Святитель Николай Сербский

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Бог и грех – две противоположности. Невозможно повернуться лицом к Богу, прежде чем не отвернешься от греха. Невозможно полюбить Бога, пока не возненавидишь грех. Спиной видеть невозможно, повернувшись лицом к греху, невозможно видеть Бога. Наш дух, как и наш земной шар, имеет две противоположности: восток и запад, свет и тень, сыновство и рабство, благодать и закон. Но любовь духовного человека сглаживает противоположности и все делает светом, сыновством и благодатью.


С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этой дороги, увы, нет возврата, если не произойдет в жизни человека великого потрясения, когда он, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и Бог не поднимет его из грязи и бессилия и не вернет ему зрение, чтобы вернуться обратно (Деян.;9:8–18).


***


Скорбь, которую Господь попускает претерпеть, лучше счастья, которое мы созидаем для себя. Своим верным Господь всегда вовремя посылает испытание. Это – голос друга, который в полночь будит спящего: пожар! И мудрый оставляет дом гореть и бежит, спасая жизнь. А безумец стонет среди огня и ждет, пока сам сгорит в пламени пожара.


Знает Господь, что святая скорбь освящает человека, и потому не сразу прерывает ее. Ибо от святой скорби рождается истинно небесный человек, новый человек, так же как телесный человек рождается в муках от матери своей. Но женщина, когда родит младенца, не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин.;16:21). Ведает Всеведущий, что от святой скорби рождается великое добро. Потому и смотрит Он на скорбь твою и считает слезы твои, но молчит, ибо знает день и час, когда обратит твою скорбь в великую радость. Его устами дано миру великое свидетельство: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.;5:4).


***


„Искать истину — значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, — значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель. За тридевять земель, милые!“


Из книги "Ты нужен Богу. Слова и наставления"



Другие статьи в литературном дневнике: