***

Наталия Крышан: литературный дневник

История саксофона, знакового символа джазовой музыки, не теряется в веках, как происхождение многих других музыкальных инструментов. Первый саксофон был создан бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в 1842 году, а запатентовано изобретение было четыре года спустя.
Первоначально название инструмента было неблагозвучным – «мундштучный офиклеид», но спустя несколько лет талантливый композитор и журналист Гектор Берлиоз предложил более яркий вариант названия инструмента, который покорил весь музыкальный мир, — «саксофон». Будучи близким другом изобретателя, Берлиоз посвятил новому инструменту несколько статей, и помог обрести саксофону первую известность. Кроме того, Берлиоз стал первым композитором, написавшим произведение с участием саксофона – хорал для голоса и шести духовых инструментов.
«Пиар» Берлиоза и возможности инструмента дали свои плоды – уже через десятилетие он становится полноправным членом духового оркестра, изредка используется в симфонических сочинениях. Но триумфальным для саксофона становится XX век и возникновение джазовой музыки.


Саксофон и джаз


Мы не станем умалять роль саксофона в классической музыке, инструмент действительно часто используется в оперных сочинениях, без него не обходится практически ни один духовой оркестр. Но по-настоящему всемирную популярность саксофон обрел в джазовой музыке.
Специфичное звучание инструмента, его выразительные возможности, потенциал для импровизации лучше всего подошли для нового музыкального стиля, зародившегося в Соединенных Штатах в конце XIX века. Уже к 1920 году Штаты, словами одного из музыкальных критиков, поразила «саксофономания». Поражала как скорость распространения инструмента, так и масштабы производства инструмента.
В 30-х годах XX века в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, состав бигбэнда включал пять саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако численность могла варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). В современной джазовой музыке саксофон продолжает играть ведущую роль.
Среди выдающихся саксофонистов XX-XXI – Лестер Янг, Коулмен Хокинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер, Пол Дезмонд, Орнетт Коулман, Джерри Маллиген, Брэнфорд Марсалис, Джулиан «Кэннонболл» Эддерли, Бад Шенк, Фил Вудс и множество других великолепных исполнителей.
Джазовая музыка в России также представлена целой плеядой прекрасных саксофонистов, достаточно вспомнить такие имена, как Игорь Бутман, Георгий Гаранян, Давид Голощёкин.


Почему саксофон стал столь популярен в джазе? Для этого есть несколько причин. Первая – это доступность инструмента для обучения новичков. Для освоения простейших мелодий начинающему саксофонисту хватит нескольких часов, в отличие от, например, трубача, у которого уходят на это же недели. Вторая причина – использование свинговыми оркестрами саксофона гораздо чаще, чем тромбона или трубы. Ну и третья, основная – в звучании инструмента. Саксофон в джазе – это практически человеческий голос, которым музыкант говорит с аудиторией. Независимо от той или иной причины, труба потеряла звание «королевы джаза», и, начиная с Хокинса, все последующие исполнители джаза были саксофонистами (Лестер Янг, Джон Колтрейн и др.).


Корнет и труба изначально были основными инструментами джаза. Корнетистами были Армстронг и Болден, Бейдербек, Кеппард и Оливер. Конкурент у этих инструментов появился к тридцатым годам – им стал саксофон. В двадцатых же годах саксофон для многих оставался новинкой, и его освоение среди джазменов еще только начиналось. Инструмент был доступен, в основном, белым музыкантам – не у всех чернокожих были средства для его приобретения. После (и по сегодняшний день) саксофон стал главным инструментом при исполнении джазовой музыки, и многие из кларнетистов сменили свою квалификацию.


Мастера, владеющие игрой на саксофоне, начали появляться только к началу двадцатых годов. Как правило, они были белыми музыкантами – деньги на такой инструмент могли найти лишь немногие чернокожие.


Подход к исполнению джаза у темнокожих и белых музыкантов был различным. В манере исполнения белых саксофонистов присутствовали в мизерном количестве (а то и вовсе отсутствовали) подвижные акценты, грубый звук, отклонения от граунд-бита – они стремились к плавности в музыке. Именно они создали традиции джазового саксофона, в то время как темнокожие саксофонисты копировали их по записям на пластинках. И неудивительно, что ставшие лучшими темнокожими саксофонистами Лестер Янг и Коулмен Хокинс были ближе к граунд-биту, чем исполнители из Нового Орлеана.


Из самых известных белых саксофонистов можно отметить Адриана Роллини, отличавшегося хорошим чувством свинга, Джимми Дорси – звездой джаза во времена свинга, Бада Фримена – одного из ведущих тенор-саксофонистов, и виртуоза Фрэнки Трамбауэра – образца саксофонистов 20-х годов.


Влияние Хокинса и широкая популярность саксофона стали толчком к исполнению быстрых очередностей звука в процессе передачи сложных гармонических оборотов. Тромбонистам такое требование было не по плечу, в результате чего тромбон начал быстро терять свои позиции в джазовой музыке. В исчезновении кларнета гораздо больше вопросов – данный инструмент позволял добиться большей беглости, нежели на саксофоне. Вполне возможно, что причиной стали сложности в обучении игре на кларнете – саксофон в этом смысле оказался более доступным. Так или иначе, ключевым инструментом джаза стал именно саксофон.


История саксофона в джазовой музыке
Но все-таки, яркий и необычный инструмент, о котором мы говорим, не очень вписывался в ряды симфонического оркестра, ему можно было давать лишь некоторые эпизоды. Поэтому саксофон нашел свою стихию в джазовой музыке, и стал главным солистом, вместе с трубой. С этого момента и началось все самое интересное, ведь саксофон сыграл значимую роль в истории джазовой музыки. История саксофона рассказывает о том, что в 1920-х и 1930-х годах стали появляться джазовые саксофонисты, которые доказали, что саксофон идеальный инструмент для джазовых импровизаций и синкопированных ритмов. Вместе с развитием джаза этот инструмент находил себя в новых интересных стилях:


Какой он, джаз?
Горячий, зажигающий, проникнутый особым ритмом, особым драйвом, способный заставить любого слушателя танцевать…. Но в то же время прохладный, чувственный и расслабляющий, тот, который погружает в особую эмоциональную атмосферу. Да, всё это богатство и многообразие, всё это он – джаз.


Источник: http://irinazaytseva.ru/dzhaz.html


Саксофон – король джаза
Блюз в ночи
;Блюз в ночи,
Для души,
Как красив, как нежен он.;


;Я прошу,
Не молчи,
Бархат-саксофон.;


;Расскажи
О любви
Ночи в унисон.;


;Как легки
Звуки твои,
Будто сладкий сон…


Говоря о джазе, просто невозможно не послушать саксофон, ведь саксофон — один из самых главных духовых инструментов джаза. Конечно, есть много талантливых джазовых саксофонистов.


Источник: http://irinazaytseva.ru/dzhaz.html


Тембровая окраска - вязкий насыщенный тембр, значительно более массивный, чем у кларнета и флейты.
Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.


Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.


В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры — фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.


Г.Берлиоз в своей статье в "Journal des Debats” от 12 июня 1842 года пишет о том, что звук саксофона настолько естественен, что трудно найти такой инструмент, который можно было бы сравнить с ним. «Это звук, полный мягкости и огромной силы».


Благодаря своим конструктивным особенностям, он обладает богатыми выразительными возможностями. Звучание инструмента может приобретать различные тембровые оттенки от светлого, яркого, полного, объемного, полетного (основных характеристик, свойственных классическому звучанию), до «мяукающего», шипящего, хрипящего, шепчущего, используемого в джазе и эстрадной музыке.


Паркер с самого начала усвоивший манеру многих музыкантов Канзас-Сити, имел привычку как бы "захлопывать" звук в конце фразы, что давало ей большее ритмическое насыщение. Вообще создатели джаза никогда не расчитывали на теоретиков. Бибоп не принес с собой радикально нового тематического материала. Наоборот, музыканты с особой охотой импровизировали на обычные двенадцатитактовые блюзы или тридцатидвухтактовые периоды типа ААВА, которые у всех на слуху. Но на гармонические сетки этих тем они сочиняли свои мелодии, становящиеся новыми темами. С непривычки даже тонкому слуху было непросто узнать источник. При этом новые гармонические сетки насыщались секвенционными оборотами, хроматизмами, функциональными заменами, а новые мелодии дробились причудливо разбросанными препинаниями, поражали ассиметричностью, перестали быть песенными и становились чисто инструментальными. В бибопе классическая форма строгих вариаций достигла своей высшей ступени. Новаторство гармонического языка заключалось в очень широком использовании тональных отклонений, но зато в пределах каждого тонального сдвига гармонические цепочки содержали только основные функции и, как правило, не были длинными. На этой стадии полностью оформилась речевая музыкальная логика мышления и языка импровизаторов-джазменов - результат широкого, буквально массового процесса практического ансамблевого музицирования. Наибольший вклад в этот процесс внес Чарли Паркер. Его пальцы порхали над клапанами. Лицо его становилось похожим на летящую птицу. В звуке, ритме, гармонии, технике, в любой тональности он был свободен как птица. Поражала его интуиция, музыкальная фантазия и фантастическая память.


Саксофонит джазовое лето,
шарик-солнце отпустив гулять.
А в охапке летнего букета
бархатцы вступают с ноты ля.


Где жара, там звуки ярки, вязки,
но летают наперегонки
бабочки - подруги-златоглазки
и садятся отдохнуть на васильки.







Другие статьи в литературном дневнике: