Крест вздохов о временах. А. Болотов и Г. Ревзин

Улекса фон Лу: литературный дневник

Современник Державина А. Т. Болотов (1738 - 1833) в своих записках от 1796 года писал о нем: <Славный наш поэта, Гаврила Романович Державин - не русский, а татарский дворянин с низу и потому называется мурзой> (Державин был потомком татарского рода Багрима). И о себе, касаясь истории своих предков, Болотов сказал: <Скажу вам, любезный приятель, что я природы татарской!.. сие ничто иное значит, как то, что первые наши предки были татары и выехали в Россию из Золотой Орды>. Оба потомка татарского рода стали гордостью России, и это только лишний раз доказывает, сколь мощно было обаяние, влияние русской, православной культуры, что она становилась родной для людей иной народности, национальности.
Говоря словами самого Болотова, <философией> его были <надежда и упование, возлагаемые всегда и во всем на помощь, покровительство и охранение Божеское>. И все поразительное многообразие его интересов - научных, практических - объединялось вокруг его религиозных, православных убеждений. Он писал богословские статьи, книги. Еще в молодые годы, наряду с сочинением <Чувствования христианина при начале и конце каждого дня в неделе, относящегося к самому себе и Богу>, он пишет <Детскую философию> с христиански-церковным обоснованием своих педагогических размышлений. (Тысячелетнее русское слово .Михаил Лобанов .Духовное и светское.(Учебное пособие по истории русской литературы XI-XX вв.)


Вздохи смешанный и разнообразный
1
О! как смущается трепещет
весь дух наш при болшой грозе
и как в сие ужасно время
нужна нам милость от Творца!
2
О! как привязаны мы к здешней
суетной краткой жизни все
хоть видим всякой день умерших
но мним безсмертными все быть
3
О! как та мысль для нас несносна
что некогда забудут все
и то что мы на свете жили
и где лежать наш будет прах
4
Хоть многое мы называем
своим имуществом здесь в жизнь
но все однако то не наше
и нам на время лишь дано
5
Тобой о Боже! сей день начал
Тобой и кончить я хочу
Тебе мой первый и последней
да буди посвященным вздох
6
Опять я целой месяц прожил
опять прошло уж тридцать дней
о сколь великим шагом к смерти
еще подвинулся я тем
7
Весма легко то статся может
что боле не увижу я
тебя прекрасной и приятной
и лучшей месец май в году
8
О что такое сон мой значит
а значит верно нечто он
но чтоб то ни было но воля
Твоя мой Бог буди со мной
9
О коль великую нам милость
и тем Творец наш оказал
что одарил Он нас скотами
кои питают нас млеком
10
Благодарю Тебя Всесилный
Утешитель Святейший Дух
при помощи Твоей сего дня
я мог преодолеть себя
http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra2/ra2-5102.htm




Музей отмазки от родины.Григорий Ревзин о музее Красного Креста и Красного Полумесяца
Журнал «Weekend» № 34 (130) от 04.09.2009
Так получилось, что музей Красного Креста и Красного Полумесяца я стал рассматривать с конца. Его директор, Татьяна Борисовна Кленицкая, была чем-то занята, запустила меня внутрь бывшего актового зала типовой школы в Черемушкинском проезде, где располагается московский Красный Крест, заперла дверь и убежала по благотворительным делам, а я пошел против движения экспозиции. В результате вначале у меня создалось ощущение, что это музей подарков.


Там большая витрина, заставленная мелкими штучками. Золотое блюдо, дар Пакистана, серебряная джонка, дар Вьетнама, чайный и кофейный сервизы, дар Болгарии, золотая тарелка, дар Кувейта, чайник, украинский дар, и такого под сотню — все чистое, свежее, пестренькое, с красными крестиками, как бы сказать, радостное. Разве что колокольчика, дара Валдая, нет. Эту витрину фланкируют два стенда со значками и медальками, выпущенными в связи с разными годовщинами общества Красного Креста и Красного Полумесяца, совместными конференциями и памятными датами. У кого была в детстве коллекция значков, знают, как мелко и празднично они выглядят, когда их прикалываешь рядами на шелковую кремовую подушечку, как весело сияют и светятся, каждый день создавая веселое новогоднее настроение.


Дальше, за значками, идут две экспозиции, одна посвящена лагерям беженцев из Чечни, а вторая — Беслану. Там фотографии, и как-то так получилось, что предметом экспонирования в основном служат дети. Что сказать? Весело и счастливо живут дети в палаточных городках беженцев. Там расчудесный детский сад, снаружи как бы барак, обшитый сайдингом, а внутри добрые воспитатели, везде игрушки, дети кушают, застенчиво улыбаются, учатся читать веселые книжки с картинками, поют хором. Не хуже дела и у детей Беслана. У них там танцы, компьютеры, викторины, они делают разные поделки и гордятся полученными за них грамотами.
Когда я рассматривал прекрасную фотографию детей Беслана, танцующих в физкультурном зале, маленьких несколько истощенных девочек в черных балетных костюмах с черными лицами, я, честно сказать, был уже в состоянии, близком к шоку. Как-то слишком отложилось в памяти, что такое физкультурный зал с детьми в Беслане. По счастью, в этот момент вернулась Татьяна Борисовна (как выяснилось, автор этих фотографий) и направила меня на правильный путь. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1226595



Другие статьи в литературном дневнике: