Склонили голову цветы...

Татьяна Гордон: литературный дневник

СКЛОНИЛИ ГОЛОВЫ ЦВЕТЫ…



Валентина Васильевна Кардакова – член Союза писателей России, поэт с большим стажем, серпуховичка. Я познакомилась с ней сразу, как пришла в ЛИТО «Серпейка». Человек она своеобразный. Как и во всех нас, в ней много разного: и свои плюсы, и свои минусы. По образованию Кардакова оформитель, поэтому неплохо владела и карандашом, и кистью. Умела вышивать нитками и бисером. Но основное её дело – сонеты. Овладев этой формой стихосложения, Валентина Васильевна писала сонеты на самые различные темы. И писала много. Она попала в российскую книгу рекордов «Диво». У Кардаковой вышло 15 поэтических сборников.
Как трудно говорить о Валентине Васильевне в прошедшем времени! Мы нечасто разговаривали с нею по телефону, в большинстве случаев инициатором этих разговоров была сама Валентина Васильевна. Она много рассказывала мне о своей любви – любви всей её жизни. Уже будучи матерью, встретила она однажды человека, намного моложе себя. Чувство вспыхнуло обоюдное. Было всего 5 встреч. Но каких встреч! А потом пошёл календарь накручивать годы разлук. Но любовь жила! Александр, Саша – так звали того человека, вошёл в поэзию Валентины Васильевны. Ему посвящались сонеты, венки сонетов. Разлука и расстояние только разжигали пламя любви, а оно, это пламя, давало силы жить, творить, мечтать и думать. Знаменательно и то, что и ушла от нас Валентина Васильевна Кардакова в день рождения своего любимого – 6 августа 2015 года.
Я знала, что Валентина Васильевна попала в больницу с болями в животе. Дочь Нина Анатольевна Шевелёва, и внучки Настя и Катя всегда волновались за сердце мамы и бабушки, а беда подстерегала с другой стороны…
Полостная операция. Хирург, делавший её, сказал Нине, что мама не выйдет из реанимационного отделения, затем предсказывал смерть через сутки после операции. Но Валентина Васильевна хотела жить, боролась за жизнь. Через семь дней Валентину Васильевну выписали домой. И здесь она прожила ещё целую неделю. Дочь и внучки были в таком состоянии, что не могли сообщить о кончине мамы и бабушки никому, кроме брата Валентины Васильевны.
Похоронили тихо, без громких речей 8 августа на Дракинском кладбище, там, где была похоронена её мама.
9 августа я дозвонилась, наконец, чтобы узнать, каково здоровье Валентины Васильевны. Я звонила и раньше, но мне никто не отвечал. А вот 9 августа трубку взяла Нина Анатольевна. Тогда я и узнала печальную весть. Сидела, слушала… Что можно было сказать? Слов не было. Конечно, кто-то скажет: «86 лет прожила. Это немало. Дай, Бог, каждому прожить столько!»
А мне думается: «Вот жил человек, копошился, делал свои дела – и вдруг – конец! Как будто перешагнул некую черту – и исчез с наших глаз. И больше уже никогда не поговоришь с ним, никогда не услышишь его голос… Сразу переносишь всё на себя. Ведь и мне тоже немало лет. А жить хочется. Тем более что вроде и силы к этому есть, и желания есть, и мечты ещё не все выполнены…»
Нина Анатольевна решила пригласить членов «Серпейки», тех, кого сама знала, а главное, кто был знаком с Валентиной Васильевной, 14 августа на 9 дней, чтобы помянуть маму, поговорить о ней, почитать её стихи.
Сами собой у меня стали складываться строчки. Стихотворение написалось быстро и почти без помарок. Вот оно.


СКЛОНИЛИ ГОЛОВЫ ЦВЕТЫ


На смерть
Валентины Васильевны Кардаковой,
члена Союза писателей


Склоняли голову цветы.
Любовь стояла в отдаленье.
Судьба последние мгновенья
Бросала робко с высоты.
Склонили головы цветы.


Казалось, вот последний миг…
Последний вздох… Последний самый…
И нету рядом Вашей Мамы.
Из горла рвался горький крик.
Пришёл он - тот последний миг.


Но опускать глаза нельзя.
Она во всём: вот в этих книгах,
В рисунках, вышивках, картинах -
И годы прожила не зря.
Нет! Опускать глаза нельзя.


Там, в облаках, над нашим миром,
Она с любовью и стихом,
С иголкой, кисточкой, пером -
Вся в окружении кумиров
Там, в облаках, над нашим миром.


В Вас будет жить Её душа,
Пока живёт в Вас Ваша память.
Не загасите её пламя,
Чтоб там Она могла дышать.
В Вас будет жить Её душа…


Склонили головы цветы.


10 августа 2015 года


14 августа Раиса Алексеевна Кудрявцева, руководитель «Серпейки» зашла за мной. Мы пешком пошли к Галине Павловне Сгибневой, тоже старейшему члену нашего литобъединения. Она на заседании не ходит по состоянию здоровья. Но дом Валентины Васильевны недалеко, поэтому мы и хотели привести её. Но Галина Павловна так расстроилась, что пойти не смогла. Она дала Раисе Алексеевне деньги, расплакалась, так что мы вдвоём уговаривали её.
Галина Павловна Горякова, тоже хорошо знавшая Кардакову, уже была на месте. Нас от «Серпейки» было всего трое. Деньги вложили ещё моя Татьяна и Лариса Ервандовна Сироткина, тоже старейший член «Серпейки». Так что Раиса Алексеевна передала Нине Анатольевне 4250 рубле. Думается, это совсем неплохо.
Мы, как положено, поминули Валентину Васильевну. Галина Павловна Горякова передала Нине своё стихотворение, посвящённое Валентине Васильевне. Нина зачитала его. Потом она читала стихи мамы из самой первой книги. Как по-новому зазвучали строки, написанные когда-то давно.
Передала и я своё стихотворение и книгу «Живут в душе моей стихи». Сказала я и о том, что именно с подачи Валентины Васильевны мы с Татьяной опубликовали свои стихи в Пушкинском сборнике «Глаголом жги сердца людей».
Мне думается, Валентина Васильевна всё это видела, и ей, конечно, было приятно, что мы трое снова сидели в её доме, за её столом… Рядом сидела дочь Нина, внучка Настя с маленькой правнучкой Машей и брат Вячеслав. А мы говорили, говорили, читали стихи… Нина рассказывала, сколько мама дала ей и внучкам, как учила их восприятию красоты, прививала им вкус к поэзии. Не случайно, и Нина, и Настя тоже пишут стихи.
Ушли мы с небольшими подарками. Нина вручила каждой из нас последнюю книжку Валентины Васильевны «В розовых тонах». Это книга - стихи-посвящения внучкам, детские смешные высказывания, подслушанные Валентиной Васильевной. Материал для этой книги поэтесса собирала всю жизнь. Вышла книжка в нынешнем году.
Такие книжки и вафельные тортики мы передадим и Галине Павловне Сгибневой, и Ларисе Ервандовне Сироткиной, и моей Татьяне.
А дни бегут… бегут… ….. и уже без Валентины Васильевны…


Татьяна Гордон
18 августа 2015 года



Другие статьи в литературном дневнике: