о. Симон Безкровный
Большинство верующих думает, говорит и мечтает об обретении Христовой любви и достижении спасения. Но стоит им узнать, что для этого нужно отдать Богу свою личную волю и самих себя, как тут же эти люди впадают в смущение и сомнение, потому что не могут исполнить этого, сколько их не проси. Некоторые из них начинают ожидать подходящего момента, чтобы начать духовную практику, но ожидать лучшего времени для начала спасения то же самое, что ожидать, когда море высохнет. Тогда возникает вопрос: где, когда и каким образом они узнают вкус Божественной любви?
Центр кошмарного мысленного мира - маленькое страдающее эгоистическое «я», которое удерживает тебя в рабстве эгоизма. Центр всей духовной безконечной вселенной - высшее непостижимое и неведомое Я, и оно принадлежит Создателю. Однако для того, чтобы это постичь и узреть, нужно через боль и страдания отдать маленькое индивидуальное «я» Богу, чтобы Он подарил тебе Свое высшее Я как твою истинную богоподобную личность, полную блаженства и Божественной любви. Такова цена твоей свободы.
Если солнечный свет снаружи - временный, то нетварный свет, внутри твоего духа - вечный, потому что не имеет конца, ибо он вечно помогает узреть истину и соединиться с нею. Поймай порхающий легкодвижный ум внимательным наблюдением, верни этот пойманный ум в сердце, обуздай безмолвием и увидишь самое необыкновенное чудо на свете - самого себя, каким сотворил тебя Господь: вечным, сияющим, безсмертным и свободным духом, не знающим ни скорби, ни печали.
***
Год не похож на год.
Месяц от месяца врозь.
Новое солнце встает,
Душу пронзая насквозь.
Сложно покой обрести,
Если увесист твой скарб.
Трудно спасенье найти,
Если ты духом ослаб.
Помни, дороги трудны,
Цели твои просты:
Наполовину полны,
Наполовину пусты.
Стань благодатью полн,
В Царстве Небесном твой дом.
Думы отринув, как сон,
Будешь одно со Христом.
***
Обретший Богопознание не имеет своей воли, его освященному духу не нужны помышления, так как эгоистический ум уничтожен силой Божественной благодати,но само присутствие его духа едино с присутствием Духа Божия, Который поддерживает немощных, укрепляет усталых, дарует покой ума и тихость душе, и направляет ее к спасению по мере ее зрелости. Это святое Божественное присутствие очищает сердца тех, кто находится рядом с богопросвещенным человеком и просвещает тех, кто молитвенно находится с ним в духовном общении.
Эгоизм усиливается и укрепляется лукавыми помыслами с одной единственной целью -
властвовать над людьми. Дух пробуждается в Божественной благодати единственно ради уничтожения эгоизма. Общение и диалог с собственным умом - это общение с толпой мыслей.
Единение со Христом в просвещенном благодатью духе делает ум человеческий умом
Христовым: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум
Христов»(1Кор.2:16).
***
Украдкой плачу от любви,
Что все мы, как один - Твои,
Кто жив, кто пал, кто одинок,
И я, который изнемог.
Ты действуешь во всем, везде,
В глубинах гор, и в той звезде,
Что Ты над головой зажег,
И дух мой - это тоже Бог.
И тот, кто был Тобой рожден,
И кто кладет Тебе поклон,
Кто с безграничностью един,
Кто стал Тобой среди вершин.
***
Смотреть в мир - это взгляд в пустоту. Смотреть внутрь себя - это взгляд в вечность. Там ты встретишь Того, Кто был с тобой и в тебе еще тогда, когда ты начал свое существование в утробе матери. Кто еще может быть ближе тебе, чем Бог, который сотворил твой дух и соединился с ним, как безграничный Владыка вселенной? Углубляясь внутрь самого себя, непременно обнаружишь, что ты совсем не то, чем себя считал. Как можно глубже погружайся в в собственное духовное сердце и утверждайся во Христе. Поэтому только в Сыне Божием ты можешь узнать вечного самого себя и через Христа стать одно с Отцом Небесным.
***
Физическое или плотское сердце - место скорби, место печали, вместилище душевных страстей и греховных эгоистических помышлений, это полное рабство заблудшего ума, оставившего Бога.
Правое духовное сердце - святая святых, «дух правый», дух безмолвный и не имеющий
пределов, начало и завершение спасения, обитель освящения и обожения духа, блаженный восход и свет Божественной любви, сияющие небеса безконечной свободы Царства Божия. Это духовное сердце, в котором пребывает Господь, не является конкретным местоположением, подобно физическому сердцу: «Ибо каким образом Неограниченный может иметь пространственно правую сторону?» (Прп. Иоанн Дамаскин). Под правой стороной Священное
Писание разумеет область пребывания безпредельного духа человеческого: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня»(Пс.50:12). Верхняя часть физического сердца определена многими святыми Отцами для умно-сердечной молитвы или молитвы с
дыханием, однако такая молитва все еще есть делание человеческое.
Когда подобная молитва делается устойчивой, это молитвенное ощущение расширяется, и оно, по милости Божией, открывается и постигается как духовное сердце, то есть дух, и это есть действие Господа и прямое откровение Божие: «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое»(Пс.118:32). Духовное сердце - это место благодатного успокоения и безмолвия во Христе и есть благословенное средоточие Божественного откровения. Если чувство
благодати теряется, значит молитва пока еще не привела к глубокому постижению духа. Она требует неослабного продолжения молитвенных усилий, которые через непрестанную молитву приводят к благодатному постижению Божественной любви и единению с Господом в блаженном безмолвии и чистой совершенной свободе духовного сердца, куда войти да поможет Господь
всем стремящимся. Истинный духовный вход есть вхождение ума в собственный дух и
безмолвное соединение в нем со Христом. Почему нельзя увидеть Бога?* Потому что Он всегда остается Субъектом всех наших исследований. Им можно только быть в совершенном безмолвии священного богоподобия.*
Почему именно в безмолвии? Потому что умственное невежество, которое есть мышление, уничтожается только высшей деятельностью благодатного духа, которая является безмолвием. Именно в безмолвии безпокойный ум делается недвижимым, его эгоизм разрушается и преображенный*дух начинает сиять ясно и без перерыва, незатронутый ничем мирским, подобно
тому, как ни ветер, ни дождь не могут сломать расцветший горный цветок. Дух не является местом, поскольку в духе нет никакого места. Мир отступает пред светом безмолвного духа, который освещает и свет и тьму, потому что пустыми безблагодатными глазами и незрелым сердцем увидеть этот свет невозможно. Духовный свет не является ни светом, ни тьмой, поскольку превосходит их, но называется светом, потому что благодаря ему познается Царство Небесное. Если ты познал себя во Христе, ты - освященный*дух, ангельское воинство Христово,
и живешь Духом Божиим.*Тот, кто познал себя без Христа, - тоже дух, но одержимый демоном,* поэтому познание иного, чем единение со Христом, есть прелесть.* Постоянное хранение ума в истине Святого Духа - это спасение.*
Другие статьи в литературном дневнике: