***

Наталия Крышан: литературный дневник

Лезгины


Лезги;ны (самоназвание: лезги, лекь; мн. числ. — лезгияр,лекьер; лекь в переводе орел) один из коренных народов Кавказа. исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана, на территории Кавказской Албании.В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский районы, также проживают в Рутульском, Тарумовском, Кизлярском, Хасавюртовском районах. В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Геокчайском, Агдашском и Кахском районах и во всех крупных городах. Являются вторым по численности народом Азербайджана. Лезгины являются самым крупным из лезгинских народов, к которым также относятся табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, удины, арчинцы, крызы, будухи, хиналугцы.


Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа. У небольшой части лезгин, проживающих на территории Азербайджана просматриваются элементы каспийского типа.


Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект. Помимо этого имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский.
С 10 в. н.э. имеют письменность, сначала – арабскую тану (цифару), а с 15 в. – аджам (собственная графика). В 1905 году царское правительство, с целью облегчения русификации народа, предприняла попытку создать лезгинскую письменность на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году была издана «История восьми пророков, упоминаемых в Коране», а в 1911 году — «Кюринская азбука». Однако эта попытка потерпела неудачу. В 1928 году для лезгинского языка был введён латинский алфавит, а в 1938 году — новый алфавит на основе кириллицы. В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия.


Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Определенное распространение получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам.


Литературв.
Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос «Шарвили», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к ХI — ХII вв. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомэром XX века». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами.


Два трагических момента Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа.
В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала разделились административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между южными и северными лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг с одной стороны вновь появившихся суверенных государств, а с другой стороны властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе, не смог сплотиться как единый этнос.


У лезгин большое распространение получили такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная керамика, ковроткачество, резьба по дереву и по камню, орнаментация тканей.


Крупнейшим центром лезгинской керамики на протяжении столетий был аул Испик, где изготовлялась поливная (глазурованная) бирюзовая керамика, украшенная крупными черными расписными узорами, и большие блюда с рельефными изображениями коней и птиц, покрытые коричнево-зеленой глазурью. Здесь создавались также фигурные сосуды в виде животных – барана, собаки, оленя. Иногда лепные фигурки животных украшали плечики кувшинов.


Часто лезгины использовали роспись керамических изделий цветными глинами. На старинной лезгинской керамике узкие полосы орнамента покрывали поверхности кувшинов и тарелок, создавая богатый «ковровый» узор. Керамика с такой росписью изготавливается в лезгинских аулах и в настоящее время.



Re: Дагестан - уникальное созвездие народов


Наиболее древним и широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства у лезгин является ковроделие. Этот излюбленный народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Такому широкому развитию ковроделия у лезгин издавна способствовали обилие местного сырья - шерсти и натуральных красителей, развитие животноводства и земледелия, но более всего - талант, художественная одаренность, вкус и мироощущение горянок.



В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в лезгинских селах Дагестана и о вывозе их в разные страны. В старинном народном эпосе особо восхваляются пурпурные лезгинские ковры.


Лезгинские ворсовые ковры экспонировались на Парижской международной выставке художественных изделий (1938), где дагестанским коврам была присуждена золотая медаль и диплом первой степени. В 1939 г. на Нью-Йоркской выставке были представлены ворсовые ковры Ш. Рамазановой из Микрахской ковровой артели. Большой славой пользовались лезгинские ковры на Брюссельской международной выставке (1958).



Искусство ковроделия лезгин живет и по сей день в Дагестане. Мастерицы создают свои лучшие ковры, сохраняя преданность классическим традициям, при этом древние мотивы, композиции приобретают новый смысл. Однако они сегодня нуждаются в серьезной государственной поддержке. С переходом на рыночные условия хозяйствования государственная поддержка ковровых предприятий была приостановлена. Многие предприятия перестали существовать, объемы производства ковров и ковровых изделий падают с каждым днем, финансовое положение ковровых предприятий, а следовательно и обеспеченность работой ковровщиц ежегодно ухудшается. Экспорт ковров прекратился.



Другие статьи в литературном дневнике: