***Евгений Абрамович Баратынский (1800–1844 гг.) – выдающийся русский поэт-мыслитель первой половины XIX века. Он считается одной из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы. Боратынский - настоящая родовая фамилия Евгения Абрамовича, через "а" - что-то вроде литературного псевдонима, который сложился случайно, по ошибке. Почти все художественные произведения он печатал с подписью «Баратынский». История В 26 лет, дослужившись до прапорщика, Боратынский вышел в отставку. А затем женился на Анастасии Львовне Энгельгардт, с которой встретился в Москве, в доме Дениса Давыдова - поэта, героя войны 1812г. Брак принёс Баратынскому материальное благополучие (имение Каймары в Казанской губернии) и прочное положение в свете, семейная жизнь сгладила мятежный характер. Уйдя в частную жизнь, он жил то в Москве, то в своём подмосковном имении Мураново, то в Казани, много занимался хозяйством. По переписке Боратынского конца 1830-х — начала 1840-х годов о нём создаётся впечатление, как о рачительном хозяине и заботливом отце. В Мураново он построил дом, переоборудовал мельницу, завёл лесопилку, насадил новый лес. Жена родила ему девятерых детей. В юности у Боратынского были близкие отношения с Пушкиным, часто цитировавшим его строки, но с годами дружба стала остывать, переходя в отстраненно-холодное уважение. В абсолютной гармонии Евгений Боратынский пребывал лишь со своей первой и последней настоящей любовью Анастасией Энгельгардт, которая пережила его на 16 лет и даже после его смерти думала и вспоминала о нем как о живом, не обрывая незримую духовную нить, связывающую сей мир с потусторонним. Состояние Впечатления Вот юный Боратынский, выходец из приличной семьи (отец - отставной генерал-лейтенант, мать - образованная и умная женщина, выпускница Смольного института, фрейлина императрицы Марии Фёдоровны) поступает в престижный Пажеский корпус, но из-за веселых проделок вылетает оттуда с волчьим билетом. Вот он становится рядовым в Лейб-гвардии Егерском полку и знакомится с бароном Дельвигом, а через него быстро сходится с Пушкиным и Кюхельбекером. По словам Вяземского, "это была забавная компания: высокий, нервный, склонный к меланхолии Баратынский, подвижный, невысокий Пушкин и толстый вальяжный Дельвиг". "Д'Артаньян и три мушкетера" - так говорит экскурсовод об этой компании друзей-лицеистов и примкнувшего к ним Боратынского. "А в роли ДеТревиля их опекал Жуковский". Знакомство с Денисом Давыдовым, который помог выйти в отставку. Счастливый брак с родственницей Давыдова (сестрой его жены), частые поездки в Казань по делам имения. Путешествие в Европу, на море, о котором мечтал (о Средиземное море!). Внезапная кончина в Неаполе. Ему было всего 44! Только через год кипарисовый гроб с его телом был перевезён в Петербург и захоронен в Александро-Невском монастыре... 2 марта – 225 лет со дня рождения поэта Евгения Абрамовича Боратынского (Баратынского) (1800–1844). «Он у нас оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко» (А. С. Пушкин). Родился в дворянской семье отставного генерал-лейтенанта. В детстве учился в частном немецком пансионе в Петербурге, в 12 лет поступил в Пажеский корпус, откуда через два года был исключен за шалости с запретом поступать на военную службу, кроме как рядовым. В начале 1819 года Боратынский все-таки решил пойти по стопам предков и поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Он поселился в одной квартире с Дельвигом, подружился с Пушкиным, Кюхельбекером, Гнедичем и начал печататься – на пять лет позже Пушкина. Наряду с написанием фамилии через «о» – Боратынский, более распространенным в течение долгого времени был вариант с буквой «а». Он закрепился в энциклопедиях и словарях, а не последнюю роль в решении этого вопроса сыграло то, что Пушкин, отзываясь о поэзии друга, писал о нем «Баратынский». Мой дар убог, и голос мой не громок, Известность Боратынского началась после издания в 1826 году его поэм «Эда» и «Пиры» (одной книгой с предисловием автора) и первого собрания лирических стихотворений в 1827. В 1828 вышла поэма «Бал», в 1831 – «Наложница» («Цыганка»). Поэмы отличались замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, не уступающего пушкинскому. Их было принято ставить ниже лирических стихотворений Пушкина, однако по современному мнению Александра Кушнера, написанные раньше «Пиры» Баратынского «опередили на полшага „Евгения Онегина“». Кушнер отмечает необыкновенно живой, легкий и «правильный» слог в «Пирах», от которого Баратынский потом намеренно отойдет. В незаконченной статье Пушкина «Баратынский» есть слова: «Он шел своею дорогой один и независим». Отказ от «общих вопросов» в пользу «исключительного существования» вел Баратынского к неизбежному внутреннему одиночеству и творческой изоляции. Взыскательный характер и особые творческие задачи поставили Баратынского в обособленное положение и в жизни, и в литературе. С 1937 Боратынский отходит от участия в литературной жизни. В 1842 году Баратынский издал свой последний сборник стихов – «Сумерки», который называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века. В 1843 Боратынский с женой и тремя из своих девяти детей отправился в заграничное путешествие. В Неаполе он скоропостижно скончался от инсульта 29 июня 1844 года. Когда твой голос, о поэт, Кого закат могучих дней И тихий гроб твой посетит, Никто! — но сложится певцу Многие произведения поэта положены на музыку. Самое известное сочинение – романс М. И. Глинки «Не искушай меня без нужды», написанный в 1825 году в Петербурге на текст элегии Е. А. Боратынского «Разуверение». Еще при жизни поэта стихотворение разошлось по антологиям и хрестоматиям, в 1829 Пушкин подписал свой автопортрет пародийной цитатой «Не искушай (сай) меня без нужды». Не меньшей популярностью пользовался и романс: в частности, его исполняет героиня драмы Островского «Бесприданница». Не искушай меня без нужды Элегия Е. Боратынского «Разлука» послужила основой романсов Н. С. Титова (1830-е гг.), М. В. Бегичева (1875), Б. В. Гродзкого (1901), О. Строка (1913). Большой популярностью также пользовался романс В. Голицына «Нет, обманула вас молва» на элегию Е. А. Боратынского «Уверение». В эпоху серебряного века выделился цикл «романсов мысли» раннего Н. Я. Мясковского на стихи Е. А. Боратынского. Позднее появились романсы А. Н. Александрова, написанные на стихи поэта. К поэзии Е. А. Боратынского обращались А. С. Даргомыжский, К. П. Вильбоа, Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, С. М. Ляпунов, А. Т. Гречанинов, В. С. Калинников и другие русские композиторы. © Copyright: Нина Шендрик, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|