Памяти папы.
Вчера был день памяти моего отца, Бориса Константиновича Болдина. А сегодня мне пришло очень трогательное письмо от Татьяны Ерохиной, с воспоминаниями о нём. Вот они:
Группе "Тихая моя родина" в ноябре исполнилось 15 лет.
На протяжении этого времени на моем пути встречались неравнодушные участливые люди, помогавшие словом и делом. Они приходили на помощь, делились своими знаниями и опытом. И всё это ради популяризации творчества нашего любимого поэта Николая Рубцова.
Уважаемые участники группы, мне бы хотелось рассказать вам о некоторых встречах с этими чудесными людьми.
Борис Константинович БОЛДИН
16 января 2012 года не стало Бориса Константиновича Болдина.
С ним я познакомилась за 3 года до его ухода, когда искала в Интернете материалы о Николае Рубцове, вышла на его сайт:
http://www.rusog.ru/
Я хотела скачать для группы его напевы на стихи Николая Михайловича . Так завязалась наша дружба. Он оказался очень отзывчивым человеком, присылал интересные материалы о Рубцове, был моим советчиком по многим проблемам. Группа только что была создана, возникало много вопросов (в том числе и технического характера). Опыта не было, это было для меня новое дело, вот и пригодилась помощь Бориса Константиновича.
Благодарю судьбу за общение с этим удивительным человеком.
Я переживала, если от него долго не было писем. Потом узнала, почему он с задержкой отвечал на мои письма - сообщения. Со временем он рассказал свою историю: много лет назад у него погиб сын. Он с трудом пережил эту трагедию, навалились болезни, развился сахарный диабет, а это привело к ампутации обеих ног. Боли терзали его ежесекундно, он не мог спать ночами.
Борис Константинович пытался отвлечь себя работой в Интернете, участвовал в оформлении и реставрации открытого архива классической музыки ( совершенно бескорыстно).
Иногда он отправлял мне по электронной почте те или иные произведения. А однажды прислал вальс Эмиля Вальдтейфеля "Фигуристы" в исполнении оркестра Венской оперы со словами: «Танечка, приглашаю тебя на вальс». И он ещё шутил! Преклоняюсь перед мужеством и стойкостью этого удивительного человека!
Ему, прикованному к инвалидному креслу, необходимо было
общение, Борис Константинович его нашёл в Интернете, который стал для него окном в мир. Он занимался не только открытым архивом классической музыки, но и создал свой сайт "РУССКИЙ ОГОНЁК". Так называется одно из стихотворений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. Так же Борис Константинович назвал свой сайт.
Заходите, пользуйтесь плодами его труда, это он сделал НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ ВАС, ЛЮДИ!
http://www.rusog.ru/
На этом сайте отреставрированные записи ( музыкальные файлы) Клавдии Шульженко, Валерия Агафонова, Людмилы Зыкиной, Бориса Гмыри, Лидии Руслановой и др.
3 января 2012 года, в день рождения Рубцова, в Череповец
(в Рубцовский центр) из Москвы приезжала Валентина Дмитриевна Зинченко, составитель трехтомника "Николай Рубцов" ( Издательство: Терра, 2000 г.). Она дружила с Борисом Константиновичем, от неё я узнала, что он в больнице, что это надолго. По возвращении в Москву хотела проведать его, обещала передать от меня привет и слова поддержки. Надеюсь – передала…
—
Отзыв от коллектива сайта "Открытый архив классической музыки" о Борисе Константиновиче Болдине:
" Этот бескорыстный, увлеченный музыкой человек,
преодолевая сильную физическую боль от неизлечимой болезни, помогал архиву практически с самого момента его появления. Борис оставил большую коллекцию добавленной им музыки, сохранение которой - теперь наш святой долг. Эта коллекция состоит из более чем 1600 записей, каждая из которых отреставрирована по уникальной технологии, изобретенной лично Борисом Болдиным.
-----
Валентина Тугаринова:
"Какая трагическая судьба и какая сила воли! Не позволил вселиться в душу страху, панике, отчаянию. Превозмогая боль, зная о неизлечимости своего недуга, приводил в порядок свою душу и творил, чтобы оставить свой след на земле ради нас.
Настоящий БОРЕЦ!!! Он напомнил мне Николая Островского...
Спасибо Борису Константиновичу за любовь к Николаю Рубцову и композиции на неувядаемые стихи поэта. Добрая и светлая память!!! Спасибо, Татьяна, что поделилась воспоминаниями об этом замечательном человеке - борце и его таланте."
—
БОРИС БОЛДИН:
"«Но если нет ни радости, ни горя, тогда не мни, что звонко запоешь». Так писал в своем стихотворении Н. Рубцов. Радости и горю сопутствуют соответствующие эмоции. Порой они настолько сильны, что могут отрицательно влиять на психику человека, а иногда приводить к необратимым последствиям и душевным расстройствам. И спасительными в этих случаях являются те непродолжительные отрезки времени, «когда души не трогает беда», когда на нее «сойдет успокоенье с высоких после гроз сияющих небес". Это состояние души подчас кажется непредсказуемым, но смею думать, что это не так. Верующий человек приводит в порядок свою душу молитвой и постом. Человека, который думает, что он в Бога не верит, все равно посещает состояние некоего умиротворения. И это заставляет человека задумываться. Откуда берется это состояние успокоения? Для поэта Иннокентия Анненского – это тайна («Лишь тому, чей покой таим, сладко дышится»). Для Н. Рубцова никакой тайны нет. Поэт обожествлял природу, и «светлый покой», который «опустился с небес», для него, воспитанника детского дома, неприученного молиться на образа, являлся посланником Бога. А душа поэта, как, впрочем , всякого человека, требовала покаяния и молитвы. Перечитайте стихи поэта, памятуя о неком сакральном смысле понятия «ПОКОЙ», и Вы, возможно, найдете то, чего раньше не замечали."
БОРИС БОЛДИН о себе:
"Еще лет пять тому назад у меня были возможности озвучивать мои композиции в литературном музее, музеях С.Есенина, Н. Рубцова. Это вызывало интерес. Но сейчас я лишен такой возможности. Между тем мне хотелось бы познакомить со своей интерпретацией любителей русской поэзии. Возможно, кому-то она окажется по душе. У остальных заранее прошу прощения. Для начала представляю напевы стихов Н.Рубцова, а также одну из четырех композиций на стихи Н.Рубцова. Эта композиция была исполнена мной в Московском музее Н.Рубцова в 2004 году. Композиция «Любовь и море» посвящена первой безответной любви поэта к Тане Агафоновой. Татьяна Ивановна впоследствии стала учительницей. В школе села Шуйское Вологодской области по инициативе учительницы литературы Татьяны Юрьевны Красновой открыт музей поэта, В создании музея непосредственное участие принимала и Татьяна Ивановна".
-----
К сожалению, папин сайт сейчас не работает, ссылки на нём не кликабельны. Однажды это уже случалось, и тогда сыну удалось сайт реанимировать, он обещал попробовать и на этот раз восстановить его...
Иота Христолюбов
Памяти Бориса Константиновича Болдина
Пусть Жизнь ему зальётся светом
После сорочин.
Мы же здесь поставим свечи,
Памятью почтим.
Но, взлетела лёгкой птицей,
Чистая душа.
А огонь последней битвы,
Возмогла она.
Вечно жить никто не будет,
Глупо, кто не ждёт.
Он же верил, ждал минутно:
Смертный час пробьёт.
Отошёл отец спокойно,
Стало на душе.
Со Христом тебе достойно
Будет на Суде!
29.02.12г.
А здесь - папины воспоминания, свидетельства очевидца запуска в космос первого космонавта, Юрия Гагарина:
РАНЬШЕ ГАГАРИНА В КОСМОСЕ ПОБЫВАЛ БАЛЕТ
О первом космонавте, известно, кажется все: каждое слово и каждое мгновение его недлинной жизни. А его чудесная улыбка и беспечное “Поехали!” сделали первый шаг землян в Космос легким и праздничным. Но за этой обманчивой легкостью стоял многолетний труд самых разных специалистов, лишь немногим из которых довелось стать непосредственными свидетелями гагаринского полета.
В том историческом уже апреле 1961 года недавнему выпускнику МВТУ имени Баумана, радиотехнику Борису БОЛДИНУ было всего 25 лет.
“…Нас, пятерых разработчиков бортовой связи для космического корабля “Восток”, после оформления всех документов отправили в район пусковой площадки, которая теперь называется Байконуром. Поселили в гостинице, в пятиместном номере. В этом отношении нам повезло – многие специалисты, прибывшие позднее, были размещены в специально оборудованных железнодорожных вагонах. В то время Байконур не был готов к приему такого количества “гостей”.
Монтажный зал и ракета поразили меня своими размерами: это было какое-чудо техники, вызывающее в душе чувство гордости за создавших его людей. Мы уже знали, что предстоит осуществить три запуска, во время которых нужно будет проверить функционирование и качество всех систем корабля и носителя. Вместо космонавта в кресло кабины помещалась кукла, имитирующая пилота. За приоткрытым “ртом” ее был установлен громкоговоритель. Для имитации голоса космонавта на борту устанавливался магнитофон, предназначенный для воспроизведения текстовых сигналов, которые мы заблаговременно приготовили еще в Москве с целью проверки системы связи в разных режимах. Однако буквально за четыре дня до первого испытательного запуска кому-то из представителей спецслужб пришла “мысль” запретить речь на борту. И не только речь, а человеческий голос вообще. Даже песни нельзя было использовать в качестве текстов. Тогда мы достали две граммофонные пластинки – с 3-м фортепьянным концертом Рахманинова и фрагментами балета “Лебединое озеро”. А кукла, которую посадили теперь в кабину на место космонавта, была без лица – его замотали белой повязкой с крупной надписью “макет”
Первые два испытательных запуска прошли успешно, третий решено было сделать рабочим. Настал момент, когда нас познакомили с космонавтами – Юрием Гагариным и Германом Титовым. У нас сложилось впечатление, что это были разные по характеру люди. Гагарин был сосредоточен, замкнут, молчалив. Его интересовало только дело. Титов, напротив, был эмоционален, открыт, живо интересовался нашими делами. С удовольствием слушал джаз Гленна Миллера, записи которого мы привезли с собой. Он буквально влюбил нас в себя, и в глубине души мы жалели, что он был всего лишь дублером. Гагарину по-хорошему завидовали. Кто-то из юмористов сочинил шутку, понравившуюся всем: “Как полетит Гагарин? Как последняя собака”. ( до человека в космосе побывали собаки ). Шутки шутками, но уже тогда мы понимали, что для такой миссии нужен человек, обладающий, наряду с другими достоинствами, иммунитетом к вирусу “звездной” болезни, которая после полета будет сопровождать его всю жизнь. Время показало, что выбор был сделан точно.
…10 минут до старта. Пульс Гагарина – 64 (!), частота дыхания – 16. Все системы проверены. И неожиданно – Гагарин просит дать ему послушать музыку. Связь с бортом осуществляли наземные службы, и они оказались не готовы к такому сюрпризу. Выручила интуиция нашего Главного, который заблаговременно поручил нам на крыше монтажного корпуса, где мы находились во время старта, приемную и передающую антенны. Почувствовав иронию в реплике Королева: “Не сразу, радистам нужно подготовиться!” - мы на свой страх и риск дали в эфир музыку. И уловили одобрение в голосе Королева, спрашивающего у Гагарина, хорошо ли ему слышно. Ответное “спасибо” мы приняли на свой счет.
Смотреть взлет я вышел на улицу. Ближе нас к стартовой площадке не было никого. Грандиозное зрелище! А Гагарин с первых же секунд полета восторженно заговорил о своих ощущениях, о красоте Земли, которую он первым из людей наблюдал с такой высоты.
…Более получаса мы ждали информацию по центральным радиоканалам. Наконец Москва торжественно объявила, что в космосе находится советский космический корабль, пилотируемый летчиком-космонавтом майором Гагариным. А в полет он отправился старшим лейтенантом
После того как стало известно о благополучном приземлении “Востока”, весь руководящий состав ринулся на аэродром. Нам достались только билеты на
проезжающие поезда. В течении трех суток, пока мы ехали до Москвы, попутчики обсуждали волнующее событие, не подозревая, что рядом с ними находятся очевидцы. Между прочим, тогда я впервые узнал, что корреспонденты могут искажать факты. В одной из газет была красочно описана картина выхода из спустившегося корабля космонавта “одетого в костюм такого же голубого цвета, как и небо”. Мы-то знали, что скафандр Гагарина был красно-оранжевым”.
Записала Нина ДЗАССОХОВА
Отцу.
https://stihi.ru/2012/01/19/9285
Другие статьи в литературном дневнике: