снова о кино

Галина Ястребова: литературный дневник

продолжаю изучать эстетику старых фильмов, а именно фильмов Пырьева. мне кажется, что именно с них началось идеологическое влияние на людей через искусство.
первую свою музыкальную комедию Богатая навеста Пырьев снял в 37-ом.
"ой, вы кони, вы кони стальные, боевые друзья-трактора".
слова орденоносца Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского. уборка урожая сравнивается с битвой, трактора выступают прообразами танков, тракторист Павел Згара - гарный хлопец, стахановец говорит: " в моторах разбираюсь, могу танкистом быть и лётчиком".
страна потихоньку готовит своих людей к войне.
"идём, идём, весёлые подруги. страна, как мать зовёт и любит нас. везде нужны заботливые руки и наш хозяйский , тёплый женский глаз. А ну-ка, девушки, а ну, красавицы...! и так далее - марш женских бригад.
хлопец не хочет любить лентяйку, даже если она красавица. он справляется у счетовода,сколько трудодней выработано у его девушки. девушка был "срисована" с одной из тогдашних "звёзд", тракторстки Марьяны Бажан. девушка была лучшей из всех. но коварный счетовод сам хотел жениться на "богатой" невесте - "400 трудодней, куры, корова. 3000 рублей деньгами. в Москву пригласят. и я сней". с этого и начинается незамысловатая интрига фильма: счетовод обманул тракториста, сказав, что его девушка только "петь и целоваться" умеет.
девушка-Марина Ладынина, в фильме Марина Лукаш.
в результате всё заканчивается хорошо.
счетовод посрамлён. влюблённые передовики вместе. "ведь недаром столько песен о любви поётся". урожай собран вовремя, до гроз.
общий праздник. женщина в кожанке и косынке, видимо, секретать райкома, благодарно целует председателя колхоза. шефы-военные дают колхозникам своё красное знамя.
все танцуют.
понятно с первых кадров, что так не бывает. что деревня, так называемая, "потёмкинская".
не было в 37-ом таких чистеньких деревень, таких крестьян с правильной речью.
массовая коллективизация закончилась в начале 30-х.
http://www.hrono.ru/dokum/1929kol/kol002.html
это свидетельство очевидцев.
бабушка рассказывала о трудоднях. ей пришлось, правда в 45-ом, но поработать в колхозе, в Эстонии. каково было работать бесплатно или когда зарплату выдавали не деньгами, а облигациями. их настолько не ценили, что в моём детстве они были выданы мне, как кукольные деньги.
но, история не однозначна и у меня нет цели вдаваться в её подробности, осуждать или хвалить. так было. как факт.
я о фильме. понимая, что действительность приукрашена и не слабо, смотришь с удовольствием.
здоровые красивые люди работают, как поют. всё с удовольствием.
режиссёр создал новую сказку, новую мифологию.
мы же знаем, что не существует туфель-самоходов и дудки-самогудки, как нет и, исполняющей желания, золотой рыбки, но с удовольствием читаем сказки. где-то в глубине души теплится надежда - а вдруг... это как бинго-лото: разыгрываются миллионы и когда узнаёшь, что их получил обычный гражданин, начинаешь верить в чудо.
если смотреть на фильм, как на сказку, всего лишь на желание создателя, чтобы так было, то всё становится на места.
а сила воздействия...
утром, спеша на работу, поймала себя на том, что напеваю под нос: ах, вы кони, вы кони стальные...))
и мне идти веселее. и жить как-то легче.


вторым фильмом, который вчера подвергся анализу был Свинарка и пастух.
смотрели вместе с ребёнком.
он хохотал, наблюдая картинные позы влюблённого пастуха Мусаиба - Зельдина.
всё в фильме чересчур.
смех слишком заливистый, слёзы слишком горькие. даже новорождённые порсятки были слишком дохленькие. в кипяток их, в кипяток и искусственное дыхание. советский человек способен на всё. хочу - значит могу.
выжили. что было бы в реальности, если б не выжили? свинарка получила бы 10 лет без права переписки за вредительство? возможно.
лето - красное, весна - с бурными ручьями, зима - снежная и тройка с бубенцами.
ветер свищет, кони мчатся,
Песнь летит во все концы,
И звенят не назвенятся
Под дугою бубенцы.
Ни метель нас не догонит,
Не застигнет в поле тьма
Ах вы, кони, мои кони!
Ах ты, зимушка-зима!

Уж вы верьте иль не верьте,
Но моя взыграла кровь,
Потому что в том конверте
Заключается любовь.
А любовь кого ни тронет
Сразу в сердце кутерьма.
Ах вы, кони, мои кони!
Ах ты, зимушка-зима!

Может, милый переменчив,
Может, встретил он кого?
Ах, бубенчик, мой бубенчик,
Прозвени мне про него!
Спой мне что-нибудь такое,
Чтобы с глаз упала тьма!
Ах вы, кони, мои кони!
Ах ты, зимушка-зима!


всё полной мерой, щедро, не скупясь.
пастух "знает этих маток овец в лицо". битва с волками до победного конца. покорно трусят глупые овцы в стадо и музыка звучит над горами и в сердце пастуха.
если отправлять письмо, то наклеить на него лишних марок на 20 копеек.
если любовь, то такая, что справится с любыми расстояниями, разлуками, преградами.


мне показалось, что этим фильмом началось формирование нового этноса - "новой общности - советский человек"
не русский, украинец, дагестанец...а советский народ.
герои фильма говорят на правильном русском языке и даже в рифму.
вот письмо пишут на родном.
но, человек всегда поймёт человека. то, что напел старый акын с Кавказских гор, может перевести, раскиныв карты, неграмотная бабушка героини.
южный калорит письма сменился на северный, но суть осталась та же.
он любит, мечтает о встрече.
прививалась мысль о возможности межнационального брака.
как показало время, общность "советские люди" лопнула звонко и быстро, при первой возможности, как любое искусственно созданное.
и межнациональный брак возможен лишь в высококультурной и образованной среде.
но пытались же. и получалось.


И в какой стороне я ни буду,
по какой не пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.


можно и сегодня познакомиться в Москве с кем угодно. состоится ли дружба? другой вопрос.


были нужны эти фильмы?
однозначно-да.
была ли польза от них. тот же ответ.
если человек, за просмотром их, забывал о тяжести жизненных реалий - значительная польза.


эти фильмы стали классикой.
я смотрю и вижу мою бабушку молодой. как она хохотала, смотря этои фильмы.
как отдыхала от забот и хлопот.


мы с сыном вчера провели хороший вечер. он смеялся над тем, что казалось ему совершенно глупым и уточнял детали тогдашних будней.
удивлялся тому, что один фильм снят в год рождения одной его бабушки, а другой - в год, когда вторая бабушка была младенцем.
удивился, когда я скзала, что актёр Зельдин до сих пор жив.
уточнил: так он, что? Гитлера помнит?
как же жили люди? без средств связи, кроме почты. безо всех наших будничных вещей.
показалось прикольным. назвал время, показанное в фильме "каменным веком".
много событий может вместить в себя обычная человеческая жизнь.
когда нибудь и про нас скажут: так они что? Хуссейна помнят?))


на сегодня оставила Кубанских казаков - вершину творчества Пырьева. уже в цвете, уже после войны.
и снова про любовь на фоне труда.


"ведь недаром столько песен о любви поётся"


напоследок.
сегодяшний мужчина тоже не хочет лентяйку, которая будет сидеть у него на шее.
и сегодня труженица в более выгодном положении.


что изменилось?
не товарищи, но господа.
но по-прежнему:ищи жену не в хороводе, а в огороде.


или нет?)))



Другие статьи в литературном дневнике: