О равностности, подобной пространству.

Леонид Невский: литературный дневник


Благодаря этому спонтанному самоузнаванию твоей изначальной природы, ты поймешь, что осознавание свободно от различных покровов умозаключений и временных переживаний — точно так же, как рис свободен от шелухи.

Недостаточно лишь увидеть природу осознавания.

Нужно стабилизировать поведение, связав его с этим состоянием.

Поэтому нужно не отвлекаясь постоянно поддерживать внимательность,
позволяя своего уму покоиться в естественном состоянии.

Когда поддерживаешь практику таким образом, иногда возникает тупое и отсутствующее состояние ничегонезнания.

Иногда возникает неконцептуальное состояние открытости, раскрывающее сияние випашьяны.

Иногда возникает состояние блаженства с привязанностью,
иногда — состояние блаженства без привязанности.

Иногда возникают различные переживания ясности с фиксацией,
иногда — незапятнанное сияние, свободное от фиксации.

Иногда возникает неприятное ощущение шершавости,
иногда — приятное ощущение гладкости.

Иногда возникает сильное бурление скачущих мыслей, которые уносят тебя прочь и разбивают медитацию, иногда — апатичное состояние тупости, в котором нет никакой ясности, и так далее.

Эти переживания, которые невозможно предсказать, — это скачущие мысли и порывы ветра кармы, накопленной с безначальных времен.

Они подобны приятным и неприятным местам, которые видишь во время долгого путешествия.

Поэтому поддерживай естественное состояние без сознательной фиксации на том, что возникает.

Пока ты еще не достаточно натренирован в этой практике, возникает переживание бурления и множество мыслей, которое может разгореться, подобно огню.

Не отчаивайся, а поддерживай нерушимую практику, сохраняя равновесие между напряжением и расслабленностью.

Постепенно возникнет “достижение” и другие переживания.

Тогда, в целом, ты достигнешь уверенности в различении осознавания и неведения, всеобщей основы и дхармакайи, сознания и мудрости,
как указано и как ты узнаешь на своем собственном опыте, благодаря устным наставлениям гуру.

Поддерживая это узнавание, позволь своему сознанию покоиться в самом себе и его природа мудрости будет присутствовать, самосуществующая, подобно воде, которая очищается, когда ее не тревожат.

Это наставление следует считать важнейшим.

Не вовлекайся в принимающие и отвергающие размышления типа:
“Объект медитации это сознание или мудрость?”

Ты не должен также опираться на теоретическое книжное знание,
которое только усиливает мыслительную активность.

Подобные вовлечения до некоторой степени омрачают шаматху и випашьяну.

В какой-то момент ты достигнешь стабильности в практике шаматхи и випашьяны, естественного единства, в котором тренировка в шаматхе стабилизирует постоянную внимательность, покоящуюся в естественном состоянии, а випашьяна узнает твою сущность, как естественное сияние.

В этот момент шаматха изначального пребывания в естественном состоянии и випашьяна естественной светоносности изначально неразделимы, и это и есть заря самосуществующей пробужденности,
реализации великого совершенства.

Это Наставление о пребывании в равностности, подобной пространству.


Мипхам Ринпоче



Другие статьи в литературном дневнике: