бабушка любила кино.
мы с ней ходили смотреть фильмы в дом культуры, который был совсем рядом с домом.
назывался дом культуры - Маяк.
и жили мы на улице Маяка.
после того, как наследие тоталитаризма снесли, подготовив площадку для нового бизнес-центра, стал виден настоящий маяк. чёрно-белый действующий маяк.
перед фильмом сидели в фойе, рассматривая портреты артистов на стенах. иногда они "сходили" со стен - творческие встречи. мне больше нравились фильмы.
меня, под ответственность взрослых, пускали на фильмы до 16. мне закрывали глаза ладошкой в ненужные для ребёнка моменты.
днём моей славы бы просмотр фильма Вий. при появлении в церкви скелетов, мама привычно закрыла мне глаза. раздвинув её пальцы, смотрела на экранные чудеса. тишину притихшего зала огласил мой звонкий пятилетний голос: "ой, какие хорошенькие, в полосатеньких костюмчиках". я не помню этого. кое-кто из местных старожилов помнят, как был испорчен фильм "ужасов". зал хохотал.
мамин брат, заработав не целине денег, первым делом купил телевизор. он назывался Рекорд. точно не помню, кажется, экран был сантиметров 40. соседи приходили смотреть кино.
так мы с бабушкой и смотрели фильмы.
мне нравились старые музыкальные комедии. фильмы Пырьева и Александрова.
особенно Пырьева. Ладынина казалась мне намного красивее Орловой. эстетика Марлен Дитрих была непонятна мне. я взрослела, менялись фильмы. было время, когда можно было лишь прочитать об интересном фильме в журнале Исскуство кино. экран телевизора был заполнен фильмами на производственную тему. да и каналов было всего 3: Центральное телевидение, Эстонское телевидение и Ленинград. и по всем показывали скучные фильмы и передачи.
когда шёл интересный фильм, например Семнадцать мгновений весны, улицы пустели.
"мультики начинаются",-кричал кто-то из окна и детвора мчалась смотреть Ну, погоди.
с возрастом менялись интересы. пришло время зарубежного кино. можно было посмотреть ретроспективу итальянских фильмов. иногда прорывался Феллини и Антониони.
жизнь шла вперёд. "порочные" американские фильмы можно было увидеть только записавшись в киноклуб.
смена влaсти принесла лавину новых фильмов. видеосалоны. доступность всего того, о чём мы только слышали. конечно же были забыты старые советские музыкальные комедии. они были объявлены символом тоталитаризма, кичем. так оно и было, если бы не одно но. о нём позже.
разобравшись и "выплывя" из массы всякого кино, стал формироваться вкус.
пришло время увлечения артхаусом и фильмами "не для всех".
меняется личность, меняются вкусы.
"наевшись" и даже пресытившись, пользуясь возможностью выбирать, можно поискать и особую эстетику старых фильмов.
Иван Пырьев и на самом деле был мастером кича. его преувеличения действительности велики до смешного.
обычный принцип: если хочешь, чтобы у твоего парня сформировалось негативное воздействие на знакомую девушку, то не надо её ругать, её надо перехваливать. так же и с показом советской действительности в его фильмах: так сладко, что понятно - сказка, мечта, желание режиссёра о том, чтобы так было. чтобы красивые женщины, не замученные трудом.
чтобы чистые деревни. чтобы верная любовь.
эстетика есть в этих фильмах. определённо есть. особая. может быть её можно назвать эстетикой кича. но она есть.
как отличаются сказки Пырьева от серых фильмов 70 и 80.
были, были шедевры: Три тополя на Плющихе, Ещй раз про любовь, Летят журавли....
но, когда трудно, в кризисные перломные моменты, человек нуждается в сказке.
знаем, знаем, что не так. но хочется верить в то, что всё будет хорошо.
почему я вспомнила всё это?
мой сын так же любит кино. мы смотрим вместе фильмы. детские и взрослые. что-то объясняю ему я, что-то мне он.
вчера мы смотрели русский 3Д анимационный фильм Звёздные собаки Белка и Стрелка.
Сын увидел и показал все огрехи в анимации, равно как и то, где хорошо получилось. я объясняла что-то из истории. по форме этот мульт напомнил мне именно фильмы Пырьева.
наши дети не помнят как было. не знают, что человек считался винтиком в системе.
они увидят в фильме страну, где "жить стало веселее", где даже собаки стараются, преодолевают свои слабости ради величия страны.
не хочу обсуждать идеологию. было интересно. этакая смесь голливуда и пырьева.
начинается новая мифологизация?
скорее всего. разница в том, что мы в нашем детстве не могли выбирать. "ели" то, что давали. наши дети намного счастливее в том, что выбор есть.
только нужен умелый лоцман в море информации, в море фильмов, книг и прочего.
хорошо, что снесли старое здание. теперь видно маяк.
пусть светит.