Сопричастность

Татьяна Гордон: литературный дневник

«СОПРИЧАСТНОСТЬ»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС НА ПРЕМИЮ ИМЕНИ РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО


Ещё в апреле я писала, что отправила свою книгу «Живут в душе моей стихи» на областную литературную премию имени Роберта Рождественского. Отправила и… забыла. И вот в декабре этого года получаю письмо из нашей центральной библиотеки имени А.П. Чехова. Точнее, сначала был звонок, а потом письмо. (Не работал мой старый адрес.)
«Министерство культуры Московской области Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник имени П.И. Чайковского Московская областная государственная научная библиотека имени Н.К. Крупской
Приглашают Вас на церемонию награждения, посвященную Московским областным литературным премиям имени Михаила Михайловича Пришвина и имени Роберта Рождественского 2015 года
Ждем ВАС
в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике имени П.И. Чайковского
17 декабря (четверг) в 13.00
Начало регистрации - в 11.00. Экскурсии по музею-заповеднику им. П.И. Чайковского с 11.30 до 13.00. Адрес: г. Клин, ул. Чайковского, 48. Проезд: от ст. метро «Водный стадион» автобус № 437 до остановки «Сквер Чайковского» (по просьбе) или электропоездом с Ленинградского вокзала до ст. Клин, далее автобус № 30, 37, 40,18 до остановки «Музей Чайковского».
Телефон для справок: 8 (495) 511 -30-25 (доб. 219).»
Такое приглашение польстило. Поехать в Клин, где я когда-то бывала, захотелось. Позднее дата проведения была перенесена на 24 декабря. В интернете нашла следующее:
«
Петр Ильич Чайковский - одна из величайших фигур мировой культуры. Его музыка, общечеловеческая по своему содержанию, несущая в себе высокие идеи гуманизма,
любима народами всех стран. Вот почему дом в Клину стал настоящей музыкальной Меккой. За более чем столетнюю историю музея его посетили миллионы людей
со всего земного шара. Дом Чайковского обладает покоряющей притягательной силой, дает каждому, приехавшему сюда, прекрасную возможность "встретиться" с
гениальным музыкантом в его среде, в его времени, погрузиться в тот самый предметно-пространственный мир, верный даже в деталях, который окружал его. При
этом не возникает впечатления мертвенности, музейной застылости - дом продолжает жить, потому что в нем не замолкает музыка. Продолжает звучать рояль Чайковского,
с которым связана одна из традиций музея: дважды в году - в день рождения композитора, 7 мая, и в день его памяти, 6 ноября, старый беккеровский рояль
наполняет волшебными звуками и уютную гостиную, и примыкающие к ней комнаты, и подступивший к окнам дома парк. В день памяти композитора одновременно отмечается
и годовщина Шестой симфонии, величайшего шедевра мирового искусства. Поэтому день памяти Чайковского каждый раз становится днем торжества его музыки, неувядающей
его славы.


Лучшие музыканты почитают за честь принимать участие в музыкальных собраниях в клинском доме. Здесь выступали Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах.
На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и многие, многие другие. Музыка,
знакомая по концертным исполнениям, по многочисленным изданиям и записям, в доме ее автора воспринимается совершенно иначе. Ярче выявляются искренность,
непосредственность и доверительный тон лирического высказывания композитора, а в исполнении ощущается взволнованность и приподнятость. Эта традиция зародилась
в двадцатые годы, и неизменно поддерживается.


Почетное право играть на рояле композитора предоставляется и молодым пианистам - лауреатам Международного конкурса имени П.И.Чайковского. В 1958 году эту
традицию начинал американский пианист Вэн Клайберн, лауреат Первого конкурса, который написал после посещения дома композитора: "У меня не хватает слов,
чтобы выразить сердечную радость и благодарность за то, что я удостоен чести видеть дом великого мастера и играть на его рояле". За ним последовали: Джон
Огдон, Алексей Наседкин, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский и другие. Постоянным участником концертов в Клину стал лауреат VI Международного
конкурса имени П.И. Чайковского Михаил Плетнев. Замечательный пианист, композитор, дирижер, человек разносторонних интересов, М.Плетнев исполняет всю фортепьянную
музыку Чайковского. Работа над его сочинениями, по мнению артиста, является своеобразным критерием зрелости, мастерства, культуры музыканта. Играя Чайковского,
нельзя скрыться за виртуозные элементы, так как это "композитор души".


Членами жюри, участниками и почетными гостями девяти конкурсов П.И.Чайковского в парке музея посажена целая аллея прекрасных деревьев в знак глубокого
преклонения перед гением. К шуму их ветвей присоединяется и шум деревьев, посаженных выдающимися деятелями музыкальной культуры мира: дирижерами Леопольдом
Стоковским и Риккардо Мутти, певцами Антониной Неждановой, Леонидом Собиновым и Марией Биешу, артистами миланского театра Ла Скала.


Дом-музей П.И.Чайковского в Клину - один из старейших мемориальных музеев мира - по сути своей является музейным комплексом, заповедником, так как включает
в себя все необходимые для этого компоненты. Мемориальный дом - сердце музея, его внешний вид и внутреннее убранство, а также составляющие с ним единое
целое старинный парк и усадебные постройки - все это в совокупности воссоздает колорит эпохи, ее атмосферу.»
Началась моя подготовка к поездке. Одна я поехать, естественно, не могла. Предложила Кудрявцевой Раисе Алексеевне. Она с радостью согласилась, так как в Клину никогда не бывала. Я ещё в 70-тые годы ездила на экскурсию в музей Чайковского. Но воспоминания об экскурсии были смутными. Захотелось мне, чтобы поехала и моя Татьяна. Но главное здесь – транспорт. Ехать своим ходом я не хотела. Вопрос этот надо было решать с администрацией города. Сделали заявку в отдел, который занимается общественными организациями. Обрадовалась, когда оттуда ответили положительно.
Как-то я не сразу подумала, что буду в гостях у Чайковского – великого композитора. Внезапно пришла мысль – у меня немало стихов о музыке. Попробовала собрать их в одну папку. Около сорока! Да тут ещё новые строчки поползли.
Вот и решила собрать новую небольшую книжку. Распределила порядок следования стихов, написала вступительную статью.


«ОТ АВТОРА


Что такое музыка? Созвучие различных нот? Мелодичный напев?
Вот какое определение слову «музыка» дают Ожегов и Шведова в «Словаре русского языка»: Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства…»
Музыка – это тот мир, в котором мы с вами живём. Она в шуме дождя и шорохе листвы, в тишине звёздной ночи и зное летнего дня, в говоре родника и плеске речной воды, в шуме морского прибоя и грозном рокоте грозы… Вот только надо уметь слушать эту музыку. Далеко не каждому удаётся увековечить услышанное. Мы рады, что в нашей России жил и созидал Пётр Ильич Чайковский, гениальный композитор, оставивший нам в наследство свои симфонии , оперы, балеты, романсы.
Именно Чайковского должна я благодарить за мысль сделать вот эту небольшую книжку. Узнав, что судьба забрасывает меня в город Клин, известный во всём мире музеем Петра Ильича Чайковского, выбрала я из своих стихов те, которые касаются темы музыки.
Кто я? Коренная серпуховичка, влюблённая в поэзию. Стихи для меня стали смыслом жизни. Они помогают мне выпутываться из различных жизненных передряг, помогают бороться с своим недугом. И пусть слепота закрыла от меня все краски мира, в своих стихах я зрячий человек. Им я обязана тем, что живу.»


На следующей странице расположила я свой автопортрет, словесный, конечно. А дальше – новое стихотворение, посвящённое Клину, музею Чайковского.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛИН


Музыкальный город - музыкальный Клин.
Солнечная осень… Журавлиный клин…
Колоколен звоны. Вечный бег времён,
И спускает нежность русский небосклон.


Музыку рождает ветер в облаках,
Нотки оседают на резных листах,
На ветвях берёзы, ягодах рябин,
И рисуют звуки тысячи картин.


Снежный посвист вьюги, говорок ручья,
Капельки-дождинки, трели соловья,
Радуги сиянье, аромат садов,
Лёгкие улыбки полевых цветов.


Шорох листопада, шествие весны,
Звёздное мерцанье, колдовские сны.
И любовный шёпот средь ночной тиши -
Всё слагает песню – музыку души


В канделябрах свечи, блики на окне -
Видятся воочью те мгновенья мне.
Тишину кромсает звуками рояль,
И плывёт, рождаясь, в души пастораль.


Дом, где композитор музыку писал,
Стал теперь музеем, достояньем стал.
Чтобы прикоснуться, люд сюда спешит,
А со стен Чайковский нам в сердца глядит.


Музыкальный город – музыкальный Клин.


5-6 декабря 2015 года


Стихотворение писала недолго, оно выходило без помарок. Оно, это стихотворение, и надоумело меня сделать книжку. На этот раз попробовала напечатать в виде брошюры. Нашла, где это делается в компьютере. Собрала все стихи в один файл, проверила, чтобы на каждое стихотворение стояло на одном листе. Если стих был длинным, чтобы уместить его на одном листе, убирала пробелы, а иногда и уменьшала размер шрифта. Как потом поняла, делала это правильно. Работу проделывала я подобную впервые и не знала, как при печати поведёт себя моя брошюра: сохранит ли последовательность страниц. И, действительно, когда я отпечатала, макет брошюры был неточным: когда листы А4 сложили пополам, нумерация страниц нарушилась. Решено было: сложить листы, как получилось, и убрать номера страниц – просто отрезать их. Если бы я переносила стихи с одной страницы на другую, всё пришлось бы перепечатывать. А времени уже и не было. Решила, что эту проблему буду решать потом. Ведь, лиха беда – начало. А ведь так мы сможем сами делать наши книжки. Задумки уже есть.
Помогал мне сделать из листов книжечку наш Захарыч.Он скрепил и обрезал книжки. Сделано пока всего три экземпляра.
Назвала я книгу «Сопричастность» по названию одного из своих стихов. Написано оно было давно, во время одной из музыкальных программ в гостях у оболенского клуба «Оптимист». Вот это стихотворение.


СОПРИЧАСТНОСТЬ


Коснулись пальцы пианино -
Родился первый звук,
А тишина, присев картинно,
Глаз не сводила с рук.


А звуки, то сплетаясь тесно,
То, как струна, звеня,
Кружась, свою слагали песню,
Спадали на меня.


И властно музыка звучала,
Вела нас в мир иной,
Где ни конца нет, ни начала,
Где дышишь красотой.


Где вечны и неразделимы
Добро, любовь и свет.
Где вольной птицею парим мы.
Преград в том мире - нет!


А музыка, забрав все души,
Вела нас в доброту.
Ну, как, ну, как её не слушать -
Такую красоту!


02 ноября 2008 года
п. Оболенск


Хочется мне здесь вставить и ещё одно стихотворение, написанное вообще-то именно для этой книги.


РОЖДЕНИЕ МЕЛОДИИ


Нотки прыгнули на лист,
На линейки стана.
Были в нотках птичий свист,
Шорохи каштана


И мерцание звезды,
Посвисты метели,
Говорок речной воды,
Бойкий звон капели.


Всё сплеталось в сплав один -
Музыка рождалась
С грустной песенкой рябин,
Источавшей сладость.


Пели рощи и цветы,
Парки и аллеи.
На заре мои мечты
В небесах алели.


В той мелодии живут
Русские просторы.
Вольно дышится мне тут -
В песенных узорах.


15-17 декабря 2015 года
ЯЯ не могу вставить в эту страничку все 45 стихов о музыке, как бы мне не хотелось. Книжечка получилась в 44 страницы, небольшая, аккуратная. Первый шаг удался – книжка получилась. Пусть пока в ней страницы пока расположены не в том порядке, как намечалось, но всё же книжка есть. У меня получилось! Теперь буду работать над возникшей проблемой.
Ну, а теперь возвращаюсь к поездке в Клин. Хотя меня и персонально пригласили на церемонию вручения литературной премии имени Роберта Рождественского, я почти точно знала, что подобной награды мне не видать. Но ехала я , конечно, с удовольствием. Машину нам выделили, водитель забирал нас от подъездов домов. Приехали мы вовремя и сразу попали на экскурсию . Слушала я экскурсовода и ничего не вспоминала о прошлой поездке сюда – всё было внове. Рассказ понравился. Кроме того, мы слушали музыку Чайковского, фотографировались у его памятника.
После экскурсии я подошла к экскурсоводу и сказала, что приготовила для музея подарок. Ко мне пригласили представителя музея и я вручила ему свою книжку, рассказав немного, как создавалась она. Было это в фойе концертного зала при музее . Вокруг было много приехавших со всех концов нашей Московской области конкурсантов. Чуть позже я подарила свою книжку и представителю областной научной библиотеки имени Н.К. Крупской. В дарственных надписях просила вставить слова «в память о 24 декабря».
Затем прошли в зал, где и должно было проходить награждение. Одновременно вручали премии победителям конкурсов имени Роберта Рождественского и имени Михаила Пришвина. Как и любое награждение вручение наград перемежалось концертными выступлениями. Да, я не сказала, что в фойе зала перед началом звучал рояль – выступали преподаватели музыкальной школы.
Сначала вручали премию в поэзии. На сцену приглашали лауреатов и дипломантов. Конечно, в их число я не попала. Это меня не очень расстроило. Результат был ожидаемый. Я впервые участвовала в подобном конкурсе, меня не знали.
Потом вручили премию в прозе, премию имени Михаила Пришвина. Обе эти премии ежегодные. Так что можно ещё пробовать.
Но меня тоже ждали подарок и диплом – диплом участника конкурса. Но со сцены об этом ничего не сказали, и мы уехали безо всего. Есть в этом вина и нашей Раисы Кудрявцевой. Она получала диплом Р. Петровской из Пущино и диплом Валентины Кардаковой, которой в связи со смертью дали Благодарственное письмо. Получая дипломы и подарки, Раиса Алексеевна назвала фамилию Занозиной из Пущино. Ей выдали, что предназначалось Занозиной. Мою фамилию Кудрявцева не назвала. После мы не подходили к столам выдачи. Так что я уехала не солоно хлебавши. Мой диплом остался у организаторов конкурса. А ещё там был большой альманах с произведениями авторов, участвующих в конкурсе. Уже из дома Раиса Алексеевна позвонила мне и сказала, что в этом альманахе две страницы отведены мне. Есть там и моё фото, и небольшая биография.
Когда я смогу взять в руки диплом и альманах? Неизвестно. Да и найдут ли они меня?
Сама я за ними не поеду….
В целом же я довольна поездкой. В дороге всё было отлично. Водитель вёл машину осторожно. Долго вот. Но в этом никто не виноват. До Клина далеко. Сегодня я позвонила в транспортное хозяйство нашей администрации и сказала слова благодарности водителю Виктору. Выслушали меня хорошо и обещали объявить Виктору благодарность. Если так будет, то это станет заключительной точкой нашей поездки.


26 декабря 2015 года


Татьяна Гордон



Другие статьи в литературном дневнике: