Взрыв в Знаменском соборе ночью 8 марта 1898 года.8/21 марта 1917 года в день празднования Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» были арестованы Царь-мученик в поезде в Могилёве и Императрица с Наследником и Великими княжнами в Царском Селе. 8/21 марта 1895 года Царь Николай II в день празднования Чудотворной Курской - Коренной иконы Божией Матери «Знамение» принял решение о своём Священном Короновании.
Так, Курская Чудотворная Икона, явившаяся на ободрениe русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после Батыева нашествия, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России. В 1812 году, во время Отечественной войны, куряне соорудили точный богато украшенный список Чудотворной Иконы и послали его Кутузову. Сей список вместе со Смоленским Чудотворным Образом был в ставке Кутузова и осенял войска во время Бородинского сражения. Есть предание, что этот список участвовал потом в походе русской армии в Европу в 1813 году и, возможно, был в битве под Лейпцигом и в Париже, как бы предуказав путь за рубеж самой Чудотворной Иконы. Точные списки Курской Иконы Знамения находились в царских дворцах Москвы и Петербурга. Явилось и несколько чудотворных списков Курского Образа, например в Серафимо-Понетаевском монастыре Арзамасского уезда Нижегородской губернии, в Знаменской церкви в Петербурге, в одном из сел Ахтырского уезда Харьковской губернии и в других местах. Такое всероссийское почитание Курского Чудотворного Образа привлекло внимание социалистов-революционеров — этих предтечей большевизма. Понимая отлично, что устои Русской государственности уходят своими корнями в св. Православие, эти господа вознамерились, чтобы поколебать сии устои, пошатнуть веру народную. Для этого дерзновенно решили уничтожить одну из наиболее почитаемых народных святынь, и уничтожить ее на глазах народа. Выбор их пал на Курский Чудотворный Образ, тем более, что в провинции было легче осуществить их злодейский умысел. В заговоре, между прочим, принимал участие Максим Горький и ряд видных эсеров, очень возможно, и Савинков, как один из самых видных террористов. Адская машина очень большой силы была изготовлена в Финляндии. Взрыв было решено произвести, для пущего эффекта, во время праздничного богослужения. Кощунственно была выбрана для сего неделя Крестопоклонная. Исполнение этого гнусного дела было возложено на выгнанного за революционную деятельность курского реалиста Уфимцева, которого Горький впоследствии, в своих воспоминаниях, называл «поэтом научной техники». Уфимцев, как потом признался на следствии, принес адскую машину, завернутую в деревенский холст, во время всенощной, на которой выносили крест, и спокойно положил на полу у самой Иконы, в качестве «приношения». На это никто не обратил внимания, ибо холстину часто приносили крестьяне и клали, как жертву, к Иконе, где эти свертки оставались иногда до вечера воскресного дня. С Уфимцевым участвовал в устроении взрыва еще один человек, имени которого мы не назовем. Дело в том, что в 1949 г., когда правитель дел нашей Синодальной канцелярии, протопресвитер о. Георгий Граббе, был во Франкфурте с Чудотворным Образом, к нему подошел старик и, отозвав в сторону, сказал: Так как Уфимцев, во время совершения своего ужасного преступления, был еще несовершеннолетним, он отделался всего несколькими годами арестантских рот. По отбыли наказания, он вернулся в Курск и открыл там слесарную мастерскую. К стыду курян, у него было достаточно клиентуры. Он даже был в некотором смысле знаменитостью, на которую ходили смотреть, и открыто слыл за революционера. После октябрьской революции Уфимцев сразу примкнул к большевикам, уехал в Москву и пользовался покровительством Горького. Но и до революции, наша «передовая» интеллигенция, можно сказать, носила его на руках. Известный писатель Леонид Андреев использовал «эффектный сюжет взрыва» для кощунственной пьесы «Савва». В ней он, под именем революционера Саввы, вывел Уфимцева. Савва подговаривает за деньги одного пьяницу монаха из монастыря подложить адскую машину под Икону. Тот соглашается, но в последнюю минуту пугается и докладывает обо всем игумену. Игумен решает использовать это обстоятельство «во славу Божию» и для увеличения монастырских доходов. Он приказывает монаху положить адскую машину к сени, Явная несообразность этой гнусной выдумки, достойной большевиков, очевидна. Пора, однако, перейти к описанию самого взрыва. А вот показание другого инока, убеленного сединами, приводимое в том же журнале: Появление среди нас маститого владыки, впереди всех, с твердой решимостью шествовавшего в храм и ободрявшего нас примером и словом, дало нам силы и самим последовать за ним в церковь. Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть сколько-нибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Великолепная сень, где помещался Чудотворный Образ, была буквально вся разрушена. Десятки драгоценных золотых и серебряных лампад разбиты и с неимоверной силой отброшены на 6-7 сажен. Стенки сени и ее колонки сдвинуты с мест, сдавлены, попорчены и сильно обожжены. Купол сени сдвинут с места, ступеньки, расположенный под сенью, далеко отброшены с неимоверною силою и лежали в нескольких саженях от своего места. Лепные украшения осыпались и ободрались. Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Повсеместно валялись: штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, свечи, клочья материи... Преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков, с душевным трепетом вынули из киота совершенно невредимый чудотворный Образ Знамения Божией Матери. В киоте только стекло оказалось разбитым, а у св. Иконы лишь задымился, вернее сказать, закоптился пороховым дымом венчик... Трудно описать ту радость и то благодарение Богу и Пресвятой Богородице, кои охватили всех присутствовавших нас, — продолжает инок, — когда мы узрели, что над Чудотворным Образом совершилось новое чудо Божией благодати. Едва разнеслась весть о чудесном событии, как всё жители города, от людей знатных и именитых до последнего бедняка, поспешили в монастырь. В девятом часу утра раздался благовест, и двери храма распахнулись. Многотысячная толпа, как один человек обнажила головы и осенила себя крестным знамением. Народ устремился в церковь, где в присутствии начальствующих и должностных лиц города, было совершено преосвященным епископом курским Ювеналием торжественное благодарственное молебствие перед Чудотворным Образом. Храм не мог вместить всех пришедших видеть воочию дивное чудо милости Божией, и вокруг собора образовывались новые и новые толпы богомольцев. Необычайною торжественностью отличалось это первое, после только что совершившегося чуда, молебствие. Трудно описать минуту, когда после окончания акафиста Царице Небесной преосвященный Ювеналий приподнял Чудотворный Образ и осенил на четыре стороны молящихся, павших ниц перед глубокочтимой святыней». В дополнение к вышеприведенным двум свидетельским показаниям, приведем еще описание этого чудесного события в местных курских газетах: Несмотря на все эти повреждения, которые могли произойти только от взрыва какого-то очень сильного вещества, сам драгоценный Образ, шестисотлетняя русская народная святыня, Чудотворная Икона Знамения Божией Матери, и на этот раз явила нам великое чудо и осталась на обгоревших поломанных стенах сени целою и невредимою. Она только чуть-чуть сдвинулась влево в кивота, да у ризы венец оказался закопчен дымом. У её кивота не было даже разбито стекло (по предыдущему свидетельскому показанию монаха стекло было разбито, что более правдоподобно, иначе как бы мог закоптиться венчик? Apxиeп. С). Была найдена и адская машина, представлявшая собой продолговатый белый металлический ящик, как можно догадаться по её остаткам, с часовым механизмом. По размеру своему этот ящик, с иностранными клеймами, мог вместить больше фунта динамита, чего было совершенно достаточно, по МН-БШЮ вызванного, в качестве эксперта, из Харькова пиротехника артиллерийского управления Г. П. Иванова, для совершенного уничтожения сени, вместе с Иконой. Следственными властями была сделана протокольная опись всех повреждений и снято несколько фотографии». (Взято из книги: «О чудесах Божиих» издание Афонского Ильинского Скита. 1900 г.). Все вышеизложенное отмечает ужасную силу взрыва и явно чудесное сохранение Иконы, только слегка сдвинувшейся со своего места, как бы Царица Небесная отвратила Свой Лик от страшного совершенного злодеяния. Что бы было, если бы взрыв произошел во время всенощной или воскресной литургии, когда вмещавший до 5000 богомольцев собор бывал полон народом, особенно теснившимся к Чудотворной Иконе. Конечно, пострадала бы не одна сотня душ. А ведь часовой механизм адской машины этим «поэтом научной техники» был установлен именно с таким расчетом, чтобы взрыв для пущего эффекта произошел на народе. Так объявлено было два великих знамения от Чудотворного Образа «Знамения»: Фотографии взрыва имелись во многих домах в Курске. Была одна таковая и у нас. Она почему-то висела в коридоре, как раз напротив дверей в мою детскую. Я, еще малышом, часто ее рассматривал: она поражала мое датское воображение. Как сейчас вижу: каркас разрушенной сени, груду мусора внизу, изогнутую часть массивной железной решетки и... Чудотворную Икону, как бы парящую в воздухе, с отклоненным слегка влево Пречистым Ликом Богоматери. Боже, сколько дивных знамений Своей силы явил Ты русскому народу перед революцией, а он оставался слепым и глухим и не желал оставаться в лоне отчем! Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повествованіе
В настоящее время «Знамение» Курская-Коренная икона Божией матери находится
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|