5. 07. 11г.

Владимир Орлов 3: литературный дневник

5.07.11г.


Продолжаю делать выписки из книг:


***
Ничто так не спасает от бед, как внутреннее богатство - богатство духа:чем выше дух - тем меньше места для скуки.(Шекспир)
***
Богатство духа - единственное истинное богатство; ибо имущественный достаток влечет за собою несчастье.(Люциан)
***
Счастье, по-видимому, заключается в досуге.(Аристотель)
***
Сократ восхвалял досуг превыше обладания девушкою.
***
Счастье в том, чтобы без помех упражнять свои способности, каковы бы они ни были.(Аристотель)
***
Человек - сын нужды, а не "свободный ум".(Шекспир)
***
Большой ум более восприимчив к боли в любом ее виде.(Шекспир)
***
Жизнь глупца - хуже смерти.(Ветхий Завет)
***
Где много мудрости - там много горя.(Ветхий Завет)
***
Богатство подобно соленой воде:чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.(Шекспир)
***
Если ты хочешь не бояться смерти, подумай:сзади тебя мрак и впереди мрак, а ты - как искра, мелькнувшая между двумя безднами.(Паскаль)
***
Я не знаю иного наслаждения, как познавать.(Петрарка)
***
Судьба тасует карты, а мы играем.(Шопенгауэр)
***
Самые великие путешествия я совершил не выходя из дома.(Лао-Цзы)
***
Литература - это тропинка в безграничность молчания.(Кит. поговорка)
***
Мир погибнет от зависти.(Инд.поговорка)
***
Богатый, если не помогает бедному - значит помогает его убийству.(И.Златоуст)
***
Смысл существования какой-то нации только в том, что она обладает какой-то культурой.(С.Лихачев)
***
Рассудительный ищет свободы от страдания, а не того, что доставляет удовольствие.(Аристотель)
***
Счастье есть только сон, а боль реальна.(Вольтер)
***
Лучшее - враг хорошего.(Фр.поговорка)
***
Счастье вещь нелегкая:его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в другом месте.(Шамфор)
***
Великие истины рождаются в сердце.(Вовенарг)
***
Люди - дают они себе в этом отчет или нет - совместно осуществляют некий предуготовленный, рацианально постижимый план.(Шопенгауэр)
***
Если долго всматриваться в пропасть, то постепенно пропасть начинает всматриваться в тебя.(Ницше)
***
Святая простота!(Ян Гус ответил старушке, которая поднесла пучок сухой травы, чтобы зажечь костер, на котором он должен был сгореть.)
***
Чем больше я узнаю о материальности этой вселенной, тем больше убеждаюсь, что ее создал Бог.(Высказывание одного знаменитого физика)
***
Песня, которая льется из уст, сама по себе есть лучшая награда.(Гете)
***
Искусство - роскошный цветок, растущий для людского блага и счастья.(Шиллер)
***
Нельзя будить спящего.(Др.Инд.пословица)
***
Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого.(М.Ю.Лермонтов)
***
Талант попадает в цели, которые все видят. Гений попадает в цели, которые никто не видит.(Честертон)
***
Не надо путать Родину с начальством.(Салтыков-Щедрин)
***
Человек есть нечто, что должно быть преодолено.(Ницше)
***
Трудно бороться со страстью, ведь желание сердца исполняется ценою души.(Гераклит)
***
Седа теория, мой друг. Но вечно зелено дерево жизни.(Гете)
***
Чтобы быть свободным достаточно чувствовать себя свободным.(Дж.Казанова)
***
После смерти мы подойдем к состоянию думающего атома.(Циолковский)
***
У Бога добавки не просят...(С.Довлатов)
***
Истина создается благодаря исследованию и времени; ложь процветает благодаря опрометчивости.(Тацит)
***
Гениальность не только дар божий, но и крест, нести который под силу только безумцу.(П.Филонов)
***
Не ищи пустыню:она в сердце твоих близких.(Из заветов старины)
***
Сломят пусть - не согнут никогда.(Из заветов старины)
***
Поэзия, как и природа, имеет своих чудовищ.(Д'Аламбер)
***
Я могу подождать читателя еще сто лет, если сам Господь ждал зрителя 6 тыс. лет.(Кеплер, издатель не взял его сочинения)
***
Писать можно начиная ни с чего...Всё, что написано - интересно, если человеку есть что сказать, если человек что-то, когда-либо заметил.(Ю.Олеша)
***
Чем больше фактов - тем меньше уверенности, что мы знаем правду.(В.Чернобров)
***
Не жалуйся, что живешь ближе к смерти, чем другие смертные.(Рене Шар)
***
Виктор Астафьев на вопрос:"Как вы относитесь к тому, что считаетесь живым классиком?",- ответил:"Да, приятно, подписываешь книги, все тебя узнают, приходишь домой, проходишь в свой кабинет, видишь полки с книгами:Пушкин, Чехов, Толстой... и как-то успокаиваешься.
***
Истина одна, но люди называют ее разными именами.(Ригведа)
***
Истина это Бог вне идеи личности.Истина и Дух тождественны.(Рамачараки)
***
Давать определение Бога - это отрицать Его.(Спиноза)
***
Бог есть Дух.(Иисус Христос)
***
Дух-Бог-Истина - три термина выражающие одну и ту же идею.(Рамачараки)
***
Я был всем, и всё это ни к чему.(Последние слова рим. императора Септимия Севера)
***
Первый шаг в философии - сомнение.(Дени Дидро)
***
Кто достиг Единения с Богом, не нуждается в посредниках.(Я.Руми)
***
Земные формы - лишь тени солнца Истины - колыбель для младенцев, но слишком тесная колыбель для тех, кто дорос до духовной зрелости.(Я.Руми)
***
Индийское мышление всегда склонялось к тому, что истина не боится ни споров, ни изучения, ни критики.(Рамачарака)
***
Саперы ходят медленно, но обгонять их не надо.(Народная мудрость)
***
Индийская философия учит, что посредством видьи(знания), мудрости, самсара(цепь бесконечных перевоплощений - реинкарнация) может быть уничтожена.
***
Яма - бог смерти у индусов(по преданию первый умерший человек и обожествленный).
***
Что делает мир со своими детьми!(Последние слова Моцарта)
***
Наконец-то я услышу настоящую музыку.(И.С.Бах перед смертью)
***
Результат зависит от точки зрения.(Др.изречение)
***
Не проходит безнаказанной любовь к первому мужчине, с которым просыпается женщина.(Принцесса Матильда, внучка Наполеона)
***
Бабы приходят и уходят, а дети остаются.(П.Самородов,из к/ф "Татьянин день")
***
Надо желать жить и уметь умирать.(Наполеон)
***
Грех отмыть труднее, чем согрешить.(Нар.мудрость)
***
Писать стихами надо то, что прозой уже невозможно выразить.(Л.Н.Толстой)
***
Дважды живешь, если можешь жизнь былую вкушать.(Марциал)
***
И как-то весело и больно
Тревожить язвы старых ран.(Лермонтов)
***
Всегда стремиться еще на одну пядь вперед!..(Лихтенберг)
***
Жители Улиетса послали господину Куку в знак дружбы девушку и свинью - средство против двух родов голода.(Лихтенберг)
***
Всё же самая лучшая крепость против ударов судьбы - могила.(Лихтенберг)
***
Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения.(Лихтенберг)
***
Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки.(Лихтенберг)
***
Каждый имеет свою монету, в которой желает быть оплаченным.(Лихтенберг)
***
Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают.(Лихтенберг)
***
Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла.(Лихтенберг)
***
Никогда не следует судить о человеке по тому, что он написал, а по тому, что он говорит в кругу лиц, которые равны ему духовно.(Лихтенберг)
***
Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.(Протагор)
***
Язык наш не в чем упрекнуть, ну а вот сердце есть в чём.(Эврипид)
***
Душа есть начало движения, благодаря которому мы живем, двигаемся и понимаем.(Фома Аквинский)
***
Для того, чтобы прыгнуть дальше, нужно отступить назад.(Лейбниц)
***
Смерть всегда находит свою причину.(Нем.поговорка)
***
Будем же верить, если не можем уразуметь.(Августин)
***
Блаженна жизнь пока живешь без дум.(Софокл)
***
Честное слово мужчины всегда служит женщине перилами, за которые она цепляется перед тем, как упасть.(С.Цвейг)
***
С годами редко полностью ошибаешься в людях, это одно из преимуществ старости.(С.Цвейг)
***
Попытка понравиться всем - ведет к провалу.(Вольтер)
***
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я еще благодарил.(Лермонтов)
***
Длина жизни зависит от Бога, а ширина - от человека.(Александр Абдулов незадолго до смерти, умер 3.01.08г)
***
Если я обречен, то обречен не только на смерть, но и на сопротивление до самой смерти.(Кафка)
***
Дай человеку рыбу и накормишь его на день. Научи ловить его самого и ты накормишь его на всю жизнь.(Др. изреч.)
***
Обычные ценности могут быть украдены, истинные - никогда. В душе вашей хранятся вечные ценности, которых у вас не отнять.(О.Уайльд)
***
Целься высоко...в легких победах мало проку.(Эдмунд Хилари - покоритель Эвереста)
***
Какого мнения о себе человек, таков он и есть.(Пророк Даниил)
***
Великие люди те, кто осознает, что мысли правят миром.(Эмерсон)
***
Разум сам по себе может создать рай из ада и ад из рая.(Мильтон)
***
Нет ни хорошего, ни плохого;это размышление делает всё таковым.(Шекспир)
***
Жизнь слишком коротка, чтобы быть плохой.(Дизраэли)
***
Я сетовал на свои старые башмаки, пока не встретил человека без ног.(Стар. поговорка)
***
Как легко обманывать тех, кто тебе верит.(Нар.мудрость)
***
Только когда все умрут - закончится большая игра.(Киплинг)
***
Надо поражать силой примера, а не примером силы.(Билл Клинтон)
***
Капитализм - это неравное распределение блаженства, социализм - это равное распределение убожества.(Черчилль)
***
Верь тому кто ищет истину и не доверяй тому, кто говорит, что ее нашел.(Платон)
***


ПРОДОЛЖАЮ СПИСОК ПРОЧИТАННЫХ КНИГ:


1601.М.Зощенко - том.3
1602.Петрарка - Сонеты.
1603.А.Фет - Стихи.
1604.Р.Мартин - Ключ от морга.
1605.Э.Квин - Жена или смерть.
1606.Дж.Чейз - Бей и беги.
1607.М.Горький - т.7 Сказки об Италии.
1608.К.Браун - Бойд, какой он есть.
1609.К.Браун - Таинственное исчезновение.
1610.К.Браун - Гуляй ведьма.
1611.К.Браун - Меня убьют, и, мне кажется, очень скоро.
1612.К.Браун - Жестокая Саломея.
1613.К.Браун - Этот милый старый блюз.
1614.К.Браун - Пропавшая нимфа.
1615.К.Браун - Жена на воскресение.
1616.К.Браун - Ковбой из Манхэтэна.
1617.К.Браун - Страх приходит не сразу.
1618.Ф.Кафка - Рассказы.
1619.К.Браун - Могилы, которые я раскапываю.
1620.К.Браун - Труп не может долго ждать.
1621.К.Браун - Завтра убийство?
1622.К.Браун - Алая плоть.
1623.К.Браун - Беби ценой в миллион.
1624.Ж.П.Сартр - Рассказы.
1625.Ж.П.Сартр - Тошнота(роман)
1626.К.Браун - Звёздный час Донована.
1627.К.Браун - Страсти гневных амазонок.
1628.К.Браун - Глаз Сфинкса.
1629.К.Браун - Нет больше блондинок на острове.
1630.К.Браун - Дом колдовства.
1631.К.Браун - Роковой котёнок.
1632.К.Браун - Белое бикини.
1633.К.Браун - Заводная кукла.
1634.К.Браун - Эта вдова не плачет.
1635.К.Браун - Светловолосая рабыня.
1636.Э.Золя - Исповедь Клода.
1637.Э.Золя - Тереза Ракен.
1638.Э.Золя - Марсельские тайны.
1639.Э.Золя - Мадлена Фера.
1640.Э.Золя - Проступок аббата Муре.
1641.А.Вайсберг - Лиля Брик.
1642.В.Маяковский - Баня.Клоп.
1643.Н.де Милль - Тайны острова Плам.
1644.И.Каган - Чей-то ребенок.
1645.Н.Робертс - Находка.
1646.Р.Лоуренс - Белая пума.
1647.Э.Гарднер - Прокурор рисует круг.
1648.А.Кристи - Последнее убийство.
1649.А.Левин - Поцелуй перед смертью.
1650.Э.Биггерс - Китайский попугай.


ВЫПИСКИ ИЗ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ" О.БАЛЬЗАКА:
***
Мера человеческого страдания заключена в нас самих.
***
Умный человек, отправляясь в дорогу, не расчитывает на чужие башмаки.
***
Быть всегда правым - одно из чувств, заменяющих все остальные в душах деспотичных святош.
***
Из всех видов тирании самый гнусный тот, который мешает человеку самостоятельно действовать и мыслить:ведь это значит отречься от своей личности прежде, нежели сумеешь ее проявить.
***
Тот, кто нравится всем, в сущности, не нравится никому.
***
Самый худший изо всех недостатков - это не иметь их вовсе.
***
Знайте, что талантам можно позволять ухаживать за нами, но выходить за них замуж - ошибка.
***
Дорогая моя, супружеское счастье всегда было рискованной игрой, делом, которое требует особого внимания.
***
Наши тираны из самолюбия требуют, чтобы их рабыни всегда были веселы.
***
Чем больше мы любим, тем меньше мы должны показывать мужчине, особенно мужу, силу нашей страсти. Того, кто больше любит, порабощают и, что еще хуже, рано или поздно бросают.
***
В каждой мелочи нас могут судить только люди, равные нам по своему нравственному складу.
***
Тот, кто взбирается слишком высоко, рано или поздно будет наказан;любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества;не следует, чтобы один из супругов был образованнее другого, так как прежде всего необходимо взаимное понимание...
***
Дорогой мой, если хочешь знать сколько женщине лет, взгляни на ее виски и на кончик носа...
***
Грехи против нравственности, не дающие повода к вмешательству человеческого правосудия- самые отталкивающие, самые гнусные грехи...Господь часто наказывает за них уже здесь, на земле.
***
Дорогое моё дитя, ты еще не знаешь, какие страшные права даёт мужчине над женщиной угасшая любовь.
***
Выжидание - система действующая в отношениях мужчины и женщины, но она ничего не дает в отношениях между двумя женщинами.
***
Самая чистая любовь лжёт по десять раз на дню и чем больше она лжет, тем она сильней.
***
Любить и заставить полюбить себя - две совершенно различные вещи.
***
Красота и величие безнадежной любви приближает нас к Богу.
***
Любовник мадам ле Сталь - Бенжамин Констан.
***
Наргиле - название трубки с табаком.
***
Наполеон недаром называл неудачу повитухой гения.
***
Матери особенно нежно любят болезненных, незадачливых, некрасивых детей.
***
Никогда не пытайтесь вернуть себе расположение женщины, затеяв ссору с более счастливым соперником.
***
Всё, что есть в человеке небесного, может найти себе достойную пищу лишь на небесах.
***
Я не знаю ни одной первой любви, которая не кончилась бы глупо.
***
Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.
***



Якушев А. Философия (конспект лекций)


ОГЛАВЛЕНИЕ


СКАЧАТЬ книгу Якушев. А. Философия (конспект лекций)


Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах


1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем


91


философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.


Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:


• субстанции;


• познания.


2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.


Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).


Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.


В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:


• весь мир состоит из огромного количества субстанций,


имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и


Спинозы), а единую природу;


• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");


• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является


материально-вещественным образованием;


• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;


• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;


• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;


• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").


Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:


• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);


92


• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;


• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;


• высшая монада — Бог.


Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.


3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).


Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:


• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины факта";


• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;


• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;


• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.


Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика


1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.


93


В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:


• деистическое;


• атеистическо-материалистическое;


• утопическо-социалистическое (коммунистическое).


2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:


• отвергали идею личного Бога;


• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);


• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);


• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.


К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.


3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.


Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.


Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.


4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.


К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.


Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.


Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.


1. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как


94


против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.


2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:


• страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!");


• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;


• видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;


• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;


• выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II ) и давал практические рекомендации по обустройству государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:


• выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы;


• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;


• отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы;


• считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;


• видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к дес-


95


потизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);


• считал, что до появления государства существовало "естественное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;


• выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;


• выступал за верховенство закона.


Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:


• идея приоритета закона;


• идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.


4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.


В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:


• видел в Боге мировую волю и мировой разум;


• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;


• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной


души;


• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир


(в частности, сущностей вещей и явлений);


• выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;


• был сторонником эмпирического (опытного) познания;


• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;


• обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть


96


паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);


• в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);


• власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы,


• в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.


5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:


• мир познаваем;


• человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);


• окружающий мир является источником всех знаний;


• в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);


• самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.


Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.


1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.


Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.


Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.


97


Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.


2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:


• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);


• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;


• считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи;


• материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;


• материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;


• познание — отражение материи самой материей;


• источником большинства знаний являются чувства;


• причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;


• выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;


• в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.


За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.


3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:


• полностью отвергал идеализм и теологию;


• считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;


• душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;


• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;


• выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;


98


• был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;


• считал частную собственность гарантией свободы человека;


• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".


4. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.


Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:


• признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;


• движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);


• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;


• в основе общества и государства видел "общественный договор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;


• идеалом государства считал "просвещенную монархию", а экономики — разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.


5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеций (1715 - 1771).


Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:


• четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");


• освободили философию от многих религиозных предрассудков;


• дали более реалистическое определение субстанции — материя;


• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;


• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;


99


• обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);


• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;


• обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;


• обосновали идеи социальной справедливости;


• идеологически подготовили Великую французскую революцию.


Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии


1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.


Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг.


Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.


2. Габриэль Мабли (1709 — 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции:


• подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время "веком болтовни и парадоксов");


• отвергал и материализм, и деизм;


• считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу принадлежало большинство философов — современников и соотечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали;


• главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия;


100


• был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, — отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;


• считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе;


• видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение), золотой век человечества;


• был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, "золотого века человечества", а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;


• идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;


• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.


3. Франсуа Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Он:


• решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья;


• подвергал жесткой критике существующее общество и государство;


• главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных;


• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;


101


• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название "Заговор во имя равенства". В 1797 г . заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.


В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.


4. Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. Он:


• близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей);


• выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм;


• в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные отношения, мировоззрение) — экономический детерминизм;


• выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);


• целью философии видел создание лучшего, разумного общества;


• лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;


• в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое "промышленное общество", которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека (так называемая "иерархия способностей"), будет запрещено право наследования (чтобы уровнять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеядство, дать каждому "начать с нуля" и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефицита и были удовлетворены потребности всех членов общества);


102


• руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального "класса" (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.


Также Сен-Симон считал, что:


• пролетариат и буржуазия сольются в один класс — индустриальный;


• оптимистически смотрел в будущее — человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;


• считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем — неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;


• выдвинул идею о замене существующей религии "новой религией", смыслом которой будет лозунг: "Человек человеку - брат". 5. Франсуа Фурье (1772 - 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Можно выделить следующие основные положения его философии:


• буржуазная мораль лжива;


• атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;


• человек, история, общество развиваются по законам природы;


• буржуазное общество имеет три основных вида противоречий — между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.);


• идеальное общество — "общество гармонии", которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.
Монадология Г.В. Лейбница
Жмакина Е.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF
Прочитать публикацию в формате PDF
77 Кб
Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и изменении развивалась философами-идеалистами. Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц (1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый.


С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстан­ций, которые входят в состав сложных субстанций. Монады не имеют протяжения фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности. Но активность их объясняется телеологически (с точки зрения всеобщей подчинен­ности конечной цели) и теологически. Бог не только породил Вселенною, но постоянно направляет ее ко все более совершенным и богатым формам.


В учении о монаде как частице, связанной единством с бесконечным миром. Лейбниц сформулировал диалектическую идею, т.к. в при­роде все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всем миром.


Монады - это простые субстанции. В мире нет ничего кроме монад. О бытии монад можно заключить из существования сложных вещей, о котором известно из опыта. Но сложное должно состоять из простого. Монады не имеют частей, они нематериальны и называются Лейбницем «духовными атомами». Простота монад означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем. Монады «не имеют окон», т. е. изолированы и не могут реально воздействовать на другие монады, а также испытывать воздействие от них. Правда, это положение не распространяется на Бога как высшую монаду, наделяющую существованием все другие монады и гармонизирующую между собой их внутренние состояния. В силу «предустановленной гармонии» между монадами каждая из них оказывается «живым зеркалом универсума». Простота монад не означает отсутствия у них внутренней структуры и множественности состояний. Состояния, или перцепции монад в отличие от частей сложной вещи не существуют сами по себе и поэтому не отменяют простоту субстанции. Состояния монад бывают сознательными и бессознательными, причем не осознаются они в силу своей «малости». Сознание, впрочем, доступно не всем монадам. Рассуждая на эту тему в антропологическом контексте, Лейбниц допускал возможность влияния бессознательных представлений на поступки людей. Лейбниц констатировал далее, что состояния монад претерпевают постоянные изменения. Эти изменения могут быть обусловлены только внутренней активностью монад. Несмотря на то, что Лейбниц пришел к системе монадологии во многом в результате размышлений над природой физических взаимодействий, моделью монады для него выступает понятие человеческой души. При этом человеческие души как таковые занимают лишь один из уровней мира монад.


«Основные положения данной теории (монадологии) следующие:


весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");
монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
"голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
высшая монада - Бог.
Выше них находятся животные души, обладающие чувством, памятью, воображением и аналогом разума, природа которого состоит в ожидании сходных случаев. Следующей ступенью мира монад являются человеческие души. Кроме перечисленных выше способностей, человек наделен также сознанием, или «апперцепцией». С апперцепцией связаны и другие высшие способности, рассудок и разум, позволяющие человеку отчетливо постигать вещи и открывающие ему сферу вечных истин и моральных законов. Лейбниц был уверен, что все монады, кроме Бога, связаны с телом. Смерть не разрушает тело, она есть только его «свертывание», так же как рождение - «развертывание». Тело - это государство монад, идеальным правителем которого является душа. При этом Лейбниц отрицает реальное существование телесной субстанции, т. е. материи.


Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы». Метод Лейбница распространяет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его уголков. Подобно различным человеческим личностям субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении.



Другие статьи в литературном дневнике: