О чтении духовных книг

Людмила Скрябина: литературный дневник

Из книги Валерии Алфеевой «Невечерний свет»
Отец Михаил извлёк из темноты нижней полки рассыпающийся фолиант и присел на койку в углу, внимательно его листая.
- Каких же отцов вы читали? – спросил он между делом.
Я добросовестно стала перечислять. Когда дошла до Симеона Нового Богослова, игумен покачал головой:
- Это ужасно… Ужасно, что вы читали святых отцов.
Я умолкла, ожидая, что будет дальше.
- Как же не вычитали у них, что можно читать только то, что соответствует твоему духовному уровню и образу жизни? Зачем вы читаете Лествичника, эту классику монашеского опыта, если живёте в миру? Это только увеличивает разрыв между тем, что вы знаете, и тем, что вы есть.
Он отложил свой фолиант.
- Вы говорите, что не сделали и первых шагов на пути христианской жизни… Как же вы смеете читать о созерцаниях Божественного Света? Святые всю жизнь постились, молились, умерщвляли плоть, жили в пустыне, боролись с бесами, а вы улеглись на диван с книжкою и думаете, что приобщаетесь к их откровениям?
<…>
- Вы надеетесь, что прочтёте ещё сто книг и станете как Симеон Новый Богослов?.. Ведь это интеллектуальная жадность: одни набивают комнату мебелью, другие – голову знаниями, внешними для них. Как просто понять: христианство не сумма познаний, а образ жизни…
<…>
… Человек не головастик, тело тоже требует нагрузок. И физическая усталость иногда даёт такое состояние покоя, которое вы в книге не почерпнёте. Заметьте, если человек устал, он не способен раздражаться. <…> Надо найти свои меры – сна и еды, чтения и молитвы, труда и созерцания. Читать вообще нужно не больше половины того времени, которое ты молишься…
- Тогда мне пришлось бы совсем мало читать.
- Или больше молиться. Духовность – это особая энергия… И она выявляется в желании молиться, в обращённости души не к миру, а в свою глубину – к Богу…
<…>
… Всякое рассудочное знание, даже богословское – только мёртвая формула Живой Истины, только средство. А цель, начало и конец, альфа и омега – Сам Бог, созерцание Его, общение с Ним, уподобление Ему, приобщение к божественной вечной жизни.



Другие статьи в литературном дневнике: