***
Курума Такуми
ЗНАТЬ, ЧТО ПРАВИЛЬНО И ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО - РАЗНЫЕ ВЕЩИ.
все стихи из трёх строк это трёхстишия (на хайку не претендую), если не указано особо. про 5-7-5 знаю, но не соблюдаю.
Совместный проект с Валентиной Китаевой, Милой Малининой - Сад Рёандзи: http://www.stihi.ru/avtor/renge
ura niwa ura ga aru - У обратной стороны тоже есть обратная сторона. (японская пословица)
ashita no koto o iu to tenjo: no nezumi ga warau - Когда ты рассуждаешь о завтрашнем дне, крысы на чердаке смеются. (японская пословица)
НЕ ТЩИСЬ СЛЕДОВАТЬ ПО СТОПАМ ДРЕВНИХ - ИЩИ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ИСКАЛИ ОНИ
БАСЁ
Хито-но фури-о митэ дзибун-но фури-о наосэ - Смотри, как ведут себя окружающие, и исправляй свое поведение (японская пословица)
Конкурсы японских форм: Сад Рёандзи Конкурсы - http://stihi.ru/avtor/rengekonkurs
Переместительно сочетательный закон хайку
И.А.Шевченко
Переместительно-сочетательный закон хайку
Все слова в нашем языке похожи на сундук или ларец Пандоры. Развязывает золотой шнур и открывает крышку омонимия. Крышка незаметна тем, кто двигает слова как ящики. И омонимы у них тяжёлые, горизонтальные. Но есть те, кто видит лёгкую крышку слов и чувствует Силы под ними. Эти Силы могущественны.
Посмотрите, вот частичка «на». Что за Сила возносит «на», находится «на» и даёт всем себя - «на».
А теперь вслушайтесь: «НАстоящее».
У меня уже возникает почтение и коленопреклонённое состояние. Почувствуйте вертикальную омонимию самых тонких и мощных материй.
Внимательно посмотрим «на цветы пастушьей сумки под плетнём», на самые сакральные слова:
З ЕР Н О и Я Й Ц О
Ларец первого слова ЗН, а душа ЕР, О – золотой шнур. ЗН – знание, значение, знак; ЕР – вера, мера, сердце.
Ларец второго слова ЯЦ (я целое), душа – Й (есть), О – золотой шнур.
Можно предположить, что ключевые слова состоят из переплетения значимых созвучий.
Хайку, вероятно, повторяет эту первосистему, образуя круг и стрелу, шар и луч:
З
Е Р
Н
Я
Й
Ц
Как бы то ни было, но, если первоструктуру переносить на хайку, то должно быть переплетение связки из первой и третьей строчек со второй. Т. е. четвёртый закон хайку я бы сформулировал так:
ПЕРВАЯ и ТРЕТЬЯ строчки должны быть ЗНАЧИМЫМИ
Иными словами должен действовать:
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНО-СОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ закон.
№ 1
запах сосновой коры
домик Стругацких
на склоне
pol_doma, ПХ10
(запах сосновой коры на склоне) и (домик Стругацких)
№ 2
сельпо
в пастушьей сумке
черепаха
ketschmidt, ПХ10
(сельпо-черепаха) и (в пастушьей сумке)
№ 3
нетопленый дом
говорит по-французски
старый приёмник
pol_doma, ПХ10
(нетопленый дом (как) старый приёмник) и (говорит по-французски)
№ 4
старая крепость
паутина
в бойнице
Николай В., ПХ10
(старая крепость в бойнице) и (паутина)
Обратите внимание, выражение «крепость в бойнице» имеет не только значение прочности, но и миникрепости самого пространства бойницы.
№ 5
Апрель.
Дремлет на солнышке
Кочегар
мдк, ПХ10
(Апрель-Кочегар) и (Дремлет на солнышке)
«19» августа 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна
Вариант для журнала "Поэзия":
Мистическая сущность восточной поэзии
Восточным можно назвать лишь лаконичный стих-композицию с поэтично оформленным фасадом и вложенной красотой смысловых уровней.
К примеру, воспринимать рубайят Омара Хайяма как стихи о вине, женщинах и удовольствиях, значит видеть лишь внешний уровень. Ключом к ощущению внутренней красоты рубайят является понимание символов: вино – знания, духовная радость; женская красота – великолепие замысла и Создателя.
Поэзия японцев, покорившая мир, также не так проста. И в трёхстишиях и в пятистишиях присутствует композиционный центр. К этому приходят и отечественные японоведы. В 1971 году в предисловии к 1 тому «Манъёсю» Анна Глускина раскрывала сложнейший поэтический приём «макура-котоба» в целом как «слово-изголовье». Через тридцать лет Ирина Жукова пишет, что «уже в VIII веке макура-котоба чаще занимает третью строку танка, что доказывает, что макура-котоба – это семантический и организующий (композиционный) фокус танка» («Таинство японской поэзии танка», М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, тир. 500 экз., 2001, с. 103).
Но откуда возникает закон переплетения и наложения, как не из самой сути жизни и языка. Все слова в нашем языке похожи на сундук или ларец Пандоры, стоит только развязать золотой шнур и сдвинуть невидимую крышку, под которой живёт Сила.
Посмотрите, вот частичка «на». Что за Сила возносит «на», находится «на» и даёт всем себя – «на»? А теперь вслушайтесь: «НАстоящее».
Обратим внимание «на цветок пастушьей сумки под плетнём», на одно из самых
сакральных слов, зерно:
З
Е Р
Н
Ларец этого слова ЗН, а душа – ЕР, О – золотой шнур. ЗН – знание, значение, знак; ЕР – вера, мера, сердце. Заметим, что слово состоит из переплетения значимых созвучий.
Русский язык никак не ниже японского и любого другого восточного языка с сакральной точки зрения. И это является залогом не только того, что восточные формы будут освоены российскими поэтами, но того, что это искусство может быть поднято на недосягаемую высоту.
Игорь Шевченко
22 августа 2013 г.
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2013
Свидетельство о публикации №113081901220
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил
Рецензии
Написать рецензию
Почти с Вами согласен. Точнее с посылом, что средняя строка должна и разделять и соединять два посыла, создавая свой, третий смысл. ]особый шарм возникает, когда первую и третью строки можно переставить. Как в Ваших примерах 3, 4, 5 ( скорее всего они были именно так и написаны )
Но совсем здорово, если от перестановки первой и третьей возникает иной смысл. Например;
Курума Такуми
мост через реку.
запирает рабочий
замковый камень
Тогда эти три строчки перекатываются, как камешки, и звучат как песня.
Микто 21.08.2013 00:19 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
По крайней мере стараюсь писать так. Полюбопытствуйте, если сочтёте мысль интересной: http://www.stihi.ru/avtor/mannn&book=12#12
Конкурс трёхстиший - хайку. Приём заявок
Сад Рёандзи Конкурсы
Дорогие друзья!
****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******
Предлагаем вашему вниманию Конкурс трёхстиший –>>>> хайку.
На первый взгляд написать хайку очень просто. Но эта простота кажущаяся. На самом деле написать хорошее хайку не так легко. Поэтому конкурс называется – конкурс трёхстиший в стремлении к хайку.
Хайку – двучастный литературно-картинный жанр, количественно стремящийся к форме 5-(7-5), (5-7)-5 или 5-(7)-5, теоретической сущностью которого является создание элементарных (или предельно лаконичных) живых (или саморазвивающихся) систем образов. (И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2012/08/25/946
1) предметность,
2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,
3) предельная лаконичность (а не твердость формы),
4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,
5) отсутствие смысловой досказанности,
6) отсутствие досказанных мостов в прошлое,
7) вариативность,
8) безличность и бесцветность,
9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,
10) отсутствие рифмы,
11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),
12) положительный вектор.
(И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2011/05/09/3818
Форма 5-7-5 не обязательна, но к ней нужно стремиться. Главное чтобы была передана суть хайку. Приниматься будут и двустишия, имеющие все признаки хайку.
1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора принимается до трёх произведений.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.
Тематика произведений – любая.
2) Оформление заявки на конкурс:
а) В рецензии в одну строку указывается –
Имя и фамилия (псевдоним)
Название произведения
Ссылка на произведение
И в этой же рецензии обязательно текст произведения.
После того, как произведение будет принято на конкурс, редактировать текст произведения нельзя.
б) Пример заявки.
Курума Такуми «возвращение» http://www.stihi.ru/2011/04/01/9177
к дому родному
пыль на ботинках несу
с далёких дорог
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.08.2013. ***
- 30.08.2013. ***
- 28.08.2013. ***
- 27.08.2013. ***
- 26.08.2013. ***
- 25.08.2013. ***
- 24.08.2013. ***
- 23.08.2013. ***
- 22.08.2013. ***
- 21.08.2013. ***
- 20.08.2013. ***
- 19.08.2013. ***
- 18.08.2013. ***
- 17.08.2013. ***
- 15.08.2013. ***
- 14.08.2013. ***
- 13.08.2013. ***
- 12.08.2013. ***
- 11.08.2013. ***
- 10.08.2013. ***
- 08.08.2013. ***
- 07.08.2013. ***
- 06.08.2013. ***
- 04.08.2013. ***
- 02.08.2013. ***
- 01.08.2013. ***