Старинная афганская песня,

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

или Казус Симантова. Публикация

Умер предпоследний еврей Афганистана


25.01 05:28 MIGnews.com


На прошлой неделе в Кабуле скончался Ицхак Леви – самый старый из евреев. проживавших в Афганистане в период с начала американской интервенции. В настоящее время власти США и Израиля решают проблему похорон Ицхака на земле предков. Их задача усложняется тем, что, по утверждению афганских властей, Леви перешел в ислам.


Кроме 70-летнего Леви, в здании той же кабульской синагоги до сих пор проживает Звулун Симантов, сорока с лишним лет. У обоих есть жены и родственники в Израиле, однако эти люди по каким-то своим причинам отказались покинуть Афганистан.


Вероятнее всего, тело Леви будет доставлено с помощью американских военных властей в Ташкент, где им займется израильское посольство.


Оба еврея в период правления талибов находились в тюрьме и были подвергнуты пыткам. Самым тяжелым испытанием , по словам Симантова, было лишиться Торы, которую у них отобрали тюремщики.



===============

http://mg.hillel.ru/gazeta2122/mg_gazeta_2122_kabul45.html

№ 7–8 (80-81) | июль-август 2003
В Кабуле воюют одни евреи


Илья ЖЕГУЛЕВ Кабул-Москва


Наш микроавтобус прыгает по афганским ухабам.
В веселой компании бородатых мусульман мы возвращаемся из Мазари-Шарифа в Кабул. Вдруг из колонок вместо привычного ситара заиграла до боли знакомая «Хава Нагила». «Что это за песня?» – удивляюсь я. «Эээ... Это старая афганская песня о любви. Ее поет наша певица, которая бросила свой народ и уехала в Германию» – отвечает водитель.


А когда-то еврейская община в Афганистане была одной из самых крупных и неординарных в мире. Например, в афганском городе Герате иудаизм процветал несколько столетий. Столетиями афганские евреи жили обособленно, стараясь не контактировать с внешним миром. В конце XIX века в Кабуле жили 40 тысяч евреев, которые отличались успехами в бизнесе и особенным видом свитков Торы. Многие из них бежали от преследований, которым подвергались в Персии – нынешнем Иране, опасаясь насильственного обращения в ислам. Но население общины в течение прошлого столетия постепенно исчезло. После того как появился Израиль, большинство из примерно 5000 евреев, находившихся к тому времени в Афганистане, эмигрировали в новое государство. В 1980 году по данным Всемирного еврейского конгресса в Кабуле было около 150 евреев, посещавших регулярно службу в Шаббат. Последние сто евреев бежали из страны, когда власть перешла в руки к талибам.



Сейчас в Кабуле остались только два еврея. Они живут в многоэтажном доме с облупившимися стенами, расположившемся на окраине города и никогда не ходят друг к другу в гости. Дело в том, что Зебулон Симантов и Ицхак Леви друг друга ненавидят. Они никуда не ушли назло один другому. Сильное и безудержное чувство помогло им выжить в трудные минуты.


Когда-то еврей из Туркменистана Ицхак Леви был раввином в синагоге. Вся его семья бежала в Израиль. Он предпочел остаться. Пять лет назад из Израиля вернулся 70-летний Зебулон Симантов и поселился в том же доме, где жил Леви. На том же этаже, дверь в дверь. С этого все и началось. Как пишет AP, поводом для начала кровной вражды стало исчезновение свитка Торы из синагоги. Один обвинял в краже другого. Когда они пошли к талибам, чтобы те их рассудили – недолго думая, их арестовали обоих. В тюрьме Леви и Симантов выгораживали себя как могли. Симантов сказал, что Леви колдун, а Леви в ответ обозвал его израильским шпионом. Каждое из перечисленных обвинений карается по шариату более чем смертью – для талибов колдуны и шпионы все равно, что дьяволы. Но евреям повезло – талибы им просто не поверили. Повеселившись от души, отпустили на волю.


Зебулон Симантов вернулся из Израиля на «историческую родину», чтобы не забылась история еврейского народа в Афганистане. Он привез с собой деньги, выделенные бывшими афганскими евреями в Израиле для постройки караульной будки и стены вокруг кабульского еврейского кладбища. Здесь сухой бурьян и камни покрывают могильные плиты, уничтоженные пламенем гражданской войны. Теперь Симантов торгует драгоценностями и коврами. Ковры в Кабуле в цене. Ни один иностранец еще не возвращался из афганской командировки, не прихватив с собой с десяток бесценных на Западе ковров ручной работы. Афганцы приспособились к новым условиям и стали делать ковры ориентируясь на потребителя. Так, есть сотканные вручную американские флаги, а есть и вообще эксклюзивные работы, на которых выткана вся история американо-афганской дружбы, с голубем наверху, похожим, правда, на небольшой бомбардировщик. Все ковры стоят от 100 долларов, так что Зебулону удается неплохо заработать.


Вообще, слово «еврей» вызывает у афганцев смутные чувства. Если ты, например, из России, то ты в любом случае русский, кем бы ты ни был по крови. А если ты говоришь, что ты еврей – то значит из Израиля. Израильтян здесь не любят по вполне понятным причинам. К ним относятся здесь примерно также, как в России относились к американцам, когда США бомбили Сербию. Как только закончится интифада, про существование евреев здесь забудут. Слишком уж редко можно увидеть иудея на улице.
Поэтому Ицхак Леви, не боясь правоверных мусульман, вновь открыл синагогу. Он спокойно колесит по Кабулу на велосипеде, все время сигналя в свой маленький звоночек. (Здесь без этого нельзя – улицы Кабула состоят из сплошной какофонии различных звуков. Проехать мимо машины и ни разу не посигналить – непозволительная оплошность) Знакомые соседи-мусульмане называют Ицхака «мулла» или «раввин», хотя ни тем, ни другим он не является.



Жизнь «раввина» в сегодняшнем Кабуле настолько спокойна, что даже скучно. Совершенно некуда пойти вечером. Недавно прогрессивные афганцы, приехавшие из-за границы после свержения талибов, построили большое кафе с дискотекой. Кафе уже работает, а дискотека стоит в полной боевой готовности, владельцы ждут, когда кабульская молодежь созреет для танцев – слушать музыку было разрешено новыми властями только полтора года назад. Да и с девчонками тоже проблема – большинство из них закутаны с головы до ног в длинную чадру, полностью закрывающую лицо, даже в прорези для глаз — сетка. По тому, какого цвета чадры у большинства женщин можно отличить город, в котором находишься. Так, в Кандагаре в моде желтый и оранжевый цвета, в Мазари Шарифе белый, ну а в Кабуле все ходят в голубом. Но по цвету паранджи сложно определить, что за ней, поэтому Ицхак так и не нашел себе подругу дней суровых. Где ж ее там разглядишь, под паранджой? Единственным близким человеком мог бы стать Зебулон. Но, видно, не судьба. «Я умолял его перестать быть моим врагом», – сказал Левин. «Если я умру завтра, кто похоронит меня по законам моей религии?»


Вот так, все как раньше. Война продолжается, хотя в остальном Афганистане уже давно мир.

================


http://www.lechaim.ru/ARHIV/192/gart.htm


ХУЖЕ ТАЛИБОВ И ФАРАОНА


Давид Гарт


В последнюю неделю февраля в Москве прошел фестиваль документального кино «Кинотеатр.doc». Это уже трехлетний проект, представляющий в России так называемое действительное кино или «кино истины» (cinema-verite;, direct cinema), чей девиз – независимость и взаимодействие с реальной жизнью.



В конкурсную программу фестиваля попали два фильма о постсоветских иммигрантах в Тель-Авиве («Лукоморье» и «Толя»), а в рамках международной программы показывали куда более экзотическую картину – про двух последних евреев Кабула, среди прочих наград снискавшую Гран-при «Большой золотой Нанук» Международного кинофестиваля «Флаэртиана-2007».


Название фильма почему-то переведено «В кабале в Кабуле», хотя – что бы мы ни думали про Афганистан – никого там пока не закабалили, а Cabale a Kaboul может означать либо «Каббала в Кабуле», либо «интриги» в том же самом месте; ни в каббале, ни в интригах недостатка, действительно, нет.


Двух последних евреев Кабула зовут мулла Исаак Леви и Завулон Симантов. Они оба живут в заброшенной синагоге, в нескольких метрах друг от друга каждую неделю произносят кидуш, в одном и том же дворике зарезают кур и люто ненавидят друг друга. Мулла Исаак живет на первом этаже, Завулон – на втором, и они стараются никогда не встречаться. Мулла Исаак – каббалист, он продает амулеты и заговоры, прописывает магические обряды – во имя Аллаха и в сторону Мекки. Завулон делает вино, месит волосатой рукой бурую массу в красном пластмассовом ведре и патетически обещает превратить эту грязь в лунный свет. Оба бизнеса незаконны, и оба еврея уверены, что сосед стучит. Впрочем, это далеко не единственный его, соседа, грех. Исаак сутенер и шпион талибов. И Завулон шпион талибов, а к тому же он украл из синагоги второй свиток Торы (первый забрали талибы). Будь он проклят! Чтоб мне помочиться ему на бороду! Завулон украл шофар. Исаак нанял людей, чтобы разрыть надгробия на еврейском кладбище и посадить там свои репу и бобы. Завулон обрезал провода, чтобы лишить Исаака электричества. «Шпион талибов!» – «Шпион талибов!» У Завулона есть лицензия шохета – он учился шхите в Ташкенте, а Исаак режет кур незаконно, не имея на это права. А Завулон украл у Исаака двадцать четыре коврика и часы времен царя Николая. А Исаак предатель, предал веру отцов и принял ислам, а потом предал и ислам, и теперь его все презирают. Нет, это талибы объявили его израильским шпионом и заставили принять ислам, избив так, что он до сих пор еле ходит. А Завулон – он хуже талибов! Хуже арабов и индусов! Хуже фараона!


Этот фильм – в некотором роде иллюстрация классического анекдота про еврея, попавшего на необитаемый остров и выстроившего две синагоги – в одну ходить, а в другую не ходить. Двум евреям и подавно нужны две синагоги, а лучше – три, но вот беда – в Кабуле осталась лишь одна, и Исааку с Завулоном приходится делить ее протекающий кров и жить рядом с обидчиком, доносчиком, сплетником и отравителем.


Этот фильм – про Кабул, про его шумные и тесные улицы и базары, про мужской мир без единого женского лица, пусть даже в хиджабе, про неживописную грязь и бедность – рассохшуюся землю, пыль, резиновые шлепанцы, пластмассовые мусорные баки, шланги, ведра, тряпки. Ландшафты и интерьеры, глядя на которые надо удерживаться от впадения в непрофессиональную бытовую брезгливость, напоминать себе про антропологический интерес к другим культурам (NB: на экране не просто грязь и нищета, а культура), ну или про то, что все люди братья, например.


Этот фильм – про модель коммуникации, в которой не то что нет эмпатии – собеседника просто не слушают и уж точно не стараются уразуметь. Главное – высказаться самому. Все остальное можно проигнорировать, демонстративно не понять и истолковать как глупость, вранье, ну или шпионаж в пользу талибов. Модель коммуникации, знакомая нам по арабскому рынку или по пьесе «Вишневый сад» – как угодно.


Сценарист, режиссер и оператор фильма Дэн Алекс, бельгиец румынского происхождения, журналист, специально выучил фарси и трижды ездил в Кабул снимать Исаака и Завулона. После первого раза у него украли сумку со всей аппаратурой и результаты работы пропали. Во второй раз он снял бo;льшую часть фильма. А в третий раз он приехал в Кабул, когда старшего обитателя синагоги уже не стало и его тело отправили хоронить в Израиль, к семье, бежавшей из Афганистана пятнадцать лет назад и с тех пор вспоминавшей его с целями исключительно корыстными. «Исаак ел такую дрянь, – продолжает в прежнем духе Завулон, – он жалел денег на еду, вот он и умер, но он же был уже очень стар, ему было лет 80, хотя тебе он, наверно, говорил, что ему всего 60».


Вот, собственно, и все.


================


http://lj.rossia.org/users/sedlev/18860.html


"Елена из Холона - заложница последнего еврея Афганистана"
Tags: Афганистан


Душераздирающая история, прям из Шмуэля Агнона:


... уже 13 лет Елена безуспешно пытается получить от мужа развод в соответствии с иудейскими обычаями ("гет"). За неимением соответствующего документа она не только не имеет права вновь выйти замуж, но и лишена материальной помощи от государства. Министерство соцобеспечения не признает ее в качестве разведенной женщины.


Пытаясь добиться развода, она обращалась за помощью к американским конгрессменам, раввинам из США, духовным авторитетам общин афганских и бухарских евреев. В течение нескольких лет этим делом занимается член управления раввинатских судов Израиля Йехуда Гордон. В интервью, опубликованном 9 августа в газете "Едиот Ахронот", он рассказал о неимоверных усилиях, предпринимаемых им с целью помочь этой женщине.


(…) В последнее время на помощь Елене Симантовой мобилизовались и представители еврейской общины Нью-Йорка. Они предложили собственный вариант решения проблемы. Вскоре ее супруга собирается навестить Главный раввин американского военного контингента в Афганистане в сопровождении трех военнослужащих-евреев. Выходец из Афганистана Давид Гул, живущий в Израиле с 1981 года и поддерживающий связь с Звулуном Симантовым, заявил газете "Едиот Ахронот", что в случае "американского вмешательства" упертый супруг готов подписать необходимые документы. За это он требует отказа Елены от алиментов, права на сохранение связи с дочерьми и "еще нескольких маленьких вещей".


(…)


По словам его супруги, в начале 90-х Симантов был преуспевающим бизнесменом. Тогда он с семьей жил в Узбекистане, но часто ездил по делам в другие республики Центральной Азии и Афганистан. По данным англоязычных источников, тогда Симантов занимался торговлей коврами и часто бывал в России, Индии и Таджикистане. Одиннадцать лет назад Леви рассказывал иностранным журналистам, что до приезда в Кабул Симантов жил в соседнем Таджикистане. Три года спустя он же говорил корреспондентам итальянского издания La Stampa, что до приезда в Афганистан Симантов некоторое время провел в Израиле.


Полностью:


http://izrus.co.il/diasporaIL/article/2010-08-10/11259.html


Звулун Симантов


Больше всего меня поразили даже не заморочки с иудейским религиозным законодательством, а тот факт, что "последний еврей Афганистана", оказывается, приехал к талибам вполне добровольно.




http://izrus.co.il/diasporaIL/article/2010-08-10/11259.html


Елена из Холона - заложница последнего еврея Афганистана


10.08.2010 00:05 Михаил Фальков


В этой истории удивительным образом переплелись судьба репатриантки из Узбекистана, еврейские "разборки" с участием талибов, планы Главного раввина американского контингента в Афганистане и многовековая история исчезнувшей иудейской общины этой страны…


ТЕГИ: Афганистан, бухарские евреи, Иран, персоны, Центральная Азия


Увеличить шрифт A A A


Елена Симантов, мать двух дочерей, живет в Холоне вместе с родителями и братом. Семья репатриировалась из Узбекистана в 1995 году. Со своим супругом, Звулуном Симантовым, она познакомилась в 1992 году в результате сватовства по старинным традициям бухарских евреев. Они жили с ее семьей в Бухаре. Симантов занимался коммерцией, и имел бизнес в Афганистане. Когда супруга и ее родственники решили уезжать в Израиль, он заявил, что присоединится к ним позже.


Спустя несколько лет стало окончательно ясно, что Симантов решил осесть в Афганистане, и супруги договорились развестись. Но в течение уже 13 лет Елена безуспешно пытается получить от мужа развод в соответствии с иудейскими обычаями ("гет"). За неимением соответствующего документа она не только не имеет права вновь выйти замуж, но и лишена материальной помощи от государства. Министерство соцобеспечения не признает ее в качестве разведенной женщины.


Пытаясь добиться развода, она обращалась за помощью к американским конгрессменам, раввинам из США, духовным авторитетам общин афганских и бухарских евреев. В течение нескольких лет этим делом занимается член управления раввинатских судов Израиля Йехуда Гордон. В интервью, опубликованном 9 августа в газете "Едиот Ахронот", он рассказал о неимоверных усилиях, предпринимаемых им с целью помочь этой женщине.


Тайная "дипломатия"


Так как МИД Израиля запрещает поездки в Афганистан (по соображениям безопасности), раввин Гордон, будучи госслужащим, не имеет возможности отправиться в Кабул, чтобы подписать Симантова на необходимых документах.



Звулун Симантов
(Getty Images)
"В свое время я связался с хорошим другом в Москве, который обладает большим влиянием на власти Афганистана. Он, в свою очередь, вышел на связь с послом этой страны в Москве. Тот был готов организовать для меня визу и даже обеспечить охрану, чтобы я смог поехать в Кабул. Но в итоге, по разным причинам, из той затеи ничего не вышло", - рассказал Гордон.


По его словам, были и другие планы устроить встречу с Симантовым. Когда в январе 2005-го в столице Афганистана скончался Ицхак Леви, который был там одним из двух последних евреев, решили похоронить его на Святой земле. "Через своих посланников я предложил Звулуну Симантову доставить гроб до границы, а там бы я уже его встретил и подписал на документах о разводе. Но он не согласился из-за опасений, что афганцы не впустят его обратно", - отметил раввин Гордон.


В другой раз он решился отправиться в Кабул в образе мусульманского шейха, чтобы встретиться с Симантовым. Гордон уже был готов предложить ему 10000 долларов за одну лишь подпись на бракоразводных документах. В итоге, сам раввин не смог поехать в афганскую столицу, но направил туда доверенных людей с указанной суммой. Несмотря на предварительные договоренности, Симантов на встречу не явился.


В последнее время на помощь Елене Симантовой мобилизовались и представители еврейской общины Нью-Йорка. Они предложили собственный вариант решения проблемы. Вскоре ее супруга собирается навестить Главный раввин американского военного контингента в Афганистане в сопровождении трех военнослужащих-евреев. Выходец из Афганистана Давид Гул, живущий в Израиле с 1981 года и поддерживающий связь с Звулуном Симантовым, заявил газете "Едиот Ахронот", что в случае "американского вмешательства" упертый супруг готов подписать необходимые документы. За это он требует отказа Елены от алиментов, права на сохранение связи с дочерьми и "еще нескольких маленьких вещей".


Самый последний еврей


Звулун Симантов приобрел всемирную известность в 2001-2005 годах после того, как в результате ввода американских войск в Афганистан эту страну стали посещать иностранные журналисты. Наравне с описанием военных операций против талибов, чуть ли ни самым пикантным сюжетом для западной прессы здесь стал конфликт между двумя евреями, оставшимися в Афганистане. Одним из них был Звулун Симантов.


По некоторым данным, за год до захвата Кабула талибами (в августе 1996 года) в стране еще жили около десятка евреев. Три года спустя здесь остался лишь один Ицхак Леви, взявший на себя роль хранителя единственной синагоги в Кабуле. По некоторым сведениям, он был уроженцем Туркменистана. Его супруга и пятеро детей репатриировались в Израиль. Леви называл себя раввином, хотя не имел никакой формальной аккредитации. В Кабуле он зарабатывал на жизнь врачеванием и гаданием.


Приблизительно в 1998 году здесь объявился Звулун Симантов. Он поселился в том же здании старинной синагоги, где уже обитал Леви. Между ними возникло ожесточенное соперничество за титул "последнего еврея" Афганистана, за синагогу и древние свитки Торы. В итоге оба были арестованы талибами. Перед судом исламских фанатиков Симантов обвинил соперника в колдовстве, а Леви заявил, что тот является израильским шпионом. Они провели в тюремных застенках около двух месяцев. Получив свободу благодаря подкупу правительственных чиновников, Симантов и Леви никогда больше не разговаривали друг с другом, хотя жили в одном здании. Зато после свержения режима талибов они превратились в местную достопримечательность и с удовольствием рассказывали иностранным журналистам о лютой взаимной ненависти. В январе 2005-го Леви скончался и был похоронен в Израиле. Наконец, исполнилась заветная мечта Звулуна Симантова – теперь он по праву считается последним евреем Афганистана.


По словам его супруги, в начале 90-х Симантов был преуспевающим бизнесменом. Тогда он с семьей жил в Узбекистане, но часто ездил по делам в другие республики Центральной Азии и Афганистан. По данным англоязычных источников, тогда Симантов занимался торговлей ковров и часто бывал в России, Индии и Таджикистане. Одиннадцать лет назад Леви рассказывал иностранным журналистам, что до приезда в Кабул Симантов жил в соседнем Таджикистане. Три года спустя он же говорил корреспондентам итальянского издания La Stampa, что до приезда в Афганистан Симантов некоторое время провел в Израиле. Оттуда он привез деньги выходцев из Афганистана на обустройство старинного иудейского кладбища в Кабуле. В начале 2000-х годов Симантов торговал коврами и драгоценностями. По данным газеты "Едиот Ахронот", в последние годы он принимает в "своей" синагоге журналистов и американских военнослужащих, за символическую плату рассказывая им о прошлом еврейской общины Афганистана. Симантов также получает финансовую помощь от общин афганских евреев в Европе и США. "Я слышала, что он зарабатывает много денег, но своим дочерям ничего не высылает", - рассказала "Едиот Ахронот" его супруга.


По данным того же издания, в течение многих лет официальные представители Израиля пытались уговорить Симантова переселиться на родину предков. При этом, по данным "Едиот Ахронот", он чуть ли ни каждую неделю созванивается со знакомыми евреями, выходцами из Афганистана, живущими в Израиле.


Исчезнувшая община


Израильские исследователи полагают, что евреи начали селиться в пределах современного Афганистана задолго до того, как в VII столетии эту страну покорили арабы и силой оружия стали утверждать здесь ислам. Еврейское присутствие на территории Афганистана научно доказано, на основании письменных и археологических свидетельств, с VIII века. Вплоть до XIII столетия на этих землях существовала многочисленная иудейская община, которая в вопросах права и религии подчинялась духовному руководству диаспоры в Ираке.


Большинство еврейского населения было сконцентрировано на северо-западе современного Афганистана – в области, исторически относившейся к восточным окраинам Персии. Согласно свидетельствам путешественника Биньямина из Туделы, в середине XII века в этом районе жили десятки тысяч иудеев. В то же время евреи обитали в Кабуле, Кандагаре и Балхе.


Израильские исследователи увязывают упадок этой общины с двумя факторами: насильственное и добровольное обращение в ислам (по социально-экономическим мотивам); монгольское завоевание, произошедшее в XIII веке и сопровождавшееся уничтожением городов, а также огромным ущербом торговле. Как следствие, значительная часть местных евреев ассимилировалась, многие другие мигрировали в Бухару, Индию и Китай. Впоследствии остатки иудейской общины средневековья смешались с новыми еврейскими переселенцами из Персии, которые спасались от гонений шиитских фанатиков на родине, либо искали возможности заработать на торговле с восточными странами.


Не случайно, к середине XIX столетия первое место по численности евреев среди городов Афганистана занимал Герат, находящийся близ границы с Ираном. Та же ситуация сохранялась в 30-х и 40-х годах прошлого века. К тому времени еврейское население Афганистана составляло 4000-5000 человек. Они были расселены по 12 городам, среди которых выделялись Герат, Кабул и Балх.


В первые десятилетия XX века положение афганских евреев заметно ухудшилось. Многие разорились из-за спада в региональной торговле, вызванного гражданской войной в Русском Туркестане, а также вследствие растущей конкуренции со стороны индийских купцов. Антисемитские настроения, которые до того выражались в дискриминации по религиозному признаку, в 30-е годы заметно усилились под воздействием агентов влияния нацистской Германии. В 30-х – 50-х годах были введены новые ограничения по отношению к евреям. Кроме того, что они должны были платить традиционный подушный налог, их перестали принимать на госслужбу, а также им запретили заниматься многими профессиями. К этому прибавились катастрофические для общины последствия голода 1944 года. Чтобы не умереть, около тысячи евреев были вынуждены распродать все имущество, а многие, в поисках лучшей доли, затем переселились в Индию. В конце 1948-го еврейские лидеры Герата обратились с воззванием к иранским соплеменникам, в котором описали чрезвычайно плачевное положение своей общины и молили о помощи.


На фоне всяческих ограничений и бедствий еще в 80-х годах XIX века первые афганские евреи стали переселяться на родину предков. В 1914 году их численность на Святой земле составляла около ста человек, в 1929 – 330, в 1948 - 2200. До образования Государства Израиль наибольшее количество репатриантов из Афганистана пришлось на период 1932-38 годов (720), что стало следствием активной работы нацистских эмиссаров в этой стране.


До Первой мировой войны выходцы из Афганистана селились в основном в Иерусалиме по соседству с евреями из Персии и Русского Туркестана. Некоторые обосновались в Хевроне, Цфате и Тверии. В 1926 году на территории подмандатной Палестины был образован Комитет общины афганских евреев. В 30-е годы многие молодые репатрианты из Афганистана вступали в подпольные праворадикальные организации ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ, принимая активное участие в борьбе против британских властей.


На момент образования Государства Израиль в Афганистане еще оставались около 4000 евреев, 1050 из них жили в Герате. Около сотни представителей общины были богатыми людьми, остальные влачили нищенское существование.


В 1948-51 годах 2300 человек репатриировались в Израиль. В 1972-м общая численность здесь выходцев из Афганистана составляла 3800 человек. В 1973 году в этой стране еще оставались около 200 евреев. Шесть лет спустя, после вторжения советских войск, Афганистан покинули семьи наиболее зажиточных евреев, многие эмигрировали в страны Западной Европы и США. По данным Всемирного еврейского конгресса, в 1980 году кабульскую синагогу по субботам посещали около 150 человек. Через пятнадцать лет беспрерывной войны количество евреев сократилось приблизительно до десятка, а с 2005 года в Афганистане остался один последний еврей - Звулун Симантов.



Другие статьи в литературном дневнике: