О. Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Сосредоточенность внимания на умственных привычках и воспоминаниях многообразного жизненного опыта дает начало возникновению эгоистической личности, которая периодически исчезает в глубоком сне и погружении умом в духовное сердце. Затем она вновь возникает в состоянии бодрствования. Ум и тело представляют собой признаки неведения Бога. Неведение - это причина страданий, которые исцеляются покаянием. Не бойся слез, так как они освободят тебя от многих заблуждений.


Где находится все множество мыслей о тебе и о мире?.. В твоем уме. Вне ума нет никаких мыслей. А также не возникает никаких понятий о ком-то или о чем-то другом. В сознании нет никаких мыслей и никаких понятий. Поэтому бытие - это простое неделимое и безпредельное сознание. "Я есмь" - это всё, что есть, и это то, что всё делает возможным. Оно ничего не присваивает себе, но беспрерывно отдает всему всего себя.


Искушение приходит лишь тогда, когда твой ум застревает во внешнем мире. Когда этот ум входит в духовное сердце, тогда приходит конец всем искушениям.


Именно тогда рождается новый духовный человек, дух которого становится чистым светом, ибо сотворен Отцом светов. То, что тебе видится твоей жизнью, в действительности является жизнью фальшивого эго, которое воображает себя личностью.


Когда ты постигнешь в себе, что ты - дух, образ и подобие Божие, а ум и тело являются образом неведения Бога, ты спасёшься во Христе, Который есть истина:"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6)


Украшать эгоизм благородными чертами, не отказавшись от него, значит, делать чучело красивым. Эго-личность - это матрешка эгоизма в матрешке воображения ума. Спрашивай сердцем и слушай молчанием, не обращая внимания на вопросы, которыми тебя искушают помыслы: "Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания" (Ин. 8:6)


Истинная любовь ни к чему не привязывается, так как привязанность не является любовью.Твой дух есть сама любовь, ибо он сотворен Божественной любовью. Бог любит всех, а поскольку дух подобен Богу, он любит Бога и через Бога становится всеохватывающей любовью. Любовь ничего не желает, поэтому она вечна. Любовь всегда свободна, и поэтому она есть естественное проявление Духа Божия в духе человеческом.


Истинное "Я есмь" свободно и потому оно есть отрешённость от всех привязанностей. Эго фальшиво и потому страдает от чувства собственной неполноты, которое заставляет его непрерывно страдать от желания дополнить себя вещами и переживаниями. Бытие сознания есть полнота всего сущего, поэтому познание сознания избавляет навечно от всех желаний.


Не пытайся убедить Бога следовать твоему плану спасения, доверь свою душу Богу и позволь действовать в тебе Его святой Божественной воле, так как не всегда река течет туда, куда тебе хочется. Кто ожидает спасения, умирает, не дождавшись его, ибо твое спасение совершается прямо сейчас, благодатным познанием во Христе твоего бессмертного духа :"Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения"(2 Кор. 6:2). Никто не живёт завтра, живи Христом прямо сейчас.


Постигни неопровержимость бытия своего сознания, незримого и непредставимого образа и подобия Христова "Я есмь, ибо только в Нем обретешь нерушимый покой благодати. Бог действует, а дух свидетельствует спасение, ибо он есть свидетель неизреченных деяний Божиих.


Божественное "Я есмь" не ограничено ничем и свободно, ложное "я" человеческое само есть ограничение и рабство.


Ум постоянно нуждается в мыслях и желаниях, духу ничего не нужно, кроме Христа. Только во Христе он становится неиссякаемым источником вечной жизни.


Хочешь быть вечностью Божественной любви? Твой собственный дух и есть эта неизменная вечность. Беспокойный ум неустанно движется, и потому для него остановка движения подобна смерти. Однако смерть ума становится неумирающей жизнью духа, пробужденного благодатью.


***


Любовь все принимает в себя и делает любовью. Мудрость всё отвергает, чтобы остаться только со Христом. Любовь мудра, а а мудрость знает, что "Бог есть любовь "(1 Ин. 4:8), поэтому в Боге они одно. Греховный ум предлагает тебе в ответ на твои вопросы его ложные знания о Боге и мире. Заинтересоваться ими значит оставить лошадь, чтобы посмотреть на осла. Дух предлагает тебе пребывающего в нем Христа, ибо только во Христе закончатся все твои вопросы, так как Христос есть совершенная Божественная истина: " И в тот день вы не спросите Меня ни о чём. "(Ин. 16:23)


"Я есмь" едино со всем, что есть, и одновременно пребывает вне всего, так как недоступно никаким определениям. Дух не становится свободным благодаря духовной практике, он просто обнаруживает свою изначальную свободу. В нем не происходит никаких изменений, но просвещение светом благодати только проявляет его единение со Христом. Это единение есть жизнь вечная, так как преисполнена всеохватывающей любовью, тихой, умиротворенной и спокойной, которая есть свет, сияющий всюду и во всех направлениях: " И свет во тьме светит, и тьма не об,яла его"(Ин . 1:5).


Спасение не является страданием, никто непринуждает душу страдать. Страдание является состоянием эгоистического ума, сопротивляющегося Божественному Промыслу и не желающего следовать за Богом. Совершенно иным является жертвенное страдание Христово, которое сделалось победой над смертью, ибо Он " смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной"(Флп. 2:8). Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, - страдание стало вольным и по человечеству Христову"(прп. Иоанн Дамаскин)


Святость состоит в полном принятии воли Божией. Святой, так же как и обычный человек, может быть подвергнут боли, но не страданию, поскольку он принимает все происходящее с ним как действие Божественного Промысла. Конечно, он может умереть, но смерть не является для него препятствием к спасению : "Ибо для меня жизнь - Христос и смерть- приобретение" ( Флп. 1:21)


Как мать берет ребенка за руку, предварительно вымыв ему лицо, руки и уши, и приводит его в первый класс, так Бог, находящийся внутри, приводит душу, вначале очистив ее от самомнения и лжеверия, к тому человеку, который сам познал Бога и может о Нём рассказать. Тогда вера становится твердым убеждением в собственном духовном бытии. Постоянство в этом убеждении открывает Бога внутри собственного духа. Это есть начало вхождения в Царствие Божие. Благодатный старец всегда находится на своем месте, это ты не готов, чтобы встретиться с ним, поскольку сердце твое пока еще не может вместить слов истины, так как переполнено ложными мнениями.


Самоотверженность есть готовность души к духовному обучению. Большими препятствиями являются невнимательность, рассеянность ума и эгоистическое упрямство.


Даже если богомудрый наставник встретится на твоем пути, ты можешь пройти мимо, гонимый собственным самолюбием и тщеславием. Некоторые начинающие хотят проверять наставника, устраивая ему различные испытания "на пригодность".


Одно-единственное условие такого испытания, обрекающее подобные действия на неудачу, состоит в том, что греховный ум начинающего увидит лишь то, что соответствует мере его понимания.
***
Временное несовершенство - в греховном уме, а вечное совершенство - в бессмертном духе, едином со Христом. Именно благодаря Христу твое спасение становится возможным в обнаружении собственного духовного бессмертия. Это есть Царство Божие освященного и совершенного духа, не имеющего ни приязни, ни неприязни, но пребывающего в неиссякаемой любви Отца Небесного. Это есть то Царство Небесное, в котором ни ума, ни его бремени больше не будет.


Когда ты приходишь к благодатной свободе освобожденного во Христе духа, то свет этой свободы начинает озарять сердца других людей. Это самая лучшая помощь , которую ты можешь оказать тем, кто страдает от рабства греховного ума. Как говорил незабвенный старец отец Кирилл (Павлов): "Моя жизнь не на земле, и твоя тоже " .


Нужно просто однажды опомниться, то есть вспомнить, кто ты : плоть или дух? Если ты дух, то иди ко Христу, не медля ни минуты. Если ты плоть, то скоро придут идущие тебя хоронить.


Только святой человек может помочь душе обнаружить своё полное невежество. Эгоистический ум делает душу мыслящей. Святой старец помогает ей стать бессмертным духом. Греховный ум жужжит, подобно осенней мухе, тогда как прекрасный и грандиозный мир Духа Божия лежит за пределами твоего слепого ума. Эгоистический ум постоянно воюет сам с собой, но в Царстве духа царит безграничный блаженный свет благодати.



Из книги "Внутренний Пастырь"


Если ты знаешь, что во Христе все люди едины, ты поступаешь как Христос. Не зная Христа, ты пугаешь людей своими поступками. Мир проносится перед твоими глазами, как бегущая строка в рекламе. Увлечёшься им - он сделает тебя своим рабом. Сделаешь бесстрастным свое сердце - мир рассыплется у твоих ног, слов но комок пыли. Свет иного мира проникает в тебя с тишиной благодати. Он возвращает тебя к самому себе, к Богу, Который ждет тебя внутри. Молчание - это лучшая часть всякой молитвы.



Твоё сердце возмущено войной.Поезжай туда и защити собой хотя бы одного из ближних твоих.Если ты опасаешься за жизнь тех, кто рядом с тобой, тебе нужно первым уничтожить врага, прежде чем он уничтожит их. Таков твой долг. Таковы пути мира. Но они не могут остановить войну. Сначала останови своё собственное зло. Это есть невежество твоего собственного ума, не знающего Бога. Познай в себе Бога, Который есть мир не от мира сего, и Бог прекратит войну, так как цель избавления ума от умственного зла будет достигнута. Всякая война это вразумление сердца человеческого, как опасно жить без Бога, думая, что живешь не хуже других: "Знаю твои дела, ты носишь имя , будто жив, но ты мёртв (Откр.3:1)"



Ограничив себя телом, ты в ловушке. Познав свой безграничный дух, ты свободен, насколько вместишь эту свободу. Ближе всего к тебе Христос,поскольку Он есть твоё настоящее Я, не знающее изменений, так как Христос всегда ЕСТЬ. Этого не достичь усиленным размышлением. Тем не менее, даже со дна колодца видно небо. Постижение этого духовного неба обретается благодатным откровением, когда сердце становится чистым и ум ясным после многих лет духовной практики.


Логика самоуверенна и тем обнаруживает свое невежество, по её болезненному самолюбию.Благодать мягка, деликатна и осторожна, но силе её убеждения не могут противостоять никакие логические ухищрения. Ум всё время думает, чтобы однажды перестать думать и отдохнуть от думания, но не может этого сделать из-за страха потери самого себя. Ум похож на слабое пламя спички, которое гаснет от малейшего ветерка.Дух подобен немеркнущему солнцу, согревающему всё живое своим благодатным светом.


Жизнь не состоит из мимолётных событий, мелькающих перед умом. Подлинная жизнь - это полная независимость от них в простой и чистой полноте духа, просвещённого Христом.В таком неподвижном духе ничего не происходит, однако благодаря его совершенной недвижимости происходит всё,на что есть воля Божия. Воля Божия есть сила,совершающая все действия, часть из которых невежественный ум приписывает себе. Человек рождается в мир, не сознавая, как это происходит, а когда начинает понимать себя, он уже родился,подобным образом ум воспринимает только последствия действий, не понимая, как и почему они совершаются.


Различными обстоятельствами Божественная воля приводит тебя к принятию решений, которые были предопределены задолго до твоего прихода в мир. Всякий раз перед тобой стоит выбор, достичь ли тебе свободы в отрешенности духа соединиться с Богом или продолжать настаивать на ложной независимости твоего греховного ума. Нет более лёгкого бремени, чем блаженное бремя свободы Христовой: " Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня , ибо я кроток и смирен сердцем, и найдётё покой душам вашим, ибо иго Моё благо и бремя Моё легко (Мф.11:29-30)


Ты есть для того, чтобы мир мог быть. Он может быть, если ты будешь хранить сердце и мир в единстве. Как это сделать?


Не думать ни о чем, не представлять ничего, не иметь ничего в сердце, кроме Христа.


Христос твое настоящее Я - это одно. Такова непрестанная молитва безмолвия, таково неисходное предстояние пред Господом в сердце твоём. Непридуманная радость единения с истиной, глубочайший неотмирный покой умолкнувшего ума и всенаполняющая Христова любовь - это всё твое достояние навеки по неизреченной милости Отца Небесного. В этой любви соединяется навсегда твой дух и дух твоего старца, вся твоя жизнь и весь этот мир, чтобы отныне пребыл в тебе покой вечности и безмерное умиротворение Царства Божия.



Все, чем ты заинтересовался, оставив Христа, ты обменял Его неложное спасение на свое пустое любопытство. Самая тяжелая зависимость это зависимость от помышлений и мыслей, на которых порочные страсти ставят свою печать нечистоты.


Доверяй лишь Богу, старцу и своему сокровенному подлинному Я, которое есть полнота блаженства, живя словом Божиим и исполняя евангельские заповеди. Найдя внутри своего сердца Христа, ты найдешь всё.


Ощутить свое духовное сердце значит ощутить в нем присутствие Христово. Все, что случается с тобой, пытается напомнить тебе о Боге, пребывающем внутри тебя. Внешнее ничего не значит без Божественного бытия, освещающего все события изнутри тебя самого.


Внешний мир побеждает твой ум, когда он увлекается миром и цепляется за него. Мысли опутывают сердце крепче веревок. Однако безстрастие спокойно разрывает все оковы привязанностей, потому что безстрастие есть мудрое терпение в духе благодати всего, что происходит.. Поэтому сказано: "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21:19) Отбросив эго, больше нечего будет отбрасывать. Тогда дух воссияет во всей своей силе беспристрастности к вещественным образам мира сего.


Благо тебе, если ты стяжал благодатное умиротворение духа. Однако оно должно быть не сводом правил или законом, что можно, а чего нельзя, но гибким и рассудительным духовным чутьём и безукоризненным сердечным действием, ведомым святой благодатью от мгновения к мгновению. Никакие шаблоны и стереотипы здесь не помогут. Пусть во всем Христос будет тебе опорой, даруя тебе мудрость сердца, простоту намерений и чистоту поступков без двоящихся мыслей.
Из книги "Внутренний Пастырь"


(Стр. 128-134)Внутренний Пастырь







Другие статьи в литературном дневнике: