Маяковский и Булгаков

Сергей Шрамко: литературный дневник

Александр Рюхин - персонаж романа "Мастер и Маргарита", поэт, член МАССОЛИТа. Прототипом А. Р. послужил поэт Владимир Маяковский (1893 - 1930). С ним М. А. Булгаков нередко играл в бильярд.
Об этом сохранились воспоминания друга Булгакова, драматурга С. А. Ермолинского (1900-1984):
"Если в бильярдной находился в это время Маяковский и Булгаков направлялся туда, за ними устремлялись любопытные. Ещё бы - Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал.
Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.
- От двух бортов в середину, - говорил М. А.Булгаков.
Промах.
- Бывает, - сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбираю удобную позицию. - Разбогатеете окончательно на своих тётях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом, и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
- Благодарствую. Какой уж там дом!
- А почему бы?
- О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.
Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:
- Абсолютно согласен.
Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные".


Те же бильярдные сражения в "Кружке" - Клубе работников искусств в Старопименовском переулке, только гораздо менее идиллически, описала вторая жена Булгакова Л. Е. Белозерская, объяснившая, почему Булгаков играл с Маяковским "с таким каменным замкнутым лицом".
Автор пьесы "Клоп" (1928) отнёс Булгакова в "Словарь умерших слов" фантастического коммунистического будущего, призывал к обструкции булгаковских "Дни Турбиных" и утверждал в стихотворении "Лицо классового врага. "Буржуй-Нуво" (1928), что нэпманский "буржуй-нуво"
…На ложу
в окно
театральных касс
тыкая
ногтём лаковым
он
даёт
социальный заказ
На "Дни Турбиных" -
Булгаковым.


Впервые Булгаков отобразил Маяковского в образе развязно-фамильярного поэта Владимира Баргузина в неоконченной повести 1929 г. "Тайному другу", где Баргузин свысока критикует роман автобиографического героя повести.
Революционное творчество Маяковского здесь ассоциируется с ураганным ветром - баргузином.


В "Мастере и Маргарите" ссора А. Р. с Иваном Бездомным пародирует действительные взаимоотношения Маяковского с поэтом Александром Безыменским, послужившим одним из прототипов Бездомного.
Уничижительный отзыв о Безыменском есть в стихотворении Маяковского "Юбилейное" (1927): "Ну, а что вот Безыменский?!// Так…// Ничего…// морковный кофе". В эпиграмме 1930 г. характеристика Безыменского была не менее резкой: "Уберите от меня// этого// бородатого комсомольца!"


Стихотворение А. Р., посвящённое Первомаю, на которое нападает Бездомный, это, скорее всего, лозунговое стихотворение Маяковского к 1 мая 1924 г. Рассуждения А. Р. на счёт Пушкина (Булгаков пародийно наделил героя именем великого поэта): "Вот пример настоящей удачливости… - тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, - какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, всё шло ему на пользу, всё обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах. "Буря мглою…"? Не понимаю!.. Повезло, повезло! - вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, - стрелял, стрелял в него этот белогвардеец Дантес и раздробил бедро и обеспечил бессмертие..." - это отзвук посвященного Пушкину стихотворения Маяковского "Юбилейное" (1924).


У Булгакова спародировано стремление автора стихотворения фамильярно поздороваться с Пушкиным: "Александр Сергеевич, //разрешите представиться. //Маяковский. //Дайте руку! //Вот грудная клетка. //Слушайте, //уже не стук, а стон". А. Р. тоже поднимает руку, встав во весь рост и обращаясь к памятнику Пушкина на Тверском бульваре, только рука у него поднята скорее не для рукопожатия, а в бессильной злобе, рожденной завистью, как бы для удара.


Автор "Мастера и Маргариты" издевается над следующими словами Маяковского: "На Тверском бульваре //Очень к вам привыкли. //Ну, давайте, //подсажу на пьедестал. //Мне бы //памятник при жизни //полагается по чину. //Заложил бы //динамиту // - ну-ка, //дрызнь!". Слова же о "белогвардейце Дантесе" навеяны другим пассажем Маяковского: "Сукин сын Дантес! //Великосветский шкода. //Мы б его спросили: // - А ваши кто родители? //Чем вы занимались //до 17-го года? //Только этого Дантеса бы и видели".


В варианте 1929-1930 гг. Булгаков иронически давал понять, что Рюхин именно "левый поэт", как и Маяковский: "Иванушка шел плача и пытался укусить за руку то правого Пантелея, то левого поэта Рюхина..."


Опять же книга Б. В. Соколова..
С Ильфом и Петровым Михаил Афнасьевич был в дружеских отношениях.
И кто ещё знает о его отношениях с современниками!!!!


Меня эта тема заинтересовала, когда прочла про Марику Чимишкиан, из-за которой соперничали Булгаков и Маяковский. Она была молодая, очаровательная полугрузинка, полуфранцуженка (если не ошибаюсь).
И вот Булгаков с женой Любовью Евгеньевной приезжают на Кавказ, там знакомятся с Марикой, у них завязываются теплые отношения.
И примерно в это же время она знакомится с Маяковским, гуляет с ним по ночному Тифлису...
потом она приезжает в Москву, и на вокзале ее встречают оба - Булгаков и Маяковский. Булгаков берет ее чемодан, а Маяковский смотрит билет, чтобы она, по крайней мере, без его ведома не уехала...
и живет она дома у Булгакова и Любови Евгеньевны, а Маяковский за ней заезжает вечером, и они гуляют по Москве. Он ее даже в свою комнату-"лодочку" на Лубянке водил.
она планировала пробыть в Москве 3-4 дня, а оказалось - целый месяц.
когда уезжала, ее, конечно, оба провожали. И ехали обратно с вокзала вместе, в молчании, и Маяковский сказал:"Как на похоронах". Любовь Евгеньевна сделала вывод, что "сильно ему понравилась наша Марика".


Марика потом еще приезжала в Москву, и снова виделись с Маяковским...
Через много-много лет, когда ни Булгакова, ни Маяковского уже давно не было на свете, Марика рассказывала о Маяковском.
Рассказывала, что многие женщины, которые были знакомы с Маяковским, любят делать вид, что у них были романы с В. В. А Марика наоборот. Говорила, что любовницей его никогда не была и что были они друзьями.


Ну а с Булгаковым Марика дружила до конца его дней, и в самые последние, тяжелые дни его была рядом.
С Марикой у Булгакова романа не было. Была взаимная, искренняя симпатия, с оттенком преклонения с ее стороны ( разница в возрасте у них была 15 лет) и отеческой заботы, покровительства - с его.


Они прекрасны, женщины Булгакова. Удивительны. А Марика, булгковский "милый Маррон", Мария Артемьева Ермолинская, особенно.



Другие статьи в литературном дневнике: