Крещение. История праздника

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Крещение Господне - одно из событий, с которым в древности связывался праздник под общим названием Богоявление или Теофании (Епифании - калька с греческого).


В этот день вспоминались: Рождество Богомладенца, поклонение волхвов, поклонение пастухов, избиение младенцев, Крещение Христа в Иордане, превращение воды в вино в Кане и насыщение пяти тысяч хлебами.


Такое обилие событий, приходящихся на один день, каждое из которых наполнялось глубокими богословскими интерпретациями в проповедях отцов и учителей церкви, привело к необходимости постепенного выделения из Богоявления вспоминаемых событий и посвящение им своих особых дней.


Сначала было выделено Рождество Христово, заслонявшее все остальные события. Потом отдельно стали праздновать поклонение волхвов, затем - Крещение, события в Кане и, наконец, насыщение пятью хлебами.
Именно в такой последовательности вспоминаемые события выделялись из Богоявления и распределились Римской церковью на весь период празднования после Рождества Христова. Последние вспоминаемые события были связаны уже с общественной деятельностью Иисуса и приходились на послерождественские недели.


Единый праздник Богоявления был окончательно разделен на Рождество и Богоявление только в пятом веке на Халкидонском соборе, куда не приехали представители некоторых церквей, например Армянской.


В результате она не приняла решения собора и до сих пор празднует Богоявление шестого января в его первоначальном виде, содержащим в себе все евангельские события, с ним связанные.


В России история праздника и его содержание тоже претерпели существенные изменения. Из первоначального Богоявления выделилось сначала, под влиянием Католической церкви, Рождество Христово (IV век), которое стало отмечаться также 25 декабря (по с.с.).


Поклонение волхвов, ни прежде, ни теперь, никогда в православии не имело того значения, какое ему придается на Западе. Там оно празднуется как раз 6 января и называется Богоявлением, не имеющим ничего общего с православным праздником Богоявления.


Богоявление в католичестве имеет другое, синонимическое, название - «Праздник трех царей», а в Италии она называется праздником ведьмы Епифании, которая хотела идти с волхвами на поклонение к Младенцу, но вместо этого ей повелели дарить подарки всем хорошим детям.


Отсюда в этот праздник принято детям дарить подарки в честь воспоминания о принесенных Младенцу дарах и чертить три буквы «CMB» по начальным буквам имен волхвов (Каспар, Мельхиор, Валтасар). Крещение в католичестве празднуется в следующее воскресенье после Богоявления.


Богоявление в православии тоже постепенно становится праздником одного события, но не поклонения волхвов, а Крещения Господа, которое и стало синонимом праздника Богоявления. Причем акцент в народе делается на освящении воды, Это связано с тем, что к этому празднику в ранние времена приурочивалось освящение воды для Крещения в ней оглашенных.


Сегодня института оглашенных не существует, а память о традиции крестить в Богоявление осталась, как остался и чин великого водоосвящения. Крещение оглашенных фактически заменилось Крещенским купанием в проруби, смывающим, по поверьям, святочные и иные грехи, обновляя плоть. Люди запасаются Крещенской водой (Агиасмой) на год, а то и на два, вперед.


Неслучайно в народе Богоявление называется уже и не Крещением, а Водокрещи.
Это сближает Крещение с языческим праздником, а многие из приходящих в этот день к источникам не знают, что праздник называется Богоявлением, выстаивая при этом в очереди по 8-10 часов, чтобы набрать крещенской воды. Я сама более десяти лет так делала.


Это подобно тому, как выстраиваются сегодня в Москве и Петербурге очереди к дарам волхвов, привезенных с Афона. В Крещенские морозы в храмы люди заходят не на службу, а чтобы согреться.


По мере все большего смещения содержательного акцента праздника с воспоминания о первом явлении Христа народу к водосвятию, Крещенской воде стало придаваться все большее значение. Ее стали наделять особыми целебными свойствами, а Крещенские купания превратились в основной ритуал праздника.


Сама живу в Татарии и знаю, что за Крещенской водой приходят не только православные, но и мусульмане, и неверующие. Другие смыслы праздника ушли на периферию. Из первого явления Христа народу событие сместилось к явлению Бога-Троицы: Бога-Сына во плоти, Бога-Отца в виде гласа из Облака и Духа Свята в виде голубя.


Просвещение, под названием которого этот праздник значится в церковных книгах (Типиконе, Минее и Уставе), тоже осталось только в богослужебном обиходе. Связано это с тем, что ушла из церковной практики подготовка к крещению оглашенных, длящаяся иногда до трех лет, а их крещение приурочивалось к трем большим праздникам: Рождеству, Богоявлению и Пасхе (Великой Субботу).


Единство трех самых больших православных праздников можно видеть в строении их богослужений, например, в чтении большого числа отрывков из Ветхого Завета. В другие великие двунадесятые праздники их бывает обычно только три.


Но в Рождество читается восемь отрывков, в Крещение – тринадцать, а в Великую субботу – пятнадцать. Так постепенно от прежнего Богоявления, соединенного тогда еще с Рождеством Христовым, осталось немногое, хотя в строе богослужения многое осталось от тех времен.


По статусу Крещение в православной традиции стоит выше Рождества Христова. В песнопениях предпразднества мы слышим:


«Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий».


«Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: во он Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Тамо пастырие, играя на свирели, видевше и чудяхуся, зде же глас Отчий Единородного Сына проповеда».


И по количеству дней, которые предшествуют празднику и которые длятся после праздника, Крещение стоит выше Рождества. В общей сложности он длится 12 дней (а Рождество – восемь): четыре дня до праздника (15-18 января), один день - сам праздник (19 января) и семь постпраздничных дней (20-26 января), 27 – отдание праздника.


Необычно долгое празднование Крещения напоминает о прошлом значении праздника Богоявления, когда оно было более емким, более наполненным событиями и более торжественным.


Подготовка к празднику Крещения начинается сразу же на другой день, как в церкви заканчиваются рождественские богослужения (14 января). 15 января уже поется о явлении Иисуса народу:


«Христос показуется, Бог является, якоже Давид преднаписа явственнейше, и к рабу, Крещения прося, грядет. Иордане реко, веселия исполнися; земля и море, горы и холми, и человеческая ныне играйте сердца, Свет мысленный восприемлюще».


В этих поэтических строчках уже содержатся все признаки праздника: и Крещение Господа от Иоанна, и Иордан, и Свет, и ветхозаветные пророчества. Дальше, все четыре дня подготовки к празднику, смыслы сохраняются, но по нарастающей идет эмоциональная составляющая.


Вот Иоанн Предтеча объят страхом и трепетом, когда видит Иисуса и узнает в Нем Мессию. Крестителю не было известно, кто окажется из к нему приходящих Мессией, Иоанн должен был Его узнать по каким-то особым приметам.


Но одно дело знать теоретически, другое – встретиться с Богом с глазу на глаз и страх Божий – естественная реакция Иоанна. Он видит Иисуса впервые, но в отличие от остальных, сразу узнает в Нем Мессию.


Иоанн сообщает об этом самому Иисусу, отказываясь Его крестить как недостойный раб. Он не дерзает возлагать руку на Господа, понимая свое недостоинство. Но на Иоанна была возложена миссия - он должен был стать свидетелем того, что Иисус действительно Мессия, кого ждали тысячелетия.


Но то, что Иисус Христос, пришедший креститься на Иордан, является Богом, надо было еще кем-то засвидетельствовать. Свидетелями стали глас Бога-Отца из облака и в виде голубя Дух Святой, снисходящий на Него в момент выхода из реки.


Этот торжественный момент посвящения Иисуса во всемирное служение и был засвидетельствован Иоанном Крестителем.


Предпраздничный тропарь Богоявления наполнен радостью грядущего праздника, в нем слышится торжество Света над тьмою, грядущее избавление человека от грехов, и обновление всей твари:


«Готовися, Завулоне, и красуся Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми взыграя креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматериею, не крыйта себе, якоже в раи прежде, ибо наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити».


Тина Гай



Другие статьи в литературном дневнике: