Перелистываю, эпизодически перечитывая «Дневник» иеросхимонаха Сампсона. Всё написанное отцами и старцами (или записанное за ними), лишено литературной экзальтации: завитушек, словесной эквилибристики, этаких утончённых штучек и красивостей, тонко маскирующих самолюбование.
Мне вдруг стало мучительно стыдно, нет, не за бесцельно прожитые годы, а за свои глупые потуги учительства: дидактические четверостишия и посвящения... Сколь мудра окуджавовская строчка: «Дурак учит, а умный – учиться!» Что толку в назиданиях? Какой в них прок?! Поучать, обличать, напоминать – всё это гордость, спесь, самоуверенность, плохая привычка, пища тщеславию, - напрасный труд, если ты не священник. Глупо, грешно! «Вошь в юбке» пытается кого-то назидать!
Перечитывай, глупая душа, перечитывай почаще «Дорогому моему чадцу духовному!» старца Сампсона:
Написую тебе о Лествице восхождения в Небесное Царство.
Чаще, чаще «ходи на Голгофу» и взирай на Начальника смирения Господа Иисуса! Это училище вечного спасения.
Что может приблизить к Богу? Смирение.
Что может умолить Бога? Смирение.
Что покроет множество грехов? Смирение.
Что даёт счастье здесь и по смерти? Смирение.
Что примирит и примиряет людей? Смирение.
Потому что:
Смирение не знает нетерпения, гнева, раздражительности, осуждения, пересуд, злоречия, злословия, «якания», о себе рассказывания, непрощения, злопамятства, зложелательства, тщеславия, самоцена, поправляться и себя оправдывать. Смирение питается молитвою, покаянным плачем сердца с умом, скучает и тоскует по молитве и молчанию. Смирение любит память смертную.
Живёт ли во мне Смирение?! Риторический вопрос! Пишу чепуху на радость демонам…
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.