Амвросий Оптинский Иоанн Крондштадский

Нина Шендрик: литературный дневник

Злоба, раздражение, ненависть являются порой (мне кажется, очень часто) обратной реакцией человека, который испытывает несправедливость, который страдает в себе и особенно в ближних, любимых ему людях. Такой человек порой делается злобным, жестоким и может даже произнести слова такие страшные, каких он не сказал бы, если боль не вызвала бы этих слов... Порой человек говорит злое или даже творит зло, потому что в нем такая боль, которую он ничем иначе не может выразить.



Митрополит Антоний Сурожский




Собранные изречения – это «звуки его речи», дошедшие до нас. Каждый из нас, вслушиваясь в них, непременно найдет что-то важное для себя, полезное на пути спасения. Вот некоторые из них:


• Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.


• Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.


• Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.


• Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.


• Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.


Страх Божий есть начало очищения совести.


• Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.


• Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.


• Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.


• Кто уступает, тот больше приобретает.


• Смиряйся, и все дела твои пойдут.


• Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.


• Тщеславие и гордость - одно и тоже. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость.


• Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.


• Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.


• Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.


• Не надо верить приметам, и не будут исполняться.


• Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.


• Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.


Не живи, как хочется, а как Бог приведет



Молитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва — постоянное благодарственное настроение.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский



Меру достоинства своей молитвы будем измерять верою человеческою, качеством отношений наших к людям.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский



Когда покроет тебя тьма, окаянного, — сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский



Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский



Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви - гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые, ветхозаветные и новозаветные. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19)


Святой праведный Иоанн Кронштадтский






Другие статьи в литературном дневнике: