На входной двери моей пустыннической кельи прикреплено Распятие, простое, деревянное. Когда я смотрю, как Сын Человеческий висит за нас на Кресте и под дождём, и под снегом, и под порывами ветра, и под палящими лучами солнца, и днём, и ночью, то думаю не только о великом подвиге Искупителя, но и о том, что вот так «на позорище» (ведь крестная казнь воспринималась, как позорная) Господь висит и сейчас в интернет-пространстве.
Там все, от атеистов до сатанистов, от ищущих сенсации деятелей искусства до одержимых душевнобольных людей, могут глумиться над Господом: словами, изображениями, фильмами, клеветой, домыслами и тому подобным. И Он, Открытый всем ударам, Кроткий Страдалец, пьёт за нас эту Чашу.
Христос невиновен. А я-то – виновен! И тем не менее мне так горько-горько нести свой позор. Хотя он несравним с тем глумлением и поруганием, что невинно терпит за нас Спаситель.
Как разбойник, умоляю Невинного Искупителя нашего, безжалостно распинаемого и в современной жизни, и в интернете: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Ср. Лк. 23, 41–42).
Слава Господу, что таким падшим, как я, дарован спасительный путь кающегося разбойника.
18. ДРЕВНЯЯ ЗЛОБА
Вновь и вновь спрашиваю себя: что же со мной случилось? Как стала возможна совершившаяся беда? Почему, найдя Спасителя и Его Церковь, я со временем охладел, потерял ревность, страх Божий и, фактически, саму веру?
+++
Причиной моего падения стала гордость.
Похоже, я подсознательно отвергал мысль, что ко мне, такому «образцово-кающемуся грешнику» и «смиренному иноку», вообще могут относиться предупреждения святых отцов о гордости.
Незаметно для самого себя я взрастил в душе желание славы человеческой и прилепился к ней, питаясь и утешаясь ею, боясь её потерять.
В последнее время меня тяготило несоответствие моего внутреннего состояния и того имени, которое я носил в церковной среде, но потеря этого «уважаемого» имени казалась полной катастрофой, крахом и концом жизни. Какое ослепление…
Прости, Господи, и даруй мне Твоё смиренномудрие.
+++
Другой причиной моего падения стало недооценивание роли и силы падшего верховного ангела и его демонов.
Современный технократический, немистический образ мышления способствовал расслабленности и неосторожности по отношению к духам злобы. Словно брань с ними уже выиграна, в то время как она – в самом разгаре.
Господь Иисус Христос неслучайно предупредил о великой опасности, исходящей от сатаны и его слуг, вложив прошение об «избавлении от лукавого» в молитву «Отче наш». Казалось бы, куда уж очевиднее?
Теперь от всего сердца вопию: «Господи… изми мя от уст пагубнаго змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива» («Молитвы на сон грядущим»).
+++
Ко всему прочему, я недопонимал важности самого дара веры и смертельной опасности этот дар потерять.
А ведь были на этот счёт серьёзные предупреждения и знамения. К примеру, тема убиенного брата Иосифа Муньоса и сокрывшейся от нас мироточивой Иверской-Монреальской иконы возникла в моём творчестве неслучайно.
В книге «Святорусское откровение миру» я описывал следующее (теперь открою, что речь идёт обо мне самом): «…этот человек начал испытывать сильное нашествие вражиих помыслов, внушавших ему сомнения в вере. Каждый, кто испытывал подобную мысленную брань, знает, как она тяжела. В довершение ко всему этот человек заболел и был вынужден несколько дней безвыходно провести в келье. В тиши своей кельи он стал молиться Господу, дабы получить духовную помощь. Как-то вечером он попросил у Господа знамения для укрепления веры. И вот утром следующего дня к нему в келью постучали; пришёл монах, который принёс только одну единственную весть: убит брат Иосиф. По словам того человека, в то мгновение его пронзила мысль: “Да ведь это и есть Божие знамение”.
Мученичество брата Иосифа, бесспорно, – знамение, явленное для укрепления нашей веры… О чём же оно говорит и чему учит? Оно предвозвещает и свидетельствует о торжестве Истины, о победе, победившей мир – о вере нашей, о конечном торжестве Православного Христианства. Ведь за распятием и погребением Спасителя последовало Его всесветлое Воскресение. И каждый мученик, убиваемый палачами, обретает жизнь вечную» (очерк «Победа, победившая мир»).
Перечитывая, удивляюсь тому, что, получив от Бога такое знамение веры и написав такие слова, я всё-таки утратил веру…
Оказывается, борьба за веру – это самое главное в духовной видимой и невидимой брани. Современный старец Иосиф Исихаст открывает: «…главная цель врага заключается в том, чтобы поразить нашу веру и тем самым опозорить человека, как предателя и отступника… Всё совершается ради веры, но и держится всё только на ней. Если поражена вера, то колеблется и всё остальное» (монах Иосиф, «Старец Иосиф Исихаст»).
Сознавая важность веры, теперь наряду с молитвой Иисусовой, буду молиться: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Так благословил духовник.
+++
Святые отцы называют сатану и его богоборчество, захлестнувшее ангельский и человеческий мир, древней злобой. Злоба эта многолика. Потому сказанное здесь не объясняет всего. Но и то, что я уже осознал, стало для меня спасительным откровением.
Господи, избави от древней злобы лукавого!
19. СМЕРТНИК - БЕССМЕРТНИК
Если «Откровение смертника» увидит свет – это будет особенный день моей жизни – день моего избавления, ибо «правда… избавляет от смерти» (Притч. 10, 2).
Кто-то скажет обо мне справедливые слова, подобные словам Анании о лютом гонителе христиан Савле: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он…» (Деян. 9, 13). Верю, что Господь по милосердию и премудрости Своей уже дал ответ для всех подобных случаев, сказав Савлу, ставшему впоследствии апостолом Павлом: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя… свидетелем того, что ты видел» (Деян. 26, 16).
Всякому человеку, хотя бы один раз в жизни, духовно является Господь. И тогда бывает таинство Божественного откровения человеческому сердцу. Важно не пропустить эту встречу.
Так уж получается, что чем грешнее человек, которому Господь являет Свою любовь и прощение, тем горячее бывает свидетельство спасённого о Спасителе (Ср. Лк. 7, 41–43).
Пережитое мной откровение случилось по неисповедимым судьбам Божиим тогда, когда я потерял не только надежду, но и саму веру. Ныне я говорю о том, что увидел. Это свидетельство о неисчерпаемой сострадательной любви Божией к смертельно больному. А ещё – свидетельство о христианской вере как чуде.
20. ПРОСТИТЕ
Испрашиваю прощения у тех, кто не мыслит в христианских категориях. Будучи православным иноком, я плохо шёл, но это не значит, что Путь виноват. Мои падения за обочину Пути принесли не только страшную боль, но и опыт. Вывод из этого опыта однозначен: Путь оказался истинным и единственно спасительным.
Прошу прощения у тех, кого прямо или косвенно обидел, оскорбил, смутил и причинил зло. Простите, ради Христа. Буду молиться, чтобы Господь Сам наставил, утешил и духовно обрадовал всех смущённых и обиженных мной. Если возможно, помолитесь обо мне грешном.
От всего сердца прошу прощения у тех, кто с большой христианской любовью относится ко мне и кому тяжело и скорбно читать «Откровение смертника». Особенно прошу прощения у родных и близких людей.
Хорошие мои, только Правда избавляет от смерти, поэтому я, по совести, не могу не сказать о случившемся. Не горюйте! Всякому человеку, особенно павшему низко, крайне важно, чтобы кто-то верил в возможность его покаяния и исправления. Благодарю вас за эту веру. По молитвам и вере вашей положено начало покаяния. И я снова – с Богом и с вами. Сатане, как он ни старался, не удалось разлучить нас и отлучить от любви Христовой. И дай Бог, чтобы не удалось никогда!
21. ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ
Даже если грехи прощены на исповеди, тёмная тень прошлого продолжает стоять за спиной до конца земной брани. Ошибусь вновь – всё вернётся с многократно умноженной силой. Как это уже однажды случилось.
Ведь, уходя в монастырь, я покаялся в своей далеко не безгрешной жизни. И вот я стал иноком, писателем, преподавателем, миссионером, церковным и общественным деятелем – и к чему пришёл? К духовному краху. Мои религиозные знания никуда не делись, но без огня веры эти поленья не горят; они – всего лишь сырые дрова, которые постепенно гниют. Дай Бог, чтобы подобное падение опять не повторилось.
Впредь хотелось бы жить Богообщением – покаянной непрестанной Иисусовой молитвой, ведь Богообщение – это дыхание Христианства. К этому меня всегда призывал и призывает духовник. Я же писал, говорил, проповедовал, изучал, искренне верил в Богообщение, но мало жил им. Дарованная в начале иноческого пути благодать молитвенного Богообщения постепенно угасла.
Сейчас, к моему изумлению и радости, вновь чувствую сильную призывающую молитвенную покаянную благодать. Боже, помоги мне сохранять эту благую часть, ведь если я даже потеряю всё внешнее, она сохранится внутри, в сердце.
22. ВЫБОР: ЦВЕТЫ АДА ИЛИ РАЯ?
Ещё недавно я смотрел на грех глазами неверующего. Цветы ада неверующему зачастую кажутся безобидными или даже привлекательными. «С какой стати то-то и то-то называется грехом и почему этого нельзя делать?» – распространённый вопрос.
Но вот что говорит опыт, если быть честным.
То, что Церковь считает грехом, а мне кажется приятным и допустимым, постепенно полностью захватывает меня, подчиняет, связывает, заставляет служить только греху. Где же сейчас эти «запретные удовольствия»? Они проходят, как туман, и нет их. Они не утоляют и не насыщают меня, их всегда мало, хочется ещё и ещё, пока не вздрогну у последнего порога, увидев, что остался с «пустотой», что обманулся.
В течение человеческой жизни сатана обычно прячется, чтобы складывалось мнение о внерелигиозности греха. Мол, удовольствия есть удовольствия и религия здесь не при чём. Нет-нет да и промелькнёт за этими «удовольствиями» лик люцифера. При всей мнимой внерелигиозности подобных «удовольствий» они приносят более сильную усладу, если воспринимаются именно как запретный плод, как грех.
Когда я уверен, что живу без греха, ибо «грех – чья-то выдумка», на самом деле всё больше вязну в осатанелости.
Зато опыт христианской жизни говорит, что смирение, молитва, пост, Исповедь, святое Причастие, чтение Библии и святоотеческих книг, дела милосердия и добра, любовь к Богу и ближнему приносят в душу духовную весну, и душа расцветает, словно прекрасный сад. И это цветение не кончается.
Тайна в том, что душа по-настоящему живёт только тогда, когда соединяется с благодатным потоком христианской церковной жизни, текущим от земли к Небу в священную Вечность.
23. СЕКРЕТЫ "ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА"
К сожалению, я не первый и не последний, с кем случилось падение.
Думается, что утрата веры и внутренняя подмена христианского сердца антихристианским при кажущейся внешней неизменности есть скрытая и грозная опасность нашего времени. Это и есть современное гонение сатаны на Церковь, но не через внешних гонителей, а через самих христиан.
Я совершенно согласен с Фёдором Михайловичем Достоевским, описавшим собирательный образ «великого инквизитора», который действует якобы от лица Церкви. Высшая цель «великого инквизитора» – убить Христа во имя Христа. Развивая мысль Фёдора Михайловича, можно сказать, что для осуществления своих планов «великий инквизитор» нуждается в помощи «обыкновенных инквизиторов» – подменённых христиан, остающихся по виду прежними, но уже с другим сердцем. Сожалею и каюсь в своей причастности к таковым «инквизиторам».
Что может быть губительнее для Христианства, чем внутренне мёртвые, неверующие христиане – по сути антихристиане в обличии христиан? Они и других отталкивают от веры, и себя губят в конце концов. Идеальный сценарий для сатаны. Это и есть один из малых секретов «тайны беззакония», которая уже в действии.
По своему печальному опыту говорю, что, отравив в душе веру, убив в себе Христа, «инквизитор» и сам не может жить дальше. Наступает финал трагедии: самоуничтожение. Вот она – идея духовной инквизиции, доведённая до логического конца: «инквизитор» уничтожает себя сам!
И всё-таки всегда возможно чудо веры – воскрешение и обновление души. Но нужен хотя бы один взгляд души на Спасителя Христа, хотя бы один вздох души, страждущей и умирающей в скрытом богоборчестве.
Господи Иисусе, Распятый Спаситель, помоги мне не быть распинающим Тебя «инквизитором» и прости меня!
24. НЕ ТЕРЯТЬ СВЕЖЕСТИ ВЕРЫ
Мой печальный опыт говорит, что высокая красота христианской веры может со временем примелькаться и поблекнуть.
После моей духовной смерти и чудесного оживления во Христе с новой силой зазвучали для меня бессмертные истины христианской веры. Но без постоянной молитвы к Спасителю эту веру не сохранить.
Господи Боже, помоги не терять свежести веры; смотреть на Святое Православие глазами ребёнка и новообращённого; не стать религиозным обывателем; всегда чувствовать главное таинство веры – присутствие здесь и сейчас Живого Бога; непрестанно взывать ко Христу, как младенец к матери; верить до конца.
25. АМИНЬ
Близится к завершению «Откровение смертника» – это следственное дело моей души.
Какой же приговор вынес я сам себе своей прежней жизнью? – Смерть.
Потому удивительно, чудесно и прекрасно, что Бог вынес противоположный приговор. – Жизнь. Обречённому дал надежду, заключённому – свободу, смертнику – помилование, безблагодатному – благодать, злому – любовь!
«Как умолчит раб Твой, Владыко, вкусив великую сладость любви Твоей и благодати?» (прп. Ефрем Сирин). Никак не умолчит! Всё во мне благодарит, плачет, изумляется, кается, радуется и прославляет сострадание, милосердие и любовь Твою, Боже.
Умоляю, даруй мне теперь, Всеблагой, так же крепко стоять в вере, как я сильно пал.
Даруй мудрость и спокойствие в Тебе.
Знаю, что должен принять и понести всё, что Ты ниспошлёшь. Помоги, Всемилостивый, принять и понести всё это.
Ты не ошибаешься. Воля Твоя всегда блага. Ты ведёшь только ко спасению.
Помоги мне, Господи, неустойчивому и колеблющемуся, быстро пламенеющему и быстро гаснущему, не терять упования на Тебя. Молю, обновляй во мне непрестанно главный твой дар – дар веры.
Помоги, Премудрый, исполнить всё, что подобает. Если это Тебе угодно, помоги засвидетельствовать о Тебе. О том, что Ты есть. О том, что Ты – наш Спаситель. И о том, что Ты с великой любовью ожидаешь обращения каждого грешника и каждого смертника.
Сама моя жизнь свидетельствует об этом: моё падение, предательство и Твоё чудесное и милостивое пришествие в мою жизнь, а затем начало моего воскрешения Твоею силою и возвращение к Тебе Единому, Живому и Сущему Богу.
Без Тебя, Господи, нет жизни. Без Тебя – тьма и смерть. Миражи удовольствий тают, оставляя в душе ад. Вера в Тебя и есть Рай для души человеческой.
Ты – Свет, Радость, Истина, Любовь, Красота и Жизнь.
Научи покаянию и даруй в нём твёрдость, мужество и постоянство.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и прости меня, грешного. Спаси и сохрани всех нас.
26. ВВЕРХ И ВПЕРЁД
Прости, Господи, за то, что я порой с высокомерием смотрел на тех, кто падал прежде меня…
А как упасть и не разбиться? Как не погрузиться в отчаяние, не обвинить в своих неудачах Самого Творца? Дабы не разочаровываться в нашем христианском пути, мне было нужно понять вот что.
В жизни каждого христианина бывает период великого испытания, способный привести к падению или даже отречению от веры. Нет человека, жившего и не согрешившего. Залог святости христианина не в безгрешности, а в решимости встать и покаяться, сколько бы раз не упал.
Место и время спасения – здесь и сейчас. Маршрут спасения – вверх и вперёд.
27. НА ВЕЧЕРНЕЙ ЗАРЕ
Немногое и многое изменилось со времени написания первой главы «Откровения смертника».
Внешне всё почти так же. Передо мной деревянный стол, листы рукописи и даже, как тогда, кружка с горячим чаем. Только за окном кельи сейчас не стальное небо, а мягкая вечерняя заря. Она разлилась и сияет над соседней горой, словно нимб. Солнечные блики сливаются с алым светом лампады и отражаются на иконе Спасителя, озаряя келью.
Лик Спасителя благ, прост, мудр, строг, исполнен сострадания и любви. Только Он, Сердцеведец, до конца знает, что происходит в наших душах... в моей душе. Словами не рассказать обо всём сокровенном. Достаточно, если мне, помилованному на земле смертнику, удалось, хотя бы отчасти, вместить в эти белые листы невместимое откровение…
Простите.
ЭПИЛОГ
А для меня лично очень важен приговор, вынесенный моим духовным отцом после того, как я прочёл ему эту рукопись ещё в первом, черновом варианте.
Он написал: «Слава милосердию Твоему, Господи. Инок Всеволод был мёртв и ожил».
Только бы сохранить теперь эту Жизнь. О чём и прошу молитв у всех добрых сердец.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.