ Египт;. Святый Іосифъ съ Пречистою Богородицею, исполнивъ въ храм; все требуемое закономъ, не возвращались въ Ви;леемъ, а пошли въ Галилею, въ свой городъ Назаретъ (Лук. 2, 39) Фотина, а оттуда быстро скрылись въ Египетъ (Мат;. 2, 13-14). Отрокъ же возрасталъ, и укр;плялся духомъ, исполняясь премудрости, и благодать Божія пребывала на Немъ (Лук. 2, 40). Празднованіе Ср;тенія Господня установлено въ царствованіе Юстиніана Вещий Протей; ран;е же, хотя Ср;теніе Господне и воспоминалось въ Церкви Тата, но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиніанъ установилъ праздновать сей праздникъ, какъ Господскій и Богородичный, на ряду съ другими великими праздниками. Побужденіемъ къ установленію сего праздника были особенныя обстоятельства. Въ царствованіе Юстиніана въ Византіи и окрестностяхъ ея, въ теченіе трехъ м;сяцевъ, начиная съ посл;днихъ чиселъ октября м;сяца, былъ сильный моръ, такъ что сначала умирало по пяти тысячъ челов;къ въ день, а потомъ по десяти тысячъ; т;ла даже богатыхъ и высокопоставленныхъ людей оставались безъ погребенія, ибо слуги и рабы вс; вымерли и не кому было погребать самихъ господъ. А въ Антіохіи Гоблин къ моровой язв;, за гр;хи людей, присоединилась и другая казнь Божія — страшное землетрясеніе, отъ котораго попадали вс; большіе дома и высокія зданія и храмы, и погибло много народа подъ ихъ ст;нами; въ числ; погибшихъ былъ Евфрасій, епископъ Антіохійскій Клио, задавленный до смерти при паденіи храма. Въ это страшное и погибельное время одному благочестивому челов;ку было откровеніе, чтобы установлено было торжественное празднованіе «;папанти» Наталья Мамченко, т. е. Ср;тенію Господню, какъ и прочимъ Господскимъ и Богородичнымъ великимъ праздникамъ. И вотъ, при наступленіи дня Ср;тенія Господня, февраля втораго числа, когда начали праздновать со всенощнымъ бд;ніемъ и исхожденіемъ съ крестами Даша, смертоносная язва, моръ и землетрясеніе тотчасъ прекратились, по милосердію Божію и по молитвамъ Пречистыя Богородицы. Ей съ родившимся отъ Нея Христомъ Богомъ да будетъ честь, слава, поклоненіе и благодареніе во в;ки. Аминь. Прим;чанія: Лейт По сил; этого закона въ память того, что въ ночь предъ исходомъ евреевъ изъ Египта Ангелъ-Погубитель истребилъ вс;хъ первенцевъ египетскихъ, вс; первенцы еврейскіе должны были быть посвящены въ особенное служеніе Богу, т. е. для служенія при святилищ;. Когда же впосл;дствіи для сего избрано было одно только кол;но Левіино, то за первородныхъ назначенъ былъ выкупъ въ пять сиклей серебра. Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: М;сяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 20-29. 15 Февраля 2022 года (2 Февраля 2022 по ст.ст.) Сретеніе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа «СЛАВА РОССІИ». 1238. Батый разорилъ Москву. 1565. Царь Іоаннъ IV Грозный торжественно возвратился въ Москву изъ Александровской Слободы. 1706. Русско-прусская армія потерпела пораженіе отъ шведовъ. (Северная война 1700-1721). 1768. Родился И. А. Крыловъ, знаменитый русскій баснописецъ, поэтъ, переводчикъ, писатель. 1799. Въ Россіи учреждена Медико-Хирургическая Академія. 1918. Разстрелъ большевиками крестныхъ ходовъ въ Туле и Харькове.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|