Миръ всемъ!

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Перенесеніе мощей святаго отца нашего Іоанна Златоустаго.


Книга пятая, часть вторая: Месяц Январь. М., 1904. "Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых".


После того какъ прошло тридцать и даже бол;е л;тъ со времени кончины Лейт великаго вселенскаго учителя, святаго Іоанна Златоустаго, въ город; Команахъ Мальвина, — свят;йшій Проклъ, бывшій н;когда ученикомъ его, а зат;мъ зам;стителемъ его престола Алиса, совершая л;томъ, въ память его, богослуженіе въ Великой Константинопольской церкви, произнесъ слово къ народу, прославляя угодника Божія многими похвалами.


— «Никто не можетъ, — говорилъ онъ, — восхвалить святаго Іоанна по достоинству, — разв; только другой бы такой же Іоаннъ нын; явился. Подобно переполненной водами р;к;, память его, слагающаяся изъ воспоминанія его безчисленныхъ трудовъ, подвиговъ и наставленій, напаяетъ души в;рныхъ. Въ немъ сіяютъ лучи благодати Божіей, въ которыхъ одному съ ясностью является солнце Божества, другому представляется очищеніе православія отъ ересей, иному показывается гибель идоловъ, для инаго обнаруживается лживость заблужденій, иной видитъ утвержденіе в;ры и исправленіе нравовъ, для инаго блистаютъ небесные в;нцы. О архіерей, память котораго подобна исполненному благоуханій воздуху! О имя Іоанново, соотв;тствующее д;ламъ! О прозваніе Златоустымъ, явственно показывающее, какимъ онъ былъ въ пропов;ди слова Божія! О языкъ, высшій небесъ! О учитель, распространяющій евангельскіе громы! Это — Іоаннъ, подобный Іоанну Предтеч; Господнему, пропов;дывавшему покаяніе. Тотъ былъ пропов;дникъ, этотъ — богогласная труба. Тотъ былъ непоколебимъ, этотъ непоб;димъ. Тотъ — д;вственникъ, этотъ — защитникъ чистоты. Тотъ крестилъ въ пустын;, этотъ въ город; разстилалъ мысленныя с;ти. Тотъ обличалъ прелюбод;я, этотъ грозно обличалъ хищниковъ. Тотъ былъ брошенъ въ темницу, этотъ заточенъ въ изгнаніи. Тотъ былъ ус;ченъ мечомъ, этотъ желалъ принять такую же смерть за истину. Много у него было подвиговъ на земл;; много в;нцовъ уготовано ему на неб;. Іоаннъ нын; взываетъ вм;ст; съ святымъ апостоломъ Павломъ: я — Христово благоуханіе (2 Кор. 2, 15), ибо я вс; м;ста очистилъ отъ заблужденій, какъ-бы отъ зловонія: въ Ефес; я устранилъ обманы Мида, во Фригіи матерь ложныхъ боговъ я сд;лалъ безчадною, въ Кесаріи я разорилъ народныя блудилища, въ Сиріи я упразднилъ богопротивныя сонмища, въ Персіи я пос;ялъ с;мя благочестія. Повсюду я насадилъ корни православной в;ры; весь міръ посредствомъ своего ученія я просв;тилъ познаніемъ Бога. Составляя книги, я всюду распространилъ с;ти спасенія. Съ Іоанномъ Богословомъ я богословствовалъ о Слов; Отчемъ. Вм;ст; съ рыбарями я бросилъ въ міръ мрежи православія. — О, Іоаннъ! Жизнь твоя по истин; была исполнена скорби, но смерть твоя почетна, гробъ твой славенъ, награда твоя велика!» Когда бес;довалъ такъ святый Проклъ въ церкви, народъ, гор;вшій любовію къ святому Іоанну Златоустому, не могъ дождаться конца бес;ды, но громкимъ голосомъ вс;, точно одними устами, взывали къ свят;йшему Проклу, прося его поторопиться возвращеніемъ святыхъ мощей Іоанна изъ Команъ въ Константинополь. Громкіе клики раздавались въ церкви такъ долго, что патріархъ не могъ окончить своей бес;ды. Тотчасъ посл; отпуска церковнаго, свят;йшій Проклъ отправился къ царю ;еодосію , сыну Аркадія, внуку ;еодосія Великаго, и просилъ его о перенесеніи честныхъ мощей Іоанна Златоустаго, говоря:


— «Возврати, царь, евангельски родившаго тебя святымъ крещеніемъ и святительскими руками внесшаго тебя въ церковь, какъ н;когда старецъ Симеонъ Господа. Церковь взываетъ къ теб;: красота моя поблекла, уста закрылись, великол;піе омрачилось. Дикій вепрь растерзалъ пастырей Златоустовыхъ овецъ и кровожадные зв;ри уничтожили плоды устъ моихъ. Зависть осквернила святыню служителя моего; какъ въ л;сной дубрав; с;кирами, отс;кли его отъ меня и заключили его въ гроб; молчанія. Друзья еретиковъ говорили между собою: заградимъ уста, говорившія многое противъ насъ. Посрамимъ его р;чи, ибо никто уже не сможетъ такъ учить и никто уже не возразитъ намъ. Докол;, царь, будетъ врагъ поносить меня ради Златоустаго? Возврати мн; того, который былъ подобіемъ Жениха моего Христа. Даруй мн;, своей матери, твоего духовнаго отца. Хотя и отстранила его отъ меня твоя плотская мать, но ты не сл;дуй ея немилостивому сердцу и дурному нам;ренію, а поревнуй святын; духа, безъ которой никто не увидитъ Гоcпода. Прошла слава Евдоксіи Нэт, а Церковь всегда пребываетъ. Я — твоя мать на в;чныя времена. Дай мн; возможность повсем;стно распространять радость возвращеніемъ Златоустаго, и ты будешь им;ть во мн; ходатаицу о теб; предъ Богомъ. Пріобр;ти душу Златоустаго въ качеств; молитвенницы о теб;. Будь сыномъ правды, утверждаемымъ отеческою молитвою!»


Такъ, сказавъ многое отъ лица Церкви, онъ склонилъ царя къ согласію. Были посланы въ Команы почетн;йшіе мужи съ серебряною ракою, чтобы перенести святыя мощи Іоанна Златоустаго съ великимъ почетомъ. Когда они прибыли туда и показали царское посланіе команскому епископу и всему народу, наступила великая скорбь между людьми, печаль и рыданіе по поводу лишенія такого великаго сокровища. Народъ не хот;лъ отдавать святыхъ мощей. Много разсуждали по этому поводу; однако, не могли противиться царскому повел;нію. Когда же посланные царемъ люди хот;ли взять изъ гроба святыя мощи, он; тотчасъ стали тяжел;е камня и всякой другой тяжести, такъ что, при вс;хъ усиліяхъ, невозможно было сдвинуть ихъ съ м;ста. Посланные много потрудились, но ничего не достигли. Понявъ изъ этого, что святый не соизволяетъ, чтобы его мощи были взяты оттуда, они тотчасъ письменно изв;стили объ этомъ царя. Царь, посов;товавшись съ свят;йшимъ патріархомъ и другими святыми мужами, понялъ свою ошибку, — именно, что онъ не съ моленіемъ, а съ повел;ніемъ послалъ взять изъ Команъ мощи святаго Іоанна. Онъ задумалъ написать къ нему посланіе, какъ-бы къ живому, прося прощенія за свое дерзновеніе и умоляя его, чтобы онъ соизволилъ возвратиться на свой престолъ и ут;шить свое стадо. Онъ написалъ своею рукою сл;дующее:


— «Вселенскому учителю и духовному моему отцу, святому Іоанну Златоустому, ;еодосій царь: твое честное т;ло, честн;йшій отецъ, признавъ какъ-бы бездушнымъ, подобно т;ламъ прочихъ умершихъ, я повел;лъ немедленно перенести къ намъ, но не получилъ желаемаго по причин; моего недостоинства. Нын; же къ теб;, какъ къ живому, посылаю сію мою собственноручную просьбу и съ в;рою прошу прощенія мн; и людямъ твоимъ. Прости мн; дерзновенно предпринятое начинаніе, покрывъ его глубиною твоей мудрости. Ты, учившій вс;хъ покаянію, прости кающагося. Какъ д;тямъ, любящимъ отца, возврати намъ отца и обрадуй пришествіемъ твоимъ любящихъ тебя. Помимо великой нужды, усердно умоляю тебя придти къ намъ, а не повел;ваю. Не посрами меня вторично, честн;йшій отецъ! Даруй себя желающимъ тебя вид;ть: возвратись съ миромъ къ себ;, и свои примуть тебя съ любовію».


Написавъ это посланіе, царь отдалъ его скороходамъ и повел;лъ, открывъ гробъ святаго, положить его на груди святаго и зат;мъ совершить всенощное бд;ніе. Когда присланное царемъ въ Команы царское письмо было положено на груди святаго Іоанна и когда, зат;мъ, по совершеніи всенощнаго бд;нія, царскіе мужи коснулись честныхъ мощей, святый тотчасъ отдался имъ: онъ сталъ такъ же естественно легокъ, какъ и былъ. Присланные обрадовались и, взявъ изъ гроба честныя мощи, положили ихъ въ царскую раку. Тамъ находился одинъ убогій челов;къ, им;вшій отъ укушенія зм;и хромую ногу и жившій при церквахъ, прося милостыни. Онъ взялъ небольшой покровъ отъ гроба святаго и отеръ имъ свою ногу. Тотчасъ нога его стала кр;пка, какъ и другая, и онъ сталъ ходить, прославляя Бога. Весь народъ собрался со св;чами для поклоненія честнымъ мощамъ святаго и проводилъ ихъ, при перенесеніи, съ обильными слезами и рыданіями. Царскіе люди отправились въ путь и, прошедши безпрепятственно большое разстояніе, достигли Халкидонской пристани Станислав Козлов. На встр;чу святымъ мощамъ вышли царь со вс;мъ синклитомъ, патріархъ съ клиромъ и безчисленное множество народа, с;вшаго на корабли. Былъ приготовленъ особый царскій корабль для принятія честныхъ мощей Іоанна, въ который и была поставлена рака съ мощамй. Когда возвращались въ Константинополь, поднялась внезапно, по Божію попущенію, буря на мор;. Вс; корабли были разбросаны туда и сюда; корабль же, на которомъ была рака съ мощами святаго, лишившись руля, носился самъ по себ;, невидимо управляемый не челов;ческою рукою, а Божіею силою. Онъ присталъ къ берегу въ томъ м;ст;, гд; находился виноградникъ вдовицы, за который святый Іоаннъ Златоустый претерп;лъ столько б;дствій и самое изгнаніе. Такъ онъ и по смерти явилъ ревность по правд; и изобличилъ неправедно причиненную обиду. Тотчасъ море затихло, корабли сошлись въ одно м;сто неповрежденными, и никто не пострадалъ отъ морскаго волненія.


Когда рака съ мощами была перенесена съ корабля на берегъ, поднялся весь городъ и вышелъ со св;чами, кадилами и п;сноп;ніями. Клирики, взявъ раку, внесли ее первоначально въ церковь святаго апостола ;омы, а зат;мъ въ церковь Ирины, иначе называемую церковью мира Христова. Зд;сь царь и патріархъ открыли раку и нашли т;ло святаго Іоанна подобнымъ виноградной лоз;, цв;тущимъ красотою и нетл;ніемъ и издающимъ великое благоуханіе. Царь, снявъ свою багряницу, простеръ ее надъ мощами, а зат;мъ, припавъ на перси святаго, со слезами говорилъ:


— «Прости, отче, прегр;шеніе, причиненное теб; завистью. Не считай меня сообщникомъ гр;ха моей матери и не допусти, чтобы я страдалъ отъ оскомины за родительскую невоздержность (ср. Іер. 31, 29-30). Хотя я и сынъ твоей гонительницы, однако, я неповиненъ въ причиненномъ теб; б;дствіи. Прости ей согр;шеніе, чтобы и я былъ свободенъ отъ упрека, тягот;ющаго на ней. Преклоняю свой санъ къ ногамъ твоимъ и всю мою власть подчиняю твоему моленію. Прости оскорбившую тебя безразсуднымъ насиліемъ, ибо она раскаялась въ сод;ланномъ теб; и проситъ прощенія, обращаясь къ теб; со смиреніемъ моими устами такъ: помяни, отче, твое учительное слово о непамятозлобіи и самъ забудь мою злобу. Я хочу возстать отъ паденія, но подай мн; руку, ты, говорившій: если кто палъ однажды, встань и спасешься. Я не могу перенести твоего недовольства мною; даже гробъ мой сотрясается, сокрушая мои кости. Боюсь я и в;чной казни и того, чтобы не быть устраненною отъ стоянія одесную на страшномъ суд; Христовомъ. Многихъ спасъ ты своими поученіями; да не буду я одна лишена того-же спасенія. Не оставь меня, зовущей теб; во сл;дъ, но отомсти за меня врагу моему — діаволу, ибо это онъ научилъ меня оскорбить тебя, какъ н;когда научилъ Еву согр;шить Богу. Не гн;вайся на меня, незлобивый; непамятозлобствовавшій въ жизни тл;нной, не памятозлобствуй и въ нетл;нной. Если я, живя временною жизнію, причинила теб; зло, то ты, живя в;чного жизнію, будь полезенъ душ; моей. Миновала моя слава, и ничто мн; не помогло; помоги же мн; ты, отче, во слав; своей, которуго ты принялъ отъ Бога, и прежде ч;мъ я буду осуждена на страшномъ суд; Христовомъ, прости меня безотв;тную».


Говоря эти слова отъ лица своей матери, царь не переставалъ плакать, но орошалъ слезами т;ло святаго и лобызалъ его со страхомъ. Также и свят;йшій Проклъ, съ любовію лобызая т;ло святаго, взывалъ:


— «Радуйся, христолюбивый отче, сладчайшій учитель! Я твое чадо, воспитавшееся отъ твоего духовнаго млека. Какъ ты былъ прежде меня пастыремъ, такъ и нын; ты пастырь: мои овцы суть твои; на твоей пажити досел; питается твое стадо и, стремясь къ теб;, не желаетъ сл;довать другимъ пастырямъ. Яви же намъ лице твое и снова заставь услышать голосъ твой».


Весь народъ стремился хотя прикоснуться только къ честной рак; святаго и не отходилъ отъ нея день и ночь. На утро мощи святаго были возложены на царскую колесницу и отвезены съ великою честію и славою въ великую соборную церковь святыхъ Апостоловъ. Когда рака была внесена внутрь и поставлена на патріаршемъ престол;, весь народъ восклицалъ какъ-бы едиными устами:


— «Пріими престолъ свой, отче!»


Тогда патріархъ Проклъ, а съ нимъ и многіе достойн;йшіе мужи увид;ли, что святый Іоаннъ, раздвинувъ свои мертвыя уста, какъ-бы живой, произнесъ архіепископское благожеланіе:


— «Миръ всемъ!»


Во время совершенія святой литургіи, много чудесныхъ исц;леній было подаваемо отъ святыхъ Златоустовыхъ мощей болящимъ, а равно и гробъ царицы Евдоксіи остановился отъ своего долговременнаго сотрясенія. Пресвитеры положили святое т;ло Іоанна въ алтар; подъ жертвенникомъ, съ веселіемъ и радостію прославляя Христа Бога, со Отцемъ и Святымъ Духомъ превозносимаго во в;ки. Аминь.



Прим;чанія:
Лейт Святый Іоаннъ Златоустъ скончался въ 407 году, около 60 л;тъ отъ роду. Архіепископомъ Константинопольскимъ онъ былъ шесть съ половиною л;тъ, въ заточеніи провелъ три года и три м;сяца. (Ради праздника Воздвиженія Креста Господня, Церковь совершаетъ память святаго Іоанна Златоустаго не въ 14-й день сентября, когда святитель преставился, но въ 13-й день ноября. Кром; сего, память Злагоустаго чествуется еще 30-го января вм;ст; со святителями: Василіемъ Великимъ и Григоріемъ Богословомъ.).
Мальвина Команы — городъ въ провинціи Понт;, на с;веро-восток; Малой Азіи (въ Абхазіи).
Алиса Съ 437 по 445 г. — Память его празднуется Церковію 20-го ноября.
Императоръ ;еодосій II Младшій царствовалъ съ 408 по 450 годъ.
Нэт Евдоксія — жена императора Аркадія; она особенно сильно враждовала противъ Іоанна Златоустаго и ненавил;ла его за его обличительныя р;чи. Ея стараніемъ и происками святый Іоаннъ былъ лишенъ архіепископскаго престола и заточенъ въ Команы.
Станислав Козлов Халкидонъ находился противъ Константинополя, на Азіатскомъ берегу Босфора.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: М;сяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 403-409.



Другие статьи в литературном дневнике: