Поэтическое ристалище в Москве

Татьяна Гордон: литературный дневник

«ПОЭТИЧЕСКОЕ РИСТАЛИЩЕ» В МОСКВЕ


Вот и кончился Всероссийский турнир самодеятельных поэтов ВОС, которые имеет ещё одно название «»Поэтическое ристалище. Название красивое, интересное, звучное. Не знаю, почему в последние годы о нём как-то стали забывать. Но мне кажется, что, наконец-то, оно утвердится. Об этом говорил главный режиссёр КСРК Хайлетдинов Анатолий Николаевич, открывая это поэтическое действо.
Проходило оно в Москве в Культурно-спортивном реабилитационном комплексе Всероссийского общества слепых. Это было девятое такое соревнование. По положению турнир проходит один раз в два года, по нечётным годам.
Небольшая история. Впервые самодеятельные поэты встретились в 2003 году в Москве в КСРК. Создателем и вдохновителем турнира был Владимир Дмитриевич Бухтияров, поэт, член Союза писателей России (работник КСРК, по-моему, тогда он был главным режиссёром, а ныне Владимир Дмитриевич – главный редактор журнала «Наша жизнь»). Это он выработал положение о турнире, придумал схему работы соревнования самодеятельных поэтов, ввёл в турнир элементы КИСИ, напоминающей игру «Что? Где? Когда?», и готовил вопросы для этого состязания.
Чтобы попасть на турнир, необходимо выслать организаторам так называемое домашнее задание. Это поэтический автопортрет (12 строк) и композицию из авторских стихов на любую тему (50 строк). Надо сказать, что в эти рамки мало кто вкладывается. Тогда определили другие параметры объёма стихов: портрет должен звучать не более двух минут, а композиция – семь. Но и в это время не всегда укладываются конкурсанты.
Организаторы турнира проверяют присланные стихи и отбирают самодеятельных поэтов для конкурса.
Домашнее задание звучит на турнире, а жюри оценивает его по 10-баллльнойсистеме. 7 человек, набравшие большее количество баллов, попадают в финал и борются за первые места (первое, три вторых, и три третьих места).
Это самая интересная часть турнира, но она и самая трудная. На сцене под взглядами участников турнира и жюри нужно выполнить следующие задания:
Первое: за 5 минут написать оду на заданную тему.
Второе: за 3 минуты создать эпиграмму на предложенное жюри лицо.
Третье: продолжить предложенное жюри четверостишие.


Четвёртое: написать буриме на предложенные жюри рифмы.
Пятое: дописать предложенную жюри строку, создав дистих.
Это я описала схему, по которой вот уже девять раз проходил и, уверена, ещё много раз будет проходить турнир самодеятельных поэтов ВОС.
А вот его география. Первый состоялся в Москве. Тогда победителем стал Леонид Борисович Авксентьев Из Петрозаводска (Карелия). Это был 2003 год. В 2013 году мы с Татьяной познакомились с ним и его женой Ольгой (это было в Рязани, и Леонид Борисович уже выступал в роли члена жюри), а в 2015 году в Петрозаводске встретились, как старые знакомые, а потом пошли разговоры по скайпу.
Второй турнир проходил в 2005 году в Глазове на предприятии нашего слепецкого УПП, где директором незрячий поэт Леонид Смелков. На этот турнир от Московской областной организации ВОС участвовал наш Валерий Турлаков. Он тогда занял третье место. После этого Валера больше не ездил на поэтические турниры. Что произошло там? Сам Валера молчит, а я и не пытала его. Видимо, какой-то инцидент произошёл, раз ни он сам не выражал желание поехать, ни его не приглашали.
Третий турнир состоялся в2007 году Перми. Предложили поехать мне. Я вернулась с дипломом за творческие успехи. В Пермь я ездила с Татьяной и Захарычем. У них в этом городе жили и сейчас живут друзья. Впечатлений – куча. Там я познакомилась с Владимиром Дмитриевичем Бухтияровым. После участия мы с Татьяной сделали небольшую книжку «Пермское турне Двух Татьян», куда включили стихи об этой поездке. Это были стихи и мои, и Татьянины, и наши двойные стихи, то есть стихи поэтического дуэта «Две Татьяны». Правда, он тогда только рождался, да и названия ещё не имел.
На четвёртый и пятый турнир я не попала, а вот на Седьмой, который проходил в 2013 году в Рязани, мы поехали вчетвером: я, как участник, Захарыч, как сопровождающий, Татьяна и Ольга – группа поддержки. Дорога у нас была бесплатная, а за проживание и питание нужно было заплатить 2000 рублей. Татьяна и Ольга так и сделали.
Там в Рязани я встретилась с Хайлетдиновым Анатолием Николаевичем. Сначала он чуть ли не отругал меня за группу поддержки, но потом всё утряслось, и он даже помог мне попасть на компьютерные курсы в КСРК. Вот тогда я и узнала, что именно он предложил вызвать меня на турнир в Пермь. Оказывается в апреле 2005 года мы отдыхали в одно время с ним в санатории «Сосны», и он услышал, как я читала свои стихи о зелёном саде санатория. Но вот встретиться нам тогда не удалось. Анатолий Николаевич расспрашивал нашу Лидусю обо мне.
Но вернёмся к Рязани. Уезжала я домой с ценным подарком от Рязанской областной организации – дипломом и тифломагнитолой, на которой можно слушать кассеты, диски и флешки.
Я не попадала в поэтическую мастерскую. Знаю своё слабое место: интеллектуальная игра (попадаются такие вопросы, на которые сразу не могу ответить). Кроме того, в Рязани Бухтияров просто-напросто зарубил мой автопортрет, поставив очень низкий балл – 5 очков. Я тогда читала вот это.


МОЯ ОТРАДА


Мои стихи – моя отрада.
Они мой воздух и любовь.
Знать, кем-то посланы в награду.
Я в них влюбляюсь вновь и вновь.


Мне кажется, что кто-то свыше
Диктует их под блеск луны.
Возможно, ими солнце дышит
И обращает в явь все сны,


И я парю средь слов влюблёно,
В себя вбирая добрый свет,
А сердце бьётся изумлённо,
Ведь лучше красок мира нет.


Росою утоляю жажду
И греюсь в солнечных лучах,
И свято верю, что однажды
Я растворюсь в своих стихах.


5 мая 2008 года


Я сама слышала, когда Захарыч вёл меня после прочтения мимо жюри, как Бухтияров произнёс эту оценку. Хотя у многих конкурсантов были более размытые поэтические портреты. Видимо, Владимир Дмитриевич очень «неровно» ко мне дышит. Эту неприязнь я заметила ещё в Перми.
Следующий турнир 2015 года проходил в Петрозаводске. Там уже председателем жюри был Хайлетдинов. Владимир Дмитриевич, возглавив наш самый главный журнал «Наша жизнь», отошёл от работы в КСРК, и теперь турниром занимался Хайлетдинов Анатолий Николаевич.
Для меня этот год стал запоминающимся, победным. Я не только попала в поэтическую мастерскую, но и выиграла её. И вообще, этот турнир, проходивший в Карельской республиканской библиотеке для слепых, был самым тёплым. Не потому, что я победила, а потому, что в очень тёплой обстановке проходил турнир. Экскурсии, тёплая, дружеская обстановка, общение с библиотекарями, посиделки в гостинице – всё это делало турнир запоминающимся. И опять здесь со мной была Татьяна, но теперь уже она выступала в роли участницы. Как я радовалась, что она получила поощрительный диплом!
По итогам этой поездки мы с Татьяной сделали книжку «Долго будет Карелия сниться». Один экземпляр передали Анатолию Николаевичу.
Потом была Самара. Это 2017 год. Тогда у нас всё было на вокзале: и проживание, и питание, и сражение. И тоже была экскурсионная программа: нам показали город, а библиотека для слепых представила свои экспонаты: книги, планшеты. И вновь я попала в финал. Результат – третье место. На этом турнире тоже не было Бухтиярова.
И вот нынешний турнир. Возглавляет жюри Владимир Дмитриевич. Рядом с ним Леонид Смелков, Леонид Авксентье и Рифкат Гардиев. Кто из них так низко оценил мою композицию? Не знаю.


Татьяна Гордон


ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


А ДЕТСТВО ТОЛЬКО СНИТСЯ


ЗАПАХ РОДНОГО ДОМА


У каждого дома – свой запах,
Свои атрибуты и шорохи.
На мягких невидимых лапах
К нам память приходит, как всполохи.


Она нас приводит к порогу,
Казалось, давно позабытому,
Но вот, получается, могут
Те двери всегда быть открытыми.


Шагни, не боясь оступиться,
Попробуй до двери дотронуться,
И, будто из детства, страницы
Пронзят нашу душу, как стронцием.


И ты в круговерти событий
Всплываешь безвольной рыбёшкою,
А кто-то ведёт по наитью,
И сердце стучит заполошено.


5 июня – 1 октября 2009 года


НАС ПРОШЛОЕ ЗОВЁТ…


Нас прошлое к себе зовёт и манит,
И что казалось мелочным тогда,
Теперь воспоминаньем сердце ранит.
Вишнёвый сад, тропинка у пруда,


Далёкий сини лес, ракиты над рекою,
На дне оврага тоненький ручей,
Мой старый дом, берёзы… Нет, не скрою -
Им не уйти из памяти моей.


И где найти мальчишек и девчонок,
С которыми играла в детстве я?
Мой голос был всегда довольно звонок.
Но слышат ли сейчас меня друзья?


А память вновь со мной играет в прятки.
Захочешь – не забудешь этих мест:
Картинки прошлого и трепетны, и сладки,
Как отчий дом и на могиле крест.


От них куда же мне теперь уехать?
В какой земле я обрету покой?
Издалека летит негромким эхом
Твой голос, мама, близкий и родной.


15-16 августа 2013 года



ОНИ ТАКИЕ ЖЕ, КАК МЫ


Ласкает ветер седину волос,
Как будто мама гладит нежно-нежно.
Стою, молчу, не сдерживая слёз.
Как были мы беспечны и небрежны!


Не слушали советов никаких,
Казалось, знали сами всё на свете.
Глядим теперь мы на детей своих
И узнаём себя, как на портрете.


Вот так же несговорчиво дерзки
И мы когда-то в молодости были,
Но жизнь пообломала лепестки,
Обсыпала виски седою пылью.


У мамы бы спросила я совет,
Вот только поздно – время упустила.
Ласкает ветер горьким словом: «Нет!»
Вдруг слышу голос: «Мать тебя простила».


31.05-04.08.2017 года



НЕТ ВОЗВРАТА В ДЕТСТВО


Вдохновитель: http://www.stihi.ru/2015/11/23/5239


Теперь нам детство может лишь присниться.
Во сне том будет бабушка жива
И ласково прикрикнет: «Баловница!» -
Высокими там будут дерева.


И все дворовые друзья на месте,
И мама до безумья молода,
А мир неведомый так интересен,
Как торопили мы вперёд года.


А дни такие длинные большие,
Так много успеваем сделать дел.
Дни гомоном и смехом налитые.
Туда вернуться каждый бы хотел!


Но кто же в детство нам продаст билетик?
Где кассу эту добрую найти?
Лишь в детях видим давнюю примету,
А в наше детство замкнуты пути…


Теперь нам детство может лишь присниться.


23 ноября 2015 года


Смелков, давая общую оценку этому конкурсу сказал: «Были гладенькие композиции, но они не задели». Это обо мне что ли? У меня было 8 баллов из 10.
Конечно, это огорчило меня. На интеллектуальной игре я набрала всего 1 балл. Мне стало ясно, как бы не был оценен автопортрет, в мастерскую я не попадаю. Так и вышло, хотя за второе домашнее задание я получила 9,5 балла.


ИРОНИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ


Писать портрет в шестнадцать строк -
Работа не простая.
Рост мой не очень-то высок,
И я почти седая.


Душе вот только невдомёк,
Что возраст мой почтенный,
Спешу вприпрыжку за порог
Без поступи степенной.


Компьютер каждый день со мной,
Решаю с ним задачи.
Мне, право, рано на покой -
Нельзя мне жить иначе.


И строчки мысли теребят
И просятся на волю.
Печатаю я всё подряд
И не ропщу на долю.


Дописано 6 января 2019 года


Татьяне повезло больше. Она смога в игре набрать6 очков. «Мне просто попались лёгкие вопросы,» - сказала она. И, действительно, ответы на эти вопросы и я знала. Вообще-то, в зале сидеть, конечно, легче, и ответы быстрее находятся.
Татьяна попала в мастерскую. Из неё вышла с поощрительным дипломом.
Но это всё мои эмоции и обиды. А теперь о самом турнире. Конкурсанты приехали из Брянска, Перми, Иванова, Ульяновской области, Костромы, Екатеринбурга, Казани, Рязани, Московской области. Была представлена и сама Москва. Я москвичей на турнире встретила впервые. Кроме меня и Татьяны, Московскую областную организацию представляла ещё Калицкая из Можайска. Встретиться и поговорить с нею нам как-то не пришлось. Самой юной конкурсанткой была Елизавета Олар из Екатеринбурга. Девочка эта мне вначале понравилась. Детские стихи, детский голосок. В конце турнира мнение поменялось. Похвалы Бухтиярова, просто влюбившегося в эту девочку, возымели своё действие. В голосе Елизаветы появилось столько апломба и уверенности, что она всё отлично делает, хотя её стихи далеки от совершенства. Над ними надо работать и работать.. Необоснованные похвалы могут только навредить и остановить рост поэтического мастерства. Очень жаль, если я окажусь права.
В финал вышли Алексей Пижонков и Марина Платонова (Казань), Татьяна Чикова (Московская область), Татьяна Расулова (Костромская область), Татьяна Аржиховская (Москва), Елизавета Олар (Екатеринбург), Елена Наливаева (Кострома), Борис Зверев (Тверь), Улитина (), Лункина (Москва)..
Вот задания, над которыми они работали:
1. написать оду журналу «Наша жизнь»;
2. написать эпиграмму на Пушкина;
3. Продолжить строфу:
«В минуту ль жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть
Одну молитву чудную
Шепчу я наизусть»
4. Написать буриме по рифмам:
стакан – великан, дорога – много;
5. продолжить строку:
«Здоровайтесь обеими руками».
Обязательно попробую выполнить эти задания.
Кульминация турнира – награждение. Вначале слово дали Дине Рубинной, главному редактору звукового журнала «Диалог». Свои подарки брайлевский календарь и первый номер журнала получили конкурсанты Московской области Татьяна Чикова и Калицкая.
Как я и ожидала у Татьяны поощрительный диплом. Кроме неё такую же награду получили Татьяна Расулова и Лункина.
Третья премия у Бориса Зверева, Марины Платоновой и Елена Наливаева.
Вторая премия у Алексея Пижонкова, Елизаветы Олар и Татьяны Аржиховской.
Победителем турнира стала Улитина.
Вручение дипломов, подарков, общая фотография.
Турнир закрыт.
А мне стало обидно за Москву. Во всех городах, где нас принимала областная или краевая организация ВОС было значительно теплее и дружелюбнее. Везде старались нам показать город, дать какую-то информацию о работе библиотеки. Здесь всё было тихо. Тут же в этом здании есть отличный музе Всероссийского общества слепых. Можно было без особого труда организовать в этот музей экскурсию. И транспортных затрат никаких, нужно было просто спуститься на другой этаж и вызвать на работу экскурсовода. Директор музея Огаркова Алла Сергеевна была на награждении. Она вручила членам жюри Смелкову, Авксентьеву, Бухтиярову и Гардиеву Благодарственные письма за переданные в музей авторские книги.
Турнир – это не только получение дипломов, но и встреча с давними знакомыми и обретение новых друзей. В перерывах поговорили с Мариной Платоновой и её мужем Алексеем Пижонковым, с мамой Марины. Познакомились и с родителями Алексея. Они провожали нас от станции метро «Сокол». Марианн Пижонкова (мама Алексея) узнала меня, она видела меня в Петрозаводске.
Обнялись с Татьяной Аржиховской, москвичкой, поговорили с Татьяной Расуловой, с Борисом Зверевым. Он надиктовал Татьяне на диктофон стихи обо мне , о нашем городе. А ещё мы попросили прочесть и стихи, посвящённые жене.
В гостинице я попала в номер к Светлане Кашиной из Иванова. С нею проболтали до полуночи. Говорили о жизни, своих сыновьях, и конечно, о стихах. Светлана рассказала, как она сама печатает свои книги. Обменялись адресами. Вот и завяжется ниточка.


Татьяна Гордон
17 февраля 2019 года



Другие статьи в литературном дневнике: