Прот. Игорь Рябко

Шельгова Татьяна: литературный дневник

О ПОЛЬЗЕ ОДЕРЖИМОСТИ.
Рассказ о Гадаринских бесноватых, который мы читаем во время воскресной литургии, заставляет нас еще раз задуматься о месте этого явления в духовной жизни. В отличие от распространенного мнения о том, что беснование является каким-то особенно страшным явлением, Святые Отцы Церкви держались по этому поводу прямо противоположного мнения. Но давайте обо всем по порядку.

В народных верованиях четвертого века к формам беснования относили очень многие болезни. Сюда входили все, без исключения, виды психических, а также большинство неизлечимых болезней, этимологию которых сложно было определить. Демоны и в самом деле могут легко камуфлироваться под те или иные формы заболеваний поскольку они, как правило, используют обычные законы, действующие в нашем мире, в том числе и законы физиологии. Евагрий, преп. Иоанн Кассиан говорят о том, что дьявол порождает психические расстройства, провоцируя повреждения в человеческом организме. Современная психиатрия отрицает то, что психические болезни могут быть вызваны в том числе и влиянием на человека бесовского мира. Поэтому бесноватые в медицинских клиниках получают исключительно соматическое лечение. До некоторой степени оно действенное, поскольку направлено на те органы, которые и в самом деле затронуты. Но поскольку эти органы являются лишь проводниками для духов зла, то такая терапия лишь видоизменяет симптомы болезни. Не случайно преподобный Амфилохий Почаевский говорил врачам психиатрической больницы, в которую его засадила советская власть: "Дайте мне епитрахиль, крест и Евангелие, и я вам вылечу половину пациентов". Первопричина, которая кроется за видимыми проявлениями психических болезней некоторых пациентов, на самом деле находится в невидимом мире. Отличить одержимого человека от психически больного невозможно. Для этого у человека должен быть особый дар от Бога.

По учению Святых Отцов (блаж. Диадох Фотикийский, преп. Иоанн Кассиан и др.) диавол действует через тело только тогда, когда он не может воздействовать непосредственно на душу. Крещение, по мысли святых подвижников, лишает сатану возможности прямо влиять на ум христианина. Но при этом нужно понимать, что Отцы Церкви ставили знак равенства между человеком крещенным и воцерковленным. Не ведя духовную жизнь, не сохраняя благодать, данную в крещении, мы лишаемся и тех привилегий, которые даются при крещении. "Пока Дух Святой обитает в нас, дотоле сатана не может войти в глубину души и обитать там" (блаж. Диадох Фотикийский). Но поскольку номинально крещенные христиане давно, в силу своего образа жизни, утратили покров Духа Божия, то умственно и душевно одержимых людей к концу времен будет становиться все больше и больше. При том нужно понимать, что форма этой одержимости может быть очень разной. Такой бесноватый может быть как умным политиком, талантливым ученым, бизнесменом, менеджером, администратором, так и активистом - революционером, борцом с режимом и т.п. Все зависит от тех задач, которые на него возлагает организованная преступная группировка падших ангелов. Если человек отвратил свою волю от Бога и отдал ее на откуп бесам, им уже не нужно прибегать к посредству тела, чтобы смутить душу. Сатана напрямую проникает в такие сердца через помыслы, и эти люди становятся надежным оружием в руках дьявола. Через них он влияет на судьбы мира и человечества настолько, насколько ему попускает Бог.

Среди людей, которые стремятся ко спасению, беснование чаще всего встречается у тех, кто предался гордости, приступив к духовной жизни по необдуманной ревности. Нужно сказать, что и страсти в целом, по учению Святых Отцов, в той или иной мере уже являются формой беснования, хотя внешне его проявление выглядит как нерегулируемый и неуправляемый комок эмоций или желаний. В жизни преподобного Македония отшельника мы читаем рассказ о том, как он исцелил бесноватую булимией женщину, которая съедала в день по тридцать птиц, и это только разжигало ее аппетит. Одной из форм одержимости блудным бесом является заболевание, которое в психиатрии именуется нимфоманией. Лицо бесноватого человека может увидеть каждый, кто посмотрит на себя в зеркало, находясь в приступе ярости и гнева. Правда степень одержимости может быть и такой, что человек полностью лишается своей воли, становясь орудием в руках дьявола, как это было на примере гадаринских бесноватых.

Причины и закономерности, по которым люди становятся одержимыми, нам не ясны и не могут быть рационально объяснимы. Далеко не всегда можно сказать, что особое греховное состояние человека стало причиной его беснования. Выбор дьявола становится потян лишь в том случае, когда человек добровольно предает свою душу в его руки, как это бывает, например, с теми, кто стал практиковать оккультизм и черную магию. Эти люди закономерно становятся бесноватыми и служат орудием злой силы на земле. Даже тогда, когда они решат покаяться и отвратиться от служения тьме, духовная брань, которую они должны понести, является особо тяжелой. В житиях святых есть также немало примеров того, как человек преследуется бесовской силой в результате того, что на него кто-то наколдовал или навел порчу.

Что касается церковных людей, то, как это не удивительно, Святые Отцы часто положительно высказывались по поводу их одержимости. Беснование рассматривалось ими не как наказание Божие и даже не как естественное последствие греховного состояния, но как попущенное Богом испытание, которое может очистить душу и возвести ее на высшую духовную ступень (преп. Феодор Сикеот). На это же указывает и сам апостол Павел, говоря о том, что надо некого человека «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5). Преподобный Иоанн Кассиан учит, что одержимость – это лекарство, данное человеку от Бога, а святитель Иоанн Златоуст называл его "вразумлением человека", данное ему для обращения. Значительно хуже, пишут эти же святые, когда человек, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не подвергается никаким вражеским нападкам и не наказывается бичем Божьим. Это является страшным предзнаменованием ужасной участи для такой души.
Когда-то мне казалось, что явные грешники и люди с осатанелой душой должны уже здесь, на Земле, быть как-то наказаны Богом, потому что "смерть грешников люта". Но потом я понял, что это вовсе не так. Многие отъявленные грешники прожили благополучную, безболезненную жизнь и умерли спокойной смертью.
Для духовных же людей, которые переживают страшные потрясения души и тела под воздействием бесовских сил, раскрывается вся их нищета и уязвимость, что приводит такие души к бесконечному смирению, а значит и ко спасению. Преподобный Серафим Саровский мог изгнать из Мотовилова беса, которым тот был одержим, но не стал этого делать, потому что знал – для него это будет неполезно. Преподобный Феодосий также исцелял не всех бесноватых. В его житии мы читаем: «Он полагал, что в их случаях лучше было пребывать в терпении, чем желать избавиться от своих скорбей, потому что на первом пути приобреталось бесстрастие, второй же свидетельствовал о недостатке мужества. Таким образом, он не боролся с болезнью ради ее исцеления, но преподавал болящему советы о том, как пребывать в ней без малодушия, принося в жертву Богу то чувство смирения, которое рождается в нас, когда мы бедствуем». Переносить все с благодарностью, терпеть и не унывать в скорбях – вот те главне уроки, которые нужно извлечь из этой беды людям, которые в нее попали. То же мы читаем и в жизни наших современных святых (см. житие блаж. старицы Параскевы Старобельской).

Суровая брань, которую приходится вести бесноватому человеку, заменяет ему труды аскетической жизни. Эта брань способна произвести в нем огромные духовные изменения, которые будут спасительными для его души. Поэтому одержимость или безумие не обязательно представляют собой отторжение человека от Бога, а часто и наоборот, открывают перед ним новые спасительные горизонты. Святые Отцы относились к одержимым и умалишенным с глубоким уважением и любовью (см. житие Феодора Секулиота). В их глазах такой человек, несмотря на свою болезнь, оставался полноценным членом христианской церкви, а сама болезнь одержимости или сумасшествия лишь несчастным случаем, поверхностным искажением, которое не затрагивает глубин человеческого естества. Мерзости поведения этих людей Отцы приписывали вселившемуся в них демону, а не собственной воли одержимого. Те, кто брал под свою опеку бесноватого человека, несли, по мнению святых, больший подвиг любви, чем те, кто ухаживал за немощными калеками. Любовь, отеческое сострадание, забота и помощь – вот правильное отношение к людям, которые одержимы бесами. Это прямо противоположно тому, что чаще всего претерпевают бесноватые люди в окружающем их мире (даже в храмах, от своих братьев и сестер по вере). Страх, презрение, насмешки, а часто и издевательства – обычные явления по отношению к таким людям. В отличие от распространенного мнения о том, что бесноватый человек опасен для окружающих, Святые Отцы так не считали. Святитель Иоанн Златоуст писал о том, что одержимые «ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь».

В отношении возможности приступать к Причастию Святых Христовых Тайн для бесноватых мнения Отцов Церкви разнятся. Большинство из них считают, что причащать таких людей можно и нужно, потому что «это противно для демона и спасительно для одержимого» (свят. Иоанн Златоуст). Но были и такие Отцы, которые налагали на бесноватых временный запрет на Причастие.

«Вычитка» бесноватых – практика очень опасная и требующая от того, кто ею занимается, чистоты веры и особой святости жизни, а также дара Божьего благословения на этот труд. Монахи, которые изгоняют бесов из одержимых ими людей, подвергаются особо жестоким нападкам злых сил. Главное значение в практике экзорцизма имеет не форма (чинопоследование молитв), а вера и святость молитвенника. Святая вода, освященное масло, святые мощи, иногда возложение рук, чтение молитв – обычная форма, которая используется во время исцеления бесноватых. Нередко для того, чтобы изгнать беса требуется немало времени и духовного труда. В житиях святых описаны случаи, когда духовная брань между молитвенником и изгоняемым злым духом длилась иногда месяцами. Пост и молитва – основные орудия духовного врача, который пытается изгнать беса из одержимого им человека. Но горе тому священнику, который самочинно, по гордости и тщеславию, начинает "вычитывать" бесноватых. Обычно жизнь таких горе-пастырей заканчивается трагично. Нередко они сами после этого жестоко заболевают. Но самым лучшим средством от беснования и защитой от любых происков злых сил были и остаются смирение и кротость, пост и молитва, а также участие в церковных таинствах и крепкая вера в Промысел Божий.



БЕСНОВАНИЕ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА.

Тема Евангельского чтения этого воскресного дня, рассказывающая о том, как Господь изгнал легион бесов из Гадаринского бесноватого, выходит далеко за пределы самой Евангельской истории. На тему беснования написано немало умных и хороших книг. Но большинство из них находятся в рамках узкой антропологии и не дают более широкого понимания этого явления.

Когда - то, очень давно, преподавая религиоведение в одном из вузов, я считал, что народные представления древних людей, которые относили к беснованию все виды сумасшествия, паралича, эпилепсии и даже физических болезней, есть следствие их предрассудков и неразвитости медицины. Но с возрастом и опытом, я стал понемногу менять свои взгляды. Шаманские культы, столь замечательно исследованные в трудах Мирча Элиаде, для которых везде и во всем существовал только мир духов, уже не казались мне столь примитивными. А китайская и вообще восточная медицина, которая совершенно иначе понимает природу человека, тоже не столь наивна и глупа, какой ее видит образованный европейский медик. Западная наука, залипшая в материи, несомненно, видит причины всех наших проблем только в ней самой. Поэтому и лечит человека исключительно с помощью химии и скальпеля. Но, не исключено что алеутский или африканский шаман может видеть мир намного глубже, чем профессор медицины любого европейского университета.

Библия нас учит тому, что мир – это то, что Бог создал из ничего. Т.е. по своей сути и по существу, все вокруг нас, включая нас самих, есть воплощённое во времени ничто, которое содержится творческой энергией Бога. В Божьем Творении присутствует как Добро, так и Зло. Но Зло не есть произведение Творца, это мутация Добра, которое прибрело злую богоборческую волю. Церковь также нас учит, что болезни и сама смерть — это следствие грехопадения, а следовательно, есть действие энергии зла на поврежденную природу человека которое проявляется, в том числе, и в виде болезней.

Для древних народов это зло, входящее в природу человека, не обезличивалось, оно имело разумную силу и с ним нужно было как-то договариваться. Древние лечебные магические практики были своего рода разновидностями договора между шаманом и теми духами, которые заведовали определенными болезнями. И эта практика, как бы мы сегодня сказали, «работала» и давала свои результаты. Этому есть несомненные доказательства. Магия имеет власть и силу особенно там, где ей не противостоит сила Божией благодати.

До пришествия Христа в мир человек был в полном подчинении злых духов. Но после того, как он получил возможность обновить свою природу в таинствах крещения и миропомазания, падшие духи уже не имеют той власти, какую имели до Христова Воскресения. Они перестали действовать на человека изнутри, но возможность влиять на его тело, поражая его болезнями, воздействовать на психику в той степени, в какой это им попускает Бог у них осталась. Особенно когда сам человек своей жизнью создает для этого все условия.

Теперь от самого человека во многом зависит то, что с ним будет происходит в его жизни. Святой Порфирий Кавсокаливит учит о том, что мир добра и зла имеет как бы волновую природу. «Если мы настроены на добро, мы «ловим» добро. И наоборот, если наш приемник перестроился на зло, мы будем ловить волны зла». О том же говорил и старец Паисий Святогорец. Мы также видим, что дух человека может быть как бы «заразным» и передавать окружающим энергию своего внутреннего состояния, заражая при этом тех, кто находится рядом.

Близкому родственнику одного нервнобольного человека о. Порфирий посоветовал быть осторожным, чтобы не заразиться. На вопрос, как это может произойти, ведь эта болезнь не заразная, он ответил: «Это не совсем так, как ты говоришь. Нематериальные микробы неврастении летают, подобно комарам, нападают на душу и заражают ее. Хорошо помогать нервнобольному человеку. Но, оказывая помощь, ты должен благодатью Христовой защитить свою душу от заражения».

Влияние среды, оказывается, тоже может быть заразным. Когда врач работает в психиатрической клинике, то его работа может сказаться и на состоянии психики самого медика. То же самое можно сказать и о тюремных работниках. Наоборот, жизнь в присутствии духоносного старца делает его учеников причастными к той энергии Благодати, которая исходит из обоженого сердца духовника.

Самая главная брань дьявола с человеком ведется на поле мысли и чувства. Мы мало обращаем внимания на то, что одержимость человека дьяволом далеко не всегда имеет ту форму, которая была нам описана в модели поведения Гадаринского бесноватого. Человек может подхватить дьявольский вирус в виде идеи, мечты, оценочного суждения, и начать строить свою агрессивную демоноподобную модель поведения согласно с тем вирусом, который подцепил его рассудок. Притом эти вирусы могут сеяться сатаной, как эпидемия, и иметь характер массового помрачения умов множества людей. На этом мысле-эпидемическом принципе строятся все революции. К каким бы плачевным результатам они не приводили, люди, инфицированные вирусом революционного мышления, к покаянию уже не способны. Все беды и проблемы они будут видеть только в одном – в недостаточном революционном напоре, даже если он будет уничтожать их самих.

Но и для людей живущих, казалось бы, духовно-трезвенно, мысль является главным источником бесовской инфекции. То, что я дальше напишу, для многих может показаться странным и непонятным, но я буду говорить не от себя, а от имени одного современного духоносного старца, который за свой многолетний подвижнический опыт изучил все тонкости духовной брани. Имеющий уши слышать услышит. Речь идет о том, что человек, который идет ко спасению, должен стараться делать все возможное, чтобы отказаться от любой формы мыслидеятельности. Так или иначе, в нас будут проникать дурные мысли. Одной такой мысли достаточно, чтобы душа покрылась мраком. Внимание духовного человека должно быть приковано только к одному – ко Христу. Жить так, чтобы ум ни на мгновение не отрывался от Христа, есть, по сути, высший пилотаж православной навигации. Реакция на весь внешний событийный ряд должна быть не рассудочно-рефлекторная, а молитвенная. В то время когда ум будет жить во Христе рассудок может заниматься внешними житейским делами, но при этом он будет свободным от помыслов.

Нам всем очень тяжело, а часто и невыносимо трудно переживать немощи и болезни своего тела. Уныние и отчаяние при этом нередко атакуют душу. Вот что по этому поводу пишет старец Симон (Безкровный): «Пока в уме сохраняются мысли о болезни и боли, сохраняются и мучения. Подобные помыслы превращают жизнь в ад. Если хочешь покончить с душевными мучениями и страданиями, стремись раз и навсегда избавиться от этих мыслей. Все это является дурными привычками нашего ума цепляться за этот мир, а наше тело также представляет собой часть этого мира. Лишь избавившись от подобных привязанностей с помощью упорной и настойчивой молитвы, мы придем к первым проблескам нашей истинной природы духа и его свободы во Христе. Боль не уйдет, но привязанность к боли, цепляние к ней нашего ума, совершенно исчезнет…»

Это очень сложная задача. Своими усилиями, учит Старец, достичь этого достичь невозможно, здесь нужна помощь Того, «кому все возможно суть». Но получить эту помощь можно только тогда, когда ежедневно, ежесекундно будешь отрывать липучки своих мыслей от той земли, куда их все время тянет. Постоянное стояние в молитве с неразвлеченными помыслами – вот суть духовной брани христианина. Постоянно — это «не время от времени», а всегда, везде и во всем. Только таким образом любая страсть переплавляется в молитву. «Помыслы — это пули зла, которыми нас убивают». И стреляет в нас ими дьявол не изредка, а постоянно. Соответственно и ответная пулеметная очередь в виде непрестанной молитвы также должна в нас никогда не умолкать.

Мир сегодня стал тотально бесноватым. Люди забыли простую истину. Что бы они не приобрели в этом мире и что бы не потеряли, результат всегда будет равен нулю. Мы держимся за мир и пытаемся как можно твёрже стоять на нем своими ногами, в то время как эта короткая жизнь нам дана лишь для того, чтобы успеть стяжать в своей душе благодать. Если это удастся нам хотя бы в малой степени, то дурные мысли угаснут в наших душах, как искры пламени в воде. Такому человеку уже не нужно бороться с помыслами, потому что они в нем уже не рождаются. Спасение – это безмысленное пребывание в благодати Духа Святого. Именно это состояние в Православии называется бесстрастием. Все то, что лежит ниже этого уровня, в той или иной степени, несомненно требует духовного врачевания и исцеления.



Другие статьи в литературном дневнике: