***Лезгины Лезги;ны (самоназвание: лезги, лекь; мн. числ. — лезгияр,лекьер; лекь в переводе орел) один из коренных народов Кавказа. исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана, на территории Кавказской Албании.В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский районы, также проживают в Рутульском, Тарумовском, Кизлярском, Хасавюртовском районах. В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Геокчайском, Агдашском и Кахском районах и во всех крупных городах. Являются вторым по численности народом Азербайджана. Лезгины являются самым крупным из лезгинских народов, к которым также относятся табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, удины, арчинцы, крызы, будухи, хиналугцы. Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа. У небольшой части лезгин, проживающих на территории Азербайджана просматриваются элементы каспийского типа. Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект. Помимо этого имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Определенное распространение получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам. Литературв. Два трагических момента Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа. У лезгин большое распространение получили такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная керамика, ковроткачество, резьба по дереву и по камню, орнаментация тканей. Крупнейшим центром лезгинской керамики на протяжении столетий был аул Испик, где изготовлялась поливная (глазурованная) бирюзовая керамика, украшенная крупными черными расписными узорами, и большие блюда с рельефными изображениями коней и птиц, покрытые коричнево-зеленой глазурью. Здесь создавались также фигурные сосуды в виде животных – барана, собаки, оленя. Иногда лепные фигурки животных украшали плечики кувшинов. Часто лезгины использовали роспись керамических изделий цветными глинами. На старинной лезгинской керамике узкие полосы орнамента покрывали поверхности кувшинов и тарелок, создавая богатый «ковровый» узор. Керамика с такой росписью изготавливается в лезгинских аулах и в настоящее время.
Наиболее древним и широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства у лезгин является ковроделие. Этот излюбленный народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Такому широкому развитию ковроделия у лезгин издавна способствовали обилие местного сырья - шерсти и натуральных красителей, развитие животноводства и земледелия, но более всего - талант, художественная одаренность, вкус и мироощущение горянок.
Лезгинские ворсовые ковры экспонировались на Парижской международной выставке художественных изделий (1938), где дагестанским коврам была присуждена золотая медаль и диплом первой степени. В 1939 г. на Нью-Йоркской выставке были представлены ворсовые ковры Ш. Рамазановой из Микрахской ковровой артели. Большой славой пользовались лезгинские ковры на Брюссельской международной выставке (1958).
© Copyright: Наталия Крышан, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике: |