Разновидности музыкального слуха

Юля Жинь: литературный дневник

-- абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на частоту звука; возможность определять ноты после прослушивания «эталонного» звука появляется у всех музыкантов и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит значительных музыкальных преимуществ; по статистике, абсолютным слухом в Европе обладает один человек из примерно десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков;


-- относительный, или интервальный, слух — способность определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между звуками в мелодии, гармонических интервалах и аккордах. Относительный слух наиболее важен для музыкальной деятельности, его развитие (в отличие от выработки абсолютного слуха) входит в обязательную программу профессиональной подготовки музыканта;


-- внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников звука;


-- мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или музыкальной фразы, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;
гармонический слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (гармонических интервалов, аккордов), а также воспроизводить одновременно прозвучавшие ноты по одной (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте;


-- ладовый слух — способность воспринимать и различать музыкальные лады и ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждой ноты в контексте музыкальной композиции;


-- полифонический слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;


-- интонационный слух — способность воспринимать экспрессию (выразительность) музыки, её эмоционально–смысловые аспекты;


-- ритмический слух — способность воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма, точно его воспроизводить;


-- тембральный (или тембровый) слух — способность ощущать и различать тембральную окраску звуков разных музыкальных инструментов и разных певческих голосов;


-- фактурный слух — способность воспринимать нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;


-- архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.




Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как
- музыкальная психология,
- музыкальная акустика,
- психоакустика,
- психофизиология слуха,
- нейропсихология восприятия.


Развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина — сольфеджио.


Однако наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности, включая дыхательные упражнения, танец и вокализ.


https://www.youtube.com/watch?v=j-DSP2hhJoA



Другие статьи в литературном дневнике: