2. 02. 2021
Да, в адский поток бросает нас жизнь, и мы плывём в нём… Некогда и я сначала оплакивала литературных героев, а потом - себя; и умножались труд и печаль от младенчества к детству, от детства к юности, от юности к взрослости; я также искала Истину в созданиях Божьих, впадая в смуту и ошибки, и Господь посыпал все мои пути скорбями и разочарованием ради радости неложной.
Читаю одновременно и Блаженного Августина, и рассказы о Божьих людях и святых местах Валерии Алфеевой, хотя и не привыкла читать разом несколько авторов, причём таких далёких друг от друга и во времени, и по настроению, и по стилю.
Всё сказано, и всё написано. Действительно, чем больше человек познаёт духовную жизнь, чем более ощущает он её вкус в богослужении и молитве, тем меньше в нём потребность выразить эту жизнь и молитву в творчестве. «О, если бы все слова, которые я говорю, - пишет Валерия, - утонули в покое, растворились в молчании… И в этом молчании я научилась бы просто быть перед Богом, не рассуждать о Нём, а созерцать Его и слышать голос – зачем тогда мне было бы писать? Но я не умею молчать и молиться, а потому говорю и пишу…» Но напрасны ли слова? Не буду цитировать всем известное тютчевское, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…». Должна ли стать литература молитвой и только молитвой?! С чего началось моё религиозное познание?! Не с книг ли? Я прочитала отдельные книги Библии в предпостсоветское время, когда ещё щедро не раздавали её направо и налево евангелисты. Книга Екклесиаста меня потрясла печалью от многой мудрости и глубоко запрятанным в подтексте одиночеством. Я переживала горькое ошеломление от неожиданного поворота судьбы, от которой, подобно юной Надежде Мандельштам, ждала Праздника… Ожидание Праздника с большой буквы обернулось мучением… Мучением любви, болью утраченных иллюзий.
«… Я метался, растрачивал себя, разбрасывался, кипел в распутстве своём, и Ты молчал. О, поздняя радость моя! Ты молчал тогда, и я уходил всё дальше и дальше от тебя в гордости падения и беспокойной усталости выращивая богатый посев бесплодных печалей».*
Я сидела тогда в своей необустроенной кухне на уютном чешском диванчике, случайно отхваченным мною в ближайшем мебельном...
Курю, курю…
Зачем?.. О, Боже!
С обвислой жёлтой буду кожей
к сороковому февралю… -
меня останавливала от шага с восьмого этажа только жалость к матери. Где-то глубоко в подсознании мне даже хотелось, чтобы её не было для того, чтобы я могла беспрепятственно сделать этот шаг. И так день второй, и так день третий… На четвёртый я зачем-то написала на листке бумаги: «Тётенька внизу подо мной помолись обо мне», - абсолютно ничего не зная о тётеньке, к которой обращалась, не зная, что она умеет молиться.
Через какое-то время я познакомилась с жившей подо мной соседкой, и она дала мне книгу Рогозина «Любовь – совокупность совершенства»… Внешние обстоятельства оставались теми же (ничего не изменилось) , но тихая радость и мир наполняли мою душу, когда я её читала.
Валенки сегодня весь день простояли возле печки. В. уехал.
Тихо падает снег. Только в этой глуши можно сказать: «Не суетись, душа моя, не дай оглохнуть уху сердца от грохота суеты твоей. Слушай, Само Слово зовёт тебя вернуться, безмятежный покой там, где Любовь не покинет тебя, если сам ты её не покинешь».**
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.