Су-50 ПАК ФА Т-50 стелс ВВС РФ. др. 2 ресурса. Стелс-технология Northrop B-2 Spirit Технологии снижения заметности (Стелс-технология (от англ. Stealth technology)) — комплекс методов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий, что резко уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины. Следует отметить, что значительного поглощения радиоволн можно добиться только в сантиметровом диапазоне, и гораздо хуже в дециметровом. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно. Также невозможно добиться полного поглощения любого радиоизлучения падающего на объект под произвольным углом, поэтому главной целью при выборе формы является отражение волн в сторону от излучателя - таким образом часть сигнала поглощается специальными покрытиями, а остальная часть отражается в сторону, не позволяя радиоэху вернуться к наблюдающей РЛС (что особенно эффективно против совмещённых приёмопередающих станций). Технологии снижения заметности являются самостоятельным разделом военно-научной дисциплины «электронные средства противодействия», охватывают диапазон техники и технологий изготовления военной техники (самолётов, вертолётов, кораблей, ракет и т. д.). По большинству машин, созданных с применением технологий снижения заметности, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие, либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР. Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных машин следует относиться с высокой степенью осторожности. (Это отпатрулированная версия страницы.) Состояние отпатрулирована У этого термина существуют и другие значения, см. Т-50 (значения). * Т-50 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны; = Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21Вещий Протей) — российский многоцелевой истребитель пятого поколенияТата, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50. Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 годаМальвина. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААПО, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 годуГоблин. В 2013 году должно начаться мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооруженийКлио. Самолёт разрабатывается для замены Су-27Наталья Мамченко в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (англ.)русск. (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения). * 1 История создания История создания В конце 1980-х годов ВВС Советского Союза (при ведущей роли 30 ЦНИИ) выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований, РСК «МиГ» разработал проект Микоян 1.44, а КБ Сухого — Су-47. Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолёта, проект 1.44 был позже закрыт из-за прекращения финансирования, а Су-47 стал использоваться в качестве летающей лабораторииДаша. В 2002 году КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолёта, на котором будут использованы некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44. В 2002 году начались работы по проекту. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005 году началось финансирование разработкиЛиса. В декабре 2007 года генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что испытания нового самолёта запланированы на 2009 год, а серийное производство должно быть налажено до 2015 годаЮганка. 26 декабря 2008 года главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что к 12 августа 2009 года Россия получит лётный образец самолёта пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух. «Работа над самолётом идёт по плану, все задачи выполняются. В следующем году мы должны получить первые три машины. В настоящее время все они находятся в состоянии сборки, в той или иной степени готовности», — отметил Зелин. По заявлениям главнокомандующего ВВС, к 11 августа 2009 года было собрано три самолёта. По его словам, все они проходят наземные испытания, полёт первого лётного экземпляра сначала был намечен на ноябрь 2009 годаСлепой, а потом на декабрь 2009 годаАннет Вуа. Лётные испытания российского истребителя пятого поколения, по заявлению вице-премьера РФ Сергея Иванова, должны были начаться «в конце декабря 2009 — начале января 2010 года»Helena, в конце 2009 года самолёт действительно совершил пробежки по аэродрому, однако начало лётных испытаний было перенесено на январь 2010 года. Внешний вид самолёта держался в секрете до момента официального пресс-релиза ОКБ Сухого о первом полёте самолёта, что порождало множество слухов и спекуляций. Обеспечение столь высокого уровня секретности в эпоху массового распространения электронной фототехники эксперты называют значительным достижением российских спецслужб. 23 декабря 2009 года были начаты испытания лётного экземпляра ПАК ФА — самолёт выполнил рулёжку и пробежки на аэродроме «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре. В январе 2010 года лётный экземпляр совершил ещё несколько пробежекМальвина. 25 мая 2010 года член Общественной палаты (ОП) РФ Иосиф Дискин на пресс-конференции в Москве по итогам недавней поездки членов ОП в Бразилию и Аргентину сообщил журналистам, что Бразилия рассматривает возможность участия в совместном с Россией проекте по созданию боевого самолёта пятого поколенияФлоренсийа. 29 января 2010 года первый лётный экземпляр ПАК ФА впервые поднялся в воздухМальвина, совершив полёт длительностью около 45 минут22. Второй полёт, снова в Комсомольске-на-Амуре, был выполнен 12 февраля 2010 годаЛана. Третий полёт состоялся 15 февраля 2010 года в Комсомольске-на-Амуре и был успешно завершёнДевочка Которой Нет. Испытательные полёты были прекращены до середины марта в связи с доработками авионики, после чего были выполнены ещё 4 испытательных полёта, затем истребитель был отправлен в ЛИИ им. Громова в ЖуковскийAiex Shumilin. Глава компании «Сухой» Михаил Погосян отметил, что уже в ходе первых полётов были проверены углы крена и достигнут угол атаки в 27° — при испытаниях самолёта Су-27 таких результатов удалось добиться только через несколько месяцев после того, когда машина впервые поднялась в воздух. На 6 апреля 2010 года ПАК ФА выполнил шесть испытательных полётов, все они признаны успешными. Как заявляют в оборонно-промышленном комплексе, серьёзных доработок самолёт не требуетDj Dmitry. 8 апреля 2010 года из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский на военно-транспортном самолёте ВВС России Ан-124 «Руслан» был доставлен первый лётный образец ПАК ФА, а также комплексный наземный стенд, на котором проводится отработка оборудования и систем в обеспечение программы лётных испытанийАкрополь. 29 апреля 2010 года в Жуковском стартовал основной этап лётных испытаний. Состоялся седьмой испытательный, и первый на основном этапе, полёт нового российского истребителя. Машина провела в воздухе 40 минут. Так же как и в первом вылете в Комсомольске-на-Амуре, самолётом управлял Сергей Богданпрофиль удален. 23 мая 2010 года на международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia 2010, проходящей в Москве, заместитель главкома ВВС по вооружению генерал-майор Олег Бармин в интервью «Интерфаксу-АВН» заявил, что «Испытания идут нормально, у нас нет никаких озабоченностей»Г-Н Гусеницын. 17 июня 2010 года ПАК ФА завершил первый этап лётных и наземных испытаний, совершив 16-й полёт на аэродроме им. Громова (Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) в подмосковном Жуковском) под управлением лётчика-испытателя Сергея Богдана.Станислав КозловAlesja. 22 ноября 2010 года — первый лётный экземпляр ПАК ФА совершил 40 полётов, до конца 2010 года к летным испытаниям должна была присоединиться вторая машинаLiza. 3 марта 2011 года — В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет второго опытного образцаBergstrichNo.9. 14 марта 2011 года в ходе летных испытаний ПАК ФА Т-50 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полетов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростяхNo.. По состоянию на конец мая 2011 года два опытных лётных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 60 полётовЮля77. 10 августа 2011 года второй лётный образец ПАК ФА — Т-50-2(б/н 52) через четыре месяца после первого полёта с заводского аэродрома КнААПО совершил свой первый полёт в ЛИИ им. ГромоваЛиса. По состоянию на 16 августа 2011 года два опытных лётных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 84 полёта38. 17 августа 2011 года ПАК ФА впервые продемонстрирован широкой публике на авиасалоне МАКС-2011. Самолет совершил пятиминутный демонстрационный полет. 21 августа 2011 года, на МАКС-2011 при разгоне самолета ПАК ФА (Т-50-2, б/н 52), была видна вспышка, после чего был выпущен тормозной парашют, и самолет остановился в пределах взлетной полосы. Причиной инцидента стал сбой в работе автоматики силовой установки двигателя. По мнению специалистов, речь идет только о нестабильной работе датчика, следящего за некоторыми параметрами силовой установки. Сотый полет был совершен 3 ноября.Кондрат 22 ноября 2011 года состоялся первый полёт третьего опытного образца авиационного комплекса пятого поколения (Т-50-3, б/н 53). Самолёт пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан. Истребитель провел в воздухе чуть более часа и совершил посадку на взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома. Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием. В ходе полета была проведена проверка устойчивости самолета, оценка работы систем силовой установки. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной летной программы. Летчик отметил надежную работу всех систем и оборудованияНиколай Жигар. 24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленной на нём радаром с активной фазированной антенной решёткой. По состоянию на 8 февраля 2012 года прототипы ПАК ФА совершили более 120 полётов. 8 августа 2012 года «Сухой» приступил к испытаниям истребителя Т-50 (ПАК ФА) с новой бортовой радиолокационной системой с активной фазированной антенной решеткой 12 декабря 2012 года начались испытания четвёртого лётного образца (Т-50-4)] Экспортная модификация ПАК ФА получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft). После того, как ОКБ «Сухой» выиграло тендер на разработку самолёта, руководство компании, ввиду высокой стоимости проекта, в 2000 году обратилось к индийцам, с которыми ранее заключались договоры на поставку Су-30МКИ. Глава «Сухого» Михаил Погосян во время обеда в Москве с офицером индийских ВВС «доверительно сообщил», что «завершена разработка истребителя нового поколения, который станет таким же передовым как американский F-22 Raptor. Экономика России была разрушена, но „Сухой“ будет создавать новый высокотехнологичный истребитель, если Индия станет партнером, понеся расходы на разработку самолета в стенах Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНААПО)»профиль удален. Для ознакомления с проектом в ОКБ «Сухого» приезжали в том числе главком ВВС, министр обороны и президент Индии. Самолет им понравился, но от участия в работе над ним они вежливо отказались, обосновав это тем, что им нужен не двухдвигательный истребитель пятого поколения, который делает «Сухой», а легкий, с одним двигателем. Исходя из этого предполагалось, что Индия рассчитывала купить у США готовый истребитель пятого поколения F-22 Raptor (у него тоже два двигателя) или начинающий предсерийные испытания F-35 (JSF), у которого один двигатель. Но переговоры прошли безрезультатно, после чего индийцы согласились принять участие в проекте. 17.10.2007 было подписано межправительственное соглашение о совместной разработке экспортного варианта истребителя пятого поколения. На первом этапе проекта участие индийской стороны должно было быть чисто финансовым, а первоначальная стоимость работ оценивалась в 10 млрд долларов. Затем индийские специалисты должны будут при участии российских коллег доработать машину под собственные нужды. 22.11.2008 ОАК и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколенияСмеющаяся Слеза. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания займётся разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте возьмёт на себя российская компания «Сухой»Мир. В конце 2009 года индийской делегации был продемонстрирован образец самолета, от которого, по выражению одного из членов делегации (об этом в начале января написала индийская газета «Business Standard»), «эффект был как от удара током»профиль удален. 31.08.2010 в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» в рамках процесса по подготовке контракта между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения состоялась демонстрация нового российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также индийской самолетостроительной корпорации HALAvolo. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 процентов. Общая стоимость проекта оценивается в восемь-десять миллиардов долларов. Предполагается, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспортКорвин. 31.10.2012 ВВС Перу планируют приобрести российские истребители пятого поколения Т-50. По подсчетам перуанских военных, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех подобных истребителей. Как считают военные аналитики Перу, «учитывая состояние обороноспособности Перу, необходимо взять на вооружение новейшее мощное оружие сдерживания».Золотая Луна. 17 июня 2010 года Владимир Путин после наблюдения за ходом испытаний самолёта заявил, что «на первом этапе создания самолёта было потрачено 30 миллиардов рублей, ещё столько же требуется для завершения проекта». Он пояснил, что затем начнётся модернизация двигателя, вооружения и так далееЛиса. При этом, по словам Путина, самолёт будет в 2,5-3 раза дешевле зарубежных аналогов. Индия планирует закупать ПАК ФА по цене 100 млн долларов за самолёт. Бо;льшая часть информации о ПАК ФА является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Т-50 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится к тяжелому классу истребителей, аналогично Су-27. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: построен с применением техологий малозаметности, развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, многофункциональный. Кабина Т-50 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолета. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Имеется генератор кислорода. Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15", одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полетной информации выше-справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота. Органы управления — центральный РУС и боковой РУД. Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть фонаря у Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у Т-50-2 переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменен. С внутренней стороны фонаря наносится радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность на 30 % 23.05.2010 генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков сообщил Интерфаксу о том, что на ПАК ФА будет установлено катапультное кресло пятого поколения. По его словам, новое кресло по ряду параметров превосходит предыдущие кресла, стоящие на самолётах ВВС России. Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолёта. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа, крена, угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика — от 44 до 111 кг. Испытания нового кресла проходят параллельно с испытаниями самолёта. По его словам, завершить испытания катапультного кресла нового поколения планируется в 2010 году. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на ПАК ФА также будут новыми. Их разработка и испытания также завершатся в этом году, добавил конструкторБорис Барский. Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схемеЛунечка с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом5етя 6аров, плавно сопряженным с фюзеляжемЛунечка. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и ;14° соответственноЛунечка. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла присутствуют скосы. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частьюЛунечка. Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26°. В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолета. Аэродинамический тормоз отсутствует — вместо него для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов. Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. От поворотной части наплыва назад на несколько метров тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения. В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолета. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе. Шасси Т-50 трехстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полета. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу, составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколесная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси, находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия бокового ветра. Основные стойки шасси одноколесные (диаметр колес — 1 м) и оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При уборке основные стойки совершают поворот по двум осям. В значительной степени форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех истребителей пятого поколения (см. раздел Малозаметность). Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов — по словами главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %. Также он отметил что по сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоемкость и сократить время изготовления, что выливается в снижение цены машиныУмный Я. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП «ВИАМ» для Т-50 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолета. На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, которые должны поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — «АЛ-41Ф1» (Изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, созданный «НПО „Сатурн“» по заказу «ОКБ Сухого», удовлетворяющий всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. Двигатель второго этапа будет разработан в течение 10—12 лет с даты начала тендера Минобороны РФ, в котором будут участвовать ОДК и «Салют»Елистратов В.Л.. По словам управляющего директора НПО «Сатурн» Ильи Фёдорова, на прототипе ПАК ФА установлен От двигателя для Су-35С (Изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, полностью цифровая система управления, новая турбина и улучшенные расходные характеристики. Сейчас отдельные его узлы и агрегаты совершенствуются и проходят испытания. По словам генерального конструктора ОАО «НПО Сатурн» Виктора Чепкина 13 апреля 2011 года управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров объявил, что создание реактивного двигателя второго этапа («Изделие 129») для истребителя Т-50 (ПАК ФА) ведется с опережением сроков. По его словам, на данном этапе подразделения НПО 'Сатурн' и взаимодействующих структур работают в Москве, Рыбинске и других подразделениях над эскизным проектом двигателя. Согласно существующим планам, двигатель первого этапа (АЛ-41Ф1) будет использоваться на прототипах самолета и первых серийных моделях, которые начнут поступать на вооружение ВВС России в 2015 году (при этом продолжение выпуска АЛ-41Ф1 Федоров назвал экономически невыгодным), тогда как двигатель второго этапа («Изделие 129») будет устанавливаться на более поздние партии ПАК ФА. Завершение опытно-конструкторских работ и поставка первых двигателей министерству обороны России планируются на 2015 год (одновременно с началом поставок истребителя). На данном этапе о новом двигателе известно лишь то, что «Изделие 129» будет отличаться от АЛ-41Ф1 увеличенной тягой, а также более высокой топливной эффективностью. По некоторым предположениям, двигатель второго этапа сможет развивать тягу в 107 кН в крейсерском режиме полета и в 176 кН в режиме форсажа. Кроме того, вероятно, будет значительно увеличен межремонтный ресурс. Исходя из опубликованных изображений прототипа ПАК ФА, можно предположить, что ракеты класса «воздух-воздух» находятся внутри двух одинаковых внутренних отсеков, установленных друг за другом, длиной приблизительно 5 метров и шириной 1,2—1,3 метра каждый, кромки створок имеют пилообразную форму для снижения радиолокационной заметности. Размеры этих отсеков также позволяют предположить, что в них может быть размещено до восьми модернизированных ракет РВВ-АЕ со складывающимся оперением, известными как «изделие 180». Дополнительно предусмотрена возможность установки шести внешних подкрыльевых узлов подвески для увеличения полезной нагрузки. 12 марта 2011 года в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Шиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты ПАК ФА, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн. По заявлениям Юрия Белого, генерального директора НИИП, радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку». Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief (англ.)русск., уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система ПАК ФА будет содержать 5 встроенных антеннKarkun. На ПАК ФА планируется устанавливать новую РЛС с АФАР, разработки НИИПЛюлю, содержащей 1526 приёмо-передающих модулей, что обеспечит самолёту большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения по ним управляемого ракетного оружия. Плоскость ФАР расположена под наклоном, что несколько снижает её мощность при работе по наземным целям, однако существенно снижает её вклад в ЭПР самолёта. Радар построен полностью на российской элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs) и передовых технологий антенных систем с электронным управлением лучом. Новый радар был впервые представлен общественности на авиасалоне МАКС-2009, где представитель НИИП сообщил, что испытания РЛС были начаты в ноябре 2008 года, работы по совместным испытаниям с другими системами самолёта — летом 2009 года, а выпуск первой полностью готовой к боевому применению БРЛС запланирован на середину 2010 годаЛюлю. Кроме основной БРЛС на МАКС-2009 также была представлена дополнительная РЛС для ПАК ФА L-диапазона, конструктивно размещаемая в предкрылке. Применение дополнительной РЛС, разнесённой с основной как по положению, так и по частотному диапазону, позволит не только увеличить помехозащищённость и боевую живучесть конструкции, но и в значительной степени нейтрализует технологии снижения заметности самолётов противника, которые способны уменьшить заметность лишь в определённом диапазоне длин радиоволн. Предполагается, что подобные РЛС смогут быть также размещены в любых конструктивных элементах планера. По мнению некоторых зарубежных экспертов, ПАК ФА будет оснащён новой оптико-локационной станцией «ОЛС-50М», которая позволит получить преимущество в обнаружении малозаметных воздушных целей и может стать первичным датчиком в воздушном бою с самолётами F-22 и F-35Лена М. В состав радиолокационного комплекса Ш-121 входят: антенная система переднего обзора Н036-1-01, антенная система L-диапазона Н036L-1-01 и антенные системы бокового обзора — Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б. РЛС — проектируемая Н036 с активной фазированной антенной решеткой. Использование на ранних этапах РЛС Н035 Ирбис невозможно из-за несоответствия габаритов, однако, в разрабатываемой Н036 использована часть технологий, применяемых на Н035 Ирбис. В 2009 году на МАКС-2009 был впервые показан прототип Н036. В одном из интервью Михаил Погосян сообщил, что испытания истребителя пятого поколения с новой РЛС должны начаться во второй половине 2010 года. Из известных характеристик: число ППМ — 1526 штук, размеры антенного полотна — около 700 ; 900 ммЛунечка Характеристики РЛС Н035 Ирбис: * Диапазон частот: X (8—12 ГГц) Интегрированная модульная авионика боевых комплексов В августе 2012 года прошла информация о том, что размещается заказ на создание интегрированной модульной авионики (ИМА) боевых комплексов для самолета ПАК ФА (Т-50). Требуется разработать информационно-вычислительные модули, отвечающие за выполнение большинства процессов: самолетовождение, экранную индикацию, навигацию и множество других — за исключением примитивных вроде кондиционирования и выпуска шасси. Главная задача проекта — перейти от классической многомашинной вычислительной системы к интегрированной в соответствии с концепцией ИМА. В качестве основы для создания системы берутся стандарты американской компании ARINC и Ассоциации VITA. Предполагается, что бортовая цифровая вычислительная машина будет собрана из доработанных процессорных модулей разработки ЗАО «МЦСТ». Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения вероятности обнаружения самолета в радио-, инфракрасном и видимом диапазонах длин волн, а также акустически. Результатом этих мер является повышение выживаемости истребителя во время боевых действийМальчик Banananchik. Снижение заметности Т-50 в радиодиапазоне обеспечиваются формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета. В частности кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов. В некоторых случаях (напр. в остеклении кабины) применяются отражающие материалы. Также снижение радиозаметности стало одной из основных причин размещения части вооружения во внутренних отсекахСвятослав Нау. Благодаря этим мерам отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. Последний таким образом не получает информацию о пространственном положении и скорости самолета. Поскольку абсолютной незаметности добиться невозможно, всегда присутствует сигнал, который, отразившись от самолета, все-таки возвращается к источнику. Его характеристика выражается значением эффективной площади рассеяния (ЭПР), снижение которой по сути и является основной целью мер понижения радиозаметности. Значение ЭПР самолета (объекта сложной формы) существенно зависит от направления, из которого исходит излучение. Как правило ЭПР малозаметных истребителей намеренно делается ниже в передней полусфере, чем в задней, что определяется тактикой их применения. Стоит заметить, что вышеприведенные меры наиболее эффективны против РЛС с совмещенными приемниками и передатчиками. Снижение заметности в видимом диапазоне обеспечивается маскировочным окрашиванием планера. Маскировочная окраска может быть защитной, сливающейся с фоном, и деформирующей, искажающей зрительное восприятие формы самолета. Последнее достигается использованием более темных тонов при покраске выделяющихся частей и краев планера, а более светлых — для покраски не выделяющихся, центральных частей. Окраска первого летного экземпляра Т-50 — зимняя, деформирующая. Снижение тепловой и акустической заметности в значительной степени определяется конструкцией двигателей самолета (см. раздел Двигатели). Также важную роль в малозаметности истребителя играет его способность оперативно получать информацию о противнике, не обнаруживая себя. Для этого самолет должен иметь систему пассивных датчиков и надежные каналы обмена информацией (см. раздел Радио- и оптоэлектронное оборудование). Зарубежные эксперты австралийского портала Air Power Australia, посвящённого аналитике военной авиации, проводившие анализ первого прототипа, пришли к выводу, что Т-50 является прекрасным первым успехом российских инженеров в проектировании самолёта с использованием технологий малозаметности. Однако они предполагают, что первый прототип создан в первую очередь для испытаний лётно-технических возможностей, а не технологий малозаметности и судить о его будущих возможностях в этой области пока рано. Вместе с тем, можно констатировать, что Т-50 — это удачный компромисс между высокими лётными качествами и малозаметностью, который в сочетании с продвинутыми средствами обнаружения (РЛС с АФАР L-диапазона, оптико-локационная станция) позволит серийным образцам добиться превосходства в воздухе над всеми существующими в настоящее время самолётамиЕлена Лайм. 1 марта 2010 года премьер-министр Владимир Путин посетилЗачем опытно-конструкторское бюро «Сухого». Во время визита главный конструктор самолёта ПАК ФА Т-50 А. Н. Давиденко заявил: В опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук» том 73, № 9, с. 848 (2003) статье «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий» в основу которой положено научное сообщение на Президиуме РАН, авторы Михаил Погосян — чл.-корр. РАН, директор ГУП авиационно-промышленного комплекса «Сухой» и Андрей Лагарьков — чл.-корр. РАН, директор Института теоретической и прикладной электродинамики Объединённого института высоких температур РАН, дают такую оценку ЭПР истребителям 5-го поколенияФаnat-Манyak: По заявлениям сайтов F-16.net и global security, ЭПР многоцелевого истребителя F-22 Raptor составляет ~0,0001 м;, что полностью противоречит заявлениям российских специалистов. Это может говорить только о засекреченности реальных данных об ЭПР самолетов и не исключено, что они могут быть как занижены (с американской стороны), так и завышены (с российской). Приведённые ниже характеристики частично являются расчётнымиMolЛунечка. * Экипаж: 1 человек Лётные характеристики (заявленные) * Предельная скорость на высоте: 2125—2600 км/ч (2,0—2,45 М) * Пушечное: 30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились) Во внутренних бомбоотсеках будут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МДАнастасия Рудая, средней дальности РВВ-СДАнастасия Рудая (Изделие 180) и большой дальности РВВ-БД (Изделие 180-БД)Валентина КотогоноваАнастасия Рудая. Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальностиАнастасия Рудая, чувствительностиАнастасия Рудая, помехозащищённостиАнастасия Рудая и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полётаАнастасия Рудая, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооруженийАнастасия Рудая. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвескиMol. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типовАнастасия Рудая, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбыАнастасия Рудая. 13 февраля 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки, меньшей величине разбега и пробега, а также выглядит лучше зарубежных аналогов по характеристикам бортового оборудованияДенис Чуваев. * Российская компания «Звезда» по лицензии ОКБ «Сухой» производит модель истребителя в масштабе 1:72 под названием «Су-50 (Т-50)»Эльза К * Истребитель пятого поколения 1. ; «СУ»ДАРЬ расправляет крылья * Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Сайты и ресурсы * КБ «Сухой» — главный разработчик ПАК ФА Патенты * МНОГОРЕЖИМНЫЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ (рус.) Книги * Пятое поколение: у нас и у них (рус.) Статьи * Взлетел! Первый полет российского истребителя пятого поколения прошёл успешно (рус.) Видео * Первый полет ПАК ФА — видео от пресс-службы «Сухого» Фотографии * Фотографии пресс-службы Сухого с первого полета ПАК ФА
Су-9 • Су-11 (1958) • Су-15 • Су-27 (Су-27СМ • Су-27СМ2) • Су-30 • Су-33 • Су-27М • Су-35 • ПАК ФА (Т-50) Су-2 (ББ-1) • Су-7 • Су-17/Су-20/Су-22 • Су-24 • Су-25 • Су-25Т • Су-39 • Су-34 Су-12 УТБ • Су-25УТГ • Су-26 • Су-28 • Су-27КУБ/Су-33УБ • Су-29 • Су-31 Су-38 • Су-80 • Superjet 100 Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • Т-4 • SSBJ • МФП (Су-41) • С-37 (Су-47) • Т-60 • Су-37 • КР-860 * Самолёты Сухого ============Су-50(Т50)==ПАК ФА.= Предки. МиГ 1.44 МФИ, неоф. МиГ-39 — Многофункциональный Фронтовой Истребитель, опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения. Самолёт, на котором планировалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф. Создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника. Имеет широкое применение стелс-технологий. Всё вооружение самолёта располагалось во внутреннем отсеке. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у 1.44 были спроектированы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим ЭПР самолёта. * 1 История и общие сведения Предварительные работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме «утка» с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки. Самолёт МиГ 1.44 базируется в Жуковском. Самолёт с шифром 1.42 является опытным образцом, на котором отрабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Построен 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний. Самолёт с шифром 1.44 является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Построен 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на «Соколе» в разной степени готовности на момент закрытия проекта. Самолёт с шифром 1.46 является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящим его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра. Разработка нового истребителя началась в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1983 г. была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г. — эскизного проекта и макета самолета, получившего индекс «МФИ» — многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать: * сверхманевренность; Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации. В 1999 году было решено отдать приоритет разработкам КБ Сухого, а МАПО «МиГ» включить в его состав. Мотивами, вероятно, послужили высокая заявленная цена МФИ и утверждения М. А. Погосяна о превосходстве С-37 над МФИ по ТТХ и возможности запуска его в серию в ближайшем будущем. Несмотря на это, работы над МФИ продолжались, и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же поднялся в воздух. Тем не менее,новый глава КБ не был заинтересован в дальнейшей разработке чужого проекта,невзирая на неудачи собственного С-37 и высокий уровень готовности МФИ,который уже мог быть запущен в серийное производство на «Соколе». В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА, окончательно похоронившее и МФИ, и С-37. На 2012 г. единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом. На базе МиГ 1.44 в начале 1990-х годов также создавался лёгкий истребитель с одним двигателем АЛ-41Ф, имеющий такую же аэродинамическую схему. Проект был закрыт на этапе продувочных моделей в связи с выбором Минобороны СССР проекта Су-37 (старый) КБ Сухого. Утверждение о якобы устанавливаемых на МиГ 1.42 плазмогенераторах (устройствах, создающий на поверхности фюзеляжа специальное облако плазмы, резко снижающее заметность самолёта при его облучении различными средствами обнаружения) является фантазией В. А. Кучеренко, высказанными им в своей книге Сломанный меч Империи. В действительности электрогенерирующих мощностей на борту истребителя совершенно недостаточно даже для расчётных потребностей плазмогенератора, а что самое главное – эта идея на настоящий момент уже устарела с появлением современных радиопоглощающих покрытий и пассивных РЛС (например, AN/ALR-94). По всей видимости, к этому же автору восходят утверждения о лазерных пушках. Среди некоторых не названных западных экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были переданы Китаю, хотя, возможно, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у ОКБ Сухого. * http://www.airwar.ru/enc/xplane/mfi.html * Самолёты МиГ Каталог / Военно-воздушные силы / истребители / пак-фа сухой т-50 ПАК-ФА Сухой Т-50 Предполагаемые характеристики: Двигатели: АЛ-41Ф (117С на первых прототипах) Электроника: Вооружение: ? 1(2?)x30мм пушка АЛ-31Ф/ ФН ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Семейство БРЛС Ирбис-Е AA-12 / Р-77 РВВ-АЕ /МД/СД СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ AA-10 Alamo / Р-27 СЕМЕЙСТВО РАКЕТ В 1998 году ВВС РФ выдали тактико-техническое задание (ТТЗ) на легкий многофункциональный фронтовой самолет (ЛФС). На роль ЛФС могли претендовать проекты С-56, С-52/57, МиГ 1.27 и МиГ-29M3. Легкий фронтовой самолет рассматривался как дешевое дополнение к МФИ. - 1998 СФИ (средний фронтовой истребитель). Самолёт так называемого среднего класса, написано обоснование и техническое задание. Цель - сохранение характеристик при сниженном взлетном весе (в сравнении с Су-27) за счёт уменьшенных массово-габаритных характеристик БРЭО и повышенных удельных параметров двигателей. Вероятно в классе F/A-18E/F. По заверениям руководства КБ Сухого СФИ способен один решать задачи МФИ и ЛФИ, в результате были окончательно закрыты темы ОКБ МиГ 1.42 и 4.12. - 1999. Официальное начало работы по Т-50 - истребителю 5-го поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21). …Следующим шагом стало уточнение в конце 2000 г. Состава перспективной группировки ФА. В связи с этим некоторое время тема звучала как "средний фронтовой истребитель" (СФИ). В апреле 2001 г., ВВС конкретизировали требования к перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА). Насколько известно ВВС требуется около 300 истребителей ( оптимистично - 600 ). По-видимому, пересмотр ТТЗ стал следствием отказа от тяжелого истребителя (программа МФИ), что привело к объединению тем МФИ и ЛФС в одну. По известным данным новая машина ОКБ Су должна была занять нишу между И-90 (1.42) и ЛФИ ( микояновский проект 80-х годов 412, С-57) и иметь нормальный взлетный вес, согласно аванпроекту 23 тонны. На создание ПАК ФА предполагалось выделить полтора миллиарда долларов. С самого начала эта сумма вызывала сомнения. В Иркутском АПО полагают, что на программу создания собственно самолета пятого поколения необходимо 2,5-3 млрд. долл. Представитель АВПК "Сухой" заявил, что для перевода работ по С-37 из стадии экспериментального образца в стадию серийного производства потребуется примерно 10 млрд. долл. Закупочная стоимость одной машины (на внешнем рынке) вероятно будет соизмерима с ценой F-35 и составит порядка 80 млн.долл. - ПАК ФА, 2000 - 2003 г, он победил в конкурсе аванпроектов в 2002 году. В результате работ вырос взлетный вес и соответственно были снижены летные данные. Вероятно в результате произошёл отказ от варианта с вертикальной посадкой. ОКБ имени Яковлева объявило о временной приостановке своего участия в проекте, ввиду изменения требований к комплексу со стороны заказчика. Укороченный взлет и вертикальная посадка будут реализованы позже. -2003 - 2004, был успешно защищен эскизный проект. Главный конструктор самолета Т-50 - А.Н.Давиденко (на 2004 г.). Успешно проведена защита эскизного проекта нового истребителя, начаты эксперименты на летающих лабораториях. По состоянию на 2004 год проектный максимальный взлетный вес Т-50 достиг 35 тонн. В 2005 году объявлено, что весь комплекс работ по созданию Т-50 обойдется в 5 миллиардов долларов. Самолет будет оснащен моторами АЛ-41Ф1, так называемого первого этапа с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) и тягой 14000 кгс, двигатель второго этапа будет оснащен новым компрессором и соплом с реверсом тяги (вероятно общее плоское сопло для двух двигателей, аналогичное серийному С-37). Тяга составит 15300 - 15500 кгс. -2006 В 2006 году запланированы завершение разработки, предъявление и защита очередного этапа проекта и его составных частей. В «Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова» идут подготовки по программе комплекса И-21. Программы разработки комплекса И-21 и семейства российских региональных самолетов RRJ являются национальными приоритетными программами в авиастроении и обеспечиваются государственной поддержкой. Основной объем НИОКР, выполняемых ОАО «ОКБ Сухого», приходится на программы военной авиации - 74,8% и почти половина от этого объема (36,7%) - НИОКР, связанные с разработкой комплекса И-21. …"планер самолета определен, продут (в аэродинамических трубах ЦАГИ, - "ИФ-АВН"), характеристики выверены". 23 августа. Истребитель пятого поколения в России планируется создать двух классов - тяжелого и легкого, сообщил главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов. 2007. В марте объявлено о начале строительства первого летного экземпляра ПАКФА. …Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) имени Чкалова приступило к строительству многофункционального истребителя пятого поколения. Работы проводятся совместно с авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Федор Жданов в ходе посещения НАПО губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским. Проект самолета пятого поколения ВВС России прошел защиту технического макета. Об этом 6 апреля 2007 года сообщил временно исполняющий обязанности главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковник РФ Александр Зелин. Он отметил, что сроки исполнения заказа и решение заказчика (Министерство обороны РФ) не меняются. "В сроки до 2009г. Мы укладываемся", - подчеркнул А.Зелин. 29.12.2008 года «К августу 2009 года мы получим летный самолет пятого поколения. Мы поднимем в воздух эту машину в 2009 году», - сказал Главком журналистам. А. Зелин отметил, что к 2009 году будут готовы три самолета пятого поколения. «Все они в данный момент проходят испытания и находятся в той или иной степени готовности», - сказал он. По словам Главкома ВВС, «причин для невыполнения планов по поставкам этих самолетов в срок я не вижу» ни с финансовой, ни с организационной точки зрения. 06.2009 Днем ранее в Ле Бурже Погосян анонсировал, что ПАК-ФА встанет на крыло в этом (2009) году и "может быть представлен на выставке не ранее 2010-2011 гг" 24.12.2009 первая пробежка по полосе. Перевод из статьи "Assessing the Sukhoi PAK-FA", Air Power Australia Analysis 2010-01 Анализ опытного образца ПАК-ФА представляет собой дизайн, у которого есть передний фюзеляж, входные заборники, верхний фюзеляж, крыло и дизайн поверхности хвостовой части Очень Низкой Заметности (VLO/stealth), которые очень конкурентоспособны против американских F-22A и YF-23 ATF проектов. Кормовая часть и центральный более низкий фюзеляж, и в кормовой части фюзеляж и формирование сопла уступают F-22A и YF-23 ATF, разделяя те же самые недостатки что и F-35 JSF. Это может быть последствием использования временных двигателей. Анализ аэродинамических особенностей фюзеляжа опытного образца ПАК-ФА, показывают дизайн, который превосходит все Западные эквиваленты, обеспечивая ‘исключительную маневренность (ловкость)’, превосходящую Су-35. Это достигнуто объединенным использованием трехмерного векторного контроля сопел двигателей, вседвижущихся поверхностей хвостового оперения, и усовершенствованного аэродинамического дизайна со смягченной направленной статической стабильностью и осторожным распределением массы, для управления инерционными эффектами. ПАК-ФА оснащен необычно надежными высокими шасси, предназначенным для укороченного взлета и посадки (STOL). По информации авионика и системы будут получены из проекта Су-35С, с важным различием в использовании многорежимного первичного радара AESA с высокомощной апертурой Х-диапазона. Пять апертур AESA предназначены для производства ПАК-ФА. Чрезвычайно интегрированный набор относящийся к авионике предназначен, чтобы обеспечить объединение данных и сетевые способности подобные F-22A. В тоже время имеющиеся доказательства демонстрируют, что продуманная разработка дизайна ПАК-ФА имеет потенциал, чтобы конкурировать с F-22A в VLO ключевых аспектах, и превзойти F-22A аэродинамически и кинематически. Поэтому, с технологической стратегической перспективы, ПАК-ФА превращает все истребители США, и F-35 II , стратегически несоответствующими и нежизнеспособными после того, как ПАК-ФА поступит в серийное производство в 2015. Разработанный, чтобы конкурировать против F-22 в традиционных Вне Визуального Диапазона (BVR) и В пределах Визуального Диапазона (WVR) воздушных боях, ПАК-ФА разделяет все ключевые признаки 5 поколения, до сих пор уникальные для F-22 - незаметность, сверхзвуковой круиз, векторы тяги, высоко интегрированную авиационную радиоэлектронику и мощный набор активных и пассивных датчиков. В то время как ПАК-ФА твердо квалифицируется как проект пятого поколения, у него есть два дополнительных признака, отсутствующие в существующем дизайне F-22. Первым является чрезвычайная маневренность (ловкость), следующая из передового аэродинамического дизайна, исключительной тяговооруженности и трехмерного вектора тяги, объединенными с прогрессивной цифровой системой управления полетом. Второй признак - исключительная боевая продолжительность полета, результат 25 000-фунтовой внутренней топливной нагрузки. Внутренняя и внешняя полезная боевая нагрузка, вероятно, будет несколько большей, хотя сопоставима с таковой с F-22A. В то время как основной дизайн, наблюдаемый у первого опытного образца ПАК-ФА, уступает в критической всеракурсной незаметности F-22 в воздушном бою (BVR) и глубоком проникновении, такие элементы его дизайна как маневренность/управляемость, которые приводят к чрезвычайной маневренности (ловкости), дают ему потенциал, чтобы стать самым смертоносным и способным к выживанию истребителем, когда-либо построенным для воздушных боев. Тактическим влиянием развитого производства ПАК-ФА является потеря подавляющего преимущества, обеспеченного до сих пор F-22A. В полете против ПАК-ФА, решающий результат может только быть гарантирован числовым превосходством сил F-22A на ТВД. Как только ПАК-ФА развернут в пределах ТВД, особенно если он будет решительно поддержан анти-стелс ISR системами, у Соединенных Штатов больше не будет способности быстро завоевать воздушное превосходство, или возможно даже достигнуть воздушного превосходства. Это не только лишит США доступа к защищенному воздушному пространству противника, но также представляет перспективу неспособности сил Соединенных Штатов, чтобы надежно защитить базирование и линии тыла на ТВД. В самом широком смысле ПАК-ФА - сплав идей и элементов дизайна, замеченных в последних вариантах Flanker'а и демонстраторов, но вмещает определенные особенности стелс-дизайна, использованные ранее в Northrop/MDC YF-23 ATF демонстраторе и LM F-22. ПАК-ФА - исключительно уникальный российский проект и не является копией F-22 или YF-23. Нет менее важно, ПАК-ФА - по Западным стандартам проект с низким риском, следующий российской философии "эволюционного" дизайна, а не подхода "Большого взрыва", в настоящее время одобряемого на Западе- попытки начать на пустом месте с нуля полностью или в ключевых частях дизайна. Российские источники указывают, что опытные образцы будут оснащены производными существующего набора относящегося к авионике Су-35, чтобы уменьшить риск и стоимость. Вероятно, что эта стратегия сокращения риска при помощи существующих производимых аппаратных средств будет относиться к другим ключевым внутренним компонентам. Использование двигателей 117С ряда, обычных для Су-35 в опытных образцах ПАК-ФА, является главным примером. Другой пример - основное расположение или конфигурация проекта корпуса ПАК-ФА, который очевидно основан на T-10 серии, с большим центральным каркасом фюзеляжа, парой длинных змеевидных двигательных входных заборников, с входными отверстиями ниже большого LEX, двигатели, установленные во взрыво стойкие трубы, которые также обеспечивают средства для контроля за УВТ, и смешанный передний фюзеляж поднятый выше центральной оси двигателей, мало чем отличающийся от Flanker'а и F-14. Дизайн передней и центральной части фюзеляжа поэтому ближе к Flanker и YF-23 чем к F-22A. Крыло формы в плане является близким к F-22, отражая цели проекта в формировании незаметности и сверхзвуковому круизу. Где ПАК-ФА отличается наиболее существенно от более раннего Flanker'а, F-22 и YF-23 находятся в кормовой части дизайна фюзеляжа, и дизайне движущейся LEX или Поворотной Части Наплыва (ПЧН), призванными обеспечить чрезвычайную маневренность и управляемость и, таким образом, чрезвычайную маневренность - признак, отсутствующий в F-22 и YF-23, но существующий в некоторых более поздних вариантах Flanker'а, демонстраторах и прототипах. Чтобы обеспечить чрезвычайное маневренность, коллектив дизайнеров Сухого использовал все-движущиеся stabilators и наклонные кили, кивающую подвижную ПЧН, и трехмерные осесимметричные двигательные сопла. Широкое пространство полностью ясно сформированных ребер и двигательных сопел обеспечивает намного большее плечо момента и для аэродинамического и для УВТ крена и рыскания, чем наблюдаемые на предыдущих проектах. В то время как поверхности хвоста не ослабляют заметность, использование осесимметричных трехмерных сопел не отличается от фиксированных сопел F-35. С другой стороны, текущий дизайн может быть преднамеренным сокращением с более усовершенствованной кормовой частью четверти VLO дизайна, чтобы появиться с конечным двигателем разрабатываемым под проект. Качество передней четверти дизайна VLO демонстрирует, что Сухой способен к формированию дизайна кормовой части VLO, не хуже дизайна F-22A или YF-23. Комбинация аэродинамических элементов дизайна для чрезвычайной маневренности, высокая тяга, сверхзвуковые круизные двигатели, чтобы обеспечить сверхзвуковое постоянство, и большое боевое постоянство, обеспеченное большим внутренним топливным загрузкой и большой боевой нагрузкой, делает ПАК-ФА лучшим соответствием "энергетической маневренности" модели Бойда когда либо разработанной. Чрезвычайная маневренность проекта ПАК-ФА, используемая гармонично с другими элементами дизайна 5 поколения, открывает диапазон новых тактических качеств, не достижимых существующими или в настоящее время планируемыми Западными проектами истребителей." 2012. По словам Главкома ВВС России генерал-лейтенанта Виктора Бондарева на 12.2012 "ПАК ФА успешно выполняет полеты, три самолета проходят испытания в подмосковном Жуковском, один самолет еще проходит испытания на заводе. И пятый самолет сейчас на выходе - идет его приемка". Ожидается поступление еще 3х летных экземпляров. Госиспытания назначены в ГЛИЦ с 03.2013 до 2014-2015г. Ресурс: САМОЛЕТ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ АН-71 Madcap Самолет предназначен для наблюдения за воздушным пространством, поиска, обнаружения и сопровождения воздушных целей (в том числе низколетящих на фоне земной поверхности), управления боевыми действиями тактической авиации и силами и средствами ПВО, а также для ведения радиотехнической разведки. Ан-71 создан в ОКБ O.K. Антонова в начале 80-х годов на базе военно-транспортного самолета Ан-72. Первый полет опытного экземпляра состоялся 12 июля 1985 года, в мае 1986 года на самолете был смонтирован комплект радиоэлектронного оборудования. При создании нового самолета передняя часть фюзеляжа и крыло Ан-72 остались практически без изменений, задняя же часть фюзеляжа и хвостовое оперение были спроектированы заново в связи с размещением на киле антенны РЛС кругового обзора. Экипаж, и оборудование размещены на самолете Ан-71 следующим образом: за радиопрозрачным обтекателем навигационной РЛС находится кабина летчиков, за ней следует кабина с рабочими местами трех операторов радиотехнического комплекса «Квант», а также часть аппаратуры зтого комплекса, средняя часть фюзеляжа используется для размещения ЭВМ комплекса «Квант» и некоторых систем общесамолетного оборудования. В хвостовой части фюзеляжа размещены блоки аппаратуры РЛС кругового обзора. Кабины самолета имеют защиту от электромагнитного излучения РЛС. В связи со значительной массой установленного на самолете радиоэлектронного оборудования, в его силовой установке используются более мощные двигатели Д-436К, являющиеся модификацией двигателей Д-36, установленных на Ан-72. Так как и эти двигатели не обеспечивают безопасного взлета самолета в случае отказа одного из двигателей, в хвостовой части установлен дополнительный стартовый двигатель РД-38А с тягой 2 900 кгс. На Ан-71 установлено усиленное шасси, позволяющее эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. В целом обеспечена возможность автономной эксплуатации самолета в течение 30 суток. Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет радиотехнический комплекс «Квант», предназначенный для обзора воздушного пространства на дальность 350 — 370 км в диапазоне высот от 0 до 30 000 м (самолет типа «истребитель» с эффективной отражающей поверхностью 2 м2 обнаруживается на дальности 200 км, координаты цели на этой дальности определяются с точностью 2,5км). РЛС комплекса «Квант» работает в диапазоне дециметровых волн, полный оборот антенны осуществляется за 10 секунд. Комплекс позволяет одновременно сопровождать до 170 целей. Информация о них обрабатывается бортовой ЭВМ и может быть передана по закрытым каналам связи на наземные пункты управления или на другие самолеты. Кроме основной модификации Ан-71 была разработана также модификация Ан-71К, предназначенная для размещения на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Имеются сведения о разработке на базе Ан-72 еще одного самолета ДРЛО — Ан-88, у которого вместо РЛС с антенной, вращающейся в дискообразном обтекателе, используется РЛС с фазированной антенной решеткой. Антенна этой РЛС установлена в обтекателях по обе стороны фюзеляжа. Самолет Ан-71 изготовлен в двух экземплярах, в настоящее время работы по этой тематике приостановлены. САМОЛЕТ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ АН-71 Madcap image #995 САМОЛЕТ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ АН-71 Madcap image #996 САМОЛЕТ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ АН-71 Madcap image #997 Ресурс: AT-14 / 9K135 Корнет Дальность стрельбы, м: Предназначен для поражения современных и перспективных танков, оснащенных динамической защитой, и легкобронированных целей, фортификационных сооружений, низколетящих воздушных целей (зависшие вертолеты) в условиях радиоэлектронных и оптических помех, в любое время суток, в затрудненных метеоусловиях. В состав комплекса «Корнет-Э» входят: Конструкция комплекса «Корнет-Э» обеспечивает боевую работу в положениях «лежа», «с колена», «стоя в окопе», с подготовленных и неподготовленных огневых позиций. Прост в обращении и не требует высокой квалификации обслуживающего персонала. Ракета обеспечивает поражение целей с толщиной брони до 1000...1200 мм на дальностях от 0,1 до 5,5 км. Масса транспортно-пускового контейнера с ракетой составляет 27 кг, длина—1200 мм. Бронепробиваемость боевой части ракеты оценивается в 1000 мм. Размещенная на треноге выносная пусковая установка массой 26 кг включает в себя прицельное устройство, выполненное в одном блоке с лазерным излучателем канала наведения. Пусковая установка может комплектоваться тепловизионным прицелом ШН-79 «Метис-2» массой 11 кг, обеспечивающим обнаружение целей на дальности до 4 км и пуск ракет на дальности до 2,5 км. Пусковая установка обеспечивает наибольшую гибкость применения - она может перевозиться на различных автомобилях, БТР и БМП, а при необходимости - переноситься боевым расчетом. КБП разрабатывает ПТРК средней дальности Ресурс:ъ |