Ахматова и Бродский: история взаимоотношений двух поэтов была основана на их знакомстве в 1961 году, которое переросло в близкую дружбу, духовное наставничество и взаимное восхищение творчеством. Бродский стал одним из так называемых «ахматовских сирот» — молодого поэтического круга, который Ахматова приняла в свое окружение и считала своим преемником.
Как началось знакомство
Встреча: Иосиф Бродский познакомился с Анной Ахматовой в августе 1961 года благодаря общему другу, поэту и критику Евгению Рейну.
Круг поэтов: Ахматова высоко ценила не только творчество Бродского, но и его друзей — Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана и Евгения Рейна. Вместе они были известны как «ахматовские сироты», или «волшебный хор».
Взаимное влияние
Духовное наставничество: Ахматова была для Бродского и его друзей не только литературным, но и нравственным, духовным авторитетом.
«Последняя роза»: В ответ на стихи Бродского, посвященные ей (например, «Закричат и захлопочут петухи»), Ахматова написала стихотворение «Последняя роза» и использовала в качестве эпиграфа строку из его стихотворения.
«Следит откуда-то извне»: Бродский чувствовал присутствие Ахматовой даже после ее смерти, считая, что она наблюдает за ними и хранит их.
Иосиф Бродский, На столетие Анны Ахматовой
Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос --
Бог сохраняет все; особенно -- слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь -- одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, -- тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает нам людей, обстоятельства и дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией и по себе.
И действительно, как Господь может помочь нам? Только посылая нам в нашей ежедневной жизни определенных людей и определенное стечение обстоятельств. Если бы мы каждый час нашей жизни принимали бы как час воли Божией о нас, как решающий, важнейший, как единственный час нашей жизни, какие дотоле скрытые источники радости, любви, силы, открылись бы на дне нашей души! Но, увы, до тех пор, пока мы не станем всерьез относиться к каждому мгновению проживаемой нами жизни, она похищается у нас этими самыми бесплодными сожалениями и мечтаниями.
Священник Александр Ельчанинов
июль 1989
Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу.
Святитель Иоанн Златоуст
Живи и не суди
Ирина Самарина-Лабиринт
Тише, тише… Не судите, это грех…
Вы порадуйтесь душою за успех…
Вы поплачьте над чужою – над бедой…
Сострадание – ручей с живой водой…
Тише, тише… Не ругайте сгоряча…
Чья-то жизнь, возможно, гаснет как свеча…
Не задуйте кривотолком тот огонь…
Поддержите, поднеся к нему ладонь…
Тише, тише… Не врывайтесь в жизнь людей,
Наблюдая с высоты судьбы своей…
Потому что жизнь – сплошные этажи…
Там, вверху, возможно, просто больше лжи…
Тише, тише… Ведь слова острей ножа…
Нужно жить, на сердце злобы не держа…
Много мнений, только помнить нужно впредь,
Что на всех свою рубашку не надеть…
Тише, тише… Там где слухи – правды нет…
Лишь Всевышний знает правильный ответ…
И от глаз его не скрыться, не уйти,
Вот поэтому живи и не суди…
1
Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит: Сын Мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои (Притч. 23: 26). Тогда будь уверен, что всё ты отдаешь Богу, если отдаешь Ему свое сердце, т. е. самого себя.
Я жажду благодарить, каждую минуту благодарить за всё, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям.
Преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна
Каждое доброе дело, я убеждена, следует за нами в мир иной и принимается Богом, чтобы омыть наши грехи.
2
"Не привязывайся к земле и ко всему земному - завтра коса смерти порежет все эти узы, и против воли и желания твоего пойдёшь в иную сторону, где иное против земного. Переселяйся же заблаговременно туда мыслью и сердцем, чтобы когда введут тебя в ту область, не очутиться словно в чужом месте, не знакомым с тамошними порядками".
свт. Феофан Затворник
3
"Господи, имя Тебе — Любовь: не отвержи мя, заблуждающагося.
Господи, имя Тебе — Сила: укрепи мя, изнемогающего и падающаго.
Господи, имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями.
Господи, имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.
Господи, имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня."
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Благо тому, кто во всем положился на Бога, всесильного помощника и покровителя; он не будет бояться и часа смертного, ибо уверен, что Господь, как чадолюбивый отец, верно, приготовит его к кончине как должно, и даст ему кончину христианскую, безболезненную, непостыдную и мирную.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.;12:36). Видишь, что тебя ожидает ответ и наказание за всякое слово праздное, не только соблазнительное. Потому что у Господа нашего, Всетворца-Слова, нет и не может быть праздных слов: слово Господне не возвращается к Нему тщетным (Ис.;55:11); «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.;1:37); а мы сотворены по образу Божию, потому и наши слова также не должны быть произносимы впустую, напрасно, праздно, а каждое слово наше должно иметь духовную, поучительно-назидательную силу: «Слово ваше да будет всегда с благодатью» (Кол.;4:6)... Потому в молитве и в разговорах крайне наблюдай, чтобы тебе не говорить слова праздно, на ветер.
Святой Праведный Иоанн Кронштадский.
Оценили 44 человека
Показать список поделившихся
4 д назад
Святые Отцы
Святые О
4
Когда любовь спешит навстречу любви, все теряет свое значение. Время и пространство уступают дорогу любви.
Святитель Николай Сербский
Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!
Святитель Николай Сербский
Ни один порок и ни одна страсть не выступают под своим настоящим именем
Блуд выступает под псевдонимом любви
Сребролюбие называет себя достатком
Азартные Игры — забавой
Пьянство и кутежи — дружбой
Зависть — Справедливостью и Равноправием.
Ведь нередко за бунтом против несправедливости и неравноправия стоит обычная зависть!;
;; Святитель Николай Сербский
Как ни странным может показаться, но это истинно, что мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него. Подобно, как люди идут на войну не для того, чтобы наслаждаться войной, а чтобы спастись от войны!
Люди идут на войну ради чего-то большего, чем война; мы приходим в эту жизнь ради чего-то большего, чем эта жизнь. Мы приходим в эту жизнь ради жизни вечной.
Истинные христиане никогда не воспринимали эту жизнь иначе, как воинскую службу. Каждый, кто несет воинскую повинность, должен отслужить свой срок и вернуться домой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно думают о конце этой жизни и о возвращении в свой Дом.
Свт. Николай Сербский "Мысли о добре и зле"
5
Где темно - мы должны быть светом. Где веры нет - мы должны принести уверенность веры. Где надежды больше нет - мы должны сиять надеждой, когда, казалось бы, надеяться уже невозможно. Где гаснет любовь - мы должны быть непобедимой любовью.
Митрополит Антоний Сурожский
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, на Кресте жизнь Свою за каждого из нас отдавший, — дай нам осознать любовь Твою!
Митрополит Антоний Сурожский
Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.
(Митрополит Антоний Сурожский).
Порой мы хотим молиться, но разные тревоги, заботы мешают нам отрешиться от себя и обратиться к Богу. И человек борется, старается исключить из своего сознания то, что его больше всего заботит, – и это ошибка.
Когда на сердце легла забота, тревога, встань перед Богом и скажи: Господи, меня волнует то или другое: моя мать больна, мой друг в опасности, я сам в горестном состоянии…
Или скажи наоборот: моя душа ликует, я счастлив!
Всё Ему расскажи – так, как можно рассказать самому близкому, дорогому другу: порой сдержанно, порой со слезами, порой с радостью – всё расскажи.
И окажется, что перед Богом можно не только каяться, с Ним можно поделиться всей жизнью: горюя или ликуя – всё может быть с Ним разделено.
Одного нельзя разделить с Ним – безразличия.
Митрополит Антоний Сурожский
Оценили 12 человек
6
Без веры, надежды и любви всякая душа – тёмный сарай.
Писатель М.М. Пришвин
7
"Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя."
из молитвы Оптинских Старцев
8
За счастьем ездят за моря, рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем не заглядываем.
Святитель Димитрий Ростовский
Если хочешь чего-либо просить у Бога, то прежде сам не откажи просящему у тебя. Если ищешь прощения у Христа, то прежде сам прости брату, опечалившему тебя.
Святитель Димитрий Ростовский
Молиться необходимо так, как необходим в дороге посох для перетружденного старца; как необходима свеча для сидящего во тьме ночной; как необходима вода для человека, который валялся в грязи; как для дома нужно крепкое основание. Обремененные грехами, мы опираемся на молитву, как на крепкий посох; молитва разгоняет тьму и мрак души нашей; она омывает наши душевные скверны; на ней, как на прочном основании, назидаются добрые дела.
Святитель Димитрий Ростовский
Ты не обладаешь ничем, даже самим собой, если живешь без терпения, терпя же, становишься господином и владыкой самого себя. Когда уклонившись от зла, начинаем творить добро, и творить в терпении, тогда начинаем принадлежать себе, начинаем быть владыками и обладателями себя, и не порабощаемся чужим.
Святитель Димитрий Ростовский
Будь ко всем щедр и милостив – да обрящеши в день страшного суда Господа милостивым и благоснисходительным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей – одно, чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовию.
Святитель Димитрий Ростовский
9
Если идешь к кому-либо по какому делу или в гости, иди с духом смирения и любви, но отнюдь не с духом неприязни и гордости. В первом случае тебя встретят с лицом веселым, в последнем – неблагорасположением. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить . Души чуют друг друга. Тверди, идучи к другому, в сердце заповедь Божию: возлюби ближнего твоего, как самого себя .
Из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского
10
Радость моя! Возложи упование на Бога и проси Его помощи, да умей прощать ближних своих - и тебе дастся все, о чем попросишь.
Преподобный Серафим Саровский
«Болезни нам не Бог посылает» — Серафим Саровский говорил, что есть 3 причины хворей.
1. Многие хвори возникают оттого, что человек становится унылым и печальным. Нужно стараться «иметь радостный дух», радостному счастливому человеку все по плечу!
2. Также можно заболеть, если постоянно обижаться и злиться на окружающих.«Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил святой старец, имея ввиду, что если вы не станете отвечать злом на зло, не будете осуждать других и обращать внимания на чужие слова, а будете «мертвы ко всему», вы не будете провоцировать агрессию в окружающих.
3. Также болезнь может появиться, если человек совершает какой-то грех/дурной поступок. Тогда, по словам Серафима Саровского, он может получить наказание от высших сил. В результате появляется какой-то недуг, но он дается не для того, чтобы человек страдал. Он дается, чтобы человек получил время и возможность обратиться к своему сердцу и понять, что делал не так.
11
«Родные мои… Не теряйте совесть! Совесть потерять — самое страшное».
«Если кто от тебя заплачет — ух!»
«Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы»
«Лучше простить, чем мстить».
«Не на груды денег надейся, а на Бога».
«Не ищи красоты, а ищи доброты».
«Ни в какую суету не вдавайся, хлопотливых дел остерегайся».
«Лучший ответ на оскорбленье — сдержанность и терпенье».
«Пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».
«Кто без крестов, тот не Христов!»
Архимандрит Павел (Груздев).
Двенадцать добрых друзей:
1. Правда – от смерти избавляет.
2. Любовь – идеже любовь, тамо Бог пребывает.
3. Чистота – к Богу присвояет.
4. Труды – телу честь, душе спасение.
5. Послушание – скорый путь ко спасению.
6. Смирение – егоже сатана трепещет.
7. Воздержание – емуже несть заповеди.
8. Неосуждение – без труда спасение.
9. Рассуждение – выше всех добродетелей.
10. Покаяние – радость Богу и Ангелам.
11. Молитва – с постом с Богом соединяет.
12. Милость – Самого Бога дело.
Архимандрит Павел (Груздев)
Утешай людей. Ругать-то их есть кому, а вот утешать некому. Утешай!
;
Сейчас время осуждения, неприязни, зависти...
Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он.
Я уже боюсь сказать "любите", слишком высоко жалейте.
;
; Игумен Никон (Воробьёв)
Никогда не унывай, если случится погрешить и споткнуться, даже пасть… Помни, что Господь пришел ради грешников… Даже если грех твой будет тяжек, помни, что за искреннее раскаяние Господь может изгладить его за три дня. Никогда не отчаивайся — Господь смиренного не осудит.
;
Протоиерей Николай Гурьянов
12
Сегодня, 10 июля, день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
Вот несколько его наставлений! ;;
1. Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
2. В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное.
3. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.
4. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
5. Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь.
6. Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог», и поклон; «Богородице Дево» (три раза и за каждым разом поклон); «Достойно есть» — и поклон.
7. Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.
8. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай ДЕЛА ЛЮБВИ, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и ВЛОЖИТ В СЕРДЦЕ твое ЛЮБОВЬ…
9. Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
10. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
11. От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
12. Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение.
13. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
14. Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
15. На вопрос: «Что значит жить по сердцу?», преподобный Амвросий Оптинский ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
16
Нужно мужа успокоить, оберегать его от всяких неприятностей, жить его жизнью, забыть себя совсем – все для него. А к душе надо подходить тихо, нежно, как к какому-нибудь только что распускающемуся цветку. И в голове одна мысль должна быть: как бы его не потревожить, как бы не обидеть, чем бы его утешить, чем бы его успокоить. Резкости не должно быть никакой: все мягко, все любовно, все тепло…
Святой праведный Алексий Мечёв.
Когда человек делает нам больно, то скорее всего, сам он – глубоко несчастен. Счастливые люди не хамят в очередях, не ругаются в транспорте, не сплетничают о коллегах. Счастливые люди просто радуются жизни. И всякого рода зло им ни к чему. Желай счастья всем и сам счастлив будешь.
;
Святой праведный Алексей Мечев
17 О гордости и тщеславии
Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, которое запрещает вторая заповедь Божия. Это «потому, что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества и таким образом они для него суть идолы; а тщеславный желает, чтобы и другие сего идола почитали. Такое расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом оказалось в вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел поклоняться ему (Дан. Гл. 3)» (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Свт Филарет Московский. – М., с. 134–135).
«Тщеславные и гордые в спокойствии быть никак не могут нигде; да и в Царствии-то Небесном быть не могут, если здесь не очистятся» (Маргарит, или душеспасительные изречения. – М., с. 430).
18
Нынче люди спасаются только скорбями и болезнями, поэтому не ропщите, несите свой крест с памятью о Боге и помогайте своим родным молитвой своей и любовью найти путь к Богу. Ведь это — единственно важное дело живущих.
;; Архимандрит Иоанн Крестьянкин
19Как отличить зависть от других эмоций?
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину… ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (ср.: Иак. 3, 14, 16).
«…Зависть – печаль из-за чужих благ» (преподобный Иоанн Дамаскин).
«С именем зависти тотчас представляется… что-то черное, снедающее душу. Но такова и есть зависть. Она составляет печаль о счастии ближнего, изъявляет досаду на чужое добро. Неприятно обнаруживается она и во внешнем виде человека…
Зависть …в полном своем развитии …есть постоянное злое чувство в душе, которое направлено или против одного какого-либо человека, или против разных лиц, к кому только будет случай выразиться ей. Но преимущественно …она бывает обращена к лицам знакомым и близким. Это, например, соседи, сослуживцы, ровесники наши, родственники, а также имеющие …однородные занятия и желающие достигнуть одинаковых успехов…
Для зависти, …как питающий ее материал, необходимо требуется со стороны ближнего ум, ученость, заслуга, успехи дел, награды, возвышения, высшие к нему милости и покровительства. Таким образом, зависть не столько деревенский порок, сколько городской; место ей не столько между простолюдинами, сколько в высших кружках людей…
Скажут: «мы не завидуем, а только не миримся с тем, как недостойные люди везде успевают, как они не по своим способностям …получают должности, награды или выгоды в жизни». Это, конечно, иное дело. Но в таком случае нет нашей печали о чужом счастии, а чувствуется одно сожаление… Нет тогда нашей досады на чужое добро, а выражается только благородное негодование к чьему-либо недостоинству. Эти чувствования и проходят скоро, а не возрастают в зависть…
Завистник не терпит ничего светлого. Все, что есть лучшего в людях, как-то: таланты, терпеливый и честный труд, благородная ревность, бескорыстие, – все это ему не нравится в ближних, потому что всему этому он завидует…
Чувство зависти он обыкновенно скрывает от других и даже от самого себя: из приличий или по иным побуждениям он не всегда выражает зависть и в своих речах, разве бледность лица иногда ему изменит. Но зависть затаенная, в пределах одной души его, еще больше теснит его грудь. …Зависть – это причина самых разнообразных зол ближнему. Поэтому между внутренними чувствами, которыми мы вредим ближним и себе, зависть занимает самое первое место» (протоиерей Евгений Попов).
«Зависти вообще свойственно желать, чтоб другие не пользовались счастием. Но тайные недоброжелательства – нечто отдельное от нее. Они часто бывают только минутным чувством. Иной человек будто и не завидует другим, но в то же время не желает им успеха: сам по себе он тоже или не хочет, или не может воспользоваться тем самым, в чем они надеются успеть, но в то же время и не соизволяет им на ожидаемые успехи… Подобными недоброжелательствами мы разрушаем в самом основании естественные свои отношения с ближним: будто все враги нам, коли мы не желаем никому добрых успехов…
Злоумышленность против ближнего на деле… Это значит копать пред другим яму, …уже на деле злоумышлять против ближнего, и злоумышлять особенным образом, тайными путями, под скромным молчанием, иногда даже и под дружескою улыбкою. Пример такого злоумышления видим в судьбе пророка Даниила. …Господь Бог иной раз не только не дает исполниться этому злу, но и обращает его на главу злоумышленника…» (протоиерей Евгений Попов).
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится (ср.: Притч. 26, 27).
Однажды у старца спросили:
— Отче! Научи меня самой сильной молитве. А то молюсь-молюсь, а Бог меня не слышит.
Старец, улыбнувшись, ответил:
— Два человека оказались на необитаемом острове. Помощи ждать было неоткуда. И они молились – каждый как мог. Прежде всего, им нужна была еда. И вот одному Бог послал ее в изобилии, а другому – нет...
Нужно было место, чтобы укрыться от непогоды. Один нашел уютную пещеру, а другой – нет. Нужно было судно, чтобы выбраться с острова. Один нашел такое судно на берегу, а другой – нет. Только первый хотел сесть за весла и отчалить от острова, как вспомнил о своем собрате по несчастью и решил взять его с собой.
Когда они отчалили от острова, один спросил у другого: «Почему, что бы я ни попросил у Бога, Бог мне давал, а тебе нет?» Другой ответил: «Бог мне дал всё, что я у него просил, потому что просил я его только об одном, чтобы Он помог тебе».
Самая сильная молитва та, которая совершается с любовью к Богу и к ближнему.
О пристрастии к материальным благам
«Ужасная страсть корыстолюбия, на всё дерзая и ни в чем не зная сытости, увлекает обладаемую ею душу в глубину зол. Посему будем изгонять сию страсть в самом её начале. Ибо, усилившись, она становится непобедимою» (прп Исидор Пелусиотский).
«Пагубно для сердца и мгновенное пристрастие к чему-либо земному!» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
«Внешние же материальные блага опасны, ибо часто ведут к впадению во многие грехи и беды, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10)» (архиепископ Аверкий (Таушев).
«За удовлетворением суетных и греховных пожеланий всегда следует увлечение ими; за увлечением следует плен, умерщвление для всего духовного» (свт Игнатий (Брянчанинов).
«Добродетель нестяжания…открывает глаза на суету и тщету всех богатств этого тленного мира» (архиепископ Аверкий (Таушев).
Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий неизгладимый след, оно живёт среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает. Это знают все физики относительно энергии материальной.
Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех, проникает в сердца окружающих людей. И если это энергия зла, то она заражает духовный воздух так, как воздух материальный заражается всякими сквернами. И как невыносимо человеку жить среди грязи и отходов, так невыносимо находиться рядом с человеком, дух которого отравлен завистью, клеветой, осуждением, ненавистью к людям, раздражительностью и всем тем, что так угодно дьяволу.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
«Дух Божий, обитающий в этом теле, не терпит печали. Итак. Облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать пред Господом и угодна Ему, и утешайся ею. Всякий радующийся человек совершает добро и помышляет о добре, презирая печаль».
Ерма; «Пастырь» (Творения мужей апостольских)
* * *
«Человек, не испытывающий радости, уклонился с правильного духовного пути. Когда у тебя поднимается температура, то нет сомнения, что ты болен. Так же точно и в духовной жизни: если человек не чувствует радости, значит, с ним что-то не в порядке, и пусть не думает, что в печали выражается его любовь к Богу или что в его унылом настроении виноват ближний, трудности, погода, плохое здоровье... Виноват сам человек, он сам отдалился от Бога».
Схиархим. Эмилиан (Вафидис) «Жить в присутствии Бога»
«Начало „ложной религии“ — неумение радоваться, вернее — отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней — правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости — они легко становятся „демоническими“, извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: всё это соблазны, всё это „прелесть“. Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у „религиозных“ людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: „Да возрадуется душа моя о Господе…“. Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает.
Чувство вины, морализм не „освобождают“ от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны „стоять“. Где, как, когда извратилась, замутилась эта „тональность“ христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане „глохнуть“ к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?»
о. Александр Шмеман «Дневники. 1973–1983»
Духовные наставления Серафима Саровского.
"О сохранении мира душевного"
Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.
И потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались.
Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.
Образ такового незлобия мы видим в житии святителя Григория Чудотворца, от которого некая блудница всенародно требовала мзды за якобы содеянный с нею грех; а он, нимало не разгневавшись на нее, кротко сказал некоему своему другу: «Даждь скоро ей цену, колико требует». Женщина, как только приняла неправедную мзду, подверглась нападению беса. Святитель же изгнал из нее беса молитвой.
Ежели же невозможно не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: «Смятохся и не глаголах» (Пс. 76,5).
В сем случае можем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда по требованию царя греческого входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил в ланиту. Святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню обратил ему и другую (см. Мф. 5,39). Преподобный Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал ему: «Не скорби, брат, аще бо не восхоте прийти к нам пища, то мы пойдем к ней» и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее. Так он был безгневен.
А каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития Паисия Великого, который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, дабы Он освободил его от гнева. И Спаситель сказал ему: «Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».
Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: «Многи х бо печаль уби, и несть пользы в ней» (Сир. 30,25).
Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относить должно.
Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.
Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертву.
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: «Где я?».
При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают токмо те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
Храни в себе спокойствие духа и не возмущайся, не раздражайся никакими противностями, обидами, неисправностями, неправдами — и вот ты будешь наслаждаться всегда здравием душевным и телесным.
Волнение, возмущение, огонь страстей различных порождают в нас множество болезней душевных и телесных.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Люди глубоко опытные в нравственной жизни во все времена замечали один и тот же закон взаимодействия: кто строг к себе, тот снисходителен к ближним, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.