Рассуждения Стаса Белковского

Валерий Шувалов: литературный дневник

Днём 11 декабря 2015 года в студию столичной радиостанции "Эхо Москвы" пришёл известный политолог, автор кинги "Апология Владимира Путина. Легко ли быть царём?", вышедшей в издательстве "Алгоритм" в 2013 году, Станислав Белковский. Он говорил о некоторых актуальных проблемах российской действительности; говорил много, быстро, ярко и увлечённо, иногда даже скорее запальчиво, чем убедительно. Но слушать его было интересно. Вот что он сказал, в частности, о Владимире Путине, Дмитрие Медведеве и российской элите:


Президент Путин любит выступать только перед комфортной, специально отобранной аудиторией. Перед ней он может говорить в течение трёх - четырёх часов. Это вам не разгневанные вдовы моряков, погибших при аварии подводной лодки "Курск"! По этой причине он никогда не станет выступать в теледебатах перед какими бы то ни было выборами, он это считает ниже своего достоинства. Он - самый важный, самый лучший и поэтому безальтернативный.


Что касается Медведева, то он надеется получить в наследство электорат Владимира Путина. Пока он - преемник, и это хорошо видно на символичесом уровне. Причём это даже не вопрос полномочий. У преемника не должно быть полномочий. Преемник должен хлопать глазами и изображать из себя идиота. Это является лучшей гарантией того, что его не тронут и что он доживёт до "светлого дня". Как преемник, Медведев прекрасно понимает, что не надо вмешиваться в путинские дела, потому что в этот самый момент его "преемничество" может и закончиться. Так что его недавнее замечательное интервью телеканалам было призвано сказать: "Я вам ничего не скажу!"


Мы должны понимать, что в связи с сокращением "кормовой базы", вызванным падением цен на нефть и западными экономическими санкциями, конфронтация внутри элит безусловно возрастает. С другой стороны, все понимают, что условием снятия санкций и возвращения России в "дружную семью народов" может быть только уход Путина. При Путине этого не случится.


Хотя система в целом со стороны кажется стабильной, то, что происходит в ней в последнее время, очень опасно для неё в некоторых узлах. Например, отказ от поездок в Египет и Турцию - это, безусловно, большой удар по стремлению россиян преодолеть собственную клаустрофобию. Наши люди всегда тянулись к тёплым морям, и свёртывание этих устремлений небезопасно для системы.


Но система имеет свою определённую инерцию, которую можно условно назвать "инерцией стабильности". Сегодняшний рейтинг Путина - это фактически рейтинг его безальтернативности, и вся эта система безальтернативна, пока в ней поддерживается некий монархический ритуал. Путин делает всё для того, чтобы никакого реального соперника в обозримой исторической перспективе не возникло, и поэтому выход из этой ситуации может быть только один, а именно: его уход.


Кстати, эсперимент с участием Навального в выборах мэра Москвы в 2013 году был признан Кремлём неудачным. Собственно, после этого мы никогда ничего такого уже не видели. И когда несистемные оппозиционеры попёрлись на выборы в сентябре 2015 года, что же они увидели? Их под всеми мыслимыми и немыслимыми предлогами не зарегистрировали в Новосибирске и Калуге, а в Костроме они получили менее двух процентов...



Другие статьи в литературном дневнике: