Сергей Антонович Клычков...

Валерий Пивоваров 2: литературный дневник

Сергей Антонович Клычков (1889-1937) — сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от «речистых» родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета (курса не окончил из-за материальных затруднений). Благодаря поддержке М. И. Чайковского совершил поездку в Италию.


В 1909 знакомится с писателями круга младосимволистов и в конце 1910 выпускает первый стихотворный сборник «Песни». На формирование его поэтики сильное влияние оказал Сергей Городецкий, позже он познакомился с творчески и душевно близкими ему писателями — С. Есениным и Н. Клюевым.


Фольклорные стилизации, мифологические образы языческой, дохристианской Руси составили содержание и следующих его книг — «Потаенный сад» (1913-1918); «Дубравна» (1918); «Кольцо Лады» (1919). Сказочные герои населяют условныи мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются в поэтической системе Клычкова только в описаниях природы, и никакие катаклизмы времени, — революции, войны — не отражаются в его «вневременных» произведениях.


Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе (в автобиографическом романе «Сахарный немец», 1925). Как и все новокрестьянские поэты, восторженно принял Октябрьскую революцию, работал в Пролеткульте, издавал и переиздавал книги.


В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.


В 1930-е годы подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 арестован как член «Трудовой крестьянской партии» (несуществующая организация); приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.



x x x
— Пойте, птахи, около сада потаенного,
Заманите сокола с неба полуденного!..


— Не глядите, очи, за море из светлицы девичьей:
Есть царевич за морем, краше всех царевичей.


— Легче ветра крылья сокола, перья в них узорные:
Легче ж крыльев сокола крылья — брови черные.


Ой ли, птахи-певушки: сокол бьет без промаху!..
Скройтесь, дружки-девушки, в белую черемуху!..


1910




x x x
Грежу я всю жизнь о рае
И пою всё о весне...
Я живу, а сам не знаю,
Наяву али во сне? —


Грусть, как радость, сердце нежит,
Жизнь убога и проста,
Словно в поле холмик свежий
Без заметы и креста.


Как же жить в земле печальной,
Не сронив слезы из глаз?
Словно встреча — час прощальный,
Словно праздник — смертный час.


Оттого мне вражьей силы
Не страшен земной полон:
Мне, как жизнь, мила могила
И над ней, как песня, звон.


1914, 1927




Ноченька
Эх ты, ноченька,
Ночь ты темная,
Непроглядная,
Беспросветная.
Долго, долго ты
Мглою смрадною
Землю кутала
Безответную.
Долго ноченька,
Что чудовище,
Тучей черною
В небе ползала
И на голову,
На покорную
Резким холодом
Била с севера.
Долго ноченька
Билась о землю
Черной птицею,
Билась крылами
И носилася
Вереницею
Диких коршунов
Над могилами.
Долго, ноченька
Непроглядная,
Ночь ты темная,
Беспросветная,
Гнала ты во тьму
Мысль отрадную
Думу вольную
Предрассветную.
Долго, ноченька,
Сквозь седой туман
Ты не дождичком
Своим брызгала,
А сочилася
Из глубоких ран
Кровью свежею,
Кровью теплою.
И со стонами
Замиравшими,
В груди вздохами
Угнетенными,
Слезой рабскою,
Слезой горькою
В землю плакала,
В землю влажную.
Но рассвет настал —
Восток в зареве.


1906



Другие статьи в литературном дневнике: