Лучший способ счастливой жизни.

Леонид Невский: литературный дневник


Некоторые люди с риском для жизни пытаются взобраться на вершину горы Эверест. Какая от этого польза? Если во время восхождения вы погибнете, это не поможет вам избавиться от низших миров, освободиться от сансары, достичь низшей нирваны, не приведёт вас к просветлению… Ничего подобного не будет! Ваши действия будут только неблагой кармой, причём, в результате, в этой и следующих жизнях, вас ждёт одно лишь страдание. Бедняки, живущие в Индии, в Непале, в Гималайских регионах, лишены самого необходимого и зарабатывают себе на хлеб тяжким трудом. С другой стороны, богачи, миллионеры, миллиардеры, терзаются от неудовлетворённости, беспокойства и страха. Они говорят, что у них нет ни счастья, ни покоя. Так проходит вся их жизнь. Они упускают возможность практиковать Дхарму, потому что на встречу с Дхармой у них не хватает заслуг. В результате им придётся кальпами страдать в низших мирах. Это даже трудно себе представить.


Когда вы думаете о том, что ваше «я», ваши действия, те, на кого направлены эти действия, да и весь мир сотворены вашим умом, то понимаете, что вам не на кого гневаться, а также не к кому и не к чему привязываться. Внезапно вы исполняетесь невероятного покоя и счастья, и у вас пропадает все смятение, гнев и вожделение. Вы знаете, что всё, весь мир – творение вашего ума. И как я уже говорил, очень полезны советы великих просветленных существ, их наставления о том, откуда берётся страдание.


Что же вам делать, чтобы освободиться от страдания? Суть в том, чтобы смотреть на галлюцинацию как на галлюцинацию, видеть все пустым, каким всё и является. Существуют тантрические методы созерцания ума, такие как йога трёх применений… Это просто пример. Есть множество других способов выполнить эту практику.


Разумеется, важна не только медитация на пустоту, но и бодхичитта. С помощью таких практик мы обретаем счастье. Дхарма это счастливый, спокойный ум, в котором отброшены неведение, гнев, привязанность и другие омрачения. Дхарма – это защита нашего ума, и она также предполагает отречение от этой жизни, непривязанность к ней. Когда наш ум спокоен, счастлив и удовлетворён, тем самым он защищен от омрачений, от трёх ядов, от мучений в этой жизни и от страданий в низших мирах. Всё это дает нам Дхарма.


Нет ничего ценнее доброго сердца. Главное в жизни – это абсолютно доброе сердце, бодхичитта! Даже если вы не обретёте бодхичитту то, старайтесь просыпаться и засыпать с добротой и желанием помогать другим. Лучше всего породить бодхичитту, а если это невозможно – быть добросердечным человеком. Это самая счастливая, самая осмысленная жизнь, которая приносит больше всего пользы каждому живому существу – каждому существу в адах, каждому голодному духу, каждому животному, каждому комару и муравью! Если каждое действие тела, речи и ума вы совершаете с бодхичиттой, если с этим устремлением читаете мантру мани, даже всего один раз, это приносит столько блага живым существам, избавляет их от страданий и приближает к просветлению! Чтобы бы вы не делали с бодхичиттой, это становится невероятно благотворным. Например, если вы делаете обхождение вокруг храма или ступы с мотивацией бодхичитты, с каждым шагом вы накапливаете бескрайние небеса заслуг.
Это самая лучшая жизнь!


Вы можете совершать одни и те же действия – есть, спать, гулять, работать, но всё определяет ваша мотивация. Если раньше вас переполняли неудовлетворённость и привязанность и вы тревожились только о себе, о своем благополучии, все ваши поступки становились неблагой кармой и приносили лишь страдания. Теперь же, когда у вас породилась бодхичитта, или вы хотя бы желаете другим добра, — это лучший способ прожить свою жизнь! Вы счастливы сейчас, и во время умирания вас не оставит ощущения радости и покоя. Тогда после смерти вы попадёте в чистую землю, а затем достигнете просветления ради живых существ. И сейчас, и в будущем, ваша жизнь будет озарена солнечным светом.


Лама Сопа Ринпоче
«Бескрайние небеса блага. Учения о сострадании и пустоте»



Другие статьи в литературном дневнике: