Про мышь и про то, что такое человек без Бога

Людмила Скрябина: литературный дневник


Человек без Бога - фантик, выброшенный из окна роскошного автомобиля сластолюбивой жизнью. До времени он валяется на обочине, доколе не пожухнет его красота от действия дождя и солнца, а потом сметёт его дворник в мусорный пакет, а утром специальная машина отвезёт на свалку. Иногда такое происходит и с ярким, ещё не успевшим выгореть, привлекательным фантиком.
***
С бани свалился снег и завалил весь двор. Вчера с крыши капало, дорога местами разбухла и мороз превратил её в каток, переменками - в ледяную стиральную доску. Еду на воскресную Божественную Литургию в город. Под гору небольшие снежные барханы преодолеваются легко, но обратно вряд ли въеду…
По возвращении оставила машину на больничном дворе – и пешком в гору. Ветер пронизывает до костей, метёт прямо в лицо, приходится подниматься с передышками, поворачиваясь к ветру спиной. Наконец я на верху горы, теперь осталось спуститься вниз, через 500 метров лес, и уже с такой силой не будет дуть…
Что-то тёмное, похожее на пожухлый осенний листок от лёгкого ветерка перемещается впереди от обочины к обочине. Мышь… Откуда выдуло её, бедняжку, на этот холод?! Едва живая… Я тогда подумала, что человек без Бога такая же мышь, измученная, беззащитная. Сидит в своей норе, грызёт что-то, ни о чём не думает мышьей своей головой, но порой непостижимость жизни выносит несчастного из этой норки во вьюжный ад…
Вспомнилось пушкинская строчка: «… жизни мышья беготня, что тревожишь ты меня?!» Осознаём ли мы эту мышью беготню нашей жизни? Нам некогда остановиться… Даже если и ползём, как эта мышь, по страшной ледяной дороге, не думаем, зачем и куда ползём?!
Отчего в нашем языке столько слов, связанных с мышами?! Названия множества растений (и «мышьи глазки», и «мышьи ушки», и мышья трава – «денежник»), и части человеческого тела: и мышка - впадина под плечом, и мышцы… Устойчивым словосочетаниям с мышью и подавно нет числа: «надулся как мышь на крупу»; «был бы хлеб, а мыши будут»; «в холодильнике мышь повесилась»; «мышь в свою норку тащит корку»; «отольются кошке мышкины слёзки»; «мокрый как мышь»; « худа та мышь, которая одну лазею знает»; «гора мышь родила…» . Может быть, потому что мыши всегда и всюду с нами: и в доме, и в поле, и в лесу…


Снегами жесткими
в февральской стуже
метёт неистово -
метёт и вьюжит,
и всё мешается во мгле безбрежной,
но тихо на душе и безмятежно.
Сбивает ветер с ног меня – не нежно,
и всё-таки в душе моей – бесснежно,
а на дороге мышь
едва живая…
Бедняжка медленно ползёт –
страдая.
В карман хотелось посадить её, лаская…
Брезгливости же потакая,
оставила я мышь …
О, злая!



Другие статьи в литературном дневнике: